Спроси и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание

Центральная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя
противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания
определенных удовольствий, и второго, характеризующегося неприятием форм
тягости труда.

Содержание

Введение

Рынок и условия его возникновения.

Основные типы рыночных структур.

Спрос как экономическая категория, его факторы и кривая.

Предложение, кривая предложения, детерминанты предложения.

Взаимодействие спроса и предложения.


Эластичность спроса и предложения по различным факторам.

Механизм спроса и предложения (равновесная цена).

Заключение.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

обусловливает соответственно повышение и снижение спроса.

Как уже отмечалось, на рынке обычно существуют товары, близкие к

интересующему товару по характеру  удовлетворяемой с их помощью  потребности

покупателя, т.е. интересующий товар  входит в группу взаимозаменяемых товаров.

В зависимости от изменений соотношения цен на взаимозаменяемые товары,

появления на рынке нового близкого товара с лучшими потребительскими

характеристиками спрос на конкретный товар из группы может изменяться: внутри

группы спрос на одни товары растет за счет уменьшения спроса на другие

товары.

Извлечение пользы из многих товаров  требует наличия у потребителя  некоторого

другого товара, т.е. два или несколько  товаров могут являться

взаимодополняющими (например, кофе в  зернах и кофемолка). Повышение или

уменьшение спроса на взаимодополняющий товар (например, в результате

изменения его цены) приводит к  соответственно повышению или уменьшению спроса

и на данный товар.

Изменение общего дохода (бюджета) потребителей также существенно влияет на

спрос, причем в данном случае существенным оказывается вид исследуемого

товара. Товары, спрос на которые  изменяется в прямой зависимости  с изменением

денежного дохода потребителей, называются товарами высшей категории, или

нормальными товарами. Однако существуют товары, спрос на которые изменяется в

противоположном направлении, то есть спрос возрастает при снижении доходов, –

они называются товарами низшей категории  и включают в себя, например, хлеб,

одежду секонд-хенд, восстановленные  автопокрышки.

Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары (например, в

связи с изменениями налоговой  системы), относительно наличия существующих и

иных товаров в будущем (например, при появлении информации об уходе  с рынка

крупного поставщика привычного товара или о скором начале выпуска товара,

лучше удовлетворяющего соответствующие  потребности) также способны изменить

спрос в соответствующую сторону. Изменяющие спрос ожидания могут  относиться и

к собственному доходу потребителя  в будущем.

Следует отметить несколько исключений из закона спроса. Они касаются так

называемых низших и высших товаров. К первым относятся  товары, потребление

которых уменьшается с увеличением  доходов. Это объясняется тем, что  для таких

благ существуют альтернативные блага, характеризующиеся более высоким

качеством или большими удобствами. Когда товар для данного потребителя

становится менее полезен, он переходит  на потребление других товаров.

Возможна и такая ситуация, когда  с ростом цен на определенные товары (как

правило, это товары первой необходимости) величина спроса на них снижаться не

будет. Вряд ли мы сократим потребление  хлеба, если цена на него несколько

возрастет. В экономической теории это явление получило название «парадокса

Гиффена». Ко второй группе относят, как  правило, предметы роскоши. При

снижении цены на такие товары снижается  и величина спроса на них. Это

относится к товарам, посредством  которых индивиды стремятся подчеркнуть  свое

высокое социальное положение. В экономической  теории такое явление называют

«эффектом сноба», или «эффектом  Веблена».

Товары, спрос на которые возрастает по мере роста доходов, относят к

нормальным товарам. Следует заметить, что вышеприведенная дифференциация

товаров во многом зависит от вкуса  потребителя, а потому в какой-то мере

носит субъективный характер.

К исключению из закона спроса относится также ситуация «инфляционных

ожиданий». Когда покупатели психологически настроены на постоянный рост цен,

увеличение спроса может наблюдаться  при росте цен.

     4. Предложение, кривая  предложения, детерминанты предложения

     Предложение – это  совокупность товаров и услуг,  которые могут быть

поставлены на рынок поставщиками, предложены покупателям для покупки.

Для исследования предложения удобно, как и для спроса, определить его

количественную трактовку. В целях  анализа под предложением понимается

зависимость количества товаров, которое  поставщик готов поставлять для

продажи, от установленной продажной  цены на данный товар, если все иные

факторы, включая уровень организации  деятельности поставщика, остаются

неизменными. То есть аналогично функции спроса вводится функция предложения

Q=S(P), где P – продажная цена  товара, Q – количество товара, которое  будет

поставляться продавцами на рынок  при данной цене.

Любой поставщик имеет цель заработать максимальную прибыль, то есть всегда

стремится подобрать количество поставляемых товаров таким образом, чтобы  его

общая прибыль при существующих ценах на эти товары была максимальной.

Очевидно, что производить товаров  «слишком мало» невыгодно, т.к. любой

поставщик несет так называемые постоянные затраты, не зависящие от объема

поставок (например, плата за аренду помещений, оплата труда административного

и обслуживающего персонала, амортизация  стоимости зданий и оборудования,

которые имеют физически и «морально» ограниченный срок службы независимо от

степени их эксплуатации). Ясно, что  на чем большее количество поставленных

изделий распределяются эти постоянные расходы, тем меньшая сумма «постоянной

себестоимости» будет у каждого  из изделий – если бы все расходы  поставщика

были постоянными, то с наращиванием объема поставок себестоимость единицы

изделия монотонно убывала бы. Существование  же некоторого ограничения сверху

на наращивание объема поставок объясняется тем, что для любого поставщика

существует некоторое определенное количество поставляемого товара, превышение

которого вызовет ускорение  роста переменных расходов, необходимых  для выпуска

каждого дополнительного изделия. Или, говоря иначе, при увеличении переменных

расходов сверх некоторого критического значения количество дополнительно

произведенных изделий в расчете  на единицу вложенных переменных издержек

будет постепенно уменьшаться –  так называемый закон убывающей

производительности. Это связано, прежде всего, с существованием технических  и

технологических ограничений на наращивание объема производства сверх

некоторого количества в единицу  времени для любого оборудования: оборудование

будет давать все более частые сбои, за счет несоблюдения технологии

увеличится количество брака и  отходов. При этом бессмысленно далее

увеличивать затраты на внеплановые ремонты, увеличивать интенсивность подачи

сырья, увеличивать число рабочих  смен или ставить около каждого  станка по два

рабочих. Утверждается, что закон  убывающей производительности применим ко

всем известным производственным процессам.

Таким образом, с ростом интенсивности  поставок критичность режима работы

поставщика будет ускоренно  нарастать, и себестоимость каждого  отдельного

дополнительно поставленного изделия (т.е. сумма затрат, которую производство

этого дополнительного изделия добавит ко всем ранее произведенным общим

затратам, которые были осуществлены для производства всех предыдущих изделий)

превысит установленную продажную  цену (т.е. сумму, добавляемую в результате

поставки этого дополнительного  товара к общей выручке). В этом случае поставка

этого дополнительного изделия  действительно уменьшит, а не увеличит общую

прибыль, равную разности между общей  выручкой и общими затратами. Ясно, что чем

выше установленная продажная  цена, тем больший объем производства соответствует

оптимальному уровню для отдельного поставщика: поставщик имеет возможность

выдержать более интенсивный (то есть более дорогостоящий) режим работы,

бóльшую себестоимость последнего дополнительно произведенного изделия.

Кроме того, при повышении продажной  цены для ряда других поставщиков, которые

ранее не имели возможности предлагать на рынке данный товар по той причине,

что продажные цены были ниже даже минимально возможной средней себестоимости

поставляемых ими изделий, могут  теперь начать поставки на рынок этого товара,

т.к. продажа товара для них теперь может быть выгодной. Таким образом, рост

цены влечет за собой увеличение предложения.

Кривая предложения может быть схематично представлена графически следующим

образом:

    

 

 

 

Ясно, что кроме цены для каждого поставщика существуют иные факторы,

существенные для принятия решения  об определенном объеме продаж, которые  выше

предполагались неизменными, но в  реальности постоянно изменяются. Аналогично

тому, как изменения неценовых  детерминантов спроса «сдвигают» кривую спроса,

изменения неценовых детерминантов  предложения будут вызывать «сдвиги» кривой

предложения.

При общем снижении/повышении себестоимости  производства в результате внешнего

понижения/повышения цен на используемые в производстве  ресурсы, или  при

улучшении/ухудшении технологии производства, или при снижении/повышении

уровня налогов уровень оптимального объема продаж для той же продажной  цены

соответственно вырастет («смещение» кривой предложения вправо) или снизится

(«смещение» кривой предложения влево).

Ясно, что каждый новый продавец на рынке интересующих товаров дополняет  общее

предложение своим количеством  товара, то есть чем больше/меньше продавцов  –

тем больше/меньше общее предложение  для каждой цены.

При понижении или повышении  цен на другие товары, которые данный поставщик

имеет возможность поставлять на рынок, для него может оказаться выгодным

соответственно увеличить поставки других товаров вместо исследуемого товара

(«сдвиг» кривой предложения  исследуемого товара влево) –  или наоборот

сократить поставки других товаров, увеличив предложение исследуемого («сдвиг»

кривой предложения исследуемого товара вправо).

Поставщику может сократить  объем продаж в текущем периоде  в надежде получить

большую прибыль (или меньший убыток) в следующем периоде в связи с ожиданиями

определенных изменений внешних  условий (т.е. может «придерживать» товары в

расчете на рост цен в ближайшем  будущем или резко увеличить  объем продаж для

заблаговременного освобождения мощностей  к началу периода, когда продажа

данного товара будет явно и сильно убыточной, например, в результате тех же

изменений налоговой системы).

     5. Взаимодействие спроса  и предложения.

В предыдущих разделах обсуждались  отдельно кривая спроса и кривая

предложения, отражающие соответственно платежеспособные потребности

покупателей в определенном количестве товара в зависимости от его цены и

готовность  продавцов поставить определенное количество товара в зависимости

от цены. При этом в рассуждениях намеренно  не затрагивалось влияние

покупателей на продавцов и продавцов на покупателей, и кривые спроса и

предложения построены исходя из предположений, что весь товар, который

покупатель  готов купить, существует на рынке, а весь поставленный на рынок

поставщиком товар будет куплен. В действительности, естественно, покупатели и

продавцы вместе формируют рынок, и нет смысла говорить об оптимальности

удовлетворения потребностей покупателя, если он не купит всё, что

запланировал, и о максимальности прибыли поставщика, если он не сумеет

продать, скажем, половину того количества товара, которое рассчитывал

продать.

Планы покупателей вполне могут  не совпадать с планами поставщиков, и этот

факт может быть наглядно продемонстрирован  путем отражения кривой спроса и

кривой предложения для одного и того же товара, рынка и внешних факторов, в

одних осях.

    

 

 

 

профицит

дефицит

Из этого графика видно, что  лишь при цене на исследуемый товар P=P0

планы, как покупателей, так и  продавцов оправдаются полностью: покупатели

запланированным оптимальным образом  удовлетворят свои потребности, а поставщики

получат запланированную оптимальную  прибыль. Если же на рынке в данный момент

существует цена P1< P0, то это означает, что

покупатели готовы купить товара в  объеме Q3 (точка B на графике),

тогда как продавцам выгодно  поставить товара лишь в количестве Q2

<Q3 (точка A на графике) –  таким образом, при такой цене  часть

спроса останется непокрытой предложением, то есть возникнет ситуация

избыточного спроса (т.е. дефицита данного  товара на рынке в количестве Q3

-Q2). Соответственно, если на рынке в данный момент существует цена P

2>P0, то это означает, что покупатели  готовы купить товара в

объеме Q1 (точка C на графике), тогда  как продавцам выгодно

поставить товара лишь в количестве Q4>Q1 (точка D на

графике) – таким образом, при  такой цене часть предложения останется непокрытой

спросом, то есть возникнет ситуация избыточного предложения (т.е. профицита,

излишка данного товара на рынке  в количестве Q4-Q1).

На любую из ситуаций дефицита и  профицита, когда ожидания соответственно

покупателей и продавцов относительно степени удовлетворения своих

потребностей не оправдались, и  те и другие будут действовать  исходя из

соображений максимально полного  удовлетворения своих интересов. Фактически к

Информация о работе Спроси и предложение