Современные особенности и тенденции международного движения капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание

Цель данной работы рассмотреть особенности формирования международного капитала на разных этапах развития. В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия международного движения капитала;
- рассмотреть исторические модели движения капитала;
- оценить инвестиционный потенциал Украины.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
РАЗДЕЛ 1 Сущность и формы международного движения капитала

1.1 Международное движение капитала и его формы
5
1.2 Этапы и причины возникновения и развития процесса международного движения капитала
13
1.3 Теории международного движения капитала
14
РАЗДЕЛ 2 Оценка деятельности Украины на международном рынке капитала

2.1 Оценка факторов, влияющих на привлечение международного капитала в Украину
19
2.2 Инвестиционный потенциал Украины
29
2.3 Пути активизации инвестиционных процессов в Украине и основные направления
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
46
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая 3 курс.doc

— 550.50 Кб (Скачать документ)

Общий объем прямых инвестиций (акционерный капитал и долговые инструменты) в экономику стран  мира составил 7 млрд 13,2 млн долл.

Отметим, ранее Национальный банк Украины (НБУ) сообщил, что объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину за 9 месяцев 2011 г. в сравнении с аналогичным периодом 2010 г. вырос в 1,5 раза - до 5,3 млрд долл. В сентябре 2011 г. объем ПИИ составил 732 млн долл. Государственная служба статистики Украины ранее сообщила, что в экономику Украины в I полугодии 2011 г. иностранными инвесторами внесено 2 млрд 788,2 млн долл. прямых инвестиций (акционерный капитал).

Чистый прирост иностранных  инвестиций в Украину в 2009 и 2010 гг. составил 4,41 и 4,6 млрд долл. соответственно. Если в 2010 г. наблюдался прирост на 4,9% по сравнению с предыдущим годом, то 2009-й показал падение на 27,4%.

В экономику Украины в 2010 г. иностранными инвесторами вложено 5 млрд 986,0 млн долл. прямых инвестиций, что на 6,2% больше, чем в 2009 г. - 5 млрд 634,6 млн долл.

В конце января 2011 г. премьер-министр Николай Азаров заявил, что правительство сформировало базу данных инвестиционных проектов до 2014 г. общей стоимостью 1,1 трлн грн. "В рамках поручения Президента Украины, на основе программы торгово-экономических реформ до 2014 г. сформирована база данных инвестиционных проектов по направлениям: 125 стратегически важных отраслевых и региональных инвестиционных проектов общей стоимостью около 200 млрд грн, 714 инвестиционных проектов по приоритетным направлениям экономического и социального развития стоимостью около 900 млрд грн. Под часть этих проектов мы будем привлекать средства европейских, российских, мировых, финансовых структур иностранных частных инвесторов", - подчеркнул тогда Азаров.

Ранее первый вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Андрей Клюев заявлял, что, по оценкам правительства, в 2011 г. в экономику Украины будет привлечено более 100 млрд грн инвестиционных средств.

Место любой страны в международных рейтингах является своеобразной визитной карточкой для инвестора, который ищет возможности для вложения собственного капитала. С этой стороны шансы Украины на привлечение иностранных инвестиций незначительны. Авторитетные мировые агентства отводят место Украине рядом со странами третьего мира. Особенно негативно оценивает международный рейтинг Украины агентство Mood'ys investors service (к его мнению прислушиваются стратегические инвесторы). Имеет место также отрицательная динамика нисхождения по рейтинговой лестнице все ниже и ниже для нашей страны.

Однако почти все  международные организации, определяющие имидж Украины в мировом сообществе отмечают бесспорный экономический  рост национальной экономики (реальный прирост ВВП за 2000-2003 годы превысил 20%). . Позитивными факторами благоприятного изменения инвестиционной привлекательности является также наличие удобного географического положения, относительной развитой инфраструктуры и высококвалифицированной рабочей. Наличие этих изменений позволяет надеется на то, что в Украину пойдут капиталы стратегических инвесторов. Для того чтобы воплотить рыночные преобразования (по оценкам экспертов) Украине необходимо 40 млрд. долл. Реально Украина получает ежегодно не более 300 млн. долл. за счет иностранных инвестиций.

Наиболее определяющим показателем, харакеризующим инвестиционные потенциал и климат в Украине, является объем прямых иностранных  инвестиций (ПИИ) в экономику нашей страны. Здесь прослежвается ряд тенденций. Как видно из графика, показанного в приложении 1, объем ПИИ имеет стабильную тенденцию к росту в период с 2004 г. по 2012 г. (за 8 лет показатель вырос в 7,2 раза). При этом ростут объемы ПИИ как из стран ЕС, так и из стран СНГ, однако темп роста первых значительно выше. Имеет место увеличение доли ПИИ из стран ЕС в общей структуре ПИИ в Украину (от 56% в 2004 г. их доля возросла до 79,8% в 2012). Доля же ПИИ из стран СНГ возросла незначительно: 6,6% в 2004 г. до 8,1% в 2012 г. Это обстоятельство объясняет в какой-то мере курс правителства Украины на Евроинтеграцию.

В приложении 4 показано перераспределение объемов ПИИ  за 8 лет (с 2004 по 2012). Это перераспределение  произошло в пользу стран ЕС. Если в 2004 г. лидирующую позицию по объемам  ПИИ в Украину занимали США, то в на начало 2012 г. первенство перешло к Кипру. Тройку лидеров замыкают Германия и Нидерланды, которые также входят ЕС.

В приложении 6 показано, что в 2007 году произошел резкий рост прямого инвестирования из Украины  за счет резкого роста инвестирования в экономику Кипра (который занял главную долю – 92% в структуре данного показателя).

 

 

2.3 Пути активизации инвестиционных процессов в Украине и основные направления

На протяжении небольшого промежутка времени, от провозглашения независимости Украиной принято большое количество нормативно-правовых актов, которые непосредственно регулируют деятельность иностранного капитала, но почти каждый год инвестиционная сфера требует доработки существующих нормативных положений, это свидетельствует о нестабильном законодательстве в этом вопросе и его недоработанности.

Малоблагоприятный инвестиционный климат в Украине -- главная проблема и причина отсутствия стратегических иностранных инвестиций. Стратегические инвесторы занимают выжидательную  позицию, в особенности в плане  привлечения среднего и большого капитала.

Уровень привлекательности  Украины для иностранных инвесторов в целом низкий, наблюдается дисбаланс  между областями экономики и  между отдельными регионами.

По мнению отечественных  исследователей, дифференциация привлекательности для иностранных инвесторов состоит в желании получить прибыль в кратчайший срок. Но при детальном анализе это утверждение касается лишь небольшой части экономики, так как в Украине базисными отраслями для инвестирования остаются сырьевые и металлообрабатывающие отрасли, пищевая промышленность, строительство и транспорт.

Для привлечения иностранных  инвестиций следует прежде всего  решить проблемы макроэкономической стабилизации и активизировать действие всех рычагов  экономического регулирования инвестиционной деятельности, а именно[17,c.45]:

- экономически обосновать и определить приоритеты в развития национальной экономики на данном этапе;

- создать экономические и правовые основы для увеличения необходимых объемов иностранных инвестиций, ориентируясь при этом на формирование не только портфельных, а и прямых инвестиций, которые являются реальными капиталовложениями для предприятий, областей и новейших технологий;

- ввести персональную ответственность членов правительства за сроки и направления использование иностранных инвестиций, а также обеспечить широкое информирование об этом общественности;

- решить вопрос о предоставлении предприятиям с иностранными инвестициями, которые имеют статус юридического лица Украины, права собственности на землю, на которой размещаются объекты инвестирования:

- упростить процедуру участия иностранных инвесторов в процессе приватизации государственного имущества;

- уменьшить налоговое бремя как собственных, так и иностранных инвесторов;

не признавать капитальным  доходом и не облагать налогами увеличения балансовой стоимости основных средств, которые получены от нее путем применения коэффициента индексации;

- активизировать кредитную политику, развивать практику предоставления гарантий под иностранные кредиты не только правительством или НБУ, а и коммерческими банками;

- иметь достоверную, непредубежденную и всестороннюю информацию о приоритетах в развития национальной экономики, деятельность правительства.

Инвестиционные проекты  с привлечением иностранных инвесторов, относительно которых последние претендуют на получение дополнительных налоговых, таможенных, кредитных льгот и страховых гарантий, должны принадлежать к приоритетным сферам и отвечать таким критериям [19,c.71]:

- оказывать содействие созданию новых рабочих мест на предприятиях, в которые осуществляются инвестиции;

- сопровождаться внедрением современных ресурсосберегающих и экологически безопасных видов технологий;

- быть ориентированными на рациональное использование сырьевой базы Украины и оказывать содействие снижению импортозависимости;

- оказывать содействие снижению энергопотребления на единицу продукции;

- продукция предприятия с иностранными инвестициями может быть конкурентоспособной на международных рынках.

Перечисленные направления  являются основными, по мнению экспертов, и требуют незамедлительной проработки для дальнейшего развития инвестиционной сферы в национальной экономике.

Возможность генерирования  отечественного инвестиционного ресурса  в короткие сроки является особенно актуальной на данном этапе развития украинской экономики, поскольку старение, износ производственных фондов большинства предприятий Украины и систематические неплатежи делают проблематичной инвестиционную активность предприятий за счет их собственных средств. Так, соответственно подсчетам ведущих отечественных экономистов, в 2005 году 92% основных фондов украинских предприятий будут полностью изношены и будут требовать замещения. Конечно же, проблема замещения основных фондов в первую очередь связана с проблемой поиска долгосрочных инвестиционных ресурсов, ведь срок службы большинства основных фондов превышает 10 лет [19,c.72].

Правительство Украины  осуществляет определенные меры, направленные на привлечение иностранных инвесторов.

Как показывает практика, инвестиционная деятельность во всех экономически развитых странах мира регулируется исключительно рыночными механизмами и не требует государственного вмешательства. Остается надеяться что "Агентство по вопросам иностранных инвестиций" не создаст дополнительных проблем для инвесторов и будет способствовать улучшению инвестиционной привлекательности Украины.

Условия иностранного инвестирования в Украине в соответствии с  государственной инвестиционной программой Украины имеют определенные льготы и это, безусловно, положительный  фактор привлечения капиталов из-за рубежа, к числу льгот относятся такие мероприятия, как[17,c.35]:

- применение норм ускоренной амортизации основных фондов;

- снижение ставки налогообложение прибыли на 15%;

- отмена НДС на импорт техники, комплектующих, химических удобрений, средств защиты растений и других товаров, связанных с иностранным инвестированием в АПК.

Льготы иностранному инвестору предоставляются после  экспертизы независимыми отечественными специалистами на соответствие инвестиций требованиям программы.

В Украине практически не существует ограничений на размер иностранных вложений, тогда как в многих странах для инвестирования а некоторые области необходимо получить разрешение. Эти положительные моменты могут сыграть большую роль в деле привлечения инвестиций. Например, в Финляндии участие иностранного капитала в инвестировании сельского хозяйства вообще была запрещена.

Созданы значительно  лучшие условия в Украине для  репатриации капиталов и использования  прибылей -- инвестор имеет право  не более поздний как через шесть месяцев от дня прекращения инвестиционной деятельности возвратить свои инвестиции в натуральной форме или в валюте без уплаты таможенной пошлины. Гарантируется также беспрепятственный и немедленный перевод за границу прибылей при уплате налога в размере 15% [21,c.123].

В отличие от Украины, многие страны-реципиенты разными способами  ограничивают вывоз капитала. Например, а Аргентине, Чили, Коста-Рике запрещается  репатриация капитала на протяжении трех лет от дня внесения начальных  прямых инвестиций. В Перу гарантируется свободная репатриация прибыли после уплаты налогов, но не более чем 20% от общего объема вложенных средств.

Еще одним перспективным  направлением привлечения инвестиционных ресурсов для национальной экономики  является сотрудничество Украины с ТНК. И позитивный опыт в этом плане уже имеется.

Опыт таких государств, как Китай, Россия, Индия, Индонезия, Мексика, Венесуэла свидетельствует, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с ТНК  только в случае, если он сам структурируется в мощные финансово-промышленные образования, адекватные международным аналогам и способные проводить активную внешнеэкономическую политику [21,c.129].

Вместе с тем, создать  корпорации полного замкнутого цикла, которые занимались бы добычей сырья, его переработкой, изготовлением из него продукции и её реализацией, Украина может лишь в отдельных отраслях, на что потребуется значительное время. Хотя некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, на протяжении последних двух лет на различных уровнях рассматривается возможность создания в энергетической отрасли государственной вертикально-интегрированной компании «Нефть Украины» на базе «Укрнафти», ЗАО «Укртатнафта» и НПК «Галичина», которая имела бы в своем составе 700--800 АЗС и контролировала до 15% рынка светлых нефтепродуктов страны [15,c.68].

Определенных успехов  в плане транснационализации  бизнеса добилась корпорация «Индустриальный  союз Донбасса» (ИСД). Основное внимание при этом уделяется построению вертикально  интегрированных холдингов по цепочке «уголь -- кокс -- металл». При этом ИСД создает ТНК не усеченного (без заграничной инфраструктуры), а полного профиля, для чего компания активно выходит на зарубежные рынки, привлекает новых партнеров, совместно с иностранными фирмами участвует в создании консорциумов для продвижения на внешний рынок своей продукции [15,c.71].

Вместе с тем процесс  создания украинских ТНК может быть значительно ускорен и расширен в отраслевом спектре в случае привлечения иностранных партнеров. Для этого компании, сотрудничающие с иностранными фирмами на основе специализации и кооперирования, могут формировать с ними общие структуры, вступать в стратегические альянсы путем создания межгосударственных корпораций.

Информация о работе Современные особенности и тенденции международного движения капитала