Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое изучение нормативно-правовых особенностей создания и организации деятельности совместных предприятий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятия и видов внешнеэкономической деятельности;
Введение…………………………………………………………………….3-4
1. Сущность совместного предпринимательства…………………..…….5
1.1. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности…………..5-7
1.2. Определение совместного предпринимательства: формы, цели, мотивы……………………………………………………………………..……7-14
2. Проблемы взаимодействия российских предприятий с зарубежными партнерами………………………………………………………………..………15
2.1. Участие российских предпринимателей в совместном предпринимательстве за рубежом…………………………………….…….15-19
2.2. Организационно-правовая основа деятельности совместного предпринимательства в Российской Федерации……………….……..……19-23
3. Современные для России формы совместного предпринимательства……………………………………………………………24
3.1. Франчайзинг в системе совместного предпринимательства……24-28
3.2. Лизинг как эффективная форма совместного предпринимательства…………………………………………………………28-32
Заключение……………………………………………………….………33-35
Библиографический список………………………….………………………36
ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный Студенческое бюро | ||
| ||
Внутривузовский конкурс на лучшие научные работы студентов под руководством научно-педагогических работников РГЭУ (РИНХ) | ||
| ||
| ||
Направление № | 4 |
|
| ||
Направления и формы интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Особенности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий, отраслей и регионов | ||
(номер и название направления в соответствии с условиями конкурса) |
Создание и организация работы совместного предприятия |
Принял: |
|
| ||||
|
|
| ||||
| (подпись инспектора студенческого бюро) |
| ||||
Регистрационный № |
|
| «____» _____________ 20____ г. |
2011 год
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Сущность совместного предпринимательства…………………..……
1.1. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности…………..5-7
1.2. Определение совместного предпринимательства: формы, цели, мотивы………………………………………………………………
2. Проблемы взаимодействия российских предприятий с зарубежными партнерами……………………………………………………
2.1. Участие российских предпринимателей в совместном предпринимательстве за рубежом…………………………………….…….15-19
2.2. Организационно-правовая основа деятельности совместного предпринимательства в Российской Федерации……………….……..……19-23
3. Современные для России формы совместного предпринимательства……………………………
3.1. Франчайзинг в системе совместного предпринимательства……24-28
3.2. Лизинг как эффективная форма совместного предпринимательства……………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………….………………………36
ВВЕДЕНИЕ
Экономические процессы в обществе неразрывно связаны с развитием разнообразных форм предпринимательской деятельности, которые, в свою очередь, отражают изменения в факторах производства, технике и технологии, потребительских тенденциях, общественном настроении и государственной политике. В последние годы одной из ведущих форм международного бизнеса стало совместное предпринимательство, которое включает многообразные кооперационные связи: от межфирменного сотрудничества и создания совместных предприятий до крупномасштабных интеграционных проектов в рамках региональных и межрегиональных объединений.
Общими проблемами формирования, развития и совершенствования совместного предпринимательства занимались многие отечественные и зарубежные ученые и специалисты: Диденко Н.И., Воронкова О.Н., Пузакова Е.П., Балабанов И.Т., Балабанов А.И., Смитиенко Б.М., Семеко Г.В.
Целью курсовой работы является теоретическое изучение нормативно-правовых особенностей создания и организации деятельности совместных предприятий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятия и видов внешнеэкономической деятельности;
- исследовать и обобщить существующие понятия совместного предпринимательства, рассмотреть его формы, цели и мотивы создания»;
- установить место и роль совместных предприятий, уточнить их функциональные особенности на базе отечественного и зарубежного опыта;
- рассмотреть современные формы организации совместных предприятий.
Предметом исследования работы являются организационно-экономические отношения, возникшие и сложившиеся в процессе деятельности совместных предприятий с участием иностранного капитала.
В качестве объекта исследования рассматриваются совместные предприятия с участием иностранного капитала в России.
1. Сущность франчайзинга, как инновационной формы организации совместного предпринимательства
1.1. Франчайзинг в системе совместного предпринимательства
Термин «совместное предприятие» (СП) возник по аналогии с английским «joint venture» (венчурное, рискованное, совместное коммерческое предприятие), которым обозначался этот тип предприятий на Западе[1].
Первые СП были созданы в эпоху свободной конкуренции в XIX в. В XX в. совместные предприятия получили широкое распространение в сфере обращения, а к середине столетия стали типичной формой организации производства монополистическим капиталом. Первоначально СП возникали для осуществления крупномасштабных проектов в отраслях добывающей промышленности и строительстве, а с 60-х годов наблюдается процесс интенсивного создания таких предприятий в отраслях обрабатывающей промышленности.
Термином «совместное предпринимательство» в современной западной экономической литературе обозначаются различные формы межфирменного сотрудничества или кооперации. Широкое определение совместного предпринимательства дают эксперты ОЭСР: «СП—это все формы соглашений, посредством которых деятельность двух или более фирм функционально интегрируется (не полностью, но частично); это могут быть операции в форме закупок и продаж, научных исследований и разработок, добычи природных ресурсов, производства продукции, инжиниринга, строительства и др.»[2].
В последние годы наиболее распространенной формой совместного предпринимательства, особенно в сфере услуг и в торговле, стала система договорных отношений типа франчайзинг. Это совместный бизнес, в котором один из партнеров — успешно и надежно ведущая свое дело компания, которая предоставляет другим предпринимателям право использовать свой опыт, знания, торговую марку, технологии и т. п.
В российской экономике франчайзинг стал пользоваться особой полярностью лишь в 2000-х годах, в то время как в промышленно развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах.
Рисунок 1.1.1 Динамика роста франчайзинговых сделок в России[3]
Родиной франчайзинга являются США. Он создает 13% валового национального продукта США — это в три раза больше, чем торговля автомобилями. Яркое подтверждение деловой эффективности является франчайзинговая система «Мак Дональдс» (McDonald's). В начале 50-х годов это было скромное кафе в пустынном месте близ городка Сан-Бернардино в американском штате Калифорния, а сейчас это мощная транснациональная корпорация, обслуживающая на своих 12 тыс. предприятий в разных странах мира сотни миллионов клиентов.
1.2. Теоретическая сущность организации франчайзинга
В русском языке не существует общепринятой терминологии для описания данной деятельности. Сам термин «франчайзинг» происходит от французского слова «franchise» (льгота, привилегия, а также освобождение от налогов, взноса). В дальнейшем от английского «франчайз» были образованы производные слова для обозначения понятий, связанных с этой новой формой предпринимательской деятельности: франчайзинг (franchising), франчайзер (franchisor) — сторона, которая передает франшизу (лицензию), франчайзи (franchisee) — сторона, которая ее приобретает.
В Гражданском кодексе РФ (глава 54) франчайзинг получил название «коммерческая концессия», а его стороны — «правообладатель» и «пользователь».[4]
Франчайзинг — это форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором.[5]
Франчайзер — это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке и выдающая на определенный срок и на определенных условиях лицензию (франшизу) индивидуальным предпринимателям или их группам на использование ее торговой марки в коммерческой деятельности.
Франчайзи — это лицо, компания или товарищество (по российскому гражданскому законодательству — физическое или юридическое лицо), приобретающее у крупной фирмы (корпорации) на определенный срок и на определенных условиях право на ведение коммерческой деятельности с использованием ее торгового знака и технологий.
Франшиза (также франчайз) — это:
а) право на создание коммерческого предприятия и на торговлю продукцией или предоставление услуг более крупной фирмы на определенных условиях и за определенную компенсацию;
б) организационная форма малого бизнеса, дающая индивидуальному предпринимателю право на продажу уже зарекомендовавших себя товаров или услуг крупной фирмы, то есть предприятие, созданное на основе франчайзинга, или франшизное предприятие.
Франчайзинговая система — организационная структура в сфере бизнеса, которая состоит из компании-франчайзера, возглавляющей структуру, и находящейся под ее контролем сети франшизных предприятий, или франшизной сети.
Рисунок 1.2.1. Франчайзинговая система[6]
По условиям контракта франчайзер гарантирует право и лицензию франшизополучателю продавать на рынке товары или услуги, а также использовать торговую марку и модель бизнеса, разработанную франчайзером. Держатель франшизы, в свою очередь, обязуется следовать принципам функционирования предприятия и обеспечивать процветание.
Отличия франчайзинга от других форм предпринимательства:[7]
1. Франчайзинг отличается от лицензирования, а франшиза —соответственно от лицензии. Франчайзинг подразумевает тесное сотрудничество сторон, основанное на взаимном доверии и четком выполнении обязательств.
2. Франчайзинг следует отличать от холдинга, филиала и дочернего предприятия. Франчайзи должен лишь строго соблюдать технологию фирмы-франшизодателя и не вносить изменений в сложившуюся концепцию бизнеса, в остальном предприниматель свободен.
3. Франчайзинг отличается от дилерства, а франшизополучатель от эксклюзивного дилера, но отличия в целом небольшие. Если фирма, единственная в данном регионе, имеет право продавать продукцию конкретной компании-изготовителя и при этом не имеет право продавать продукции каких-либо других компаний аналогичного профиля — это и есть та граница, где заканчивается эксклюзивное дилерство и начинается франчайзинг.
Франчайзинг по сравнению с другими формами предпринимательства имеет ряд особенностей, представленных на Рисунке 1.2.2.
Информация о работе Создание и организация работы совместного предприятия