США в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание

США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТП и передовой технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники

Содержание

1 Общая характеристика экономики.


2 Экономика США 1970-1980 гг. и экономическая программа Р.Рейгана.


3 Экономический курс правительства Б. Клинтона.


4 Особенности экономики США второй половины 90-х годов.


5 Бюджетная и денежно-кредитная политика и система социального обеспечения.


6 Социальная политика и система социального обеспечения.


7 Государственная научно-техническая и промышленная политика.


8 Внешнеэкономическая политика


9 Экономика США на рубеже веков: основные проблемы и их возможные последствия для мировой экономики.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Бесоноговой Натальи.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

В ходе осуществления  стратегии Б. Клинтона  были сделаны  следующие конкретные шаги.

Во-первых, значительно повышены основные федеральные налоги- индивидуальный подоходный, на доходы корпораций, а также взносы по социальному страхованию.

Система корпоративных  налогов также была скорректирована  по образцу индивидуального подоходного  налога. Была, в частности, повышена верхняя налоговая ставка на прибыль корпораций, а также усилена многоступенчатая дифференциация налоговой шкалы.

Важно отметить, что постепенно, но неуклонно повышая  и ставки налогообложения, и пределы  налогооблагаемого дохода, американская система бюджетная система превратила налоги по социальному страхованию в весьма  значительный регрессивный  налог с очень широкой  сферой охвата. В результате на этом довольно высоком уровне ставок налогообложения и налогооблагаемого дохода  общие сборы налогов по социальному страхованию настолько возросли, что с 90-х годов стало возможным говорить о качественном изменении их функционального строения и финансово- экономической роли.

Во-вторых, коренным образом  пересмотрена расходная  часть федерального бюджета, которая переориентировалась на сохранение разумной социальной инфраструктуры рыночной экономики. Последнее подразумевало стимулирование государственных инвестиций в науку и технологию, образование и переподготовку рабочей силы, здравоохранение.

Главная долгосрочная проблема государственных финансов США обусловлена четкой демографической тенденцией к росту в общей численности населения доли нетрудоспособных лиц старших возрастов при сокращении доли активной части.

Бюджет и налоги- главная сфера взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. Бюджетные проблемы все больше становятся объектом борьбы между ними и контролирующими их политическими силами – соответственно демократами и республиканцами.

Все финансовые учреждения являются частными – либо акционерными, либо кооперативными. Государству принадлежит лишь небольшое число специализированных кредитных учреждений, которые не конкурируют с частными, а выполняют особые функции в интересах общества. Их главная задача- поддерживать стабильность главных звеньев кредитной системы и дополнять частный бизнес в таких областях, как кредитование сельского хозяйства и жилищного строительства.

Благодаря роли доллара  в международных расчетах США, несмотря на высокий уровень  внешней задолженности и дефицита торгового баланса, гораздо меньше хлопот с регулированием курса своей валюты, чем у других стран. Традиционно заботы о поддержании доллара во многом перекладываются на основных торговых партнеров ( в частности, на Японию).  
 
 
 

Социальная  политика и система социального обеспечения 
 

Социальное  обеспечение в  США представляет собой сложную систему различных выплат, пособий, дотаций. Система социальных расходов образует прочную страховочную сеть, защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности, кормильца. Свыше 80 млн американских граждан регулярно  получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования.

В стране  исторически  сложились две независимые ветви  соцобеспечения- государственная и  частная.  Причем между бизнесом и государством установилось своеобразное распределение функций. Государство в большей степени отвечает за поддержание минимального уровня помощи и ее широкую доступность. Бизнес во многих случаях предоставляет социальные услуги ( пенсии, пособия и т.д) в более высоком объеме  и лучшего качества: они, как правило, увязаны с программами социального  развития, которые имеют почти все компании.

В целом социальная помощь осуществляется по трем основным каналам:

  1. государственному социальному страхованию ( выплаты по линии общей федеральной программы пенсий по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, медицинской помощи престарелым и инвалидам);
  2. государственному вспомоществованию (почти 180 программ, которые можно условно разделить на две группы: федерально- штатные программы специализированной помощи в денежной форме, включая предоставление бесплатно продуктов питания, а также оплата государством полностью или частично медобслуживания, образования, профессиональной подготовки, жилья и коммунальных услуг);
  3. частной системе социального ( производственного) страхования (оплачиваемые отпуска по болезни, страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, оплата медицинской страховки, дополнительное пенсионное обеспечение и т.п).

Активная социальная политика американского государства стала одним из факторов, обеспечивающих чрезвычайно высокий уровень рабочей силы в США. 
 
 
 
 

Государственная научно-техническая  и промышленная политика 

Среди  приоритетов  администрации Б. Клинтона (впрочем, как и всех его предшественников, начиная с 1945 г.) наряду с социальной политикой  не менее важное место занимает государственная научно-техническая политика. При этом подчеркивается, что только американская наука и техника, опирающиеся на поддержку государства, смогут обеспечить США сейчас и в долгосрочной перспективе технологическое и экономическое лидерство в мире, а также конкурентоспособность американских товаров.

Администрация  Клинтона сформировала в обществе позитивное отношение к федеральной политике в сфере науки и технологий, значительно укрепила общественную убежденность в необходимости расширения инвестиций в эту сферу. Капиталовложения в НТП в официальных документах называют не иначе, как инвестициями в будущее.

За последние 20-25 лет США под влиянием стабильно возрастающей конкуренции со стороны других индустриально развитых стран значительно  изменили зону своей ответственности. 

В рамках разделения труда по критерию  стран в  различные стадии  научно- технического цикла Соединенные Штаты занимают наиболее выгодные позиции. Они в большей степени чем остальные развитые страны вовлечены в начальные, бурно растущие и наиболее защищенные от конкуренции стадии вышеназванного цикла.

США давно уже  не являются  мировой кузницей, лидирующей в мировом производстве товаров. Однако им удалось выстроить такой механизм взаимодействия государства и бизнеса в сфере науки и техники, которой позволяет им сохранять лидирующие позиции  в мировом экономическом развитии.

Основа промышленной политики США заключается прежде всего в обоснованном выборе приоритетов государственной поддержки, а также адекватных форм финансового стимулирования конкретных отраслей и производств. Государство постоянно отслеживает ситуацию в определяющих отраслях и секторах индустрии, имеющих общенациональное значение. Какие отрасли промышленности являются в тот или иной период ключевыми с точки зрения общенациональных интересов в конкретных сферах мирового производства- определяется тем, где у страны могут быть значительные преимущества по сравнению с другими участниками глобального разделения труда и где можно извлечь максимальную прибыль.

Американское  правительство реализует научную  политику тремя способами: финансирует  государственные  научно- исследовательские  учреждения; предоставляет гранты учеными из университетов и бесприбыльных организаций; обеспечивает наиболее благоприятные условия частному сектору, вкладывающему деньги в научно- технические исследования и разработки.

Важнейшим инструментом государственной  поддержки науки  и техники является Федеральная контрактная система. Роль федерального правительства  сконцентрирована на активной  поддержке развития перспективных технологий ( технологий будущих поколений), несущих в себе будущее научно- технического и производственного потенциала страны. Особая задача государственного научно- технического комплекса по финансированию таких технологий и управлению государственными программами- задачами сводится к их поддержке на стадии  разработки.   

Кроме того, для  оказания материальной поддержке корпорациям- федеральным подрядчикам и частному сектору промышленности, которые осуществляют НИОКР, применяется весьма развитый экономико-правовой инструментарий. Он включает налоговые кредиты (т.е право дополнительного списания затрат на НИОКР), льготное налогообложение для корпораций, а также ускоренную амортизацию их основных фондов. Наконец, в рамках федеральной контрактной системы получение льгот открывает по закону доступ к государственным фондам, сырью, материалам, государственному оборудованию, возможность проведения реконструкции или перепланировки производства по государственным льготным ценам. И что не менее важно- доступ к федеральной интеллектуальной собственности:  патентам, лицензиям, открытиям, изобретениям.

Комбинирование  государственных и частных исследований и разработок  обеспечивает экономический прогресс и определяет наиболее перспективные направления НТП. Частный бизнес выполняет ¾  всех исследований и разработок в США. Он обеспечивает внедрение новейших научно- технологических достижений в конечные продукты и услуги  - основу благосостояния нации. Частные фирмы- основной источник инноваций, в то время как государство – основной заказчик. Важнейшая миссия государства заключается в создании благоприятного экономического климата для привлечения частных инвестиций в НИОКР, эффективного использования технологий и внедрения инноваций фирмами  и организациями.      
 
 

Внешнеэкономическая политика 

Не смотря на солидные успехи американкой науки  и промышленности острота международной  конкуренции требует от властей серьезных усилий во внешнеэкономической политике. Высшие американские чиновники в ультимативной форме настаивают на изменении подходов к решению основных международных экономических проблем со стороны Европейского союза, Японии и других государств. Вашингтон более не заинтересован в помощи развитым и развивающимся странам, которую он оказывает, потребляя основную часть их экспорта, расплачиваясь за то увеличением дефицита собственного платежного баланса по текущим оперциям.

Кроме того, в  последние два десятилетия США имели устойчивый дефицит торгового баланса, 65 процентов которого пришлось на три азиатских государства – Японию, Китай и Тайвань. Справедливости ради следует заметить, что покрытие этого дефицита не представляет серьезных проблем, поскольку ему приблизительно соответствует чистый приток капитала в США. Несмотря на все сдвиги в мировой валютной системе американский доллар остается неоспоримо ведущей резервной валютой и накапливается другими странами в виде счетов в американских банках, государственных ценных бумаг США и американских банкнот. Благодаря этому Соединенные Штаты могут с определенным равнодушием относится к состоянию торгового и платежного балансов.

США имеют большие  возможности влияния на импортные  потоки товаров и услуг в мировой торговле, поскольку емкость американского внутреннего рынка привлекает к себе все без исключения страны. Причем всякий раз, когда интересы американских фирм в той или иной мере ущемляются либо на территории США, либо на рынках других стран, федеральное правительство, не колеблясь, встает на защиту американских производителей, используя различные ограничения на импорт.

Особую актуальность и значимость приобрели в последние  года для США проблемы функционирования мировых финансов. Влияние тех или иных событий в мировой экономике на национальное хозяйство происходит через финансовую систему. Со всей очевидностью это обнаружилось во время мирового финансового кризиса, который начался   в 1997 г. в Юго- Восточной Азии, а затем вовлек в свою орбиту другие регионы и страны. Кризис обнаружил накопившиеся за послевоенный период проблемы мировых финансов. Он показал, что деловой риск и авантюризм на финансовом рынке несовместимы. Чем больше развивается  в мировых финансах, тем больше должны быть дисциплинированы все участники мирового рынка капиталов.

Еще одной важной особенностью наступающего века является то, что человечество вступает в  него на волне информационной революции, которая, с одной стороны, есть прямое развитие НТР, а с другой- привносит  в систему национальных и мировых коммуникаций электронную сеть, позволяющую, в частности, решать все вопросы в разных уголках земного шара в режиме реального времени.

Вышесказанное означает, что в настоящее время  от стабильности функционирования американской экономики во многом зависит не только благополучие самих американцев, но и жителей большинства стран  мира. Это требует рассмотрения основных социально-экономических проблем США на рубеже веков.

Информационный  фактор стал решающим в конкурентной борьбе, и на информационном поле США удалось закрепить за собой ведущую роль. Можно сказать, что благодаря мировой сети Интернет США получил возможность активно влиять на все хозяйственные процессы и тем самым еще более укреплять свои конкурентные позиции по многим параметрам, а не только в информационной сфере. 
 
 

Экономика США на рубеже веков: основные проблемы и  их возможные последствия  для мировой экономики 
 

Одной из наиболее насущных проблем американской экономики  конца ХХ в. является, как ни парадоксально, беспрецедентный по продолжительности  экономический подъем, который побил предыдущий рекорд 60-х годов. Рост экономики США, начавшийся в марте 1991 г., к началу 2000 г. продолжался уже более 106 месяцев.

Информация о работе США в мировой экономике