Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:16, курсовая работа
Центральная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя
противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания
определенных удовольствий, и второго, характеризующегося неприятием форм
тягости труда.
Введение
Рынок и условия его возникновения.
Основные типы рыночных структур.
Спрос как экономическая категория, его факторы и кривая.
Предложение, кривая предложения, детерминанты предложения.
Взаимодействие спроса и предложения.
Эластичность спроса и предложения по различным факторам.
Механизм спроса и предложения (равновесная цена).
Заключение.
перечню уже обсуждавшихся факторов, влияющих на действия покупателей и
поставщиков добавляется еще по одному фактору, существенному для оптимизации
их выбора, но этот дополнительный фактор (а именно: фактически имеющийся
объем предложения – для действий покупателя и фактически имеющийся объем
спроса – для действий поставщика) сам зависит от цены на товар.
Для выяснения действий неудовлетворенных покупателей при дефиците
исследуемого товара и неудовлетворенных поставщиков при его профиците
предположим, что в отношении прочих товаров ожидания покупателей и продавцов
полностью оправдались.
В случае дефицита не оправдываются ожидания покупателей, то есть условие
оптимальности набора потребленных товаров для некоторого конкретного
покупателя не выполняется. В такой ситуации этот покупатель вынужден
перераспределить имеющиеся у него средства между желаемыми товарами в иной
пропорции, учитывающей значение предложения на данный товар. Одни покупатели
могут полностью отказаться от удовлетворения потребности, связанной с
недополученным товаром, но логично предположить, что среди покупателей будут
такие, для кого получение данного товара в доступном при дефиците слишком
малом количестве является принципиально неприемлемым. Такие покупатели
перераспределят свои средства в пользу данного товара, обеспечивая появление
спроса на него по более высокой цене. Ясно, что поставщику в этом случае
выгодно, ориентируясь на таких покупателей, произвести дополнительное
количество данного товара, поскольку возросшая цена предполагает возможность
получения поставщиком дополнительной прибыли за счет роста объема
производства (переход на более высокую рабочую точку на кривой предложения).
В случае профицита часть товара
остается вовсе непроданной
тогда как потребители удовлетворили потребности в соответствии со своими
оптимальными предпочтениями. Чтобы возместить хотя бы часть затрат,
фактически произведенных в ходе производства излишка товара, поставщик
вынужден продавать излишки по более низкой цене (при меньшей цене величина
спроса больше) и сокращать объем поставок (меньшая цена требует меньшего
объема поставок для оптимальной прибыльности). Таким образом, в ситуации
профицита существует тенденция к снижению поставщиками цен и сокращению ими
объема производства, что автоматически влечет за собой увеличение величины
спроса на эти более дешевые товары (более низкая рабочая точка на кривой
спроса).
Таким образом, при несоответствии объема спроса объему предложения при
первоначально заданной цене товара, поиск оптимального для себя выхода
продавцами и покупателями приводит к изменению цены на данный товар в сторону
некоторой равновесной цены, при которой спрос и предложение равны.
Ясно, что выбираемый покупателями и поставщиками новый уровень цены при дефиците
или профиците товара на рынке не обязательно находится между значениями P1
и P0 для дефицита и между значениями P0 и P2
для профицита: новый уровень цены может «перелететь» через равновесную цену, и в
зависимости от ситуации вполне возможны как затухающие, так и постоянные или
даже нарастающие колебания цен на данный товар, однако всегда вокруг
равновесной цены.
6. Эластичность
спроса и предложения по
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью.
Эластичность показывает, насколько процентов измениться одна переменная
экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может
служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая
показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на
товар при изменении его цены на один процент.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент)
ценовой эластичности спроса Ep равен:
где DQ - изменение величины спроса, %; DР - изменение цены, %; «Р» в индексе
означает, что эластичность рассматривается по цене.
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какай-то
другой экономической величине.
Показатель ценовой
отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина
спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется
абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса
на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то
мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение
цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины
спроса.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то
спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за
собой меньшее изменение величины спроса.
При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят о единичной эластичности. В
этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению
величины спроса.
Существует два крайних случая. В первом возможно существование только одной
цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение
цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена
повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится).
При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности
бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой,
параллельной горизонтальной оси.
Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском
рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является
эластичным.
Другой крайний случай
представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не
отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса выглядит
как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси.
Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной
не может обойтись, и т.п.
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса
может изменяться от нуля до бесконечности:
1< |Eр| £ ¥ - спрос эластичен;
0£ |Eр| < 0 - спрос неэластичен;
|Eр| = 1 - спрос с единичной
Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать
процентное изменение величины спроса, процентное изменение цены и соотнести
их:
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от
соотношения приростов цены и объема, или от наклона кривой спроса, но и от их
фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным,
показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.
Существует еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении
эластичности. Какой объем продукции и какой уровень цены следует использовать
при расчете? Существовавший до изменения или полученный после него?
На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к
увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке
неэластичного спроса - к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет
стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент
эластичности меньше единицы.
Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является
наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных
удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей для
покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае
повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на
отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением
цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт
ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные
продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по
отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет выше.
Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если
на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную
или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет
относительно эластичен. В условиях совершенной конкуренции, когда много
продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой фирмы будет
абсолютно эластичным.
Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является
фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее
эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны
индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение
цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно
предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставит свои
машины в гараж, спрос на бензин сократится, сократится и объем продаж. А к
следующему лету часть из них начнет пользоваться пригородными электричками.
Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях,
в долгосрочном периоде эластичность выше.
Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с
течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою
потребительскую корзину, найти товар-заменитель.
Различия в эластичности спроса объясняется также значимостью того или иного
товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен;
спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно
эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от
дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки
хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и
сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится
все большая часть доходов средней российской семьи.
Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения
степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого
товара. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного
изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:
где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross). Значение
коэффициента от того, какие товары рассматриваются - взаимозаменяемые или
взаимодополняемые.
Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности
будет положительным. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение
спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению
спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются
взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и
фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном
изменению цен, а коэффициент эластичности будет отрицательным.
Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные
товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно, как
изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может
отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты
помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.
Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие
экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как
отношение изменения спроса на товар
к изменению доходов
эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории
нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда
реакция обратная).
Основная масса
ростом мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов
питания, товаров длительного
которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относится вся
продукция «second hand», некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и
т.п.).
Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на
вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение
цены. Коэффициент ценовой
формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том,
что вместо величины спроса берется величина предложения:
где Q0 и Q1 -предложение до и после изменения цены; Р
0 и Р1 - цены до и после изменения; «s» в индексе означает
эластичность предложения.
Предложение, поскольку оно связано
с изменениями