Современные формы и методы конкурентной борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 08:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – провести анализ содержания понятия конкуренция, ее форм и методов.
Задачи исследования:
1. Обосновать содержание понятия «конкуренция».
2. Рассмотреть основные функции конкуренции.
3. Проанализировать основные формы современной конкуренции.
4. Определить методы конкурентной борьбы.

Содержание

Введение
Глава1. Содержание и функции конкуренции
1.1Содержание понятия «конкуренция»
1.2Функцииконкуренции
Глава2. Современные формы и методы конкурентной борьбы
2.1Основные формы современной конкуренции
2.2 Методы конкурентной борьбы
2.3 Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством.
Глава 3. Конкурентоспособность России — основные штрихи.
3.1 Конкурентоспособность России в настоящее время.
3.2 Факторы препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики.
3.3 Перспективы повышения конкурентоспособности России.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 76.18 Кб (Скачать документ)

 

 

ГЛАВА 2. Современные формы и методы конкурентной борьбы  
2.1 Основные формы современной конкуренции

Совершенная конкуренция  есть неотъемлемый атрибут свободного (совершенного) рынка, который также  является сугубо абстрактной конкуренцией. Данная форма конкуренции предусматривает  наличие шести ключевых условий (признаков):

1) полная атомизация рынка, заключающаяся в огромном множестве продавцов (полиполия) и покупателей при ничтожно малой рыночной квоте каждого экономического субъекта; 2) абсолютная прозрачность (транспарантность) рынка, состоящая в получении каждый его агентом информации о состоянии всего рынка (прежде всего о ценах); 3) невозможность любого отдельно взятого субъекта рынка оказывать влияние на решения других при исключении из правил рыночной игры каких-либо предпочтений и льгот; 4) полная мобильность (возможность перемещения) всех факторов производства; 5) абсолютная однородность (гомогенность) реализуемых товаров и услуг; 6) отсутствие субъектного контроля (власти) над ценами со стороны агентов предложения (производителей), когда ценообразие предстает как объективный процесс.

Необходимо подчеркнуть, что только наличие суммы всех названных условий позволяет  создать идеальную модель подлинно свободной (совершенной) конкуренции  в рамках свободного (совершенного) рынка с механизмом свободного ценообразования.

Что же касается несовершенной  конкуренции, то в целом она характеризуется  более или менее активным вмешательством в конкурентные отношения монополистических «начал» и установлением власти над ценами со стороны отдельных субъектов рынка.

В ходе анализа сложного переплетения чисто конкурентных отношений  с процессами монополизации следует  обратить внимание на то существенное обстоятельство, что монополизация  не должна отождествлять лишь с монополистических  объединений в экономике. Современное рыночное хозяйство представляет собой причудливый симбиоз большого, среднего малого бизнеса. И было бы известным упрощением считать всех представителей большого бизнеса (гигантские национальные и транснациональные корпорации) строго монополистическим сектором экономики, а фирмы среднего и малого калибри – немонополистичкским. В настоящее время экономическая теория выделяет в рамках несовершенной конкуренции три ее разновидности : 1) чистую (абсолютную) монополию; 2) олигополию (от греч. «oligos» - немногий, немногочисленный); 3) дифференциацию продукции, благодаря которой складывается монополистическая конкуренция.                                                                               В первом варианте (сугубо монополистическая ситуация) на каком-либо определенном товарном рынке устанавливается господство одного производителя (продавца) или одного покупателя (в случае иногда используется термин «монопсония») , что порождает абсолютную власть такого монополиста над ценами. Подобный феномен несовершенной конкуренции, почти не встречающейся на практике, означает полное отсутствие конкурентных отношений и вправе рассматриваться как еще одна чисто абстрактная модель рынка.                                                                                                                             Во втором варианте (олигопольная структура рынка) относительно небольшое количество фирм захватывает власть над единичной отраслью, добиваясь в условиях конкуренции частичного (и порой достаточно жестокого) контроля над ценами. Такая разновидность несовершенной конкуренции типична для ряда отраслей (нефть, автомобилестроение, электроника, химия и т.д.) в странах с высокоразвитой рыночной экономикой.                                                                          И наконец, третий вариант, опирающийся на постоянно прогрессирующую дифференциацию производимых продуктов, сводится к функционированию множества производителей (агентов предложения), делающих ставку на расширяющееся разнообразие благ (латинский термин «дифференциация» переводится как «различие» и, следовательно, на удовлетворение растущего (не только количественно, но и качественно) объема человеческих потребностей. На смену унылой однородности (идентичности) товаров и услуг приходится резкое возрастание их пестрого многообразия по самым разным параметрам, начиная от сорта, качества, торговой марки, кровень сервиса и кончая стилем оформления, привлекательностью упаковки, рекламой и даже местом нахождения фирмы. За усилением дифференциации продукции естественно следует повышение степени контроля над предложением и над ценами. Ведь каждый производитель (продавец) какого-либо особого (дифференцированного) товара стремится занять место своеобразного монополиста, пытается создать даже на ограниченном рыночном пространстве ситуацию уникальности и неповторимости. Подобный монополизм может активно произрастать и реально произрастать во всех сферах бизнеса – от  большого до мельчайшего, а крупномасштабная концентрация производства и капитала перестает быть его единственной материальной основой. 

 

 

 

2.2 Методы конкурентной  борьбы 

Экономисты выделяют четыре основные стратегии конкурентной борьбы, которые применяют фирмы.

  1. «Силовая» стратегия, когда фирмы-соперники переманивают друг у друга клиентов, предлагая им товар по более низкой цене (по принципу «дешево, но прилично»). Крайним проявлением ценового соперничества является демпинг, когда продавцы начинают назначать цены на уровень издержек или даже не ниже, отказываясь от  прибыли. Такое, казалось бы, иррациональное поведение (его применяют, например, японские фирмы, осваивая новые зарубежные рынки) имеет смысл, поскольку победитель в ценовой концентрации может, одолев соперников, взвинтить цены и наверстать потери. Однако этот путь опасен, поскольку ценовое соперничество может закончится и обоюдным разорением конкурентов. Силовая/ценовая конкуренция преобладает до 20 в., пока фирмы были очень крупнымы, а покупатели стремились, прежде всего, минимизировать свои расходы. В современном же рыночном хозяйстве преобладает неценовая конкуренция – конкуренция скорее за качество товара, чем за цену.
  2. «Нишевая» стратегия, когда фирма делает ставку на высокую потребительскую ценность своего товара, не считая нужным бороться за низкие цены (по принципу «дорого, но очень качественно»). Клиентами таких фирм становятся не массовые, а элитарные покупатели завоевывая их симпатии, фирма захватывает определенную «рыночную нишу» - сегмент рынка покупателей с особыми запросами. Эта стратегия применяется, например, производителями модных товаров, когда высокая цена становится обязательным атрибутом престижного потребителя.
  3. «Соединяющая»  стратегия, если фирма стремится индивидуализировать свои товары, варьируя стандартную модель в соответствии с заранее собранными заявками клиентов (по принципу «клиент доплачивает, чтобы фирма решила его специфические проблемы». В результате достигается сочетание унификации базовых характеристик товара с максимальным разнообразием его дизайна и особых приспособлений. Именно так организован, например, рынок автомобилей в США: сначала местные торговые центры собирают заявки от покупателей, желающих приобрести новые автомашины с какими-либо характеристиками (скажем, с тонированными стеклами или с вмонтированным аудиуплейером), затем прямо на заводском конвейере собирают автомобили «под конкретного клиента», используя как стандартные, так и особые узлы и агрегаты
  4. «Пионерная» стратегия, когда фирма ищет революционные технические и организационные решения, которые позволили бы привлечь покупателя и низкой ценой, и высоким качеством ( по принципу «лучше и дешевле»). Этот путь много сулит в случае успеха, но он весьма опасен, поскольку, приступая к научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР) трудно оценить даже вероятность успеха. Именно благодаря такой стратегии появляются принципиально новые товары или методы производства – конвейера, электрическая лампочка, шариковая ручка, вертолет, телевизор и т.д.

Все эти четыре метода конкурентной борьбы можно применять одновременно, однако обычно фирма делает ставку на какой-то один прием, используя другие как дополнительные. Наряду  с  перечисленными «честными» методами есть и многие «нечестные», запрещенные  законом: промышленный шпионаж, коррупция, «черный пиар», торговое пиратство и др. Конкуренция может вестись между производителями не только одинаковых или взаимозаменяемых товаров, но и между фирмами совершенно не связанных друг с другом отраслей. Поскольку реклама стала одним из важнейших условий реализации произведенных товаров (у  некоторых товаров издержки рекламы составляют более половины продажной цены), то производители, например, «Кока-колы» и женских колготок могут ожесточенно конкурировать за рекламное время на телевидении и, в конечном счете, за увеличение доли своих товаров в потребительском бюджете населения. Для общества наиболее полезной является «пионерная» стратегия, приводящая к революционным изменениям в хозяйственной жизни. Однако  бизнес сам по себе эту стратегию использует не слишком часто: крупным фирмам-производителям революционные изменения опасны, поскольку они обесценивают ранее сделанные инвестиции, а мелким фирмам обычно не хватает финансовых ресурсов на НИОКР. Поэтому значительную долю риска по дорогостоящим пионерным разработкам принимает на себя государство – оно не только финансирует фундаментальные научные исследования, но и раздает заказы фирмам на разработку новых образцов некоторых товаров(чаще всего, военного назначения).4

 

 

 

 

 

___________________________________________________________

4- Гукасьян Г.М., Маховиков Г.А., Амосова В.В. экономическая теория.- СПб.: Питер, 2009.-с.480

2.3 Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством.

Естественные монополии  и контроль над ними. Сама по себе конкуренция не является идеальной  формой экономических отношений людей. Конкурентный характер взаимоотношений в экономике приносит значительные и неоспоримые преимущества в эффективности. Вместе с тем конкуренция не дает в полной мере удовлетворяющих решений в некоторых других вопросах.

Итак, в конкурентной системе  ресурсы и конечные товары распределяются по силе денежных голосов. Побеждает, как правило, тот, у кого их больше. А что делать тем потребителям, которые по объективным причинам не могут получать какую-то приемлемую сумму денежного дохода? Одни семьи могут кормить отборной пищей любимого бульдога, другие — питаются простейшими, нередко низкокачественными, продуктами питания. Конечно, ни в коем случае нельзя поощрять лентяйство, инертность, безответственность, но в то же время нельзя и не видеть во многих случаях проблем объективного характера. Критики конкурентной системы отмечают также ее недостаточную способность в распределении экономических ресурсов отвечать требованиям социальной справедливости и гуманности. В частности, ресурсы могут направляться на строительство роскошных особняков, создание изысканных предметов для богатых, а в то же время в обществе может не хватать школ, больниц, лекарств первой необходимости.

Нельзя обойти вниманием  еще одну проблему. Конкурентная система  действительно создает заинтересованность в снижении издержек производства, его научно-техническом обновлении. Однако этот вопрос имеет и другую сторону. Конкуренция порождает  заинтересованность в простой "скупке" научно-технических новшеств — чтобы они не достались конкурентам, в локализации их применения, в нераспространении в экономике новых технических, информационных, организационных элементов. Не следует, конечно, преувеличивать масштабы и возможности такой "эгоистической" деятельности, но не считаться с ней совсем также нельзя.

Поэтому конкурентная система  нуждается в определенной корректировке  извне, выполнять которую может  только государство.

Здесь начнем с констатации  общепризнанного среди экономистов  положения, что в некоторых сферах экономики конкуренция является нежелательной, затруднительной или  даже неприемлемой формой экономических  отношений. Это те области хозяйственной  деятельности, которые попадают в  раздел исключения из общего правила, утверждающего полезность и необходимость  конкуренции в экономике.

Естественная (законная, оправданная) монополия — это чистая монополия, существование которой признается обществом целесообразным. С такой монополией государству, разумеется, не следует вести линию на ее устранение. Государство изначально признает законность или оправданность существования естественной монополии. Поэтому отношение к ней определяется поиском наиболее эффективных средств регулирования условий деятельности.

Что же это за субъекты, к  монопольному положению которых  государство проявляет такую лояльность? Обычно ими являются предприятия, которые обеспечивают снабжение электроэнергией, газом, водой, многими услугами связи и транспорта. Представите на минуту, какие проблемы могли бы возникнуть, если бы в том районе, где вы живете, действовало бы несколько независимых предприятий по теплообеспечению жилищ, и каждое из них прокладывало бы свои собственные коммуникации к квартирам или домам клиентов.  

Целесообразнее, экономически выгоднее отказаться в таком и  подобных случаях от конкуренции.

Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент дает изобретателю нового продукта или  технологии исключительное право контроля за их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя, затраченных им труда, денег, времени от захвата, неоплачиваемого присвоения. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки — это символика, используемая предприятиями, зарегистрировав которую, государство делает незаконным ее использование другими.

Общественное регулирование  деятельности естественных монополий  может осуществляться на основе использования  различных форм.

        Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая               или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов.

Нередко государство для  таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений  еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или  государственной структурой. Регулирование роста предприятий. Чем является крупная фирма — двигателем прогресса или его тормозом? Это давний спор, который ведут экономисты, и, судя по всему, еще неблизко до его окончательного разрешения. Пока в этом поединке аргументов "за" и "против" можно, на наш взгляд, констатировать ничью. В зависимости от ответа на данный вопрос находится определение политики государства по отношению к росту предприятий, их слиянию.         Рост экономических структур может осуществляться в следующих направлениях:

1. Горизонтальный рост. Это  расширение объемов производства  предприятия в рамках одной  отрасли. Горизонтальное слияние  фирм произойдет в случае, например, объединения двух сталелитейных  предприятий.

2. Вертикальный рост. Это  расширение объемов производства  предприятия за счет проникновения  в смежные отрасли. Вертикальную  форму слияния приобретает, например, объединение сталелитейного и  машиностроительного предприятий.

3. Конгломеративный (диверсифицированный) рост. Это расширение объемов производства предприятия за счет проникновения в технологически не связанные отрасли. Это происходит, например, когда сталелитейное предприятие приобретает капитал в нефтеперерабатывающей отрасли, а банк покупает универмаг или транспортную компанию. Безусловным является то, что государство должно осуществлять контроль за слияниями. Слияния, добровольные или вынужденные, могут влиять на уровень конкуренции. Допустим, в городе действуют два молокозавода. Если они объединятся, нетрудно представить, как это повлияет на конкуренцию, на взаимоотношения продавцов и покупателей. Государство должно препятствовать таким действиям. Снижение или устранение конкуренции может произойти не только при слияниях. Контроль над акционерным предприятием осуществляют те лица, которым принадлежат акции. Чем больше акций у какого-то лица, тем сильнее его влияние на деятельность предприятия. Акции периодически меняют своих владельцев, они являются предметом купли-продажи. Так, если крупный пакет акций, например трубного завода, перейдет к конкуренту — другому трубному предприятию, то это может существенно подорвать конкуренцию на рынке труб. Поэтому Государство должно осуществлять контроль за крупными продажами и покупками акций, производить экспертизу этих сделок на предмет их влияния на конкуренцию, принимать по ним соответствующие решения, вплоть до аннулирования. Вместе с тем эта деятельность государства не должна быть прямолинейной и чрезмерно жесткой, здесь нужно учитывать и многие другие обстоятельства, потому что нередко возникают случаи, когда потери, вызванные снижением конкуренции, могут быть с лихвой компенсированы выигрышем в других вопросах (например, повышением производительности, сохранением рабочих мест, улучшением качества). Оценка состояния рынков с точки зрения уровня конкуренции является одним из важных элементов экономической деятельности государства в этой области. Необходимы критерии, на основании которых можно было бы делать соответствующие оценки. В качестве одного из таких критериев используется индекс Харфиндела-Хиршмана, согласно которому безопасный с точки зрения монополизации рынок предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм, при этом доля крупнейшей из их не должна превышать 31 % всех продаж определенного товара на рынке, двух крупнейших — не более 44 %, трех крупнейших — не более 54 %, четырех крупнейших — не более 64 %. Украина делает первые шаги в решении этого вопроса. Она принимает законодательный акт — Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности". Этим законом, в частности, было введено понятие "монопольное положение": таким признавалось положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара составляла более 35 %. Такая позиция признавалась опасной для конкуренции и к такому субъекту государство имело право применять дополнительные ограничительные меры. Далее был принят Закон Украины "Об Антимонопольном комитете Украины". Что касается недобросовестной конкуренции, то таковой обычно признается распространение необъективной информации о характере и свойствах товара, способах его изготовления, качестве, пригодности к применению, использование без разрешения товарного знака, самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации, некоторые другие действия. Они должны соответствующим образом пресекаться государством, которое должно обеспечить использование только законных и честных методов ведения конкурентной борьбы.

Информация о работе Современные формы и методы конкурентной борьбы