Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:28, реферат
В данной работе я хотела бы подробнее рассмотреть сущность государственного регулирования в области внешних эффектов и общественных благ. А это невозможно без раскрытия последних. Я попытаюсь раскрыть понятие общественных товаров, исходя из классификации экономических благ, затем необходимо будет осветить проблему внешних эффектов и их государственное регулирование.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Спрос на общественное благо…………………………………………………7
2. Классификация общественных благ………………………………………...19
3. Проблема «зайца»……………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Кафедра
экономики отраслей и рынков
РЕФЕРАТ
по дисциплине
« Экономика общественного сектора»
на
тему: «Спрос на общественное
благо. Проблема «зайцев»».
Капкаев Ю. Ш.
Челябинск 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Спрос
на общественное благо………………………
2. Классификация общественных благ………………………………………...19
3. Проблема
«зайца»……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимуществ. Но было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Перечислим основные:
Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия – это неустойчивые темпы экономического роста; циклический характер развития экономки; недоиспользование ресурсов и неполная занятость; нестабильность уровня цен и инфляция.
Одним из обязательных
В любом обществе существуют достаточно многочисленные социально уязвленные слои: больные, инвалиды, сироты и т.д., которые объективно не могут участвовать в конкурентной борьбе. Рыночная система сама по себе не заботится об этих людях и может оставить их без средств к существованию. Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако, рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы.
Если в результате существования внешних эффектов рынок дает неточную денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресурсы неэффективно, то так называемые общественные блага рыночная система вообще не намерена производить, т.к. не может дать им денежной оценки.
Но далеко не всегда государство вмешивалось в экономику. Развитие экономической мысли подтверждает этот тезис. Уже первобытные люди владели зачатками экономических знаний, имели определенные представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. С возникновением первых классовых обществ на древнем Востоке в центре внимания экономической мысли оказались проблемы организации и управления государственным хозяйством. Экономия возникла в античном обществе как наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Например, Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хрематистику – хозяйство с целью обогащения. В произведениях раннего христианства и в трудах Аристотеля встречается идея равенства и тесно связанное с ней утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основой жизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по труду. Моральному осуждению в раннее христианской литературе подвергаются социальное неравенство и ростовщичество. Таким образом, на раннем этапе развития экономической мысли идеи равенства и справедливости, честного распределения экономических благ трактовались с точки зрения морали и религии. Главенствующей целью было создание справедливого общества, эти идеи отразились в социальных утопиях позднего средневековья (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.).
Позднее
«равенство» и «справедливость»
в отношениях между людьми трансформировалось
в идею эквивалентности обмена товаров,
а «честный труд» - в обоснование
буржуазного
Классическая политическая экономия сложилась как философия рыночного хозяйства. Представители КПЭ считали принцип невмешательства государства в экономику крайне важным, а также видели в свободной конкуренции решение многих проблем, связанных как с производством, так и распределением товаров. Классики политической экономии (Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо и т.д.) в центр внимания брали не сам общественный процесс производства, а в основном лишь его внешний результат – капиталистическое богатство. Экономические кризисы перепроизводства, однако, обострение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией все настойчивее ставили вопрос о внутренних противоречиях капитализма. Феодальный, мелкобуржуазный, «истинный», консервативный и критически-утопический варианты социализма предлагали свои рецепты решения конфликта между неудовлетворенной и ищущей личностью, отчужденной от общества, и буржуазной социальной средой.
Во
второй половине XIX века разработка общих
принципов политической экономии сменяется
исследованием различных
С появлением институционализма появляется идея о том, что реальная действительность гораздо сложнее. Объектом исследований должен быть не «экономический человек», а всесторонне развитая личность.
В
данной работе я хотела бы подробнее
рассмотреть сущность государственного
регулирования в области
1. Спрос на общественное благо
До сих пор предполагалось, что разные индивиды не только потребляют одни и те же общественные блага, но и оценивают их полезность с одних и тех же позиций. Например, имелось в виду, что одинаковое значение для всех членов клуба имеет площадь его помещений, а для всех граждан государства - количество ракет, используемых для стратегической обороны.
На деле, однако, отношение людей к всевозможным общественным благам дифференцируется, по-видимому, не в меньшей степени, чем к благам частным. Значение имеет разнообразие вкусов, пристрастий и представлений, а иногда сказываются также различия в интенсивности потребления.
Пример. Развитие фундаментальной науки приносит выгоды всему обществу, но все же наибольшее значение новым открытиям придают, как правило, сами ученые. Именно они зачастую демонстрируют максимальную заинтересованность в поддержке науки, причем не только тех ее направлений, в которых сами специализируются; за ними обычно следуют представители других образованных слоев, а менее образованные группы населения склонны проявлять индифферентность. К наращиванию военного потенциала страны нередко по-разному относятся люди, одинаково далекие от оборонной сферы в своей повседневной жизни, но придерживающиеся противоположных политических взглядов
Встречаются ситуации, когда индивид негативно относится к общественному благу (которое лично для него благом не является, но он не имеет возможности избежать приобщения к нему либо потому, что «потребление» ему намеренно навязывается, либо в силу практической неисключаемости). Простейшими примерами могут служить, соответственно, отношение преступника к уголовному законодательству и отношение пацифиста к перевооружению армии.
Общественные блага не становятся объектами обычных рыночных сделок; соответственно, предпочтения не проявляются в привычных формах спроса. Спрос на общественные блага может, однако, существовать латентно, как восприятие потребителем полезности каждого из них в сопоставлении с другими благами, иными словами, как оценка того количества иных благ или денежных сумм, от которых потребитель согласился бы отказаться ради получения дополнительной единицы данного блага. Спрос на общественное благо, как и на частное, по сути, подразумевает цену, которую индивид потенциально был бы готов за него уплатить при том или ином объеме потребления.
Спрос
населения и на частные, и на общественные
блага формируется путем
Общественное же благо в силу неисключаемости не может быть предоставлено одному члену потребляющего его сообщества в меньшем количестве, чем другому. Следовательно, дифференциация запросов должна получить признание в дифференциации той платы, за которую благо в равном количестве достается разным потребителям. Свободный доступ к благу, которым пользуется индивид, предполагает, что производство этого блага так или иначе финансируется сообществом в целом, причем бремя финансирования должно быть, в конечном счете, распределено между индивидами.
Обратимся
к рис 2.2.Кривые индивидуального
спроса (готовности платить за соответствующую
единицу блага) D1, D2 и D3 отражают некоторые
из возможных позиций потребителей
в отношении конкретного
Информация о работе Спрос на общественное благо. Проблема «зайцев»