Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:45, контрольная работа
Цель дано работы - рассмотрение законов спроса ,предложения и теорию предельной полезности с позиций экономической теории и в их взаимодействия.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса, предложения, цены;
- раскрыть основные факторы и законы влияющие на спрос спроса;
- проанализировать кривую безразличия и кривую Энгеля.
Введение 3
1. Спрос, предложение, цена, как важнейшие элементы
рыночного механизма 4
1.1. Полезность и ценность товара 4
1.2. Рыночный механизм спроса и предложения 8
1.3.Спрос и факторы, определяющие его изменения 10
2. Теория предельной полезности 13
2.1. Закон убывающей предельной полезности 13
2.2. Кривые безразличия 14
2.3. Кривые Энгеля 16
Заключение 20
Список литературы 22
В
основе действия рыночного механизма
лежат законы стоимости, ценности, полезности,
которые реализуются через различные
типы цен: цены эквивалентного обмена
(определяемые не только полезностью,
но и затратами, которые общество должно
заплатить за производство того или иного
товара или услуги), равновесные, монопольные,
дискриминационные, зональные и другие
цены.
1.3.Спрос и факторы, определяющие его изменения
Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар3.
Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени.
Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.
В
обществе с развитой рыночной экономикой
преобладающая часть
На величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться из-за рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо знать, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.
Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях.
Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике.
Если цены за единицу товара Р отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос Q, — по оси абсцисс, то и получим такой график (рис. 1).
Изображение соотношения между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса DD(D — от англ. «demand» — спрос). На графике кривая DD отлого опускается. Эта кривая иллюстрирует закон падающего спроса. Суть этого закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большее количество одинакового товара, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены.
Спрос не остается неизменным. Необходимо различать изменения величины спроса, или объема спроса, и изменение спроса (характера спроса). Величина спроса меняется тогда, когда меняется только цена данного товара. Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые принимались ранее постоянными. Графически изменения объема спроса выражаются в движении по кривой спроса. Изменение же спроса выражается в движении самой кривой спроса, в ее смещении. Это можно представить следующим образом (рис. 2).
При изменении цены с P1 до Р2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивается количество покупаемого товара от Q1 до Q2 Изменение же спроса (сдвиг кривой спроса D1D1 вправо в положение D2D2) показывает, что покупатели приобретают больше продукции при данной цене. Так, при той же цене P1 покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q2 > Q1
Рис.1 Рис.2
Сдвиг
кривой спроса может быть обусловлен
многими факторами. К их числу относятся
изменения величины доходов, цен товаров,
являющихся заменителями или дополняющих
данный товар в потреблении, вкусов и предпочтений
потребителей, ожидания относительно
будущих цен на данный товар или степени
его дефицитности, сезонные колебания,
изменение численности и состава населения.
2. Теория предельной полезности
2.1.Закон убывающей предельной полезности
В течение последнего столетия экономистам удалось выработать важнейшее понятие «предельной полезности», на основе которого они смогли впервые построить кривую спроса и объяснить ее свойства.
Как потребитель, вы покупаете какой-либо товар, потому что ожидаете получить от него удовлетворение своей потребности. Другими словами, этот товар обладает «полезностью». Первая порция товара даст вам определенное количество психологической полезности. Представьте теперь, что вы потребляете вторую порцию. Общий объем полезности увеличивается, поскольку вторая порция товара даст вам дополнительную полезность. Что получится, если вы потребите третью и четвертую порции этого же товара?
И в самом деле, когда человек узнает, что цены на чай растут, в первую очередь он сразу идет в магазин, чтобы купить его побольше. На первый взгляд это может показаться исключением из закона понижающегося спроса, но фактически вполне согласуется с ним. Ведь я покупаю больше чая, потому что цена на него растет и человек хочет получить возможность покупать его меньше завтра, когда цена установится на более высоком уровне. Несмотря на этот динамический, эффект меняющиеся цен, остается справедливым, что при устойчивых высоких ценах на чай человек будет потреблять его меньше, чем при устойчивых низких ценах.
Во всех случаях необходимо четко проходит различие между сдвигом кривой спроса в результате изменении факторов, отличных от собственной цены товара, и движением по кривой спроса по мере изменения цены на данный товар. Закон понижающегося спроса относится именно к движению по кривой спроси.
Хотя общая полезность растет по мере потребления, темпы этого роста все время снижаются. Это означает, что предельная полезность (добавочная полезность, приносимая каждой новойпорцией товара) будет сокращаться.
Закон убывающей предельной полезности. По мере того как человек потребляет все новые порции одного и того же товара, растет общая (психологическая) полезность, получаемая человеком. Для обозначения «добавочной полезности, прибавляемой каждой последней порцией товара», введем термин «предельная полезность». Тогда с потреблением новых порций товара общая полезность для человека будет возрастать все болел медленными темпами вследствие тоги, что его психологическая способность к оценке потребляемого товара имеет тенденцию притупляться по мере увеличения его количества. Сокращение прироста общей полезности экономисты формулируют следующим образом4:
По
мере увеличения количества потребляемого
товара его предельная полезность (или
добавочная полезность, приносимая последней
порцией) имеет тенденцию к сокращению.
2.2.Кривая безразличия
Кривая безразличия изображает совокупность наборов, меж которыми потребитель не делает различий. Хоть какой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень ублажения. Другими словами, кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют однообразный уровень полезности
Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую общую полезность для потребителя. То есть одинаковую полезность имеют не сами блага (товары или услуги), а их комбинации.
Например, что благо А - йогурт, а благо В - печенье. Школьник хочет перекусить в полдник. И, например, ему все равно съесть ли ему больше печенья и выпить меньше йогурта, или наоборот выпить больше йогурта, но съесть меньше печенья. И та, и другая комбинация его устроят, потому что будут одинаково вкусными и сытными, то есть полезность обеих комбинаций двух благ будет для него одинаковой. Для нашего школьника мы можем определить эти комбинации в количествах (йогурт - в миллилитрах, печенье - в штуках) или определить одинаковые по полезности комбинации. Тогда мы получим кривую безразличия для этого школьника:
Точка 1 на графике данной кривой безразличия показывает, что школьник потребляет больше йогурта и меньше печенья. Точка 2 характеризует обратную ситуацию: школьник потребляет меньше йогурта и больше печенья.
Рис.3.
На самом деле, сама кривая безразличия для школьника - это бесконечно множество точек, а значит, бесконечное множество комбинаций йогурта и печенья, которые одинаково устроят школьника.
Чем правее и выше будет расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ.
Кривые безразличия владеют следующими качествами.
1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.
2. Кривые безразличия постоянно имеют отрицательный наклон, ибо правильно действующие потребители будут предпочитать большее количество хоть какого комплекса меньшему.
3. Кривые
безразличия имеют вогнутую
4. Кривые
безразличия никогда не
5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более предпочтительны наборам благ, расположенным на менее удаленных от начала координат кривых.
Чтобы
обрисовать предпочтения человека по
всем наборам товаров питания и одежды,
можно изобразить семейство кривых безразличия,
которое именуется картой кривых безразличия.
2.3. Кривая Энгеля
Кривая Энгеля иллюстрирует зависимость между объемом потребления благ и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. Она названа по имени немецкого экономиста и статистика Эрнста Энгеля (1821-1896), исследовавшего взаимосвязи между объемом покупаемого данным потребителем блага и величиной его дохода.
Рис. 4. Кривая Энгеля
На рис. 4 денежный доход нанесен на вертикальной оси, а объем приобретенного за определенный период блага X - на горизонтальной оси. Данные кривые могут быть выведены для потребителя с определенными предпочтениями (вкусами) и при заданных ценах на благо X и другие блага.
Заметим, что кривые Энгеля схожи с кривыми спроса, поскольку они изображают соотношение между важным фактором, влияющим на спрос, и количеством приобретаемых благ.
Считается, что получить для некоторого блага кривую Энгеля достаточно несложно. Для этого нужно отложить доход на вертикальной оси и равновесное количество реализованного блага, соответствующего этому доходу, - на горизонтальной оси.
Кривая Энгеля для нормального товара имеет положительный наклон, поскольку увеличение дохода всегда вызывает увеличение потребляемого объема такого блага.
Наклон кривой Энгеля может быть выражен как:
dI/dQx или
(Изменение
в доходе)/(Изменение
Наклон кривой Энгеля, изображенной на рис. 9.4, увеличивается по мере увеличения еженедельного дохода. Форма кривой Энгеля отражает информацию о способности покупок блага реагировать на изменения в доходах.