Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:33, курсовая работа
В условиях рынка оснащенность любого промышленного предприятия в полном объеме современными основными фондами - главная предпосылка, обеспечивающая дальнейший экономический рост как самого предприятия, так и экономики страны в целом.
1. Современные проблемы управления основными средствами предприятия
1.1. Существующие методы управления основными средствами
1.2. Опыт применения лизинговых операций за рубежом
1.3. Российский опыт использования лизинга в управлении основными средствами
Традиционно лизинг считается американским изобретением, перевезенным американскими предпринимателями через океан в Европу в начале 60-х годов. Однако английские авторы не соглашаются с такой теорией, утверждая, что лизинг зародился в Англии в конце 13 в., в 19 в. перекочевал в Северную Америку и лишь потом, уже во второй половине 20 в., оказался опять в Европе, правда с некоторыми изменениями. Независимо от страны зарождения лизинга, родиной лизинга в современном его понимании являются США. "Отцом" американского лизинга считается Генри Шонфельд[3]. В 1952 г. он организовал в Сан-Франциско первую в мире компанию "United State Leasing Corporation" ( в настоящее время - известнейшая американская лизинговая компания "United State Leasing International") с капиталом в 20 тыс.долл., для которой сдача в аренду становится предметом основной деятельности. Через два года эта фирма сдавала в аренду машин и оборудования на сумму более 3 млн.долл. Вскоре появилась масса последователей, также открывших для себя преимущества лизинговых форм финансирования, и уже в 1959 году общий объем лизинговых операций в США составлял 300 млн.долл.[4]
Вскоре американский лизинговый рынок стал тесен и в конце 50-х годов компании стали искать выход на зарубежные рынки. В 1959 г. компания "United States Leasing Corporation" ("USLC") учредила филиал в Канаде. 8 июня 1960 г. была создана Торговая лизинговая компания ("Mercantile Leasing Company") в Англии, в которой 80% акций принадлежали английской торговой кредитной компании "Mercantile Credit Company ("МСС") и 20% "USLC". Очень быстрые успехи компании привлекли к себе внимание и других английских финансовых компаний, постепенно эти операции стали выполнять и банки. В 1961 году общий оборот лизинговых фирм в Англии составлял 280 млн.долл.[5]
Подавляющая часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в "треугольнике" США - Западная Европа - Япония, в котором Соединенные Штаты традиционно лидируют. На начало 1996 г. на долю США приходилась половина мирового оборота имущества, поставляемого по лизингу, причем объем лизинговых операций составляет порядка 1/3 всех инвестиций в оборудование в стране (см. табл. 1.7). Темпы прироста объема лизинга в США более чем в два раза превысили темпы прироста суммарных капиталовложений в оборудование. Структура сделок характеризуется преобладанием в них контрактов на лизинг средств информатики и вычислительной техники (18,%).
В США 80% фирм регулярно приобретают на условиях лизинга те или иные виды имущества. В последние десять лет предметом лизинговых соглашений выступают чаще всего танкеры, самолеты, железнодорожные контейнеры, транспорт, компьютеры, и печатное оборудование.
Таблица 1.3
Лизинг и инвестиции в оборудование в США (млрд.долл.)[6]
Год | Лизинг оборудования | Инвестиции в оборудование | Лизинг в % к общему объему инвестиций в оборудование |
2003 | 22,3 | 178,0 | 12,5 |
2004 | 36,5 | 208,9 | 17,5 |
2005 | 51,4 | 232,8 | 22,1 |
2006 | 85,0 | 299,5 | 28,4 |
2007 | 122,7 | 370,9 | 33,1 |
2008 | 92,1 | 341,0 | 27,0 |
2009 | 118,4 | 320,6 | 36,4 |
Широкое распространение получила практика лизинга сельскохозяйственной техники, Так, например, по оценке американской компании "Massey- Fergyson", в 2008 г. на каждые два проданных ею трактора приходился один, поставленный по соглашению о лизинге. Компания "Derric Eguipment", сдает в лизинг ежегодно примерно 50 новых тракторов различной мощности на срок 2-3 месяца, а затем продает их по сниженным ценам.
По масштабам лизинговой деятельности Япония занимает второе место после США. Первая в Японии лизинговая компания "Japan Leasing Corp." появилась в 1963 г., но уже к 1967 г. общая сумма договоров на лизинг машин и оборудования достигла 42 млн.долл. Созданная в 1969 г. лизинговая компания "Century Leasing System" является крупнейшей в Японии, ее оплаченный капитал - 584,5 млн.йен (около 5,2 млн.долл.)[7]. Крупными ее акционерами являются коммерческий банк, одна торговая и две страховые компании; она имеет филиалы в Великобритании, в Сингапуре и в Гонконге. Компании, занимающиеся лизингом, объединены в Японскую лизинговую ассоциацию (Japan Leasing Association - JLA). В число крупнейших лизинговых компаний по объемам контрактов входят такие компании как "Japan Leasing Corp." (4,5 млрд.долл.), "Orient Leasing" (3,6 млрд.долл.), "SB General Leasing" (2,4 млрд.долл.)[8]. Разветвленная сеть зарубежных филиалов осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с фирмами многих стран мира. В настоящее время насчитывается порядка 120 заграничных филиалов японских лизинговых компаний в 18 странах мира, в т.ч. 11 - в Сингапуре, 18 - в Гонконге, 34 - в США.
В Великобритании лизинг имеет свою специфику: под ним понимают средне- и долгосрочную аренду мобильного имущества, тем самым исключая из его сферы сделки с недвижимостью. В этой стране лизинг получил развитие после 1970 г., когда были введены налоговые льготы на инвестиции: компании могли получать все 100% инвестиций из налогооблагаемой прибыли в том году, в котором они производились; причем только в конце отчетного года .
В 2008 г. по удельному весу лизинга в общенациональных инвестициях Ирландия и Англия являлись лидерами в Западной Европе - 46% и 35,8% соответственно[9].
Во Франции лизинг (credit-bail) возник из обычного проката технических средств. Первая лизинговая компания "SEPAFITEC" (Societe сГ Etude et de Participation Financiere " появилась в 1957 г. и занималась лизингом промышленного оборудования. В 1965 г. во Франции уже действовало 26 лизинговых компаний и общая сумма заключенных договоров составляла 60 млн.долл. Правовое регулирование вопросов, связанных с лизингом, возникло во Франции несколько позже (Закон о лизинге - 2.07.1966 г., с изменениям в сентябре 1977 г.). Интересен тот факт, что лизинг движимого имущества появился намного раньше (1960 г.), чем недвижимого (1966 г., вместе с принятием Закона о лизинге). В 1967 г. во Франции было создано сообщество лизинговых фирм по операциям с недвижимостью в сфере промышленности и торговли ("СИКОМИ"). Члены "СИКОМИ" имеют форму акционерных компаний с капиталом не менее 10 млн. франков, который необходимо внести к моменту создания фирмы; им предоставляются существенные налоговые льготы, такие как ускоренная амортизация, освобождение 85% прибыли от налога. На долю "СИКОМИ" приходится более 30% всех лизинговых операций с недвижимостью во Франции и срок соглашения колеблется от 15-20 лет. В настоящее время во Франции объектом лизинга выступают: самолеты, вертолеты, суда, баржи, подъемно-транспортное и полиграфическое оборудование, но доминирующее положение занимает лизинг сельскохозяйственной техники. Это связано с большим количеством мелких ферм во Франции и, естественно, повышением конкурентоспособности их продукции на рынке.
В Австралии лизинговые операции начали активно развиваться в 70-х гг. В декабре 1986 г. была создана Независимая Австралийская ассоциация лизингодателей оборудования (Australian Equipment Lessor's Assosiation - AELA). К концу 1996 г. время страна выделялась самым высоким удельным весом лизинга в поставках оборудования (33,3%). В Австралии наиболее распространен лизинг автомобилей, железнодорожных вагонов, трейлеров, офисного оборудования, компьютеров, торгового оборудования. Срок лизинговых сделок составляет обычно 2-5 лет.
Предпосылками развития лизинга в КНР стал закон, принятый в 1979 г., разрешающий деятельность международных совместных предприятий. В 1981 г. была основана первая лизинговая компания "China Leasing Company", затем организована компания "China Leasing Company". Совместно они контролируют более 50% ежегодного объема сделок. Общее число лизинговых компаний к концу 1996 г. составляло около 40, основная часть сделок приходится на финансовый лизинг сроком от 1 года до 5 лет.
Первая лизинговая компания в Южной Корее "Korea Industrial Leasing Company" (KILC) была основана в 1973 г. После принятия в 1982 г. Закона о поддержке лизинга (Leasing Industry Promotion Act), в 1983 г. объем заключенных ею контрактов удвоился и достиг 460 млн.долл. США.
Всего в Южной Корее зарегистрировано к концу 1996 г. 14 лизинговых компаний (8 специализированных и 6 торговых банков). В лизинговом законодательстве этой страны, если срок эксплуатации оборудования менее 5 лет, то срок лизинга должен быть не менее 70% срока эксплуатации оборудования; если более 5 лет, то - не менее 60%.
Как уже говорилось в первом пункте данной главы нашего исследования, нехватка финансовых ресурсов для финансирования капитальных вложений и высокие цены на оборудование являются серьезной проблемой для промышленных предприятий. В аграрной сфере ситуация еще сложнее. Для таких «проблемных» предприятий лизинг может оказаться иногда одной из немногих доступных альтернатив обновления оборудования.
Приведем результаты опроса, осуществляемого Центром экономической конъюнктуры при правительстве РФ[10]. Опрос проводится ежегодно и охватывает руководителей свыше 5000 промышленных организаций различных видов экономической деятельности. Эти данные показывают, что в целом с 2009 года инвестиционная активность характеризуется меньшей интенсивностью. Приоритетом в инвестиционной деятельности промышленных организаций является замена изношенных машин и оборудования. В структуре источников инвестирования в основной капитал собственные средства превосходят привлеченные.
В 2010 году обозначилась позитивная тенденция, при которой закупки нового оборудования инвестиционно-активными предприятиями сопровождались повышением доли списанных основных средств. Средний возраст основной части машин и оборудования в 2010 году составил 19,3 года против 20 лет в 2009. При этом каждая пятая организация использует оборудование, купленное до 1995 года. В таблице 1.4 показано, насколько активно приобретается новое оборудование.
Таблица 1.4.
Приобретение машин и оборудования промышленными организациями, % от опрошенных.
Приобретение новых машин и оборудования | В том числе на условиях финансового лизинга | ||||
отечественное | импортное | ||||
2009 г. | 2010 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2009 г. | 2010 г. |
88 | 87 | 60 | 65 | 17 | 22 |
Информация о работе Современные проблемы управления основными средствами предприятия