Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое изучение нормативно-правовых особенностей создания и организации деятельности совместных предприятий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятия и видов внешнеэкономической деятельности;
Введение…………………………………………………………………….3-4
1. Сущность совместного предпринимательства…………………..…….5
1.1. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности…………..5-7
1.2. Определение совместного предпринимательства: формы, цели, мотивы……………………………………………………………………..……7-14
2. Проблемы взаимодействия российских предприятий с зарубежными партнерами………………………………………………………………..………15
2.1. Участие российских предпринимателей в совместном предпринимательстве за рубежом…………………………………….…….15-19
2.2. Организационно-правовая основа деятельности совместного предпринимательства в Российской Федерации……………….……..……19-23
3. Современные для России формы совместного предпринимательства……………………………………………………………24
3.1. Франчайзинг в системе совместного предпринимательства……24-28
3.2. Лизинг как эффективная форма совместного предпринимательства…………………………………………………………28-32
Заключение……………………………………………………….………33-35
Библиографический список………………………….………………………36
Кроме того, как показал анализ практики работы отечественных франчайзинговых структур, большинство российских франчайзеров не желают предоставлять франчайзи собственные бизнес-технологии в полном объеме, что ведет к нарушению устойчивости бизнеса франчайзи и ухудшению показателей его работы.
Четко определенного решения двух указанных выше проблем в настоящее время не существует, поскольку их возникновение обязано "российскому предпринимательскому менталитету", выработанному в период первоначального накопления капитала. Разрешение данных вопросов будет происходить самостоятельно в результате применения общепризнанных этических стандартов ведения бизнеса и работы с западными контрагентами.
Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует отметить, что в нашей стране в ближайшее время следует ожидать увеличение интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса.
Интерес со стороны физических лиц - потенциальных предпринимателей может быть обусловлен ростом реальных доходов и возможностями формирования накоплений с последующим их использованием для открытия компаний. Данное утверждение подтверждается также тем, что по свидетельству ряда ученых-социологов наблюдается стремление активной части населения к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане в ближайшие несколько лет способно заметно увеличить численность среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части преобладания в его (ВВП) создании малых и средних компаний - производителей готовой продукции и услуг.
По имеющимся данным, население Центральной России большую часть своих средств тратит на продукты и услуги тех секторов, в которых велик (или даже преобладает) удельный вес франчайзинговых компаний: продукты питания, фаст-фуд, продажа алкогольных напитков, аренда квартир.
Помимо рассмотренной торговой сети "Спар", разработкой экспансионных программ с использованием франчайзинга в настоящее время заняты или намерены заняться такие компании, как "Юнилэнд" (торговые сети "Дикси", "Мегамарт", "Юнисам"), "Фелма" (торговая сеть "Копейка"), "Пятерочка" (крупный акционер - Европейский банк реконструкции и развития), "Рамэнка" (торговая сеть "Рамстор"), "Перекресток", "Ароматный Мир".
Кроме компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания, проекты развития с использованием франчайзинга разрабатываются сбытовыми подразделениями нефтяных компаний.
Продолжая анализировать использование коммерческой концессии российскими компаниями, следует отметить продолжающуюся экспансию франчайзинговых фирм, работающих в сегменте фаст-фуд. Наиболее крупными субъектами данного сегмента рынка являются: "Сабвей" (вторая компания в мире по количеству франчайзинговых единиц и первая в США), "РосИнтер", "Кэй Эф Си", "Русское бистро", "Пицца-хат". По свидетельству специалистов, в ближайшие 2-3 года ожидается увеличение платежеспособного спроса населения в сегменте фаст-фуд, сокращение периода окупаемости заведений такого рода (по сравнению с существующим), а также снижение стоимости франшиз, вызванное главным образом уменьшением масштабов компаний-франчайзи.
Помимо вышеизложенных сфер, по нашему мнению, ожидается значительное увеличение использования франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям деятельности:
услуги в области спорта и здоровья;
розничная реализация товаров длительного пользования;
услуги в сфере информационных технологий;
гостиничный бизнес;
игорный бизнес;
туристический бизнес;
услуги в области аренды, ремонта и продажи автомобилей.
Кроме того, в ближайшее время ряд компаний, активно использующих коммерческую концессию в центральном регионе, начнут развивать франчайзинговое направление деятельности в других регионах. Проведя анализ наиболее привлекательных регионов деятельности франчайзинговых компаний, мы получили данные, свидетельствующие о перспективности для рассматриваемых организаций следующих городов и территорий: Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Тольятти, Перми, Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока, Иркутска, Черноморского побережья Краснодарского края.
Хочется надеяться, что франчайзинг будет способствовать уменьшению уровня дефрагментарности развития экономики страны и изменению структуры ВВП России, а именно увеличению доли малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По основным показателям, характеризующим уровень развития франчайзинга в конкретной стране, Россия пока значительно отстает не только от стран-лидеров, но и от так называемых «середнячков». Поэтому есть о чем задуматься, если наша страна хочет уйти от сырьевой зависимости в экономике, поднять занятость и жизненный уровень людей, стимулировать к участию в бизнесе экономически активную часть населения и молодежь.
Теоретическое изучение нормативно-правовых особенностей создания и организации деятельности совместных предприятий позволило сделать следующие выводы.
Во-первых, ВЭД представляющая собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами, существует в нескольких видах. Одним из видов внешнеэкономической деятельности является СП. Среди ученых не существует единого мнения по поводу обозначения этого типа предприятий. СП и соответственно совместное предприятие могут толковаться в широком и узком смысле.
Основные моменты широкого определения заключаются в следующем: совместное предприятие создается как одна из наиболее перспективных форм кооперационного соглашения между двумя или несколькими партнерами (преимущественно из разных стран) с целью достижения взаимных преимуществ (сокращения издержек, разделения риска, упрощения доступа к новым рынкам и дешевым ресурсам) и минимизации «слабых мест» (отсутствие доступа к ресурсам, недостаток технологий, нехватка управленческих знаний) и, в конечном итоге, более высоких прибылей, которые затем реинвестируются в производство и разделяются между партнерами.
В узком смысле СП выступает как юридически самостоятельная хозяйственная единица, планируемая, создаваемая, контролируемая и управляемая двумя или несколькими партнерами в соответствии с их вкладами в капитал и внутренней договоренностью.
Во-вторых, смешанные общества, создаваемые российскими компаниями за рубежом, занимаются сбытом, подработкой, послепродажным обслуживанием, маркетингом, транспортировкой, складированием и хранением российских внешнеторговых грузов, их страхованием и кредитованием. Большинство смешанных обществ с российским участием размещено в промышленно развитых странах, они могут возникать путем: покупки акций уже существующей компании, покупки доли в капитале действующей фирмы, создания нового общества. При выборе страны-реципиента российские предприниматели должны учитывать развитость инфраструктуры бизнеса и факторы, определяющие инвестиционный климат: систему регулирования иностранных инвестиций, акционерное законодательство, налогово-правовую обстановку в стране, в том числе систему налогообложения прибылей, наличие свободных зон развития, трудовое и социальное законодательство. В России СП создаются как производственные предприятия, торговые фирмы, внедренческие и другие сервисные организации. Создание и ликвидация СП осуществляется на условиях, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами. СП в праве заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законодательством РФ.
В-третьих, в последние годы наиболее распространенной формой совместного предпринимательства, особенно в сфере услуг и в торговле, стала система договорных отношений типа франчайзинг. Это совместный бизнес, в котором один из партнеров — успешно и надежно ведущая свое дело компания, которая предоставляет другим предпринимателям право использовать свой опыт, знания, торговую марку, технологии и т. п. Для российской экономики франчайзинг является относительно новой формой ведения бизнеса, в то время как в промышленно развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах. Другой формой совместного предпринимательства является лизинг — международная межфирменная кооперация, при которая одна компания приобретает в собственность имущество и передает его какой-либо другой компании по договору в пользование заплату. В большинстве промышленно развитых стран сложилась мощная лизинговая индустрия. Лизинговая деятельность приобрела международный характер.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.- М.: Рид Групп, 2011. – 656 с.
5. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учебник/ под ред. Проф. Е.П. Пузаковой 2-е издание, доп. и перераб. – М.: Экономистъ, 2008. – 624с.
6. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2009. – 560с.: ил.- (Серия «Вне серии»).
7. Лизинговые отношения в России: Правовые основы, налогообложение, бухгалтерский учет. М., 2010. — (Б-чка «Рос. газеты». Вып. 4).
8. Международные экономические отношения: Учебник/ под ред. Б.М. Смитиенко.- 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 528с. (Высшее образование).
9. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей / Под ред. С.А. Силинга - СПб., 2008. 534с.
10. Совместное предпринимательство: Учебное пособие/Автор-составитель Г.В. Семеко, канд. экон. наук.—М.: ИКД «Зерцало-М», 2006.-120 с.
11. Экономика предприятия (фирмы). – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 512 с.
12. Журнал "Вестник Государственной Регистрации".
13. www.rosstat.ru
14. www.consultant.ru
17
[1] Совместное предпринимательство: Учебное пособие Г.В. Семеко, 2006. С12-17.
[2] Совместное предпринимательство: Учебное пособие Г.В. Семеко, 2006. С16.
[3] Составлено автором по данным Российской ассоциации франчайзинга
[4] Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.- М.: Рид Групп, 2011. Глава 54.
[5] Совместное предпринимательство: Учебное пособие Г.В. Семеко, 2006 С. 58-67
[6] Совместное предпринимательство: Учебное пособие Г.В. Семеко, 2006 С. 58-67
[7] Там же, 67
[8] Российская ассоциация франчайзинга
Информация о работе Создание и организация работы совместного предприятия