Современные формы и методы конкурентной борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 08:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – провести анализ содержания понятия конкуренция, ее форм и методов.
Задачи исследования:
1. Обосновать содержание понятия «конкуренция».
2. Рассмотреть основные функции конкуренции.
3. Проанализировать основные формы современной конкуренции.
4. Определить методы конкурентной борьбы.

Содержание

Введение
Глава1. Содержание и функции конкуренции
1.1Содержание понятия «конкуренция»
1.2Функцииконкуренции
Глава2. Современные формы и методы конкурентной борьбы
2.1Основные формы современной конкуренции
2.2 Методы конкурентной борьбы
2.3 Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством.
Глава 3. Конкурентоспособность России — основные штрихи.
3.1 Конкурентоспособность России в настоящее время.
3.2 Факторы препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики.
3.3 Перспективы повышения конкурентоспособности России.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 76.18 Кб (Скачать документ)

Первооснова решения проблем повышения конкурентоспособности экономики страны - развитие науки. Достижения науки, ее открытия и воплощение результатов в производство, увеличение на этой основе доли наукоемкой продукции и поступлений на внутренний рынок страны и мировой рынок - ведущая тенденция XXI в. Доля наукоемкой продукции России на мировом рынке колеблется всего в пределах 0,3-0,8%.

«Добиться повышения конкурентоспособности нашей страны, российских хозяйствующих субъектов, их продукции - товаров и услуг можно, опираясь на достижения отечественной науки в различных областях знаний, на наши интеллектуальные ресурсы. Известно, что к результатам исследований наших ученых проявляется интерес в странах мира, в том числе ведущих.

Российские ученые востребованы за рубежами нашей страны. Среди  них те, кто трудится в ряде крупных  научных центров мира. Немало ученых выехало за рубеж, и те, кто оплачивает их работу, труд и талант, используют все приобретенное в своей  предпринимательской деятельности с немалой выгодой. За прорывной  работой, как правило, стоит яркий  ученый, притягивающий к себе таланты. Вокруг него формируется научная  школа, способная генерировать новые  знания. Затраты на вознаграждение конкурентоспособного ученого сторицей, а то и тысячекратно окупаются  на производственно-внедренческой  стадии инновационного процесса. Этим и определяются, нынешние намерения  и уже начинающиеся действия в  нашей стране по увеличению бюджетных  затрат на академическую науку в  рамках реформы РАН. Но только зарплатой  конкурентоспособных инновационных  успехов в науке и экономике  не достигнуть. Необходимо располагать  и современной передовой техникой, без которой не сделать конкурентоспособных  открытий, не воплотить их результаты. Успехи в науке дают шанс России стать страной с высокоразвитой экономикой, высоким уровнем жизни и "человеческого потенциала", экспортером интеллектуальных услуг. В России предприятия, работающие в научно-технической и инновационной сферах слабо защищены. Те из них, которые выходят на мировые товарные рынки, нередко становятся жертвами пиратов, ворующих изобретения российских ученых и инженеров. Этому способствует неразвитая в стране система защиты авторских прав. Но здесь приходит помощь со стороны государства. Правительство намерено, например, компенсировать до двух третей затрат, связанных с регистрацией отечественными изобретателями в зарубежных организациях их прав на интеллектуальную собственность.»8

Инновационная деятельность российских хозяйствующих субъектов, требует поддержки государства, федеральных и региональных органов  власти в разных формах. А для  этого необходимо в законодательном, нормативно-правовом порядке закрепить  определение понятия инновационной  деятельности предприятий. Наука, научные  исследования предваряют инновационную  деятельность, особенно на острие "переворотных" открытий и первых шагов по их освоению. К таковым относится, например, развитие нанотехнологий и их применение в разных сферах деятельности. Так же не стоит забывать про информатику и биотехнологию.

Прямое отношение к  решению проблем повышения международной  конкурентоспособности российских товаров и услуг имеет реформа  технического регулирования в нашей  стране. По своему замыслу она нацелена на переход к новым стандартам качества производства продукции и  модернизацию сферы услуг.

Так же один из важных факторов роста конкурентоспособности России -это повышение качества профессионального  образования. Наиболее конкурентоспособными были и остаются в странах те отрасли, развитие которых в немалой мере базировалось на использовании персонала, имевшего специализированное образование  и профессиональную подготовку по соответствующим  отраслям.

___________________________________________________________      

8- Кормнов Ю. О повышении конкурентоспособности России //Экономист 2006 №8 с.15.

 В их числе можно  назвать США, Великобританию, Германию, скандинавские страны, Японию, Южную  Корею и немало других. Благоприятный  климат создавал высокий уровень  государственных образовательных  стандартов, рост престижа преподавателей  и исследователей, совершенствование  профессионально-технической подготовки, подключение национальных корпораций  к профессионально-техническому  обучению молодых и переподготовке  сформировавшихся кадров. В нашей стране властями осознается необходимость создания конкурентоспособной образовательной системы, поддержки тех высших учебных заведений, которые реализуют инновационные программы, а также финансирования крупнейших университетов посредством специальных фондов развития и формирования системы образовательных кредитов. Российская система образования долгое время была изолирована от остальной части Европы. В вузах России дают зачастую информацию, которая была актуальна 10-20 лет назад. Многие университеты выпускают молодых образованных безработных. Потенциал российских вузов следовало бы открыть для сотрудничества с образовательными учреждениями других стран, особенно европейских. Мировой опыт показывает тесную взаимосвязь между повышением конкурентоспособности экономики стран и увеличением в них численности квалифицированных кадров, между уровнем принятого общеобразовательного стандарта и улучшением качества жизни в стране. По оценкам специалистов, в наших школах сейчас не дают тех знаний, которые можно было бы с успехом применять на практике, а из многих вузов не выходят профессионалы, пользующиеся спросом на рынке труда.

Поэтому приведение образовательной  деятельности в соответствие с возрастающими  требованиями жизни, "выращивание" конкурентоспособных специалистов с широким междисциплинарным кругозором, глубокими знаниями дела, которому они учатся в школе, колледжах и вузах, - проблема первостепенной значимости. Таким образом, можно выделить основные пути решения проблемы конкурентоспособности России это: разработка национальной политики международной конкурентоспособности России; вовлечения в процесс повышения конкурентоспособности России государства; развитие науки и инновационную деятельность, а так же повышение качества профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  
конкуренция является необходимым определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципов оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям  - «победа» одних и «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др. Чрезмерная монополизации, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать «государства в государстве», чем в принципе и являются ТНК. монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукции неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др. Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу. В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, что монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция – определяющее условие поддержания динамизма  в экономике, и в условиях конкуренции  создается большее национальное богатство при меньшей стоимости  каждого вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Список литературы:

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.- М.:Проспект, ТК Велби, 2009.- 316 с
  2. Вечканов Г.С Экономическая теория: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2009.-с.448
  3. Гукасьян Г.М., Маховиков Г.А., Амосова В.В. экономическая теория.- СПб.: Питер, 2009.-с.480
  4. Кураков Л.П. экономическая теория.- М.: МПСИ, МОДЭК, 2007.-с. .- 1072.
  5. Кормнов Ю. О повышении конкурентоспособности России //Экономист №8. 2006. –с.15.
  6. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики: Учеб.пособ./Под ред.О.Т.Лебедева.-2 изд., доп.-СПб: ИД «МиМ», 2005.-224с.
  7. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузлв. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 520 с.
  8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007. – 576 с.
  9. Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач // Н.Думная, А. Юданов, В. Коральков.-М.:КноРус,2008.
  10. Полтерович В., Попов В. Механизмы «ресурсного проклятья» и экономическая политика //Вопросы экономики №6 2007,.- с. 12-14.
  11. Российская эридическая энциклопедия/Пол ред. А.Л. Сухарева.-М.-ИНФРА-М,1999.-с.488
  12. А.Резникович/Монополистическое отечество в опасности/Журнал «коммерсантъ – Деньги» №13, 1999.-с.32.
  13. Редакционная коллегия: В.А. Рычков (отв. редактор), Э.М. Агаджанов, С.В. Асриев. Четвертая региональная научно-практическая конференция (г. Кисловодск, 27-28 января 2011 года) / Филиал ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» в г. Кисловодске Ставропольского края. – Кисловодск, 2011. – 197 с.

 

  1. Ясин Е., Яковлев А., Конкурентоспособность и модернизация российской экономики// Вопросы экономики, № 7  2004 .-с. 8.

 

 

 

 

 


Информация о работе Современные формы и методы конкурентной борьбы