Автор работы: 7**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:24, контрольная работа
Российский рынок субфедеральных и муниципальных займов появился сравнительно недавно, в 1992 году. Основными проблемами, с которыми сталкиваются как федеральные органы власти России, так и органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований являются: низкая инвестиционная активность; низкий уровень собираемости налогов; острота социальных проблем. Данные проблемы наряду с уменьшением централизованного финансирования, высокой стоимостью и короткими сроками банковских кредитов, привели к сокращению внутренней ресурсной базы субъектов Федерации и муниципальных образований, что вынудило территориальные органы власти искать дополнительные источники привлечения финансовых ресурсов.
Доходность по облигациям
Москвы в течение 2009 года в целом
снижалась, например по однолетним с 16
% в феврале до 7 % в ноябре-декабре. Длина
размещенных облигаций в течение года
увеличивалась с одного года в январе-апреле
до семи лет в августе-сентябре.
Москва — специфический эмитент в сравнении
с другими регионами РФ. Никто не может
сравниться с ней по объему и количеству
выпусков, по их кредитному рейтингу, а,
следовательно, и по доходности. В то же
время Москва является важным индикатором,
наглядно демонстрируя уровень отсчета
по доходности и тренд на рынке СМО. У остальных
регионов возможность замещения заимствований
на открытом рынке бюджетными кредитами
породила определенные ожидания.
3.3.
Банковские кредиты
Следующей по значимости тенденцией 2009 года стал рост объема и доли банковских кредитов. Например, за девять месяцев 2009 года проведено только 20 аукционов по размещению СМО (из них 14 — Москва, 3 — Московская область), а на рынке кредитов — 150. За первое полугодие прирост банковских кредитов (к аналогичному периоду 2008 года), полученных СРФ и МО, составил почти 10 %, их объем достиг 146,5 млрд руб.
Уровень
процентной ставки на рынке банковских
кредитов в начале года (20–30 %) привел
к тому, что регионы стали предлагать
— в порядке антикризисных
требований — ввести госрегулирование
процентной ставки по кредитным ресурсам
(нормативно ввести предельную ставку
по кредитам в виде фиксированной величины
маржи к ставке рефинансирования ЦБ РФ),
а также усилить контроль за установлением
банковских ставок. Предлагалось также
ввести институт дилеров межбанковского
кредитного рынка под контролем и при
финансовой поддержке ЦБ РФ.
Для содействия в получении кредитов в
двух банках — Сбербанке и ВТБ — Минфин
России направлял «комфортное письмо»,
которое играло роль знака кредитного
качества региона, — своеобразный кредитный
рейтинг Минфина локального значения.
Проявившиеся в условиях кризиса преимущества банковских кредитов по сравнению с облигационными займами не так очевидны:
В
отличие от кредитов досрочный выкуп
собственных облигаций на рынке
через генерального агента в рамках Закона
№ 94-ФЗ еще не освоен эмитентами, поэтому
в условиях резкого падения цены СМО в
конце 2008 года им никто не смог воспользоваться.
Опыт обмена облигаций Москвы оказался
малопригоден для других эмитентов.
3.4.
Облигации
Высокий
спрос на деньги со стороны субъектов
РФ и муниципальных образований
был продемонстрирован в
В наступившем 2009 году спрос усилился:
потребность в займах вынуждала регионы
поднимать уровень доходности до 25 %. Банки
предлагали от 25 %. Диапазоны опять не перекрывались.
Международные
рейтинговые агентства —
Проводимая девальвация рубля заморозила рынок рублевых облигаций. В феврале 2009 года окончание «плавной девальвации» положило начало оживлению рынка кредитов. На рынке СМО только одна Москва, которая практически не получает кредиты, упорно пыталась разместить однолетние облигации с доходностью 15–16 %. Размещения проходили с трудом. В конце марта началось укрепление рубля, связанное с ростом цен на нефть. По итогам I квартала средняя цена нефти составила 43 долл. за баррель. С конца апреля ЦБ РФ начал снижать ставки. Спрос на рублевые облигации стал возрастать. Доходность по индексу Cbonds-Muni, характеризующему средневзвешенную доходность наиболее ликвидных в текущем месяце выпусков СМО, за период с февраля по май снизилась с 24 % до 16 %.
Начавшееся укрепление рубля вызвало появление спроса на российские акции со стороны западных фондов. Появилось ощущение стабилизации, хотя бы временной. Борьба за заемные средства стала усиливаться. Рыночные и нерыночные методы сочетались, искажая общую картину. Доверие к рейтингам было подорвано. Серьезной проблемой стала задача определения справедливой ставки по кредиту. В этих условиях ориентиром становились ставки, определявшиеся в ходе рыночных размещений облигационных займов Москвы.
Для
всех регионов, кроме Москвы, рынок
СМО оставался закрытым, хотя обычно
с апреля на первичный рынок начинали
выходить и другие эмитенты СМО. Общий
объем находящихся в обращении
СМО, составлявший в августе 2008 года
280 млрд. руб., вырос незначительно и к началу
мая 2009 года достиг 295 млрд. руб.
Таким образом, в условиях кризиса в первой
половине 2009 года рынок СМО оказался непригоден
для подавляющего большинства его эмитентов.
Несмотря на то, что кредитоспособность
СРФ и МО в целом снизилась незначительно:
на 1–3 ступени по шкале SaP, его преимуществами
смогла воспользоваться практически только
Москва, у которой объем бюджетных кредитов
незначительный.
Однако недостатки в процедуре предоставления бюджетных кредитов, сложности при расчете заявки, отсутствие административного регламента вынудили некоторые регионы с острыми проблемами по рефинансированию долга все-таки выйти на рынок СМО, не дожидаясь кредитов. В числе первых оказались Калмыкия, Карелия, Ярославская, Московская, Томская и Самарская области.
Бюджетные
кредиты Минфина России предназначены
только СРФ, муниципальные образования
могут получить такой кредит только
от своего региона, что делает их малодоступными.
Поэтому на рынок СМО вышли
и муниципальные образования: города
Волгоград и Томск.
Таким образом, к октябрю 2009 года на рынке
СМО было получено (без учета Москвы) почти
9 млрд. руб. — небольшая сумма по сравнению
с кредитами. Но с середины октября ситуация
на рынке СМО принципиально изменилась:
доходность по СМО перестала снижаться,
остановившись примерно на уровне 10 % по
индексу Cbonds-muni. Таким образом, период
роста котировок закончился, рынок вступил
в новую фазу относительной стабильности
по доходности и высокой ликвидности.
Установился высокий спрос на облигации
на первичном рынке. Настало лучшее время
для размещения СМО в текущем году. Такой
рынок облигаций может помочь некоторым
регионам и муниципальным образованиям
досрочно погасить их более дорогие кредиты,
взятые в текущем году, и снизить расходы
на обслуживание долга. Более того, облигационный
заем, даже в процессе его подготовки —
лучший аргумент в пользу снижения доходности
по кредитам на переговорах с банками.
В ноябре-декабре 2009 года облигации объемом от 57 млн. (Томск) до 10,2 млрд. руб. (Красноярский край) с разной доходностью и с погашением в 2011–2014 годах разместили Красноярский край, Нижегородская, Ярославская, Тверская, Иркутская области, Удмуртия и ХМАО, а также города Томск, Волгоград, Казань. По минимальной ставке года, даже с учетом Москвы, были размещены двухлетние облигации ХМАО с доходностью 9,87 %. Второе место у Иркутской области — 11,17 %, третье — у Казани: 12,55 % тоже по двухлетним облигациям. На четвертом месте Москва: 12,69 % по пятилетним облигациям, размещенным в сентябре 2009 года.
Таким
образом, объем СМО, размещенных на рынке
в 2009 году без учета Москвы, достиг почти
40 млрд. руб. (с Москвой — 155 млрд. руб.).
Общий объем СМО, находящихся в обращении
на 1 января 2010 года, достиг 388 млрд. руб.
Год оказался рекордным за всю историю
рынка СМО. Объем первичного рынка по сравнению
с 2008 годом вырос более чем в два раза.
Помощь Минфина не привела к сравнительному
снижению темпов роста годового объема
рыночного долга. В кризис долг правит
балом.
Наступившая в конце года фаза временного
равновесия сопровождалась улучшением
кредитоспособности регионов. Так рейтинговое
агентство Standard & Poor’s повысило рейтинги
двух регионов: Красноярского края и Иркутской
области, а также прогноз по рейтингам
Российской Федерации, Москвы и Санкт-Петербурга
с «негативного» на «стабильный».
В связи с завершением процедуры принятия
регионами бюджетов на 2010–1012 годы стало
ясно, что почти у всех СРФ потребность
в займах растет, так как выросли дефициты
бюджетов. Проблема поиска источников
ресурсов для их финансирования обостряется.
В связи с этим роль рынка СМО может существенно
возрасти, так как объем межбюджетных
трансфертов будет снижаться. Кроме того,
в случае исчерпания резервов возможен
разворот в бюджетной политике РФ: помощь
Минфина России может резко сократиться,
в том числе и в кредитовании. Время этого
разворота определит цена на нефть. Главный
риск 2010 года для Российской Федерации
— стагнация в собственном экономическом
развитии, а также в экономическом развитии
стран — потребителей российской нефти.
Информация о работе Современное состояние субфедеральных и муниципальных заимствований