Спрос и теория предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:45, контрольная работа

Описание

Цель дано работы - рассмотрение законов спроса ,предложения и теорию предельной полезности с позиций экономической теории и в их взаимодействия.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса, предложения, цены;
- раскрыть основные факторы и законы влияющие на спрос спроса;
- проанализировать кривую безразличия и кривую Энгеля.

Содержание

Введение 3
1. Спрос, предложение, цена, как важнейшие элементы
рыночного механизма 4
1.1. Полезность и ценность товара 4
1.2. Рыночный механизм спроса и предложения 8
1.3.Спрос и факторы, определяющие его изменения 10
2. Теория предельной полезности 13
2.1. Закон убывающей предельной полезности 13
2.2. Кривые безразличия 14
2.3. Кривые Энгеля 16
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Тема 19 Спрос и теория предельной полезности.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

     Кривая  Энгеля для блага, которое потребляется безотносительно к уровню дохода покупателя, имеет форму вертикальной прямой (рис. 5). На рис. 5 показана кривая Энгеля для такого блага. Так, ваши расходы на мандариновый сок не зависят от ваших доходов. Если вы покупаете 5 литров сока в неделю, то и при увеличении дохода все равно будете покупать 5 литров сока в неделю. Итак, кривая Энгеля демонстрирует, что независимо от размера дохода вы приобретаете в неделю один и тот же объем сока, т. е. изменения в доходе не приводят к изменениям в объеме приобретаемого блага.

Рис. 5. Кривая Энгеля, отражающая эластичность покупок блага независимо от уровня доходов

     Рис.6 показывает, что наклон кривой Энгеля уменьшается по мере увеличения доходов, при этом восприимчивость количества покупок блага X на изменение дохода возрастает, т. е. объем покупок увеличивается с увеличением доходов. Блага, которые приобретаются с увеличением доходов, часто рассматриваются как предметы роскоши. С уменьшением доходов объем покупки этих благ, наоборот, уменьшится.

Рис. 6. Кривая Энгеля, отражающая эластичность покупок блага с изменением уровня доходов

     Немецкий  статистик А. Швабе отмечал ограниченность положений закона Энгеля. В частности, он указывал, что от доходов зависят тенденции изменения расходов на жилище. С. Стру-милин на материалах пензенских бюджетов пришел к выводу, что доля расходов на питание находится в более тесной связи с размером семьи и возрастом ее членов.

     Следовательно, связывать долю расходов семьи на питание с уровнем доходов, как это предлагал Энгель, некорректно, ибо должны учитываться и другие обстоятельства, на что указывали А. Швабе и С. Струмилин.

 

      Заключение

     Рыночная  экономика управляется ценами. Когда  цена товара повышается, продавцам выгодно увеличивать производство, но покупателям невыгодно покупать слишком дорого. Когда же цены снижаются, ситуация становится противоположной. Таким образом, цены повышают "сигналы" покупателям и продавцам, обеспечивая восприимчивость экономики к колебаниям спроса и предложения.

     В условиях свободной рыночной экономики  цены определяются взаимодействием  спроса и предложения. Совершенной  конкуренцией называется такая ситуация, при которой на рынке действует  много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка и продающих одинаковые товары.

     Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно  удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

     Результатом взаимодействия спроса и предложения  выступает рыночная цена, которая  также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

     Также, в заключении необходимо отметить, что важнейшими категориями экономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой, согласно закона убывающей полезности по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

     Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

 

Список  литературы 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория - Учебник.- М.: Юрист, 2001. - 536 с.
  2. Булатов А. С. Экономика/Учебник. - М.: Юрист, 2001. - 734 с.
  3. Ломакин В. К. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 728 с.
  4. Малышев Б.С.Теория предельной полезности. – Благовещенск, Амурский гос. ун., 2000. – 40 с.
  5. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов-на-Дону: Феникс,  2002. - 544 с.
  6. Родионова И. А. Мировая экономика. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.

Информация о работе Спрос и теория предельной полезности