Современные проблемы управления основными средствами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание

В условиях рынка оснащенность любого промышленного предприятия в полном объеме современными основными фондами - главная предпосылка, обеспечивающая дальнейший экономический рост как самого предприятия, так и экономики страны в целом.

Содержание

1. Современные проблемы управления основными средствами предприятия
1.1. Существующие методы управления основными средствами
1.2. Опыт применения лизинговых операций за рубежом
1.3. Российский опыт использования лизинга в управлении основными средствами

Работа состоит из  1 файл

первая глава Можаева А.О..doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

 

1.2. Опыт применения лизинговых операций за рубежом

Традиционно лизинг считается американским изобретением, переве­зенным американскими предпринимателями через океан в Европу в начале 60-х годов. Однако английские авторы не соглашаются с такой теорией, ут­верждая, что лизинг зародился в Англии в конце 13 в., в 19 в. перекочевал в Северную Америку и лишь потом, уже во второй половине 20 в., оказался опять в Европе, правда с некоторыми изменениями. Независимо от страны зарождения лизинга, родиной лизинга в современном его понимании явля­ются США. "Отцом" американского лизинга считается Генри Шонфельд[3]. В 1952 г. он организовал в Сан-Франциско первую в мире компа­нию "United State Leasing Corporation" ( в настоящее время - известнейшая американская лизинговая компания "United State Leasing International") с ка­питалом в 20 тыс.долл., для которой сдача в аренду становится предметом основной деятельности. Через два года эта фирма сдавала в аренду машин и оборудования на сумму более 3 млн.долл. Вскоре появилась масса последо­вателей, также открывших для себя преимущества лизинговых форм финан­сирования, и уже в 1959 году общий объем лизинговых операций в США со­ставлял 300 млн.долл.[4]

Вскоре американский лизинговый рынок стал тесен и в конце 50-х го­дов компании стали искать выход на зарубежные рынки. В 1959 г. компания "United States Leasing Corporation" ("USLC") учредила филиал в Канаде. 8 июня 1960 г. была создана Торговая лизинговая компания ("Mercantile Leasing Company") в Англии, в которой 80% акций принадлежали англий­ской торговой кредитной компании "Mercantile Credit Company ("МСС") и 20% "USLC". Очень быстрые успехи компании привлекли к себе внимание и других английских финансовых компаний, постепенно эти операции стали выполнять и банки. В 1961 году общий оборот лизинговых фирм в Англии составлял 280 млн.долл.[5]

Подавляющая часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в "треугольнике" США - Западная Европа - Япония, в котором Соединенные Штаты традиционно лидируют. На начало 1996 г. на долю США приходи­лась половина мирового оборота имущества, поставляемого по лизингу, при­чем объем лизинговых операций составляет порядка 1/3 всех инвестиций в оборудование в стране (см. табл. 1.7). Темпы прироста объема лизинга в США более чем в два раза превысили темпы прироста суммарных капитало­вложений в оборудование. Структура сделок характеризуется преобладанием в них контрактов на лизинг средств информатики и вычислительной техники (18,%).

В США 80% фирм регулярно приобретают на условиях лизинга те или иные виды имущества. В последние десять лет предметом лизинговых со­глашений выступают чаще всего танкеры, самолеты, железнодорожные кон­тейнеры, транспорт, компьютеры, и печатное оборудование.

Таблица 1.3

Лизинг и инвестиции в оборудование в США (млрд.долл.)[6]

Год

Лизинг оборудования

Инвестиции в оборудование

Лизинг в % к общему объему инвестиций в оборудование

2003

22,3

178,0

12,5

2004

36,5

208,9

17,5

2005

51,4

232,8

22,1

2006

85,0

299,5

28,4

2007

122,7

370,9

33,1

2008

92,1

341,0

27,0

2009

118,4

320,6

36,4


 

Широкое распространение получила практика лизинга сельскохозяйст­венной техники, Так, например, по оценке американской компании "Massey- Fergyson", в 2008 г. на каждые два проданных ею трактора приходился один, поставленный по соглашению о лизинге. Компания "Derric Eguipment", сдает в лизинг ежегодно примерно 50 новых тракторов различной мощности на срок 2-3 месяца, а затем продает их по сниженным ценам.

По масштабам лизинговой деятельности Япония занимает второе место после США. Первая в Японии лизинговая компания "Japan Leasing Corp." появилась в 1963 г., но уже к 1967 г. общая сумма договоров на лизинг ма­шин и оборудования достигла 42 млн.долл. Созданная в 1969 г. ли­зинговая компания "Century Leasing System" является крупнейшей в Японии, ее оплаченный капитал - 584,5 млн.йен (около 5,2 млн.долл.)[7]. Крупными ее акционерами являются коммерческий банк, одна торговая и две страховые компании; она имеет филиалы в Великобритании, в Сингапуре и в Гонконге. Компании, занимающиеся лизингом, объединены в Японскую лизинговую ассоциацию (Japan Leasing Association - JLA). В число крупнейших лизинговых компаний по объемам контрактов входят такие компании как "Japan Leasing Corp." (4,5 млрд.долл.), "Orient Leasing" (3,6 млрд.долл.), "SB General Leasing" (2,4 млрд.долл.)[8]. Разветвленная сеть зарубежных филиалов осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с фирмами многих стран мира. В настоящее время насчитывается порядка 120 заграничных филиалов японских лизинговых компаний в 18 странах мира, в т.ч. 11 - в Сингапуре, 18 - в Гонконге, 34 - в США.

В Великобритании лизинг имеет свою специфику: под ним понимают средне- и долгосрочную аренду мобильного имущества, тем самым исключая из его сферы сделки с недвижимостью. В этой стране лизинг получил разви­тие после 1970 г., когда были введены налоговые льготы на инвестиции: компании могли получать все 100% инвестиций из налогооблагаемой при­были в том году, в котором они производились; причем только в конце от­четного года .

В 2008 г. по удельному весу лизинга в общенациональных инвестициях Ирландия и Англия являлись лидерами в Западной Европе - 46% и 35,8% соответственно[9].

Во Франции лизинг (credit-bail) возник из обычного проката техниче­ских средств. Первая лизинговая компания "SEPAFITEC" (Societe сГ Etude et de Participation Financiere " появилась в 1957 г. и занималась лизингом про­мышленного оборудования. В 1965 г. во Франции уже действовало 26 лизин­говых компаний и общая сумма заключенных договоров составляла 60 млн.долл. Правовое регулирование вопросов, связанных с лизин­гом, возникло во Франции несколько позже (Закон о лизинге - 2.07.1966 г., с изменениям в сентябре 1977 г.). Интересен тот факт, что лизинг движимого имущества появился намного раньше (1960 г.), чем недвижимого (1966 г., вместе с принятием Закона о лизинге). В 1967 г. во Франции было создано сообщество лизинговых фирм по операциям с недвижимостью в сфере про­мышленности и торговли ("СИКОМИ"). Члены "СИКОМИ" имеют форму акционерных компаний с капиталом не менее 10 млн. франков, который не­обходимо внести к моменту создания фирмы; им предоставляются сущест­венные налоговые льготы, такие как ускоренная амортизация, освобождение 85% прибыли от налога. На долю "СИКОМИ" приходится более 30% всех лизинговых операций с недвижимостью во Франции и срок соглашения ко­леблется от 15-20 лет. В настоящее время во Франции объектом лизинга вы­ступают: самолеты, вертолеты, суда, баржи, подъемно-транспортное и поли­графическое оборудование, но доминирующее положение занимает лизинг сельскохозяйственной техники. Это связано с большим количеством мелких ферм во Франции и, естественно, повышением конкурентоспособности их продукции на рынке.

В Австралии лизинговые операции начали активно развиваться в 70-х гг. В декабре 1986 г. была создана Независимая Австралийская ассоциация лизингодателей оборудования (Australian Equipment Lessor's Assosiation - AELA). К концу 1996 г. время страна выделялась самым высоким удельным весом лизинга в поставках оборудования (33,3%). В Австралии наиболее распространен лизинг автомобилей, железнодорожных вагонов, трейлеров, офисного оборудования, компьютеров, торгового оборудования. Срок ли­зинговых сделок составляет обычно 2-5 лет.

Предпосылками развития лизинга в КНР стал закон, принятый в 1979 г., разрешающий деятельность международных совместных предприятий. В 1981 г. была основана первая лизинговая компания "China Leasing Company", затем организована компания "China Leasing Company". Совместно они кон­тролируют более 50% ежегодного объема сделок. Общее число лизинговых компаний к концу 1996 г. составляло около 40, основная часть сделок прихо­дится на финансовый лизинг сроком от 1 года до 5 лет.

Первая лизинговая компания в Южной Корее "Korea Industrial Leasing Company" (KILC) была основана в 1973 г. После принятия в 1982 г. Закона о поддержке лизинга (Leasing Industry Promotion Act), в 1983 г. объем заклю­ченных ею контрактов удвоился и достиг 460 млн.долл. США.

Всего в Южной Корее зарегистрировано к концу 1996 г. 14 лизинговых компаний (8 специализированных и 6 торговых банков). В лизинговом зако­нодательстве этой страны, если срок эксплуатации оборудования менее 5 лет, то срок лизинга должен быть не менее 70% срока эксплуатации оборудования; если более 5 лет, то - не менее 60%.

1.3. Российский опыт использования лизинга в управлении основными средствами

Как уже говорилось в первом пункте данной главы нашего исследования, нехватка финансовых ресурсов для финансиро­вания капитальных вложений и высокие цены на оборудование являются серьезной проблемой для промышленных предприятий. В аграрной сфере ситуация еще сложнее. Для таких «проблемных» предприятий лизинг мо­жет оказаться иногда одной из немногих доступных альтернатив обновле­ния оборудования.

Приведем результаты опроса, осуществляемого Центром экономической конъюнктуры при правительстве РФ[10]. Опрос проводит­ся ежегодно и охватывает руководителей свыше 5000 промышленных ор­ганизаций различных видов экономической деятельности. Эти данные по­казывают, что в целом с 2009 года инвестиционная активность характери­зуется меньшей интенсивностью. Приоритетом в инвестиционной деятель­ности промышленных организаций является замена изношенных машин и оборудования. В структуре источников инвестирования в основной капи­тал собственные средства превосходят привлеченные.

В 2010 году обозначилась позитивная тенденция, при которой закупки нового оборудования инвестиционно-активными предприятиями сопрово­ждались повышением доли списанных основных средств. Средний возраст основной части машин и оборудования в 2010 году составил 19,3 года про­тив 20 лет в 2009. При этом каждая пятая организация использует обору­дование, купленное до 1995 года. В таблице 1.4 показано, насколько ак­тивно приобретается новое оборудование.

Таблица 1.4.

Приобретение машин и оборудования промышленными организациями, % от опрошенных.

Приобретение новых машин и оборудования

В том числе на условиях финансового лизинга

отечественное

импортное

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

88

87

60

65

17

22

Информация о работе Современные проблемы управления основными средствами предприятия