Стабилизационный фонд и его роль для экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание

Сегодня становится все более очевидным, что попытки снижения роста уровня инфляции традиционными методами не дают желаемых результатов. Более того, они все больше становятся проблемой для российской промышленности, которая в последние пару лет едва начала "вставать на ноги". Поэтому сегодня, несмотря на инфляционные риски, вопрос частичного расходования Стабилизационного фонда и эффективного управления оставшейся частью становится все более насущным и актуальным.

Содержание

Введение
I. Понятие Стабилизационного фонда
1.1 Порядок формирования Стабилизационного фонда
1.2 Использование и управление средствами Стабилизационного фонда
II. Формирование и реформирование Стабилизационного фонда за годы его существования
2.1 Средства поступающие в Стабилизационный фонд в 2005 году
2.2 Данные об изменении объема Стабилизационного фонда за последние годы
2.3 Доходы от денежных средств размещенных в Стабилизационного фонде в 2006 году
2.4 Предпосылки замены Стабилизационного фонда в 2007 году
2.5 Мнение ученых-экономистов по реформированию Стабилизационного фонда
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение

I. Понятие Стабилизационного фонда

1.1 Порядок формирования Стабилизационного фонда

1.2 Использование и управление средствами Стабилизационного фонда

II. Формирование и реформирование Стабилизационного фонда за годы его существования

2.1 Средства поступающие в Стабилизационный фонд в 2005 году

2.2 Данные об изменении объема Стабилизационного фонда за последние годы

2.3 Доходы от денежных средств размещенных в Стабилизационного фонде в 2006 году

2.4 Предпосылки замены Стабилизационного фонда в 2007 году

2.5 Мнение ученых-экономистов по реформированию Стабилизационного фонда

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

 

 



Введение

 

Государственный Стабилизационный фонд Российской Федерации был основан в январе 2004 года. Его цель - обеспечение сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также сдерживание роста денежной массы в случае заметного повышения стоимости "черного золота".

Средства данного фонда аккумулируются и сегодня, несмотря на их частичный расход в целях осуществления выплат по внешнему долгу, и представляют собой немалый объем - более 2 триллионов рублей (на ноябрь 2006 года). Да что там говорить, ведь размер Стабилизационного фонда превысил установленный порог уже на начало 2005 года, а нынешние цифры и вовсе оставили эти границы далеко позади. Однако денежные власти отнюдь не спешат расстаться с излишками средств и направить их в экономику. Среди всего множества факторов главная причина этого проста и почти банальна - инфляция, на поприще борьбы с которой было сломано немало копий.

Сегодня становится все более очевидным, что попытки снижения роста уровня инфляции традиционными методами не дают желаемых результатов. Более того, они все больше становятся проблемой для российской промышленности, которая в последние пару лет едва начала "вставать на ноги". Поэтому сегодня, несмотря на инфляционные риски, вопрос частичного расходования Стабилизационного фонда и эффективного управления оставшейся частью становится все более насущным и актуальным.

 

 



I. Понятие Стабилизационного фонда

 

1.1 Порядок формирования Стабилизационного фонда

 

Стабилизационный фонд Российской Федерации – это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Под ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки "Юралс", определяемая в порядке, предусмотренном для установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. Под базовой ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки "Юралс", эквивалентная 146 долларам США за одну тонну (20 долларов США за один баррель).

Источниками формирования Стабилизационного фонда являются:

                  дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;

                  остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года в порядке, определяемом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

              Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем месяце, определяются как сумма:

      фактических поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую;

                  фактических поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть).

В Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, за исключением остатков, по которым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год или международным договором Российской Федерации установлен иной порядок использования, а также свободных остатков средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов Российской Федерации для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при исполнении федерального бюджета, в объеме, равном одной двадцать четвертой утвержденных на соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета, включая платежи по погашению государственного внешнего долга Российской Федерации, без учета средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.

Правительство Российской Федерации по итогам рассмотрения им отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год до 1 июня текущего года уточняет объемы остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

 



1.2 Использование и управление средствами Стабилизационного фонда

 

Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей.

Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносится Правительством Российской Федерации.

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Средства Стабилизационного фонда могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Операции со средствами Стабилизационного фонда отражаются на отдельных счетах федерального казначейства, открытых в Центральном банке Российской Федерации. Учет операций со средствами Стабилизационного фонда осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета. Операции со средствами Стабилизационного фонда отражаются в отчете об исполнении федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации направляет ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлении средств в Стабилизационный фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Стабилизационного фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в Стабилизационный фонд и (или) использовании средств Стабилизационного фонда в отчетном месяце.

 

 



II.       Формирование и реформирование Стабилизационного фонда за годы его существования

 

2.1 Средства поступающие в Стабилизационный фонд в 2005 году

 

В 2005году Стабилизационный фонд формировался за счет нефтяного бума - в него поступали налоги от продажи нефти по цене выше 20 долларов за баррель и экспортная пошлина с тех же нефтяников. Учитывая, что большинство стабилизационных фондов в мире существуют в "сырьевых экономиках", чиновники Министерства финансов не видели ничего зазорного в том, чтобы и мы извлекали пользу из своего нехитрого экспорта. Они предложили, в частности, направлять в Стабилизационный фонд экспортные пошлины на нефтепродукты, а также сверхприбыль газовиков и производителей цветных металлов.

До конца февраля 2005 года деньги Стабилизационного фонда были инвестированы в зарубежные ценные бумаги

Вторая проблема, ставшая перед Министерством финансов, как управлять фондом. Куда вложить, вроде бы уже решили. Но и тут финансисты посчитали, что очень жесткие рамки (три валюты - доллар, евро и фунт, только государственные ценные бумаги и пр.) не дадут отдачи, и огромные суммы не будут работать. Прорабатывались варианты использования и других мировых валют (иена, швейцарский франк) и возможность расширения перечня ценных бумаг, более прибыльных. Но вот здесь-то возникла и еще одна проблема - а кто будет определять, куда вложить деньги, как сочетать риск и надежность? Этим вроде бы должен был заниматься один из департаментов минфина, хотя, как мрачно пошутили сами чиновники, не слишком ли большая нагрузка для человека с зарплатой в 300 долларов управлять хозяйством из 20 миллиардов долларов. Было, правда, предложение "большой четверки" наших российских инвестиционных фондов взять в управление и деньги Стабилизационного фонда. Но понимания оно не встретило, назвали это "пиарным ходом".

Ну а самой большой проблемой было - куда же эти деньги тратить. Правда, предусмотрительный министр финансов Алексей Кудрин в свое время отстоял право вообще не тратить 500 миллиардов рублей без какого-либо форсмажорного обстоятельства типа дефолта или всеобщих природных катаклизмов. Однако, появились и деньги "сверх того", что вызвало небывалый спрос на них практически у всех - министров, губернаторов, бизнеса.

Первая трата - более 90 миллиардов рублей - была произведена в январе, досрочно погашен долг Международному валютному фонду. Финансисты преследовали при этом две цели: подтвердить репутацию первоклассного заемщика и немножко заработать. Заработали, по прикидкам министерства, миллионов 250 долларов за счет того, что не нужно платить проценты. Если бы такая сделка состоялась и с Парижским клубом, то можно было бы в этом году сэкономить еще миллионов 700-800 долларов. Но как раз из-за того, что мы оказались действительно первоклассными заемщиками, нам не дали никаких скидок за досрочную расплату (обычно полагается дисконт от 15 процентов и более), так что выгода пока повисла в воздухе.

Зато у Алексея Кудрина и его команды появился аргумент - они готовы давать деньги в реальную экономику, министерствам, если предлагаемые проекты дадут не меньше, чем погашение долгов (7-8 процентов прибыли в год). И даже обозначили цифру - 70 миллиардов на это благое дело. Содержание присланных предложений, как рассказывал один из начальников министерства финансов, очень смахивало на письма детей Деду Морозу - губернаторы просили на развитие территорий, министерства культуры - на создание перечня культурных ценностей России, министерства здравоохранения и социального развития - на строительство клиник и медицинских центров.

И вот здесь против такого распределения денег выступили уже не только финансисты, но и представители других ведомств экономического блока. Они единодушны в том, что не было никакого смысла выделять Стабилизационный фонд из бюджета, если деньги из него пойдут на текущие и прежде всего социальные нужды. А учитывая, что для этого надо увеличивать доходы бюджета, предложили поделиться: повысить так называемую "цену отсечения", то есть брать не то, что выше 20 долларов за баррель, а с 21 или даже 21,5 доллара. Это небольшое "повышение планки" даст бюджету 60-70 миллиардов рублей в год. Как посчитал Алексей Кудрин, это равно увеличению зарплаты бюджетников примерно на 15 процентов.

Отсутствие реальных проектов отнюдь не уменьшило претензий бизнеса на средства Стабилизационного фонда. Бизнесмены хотели снижения налогов, в первую очередь НДС до 13 процентов, а брешь в бюджете закрыли бы деньги из Стабилизационного фонда.

Кстати, уменьшение единого социального налога привело пока к одному явному результату - сокращению поступлений в Пенсионный и страховые фонды, которое теперь и будет покрываться из фонда Стабилизационного. Возможно, именно это и послужило основой для предложения бизнеса. Если, мол, пенсионерам выделят столько, сколько нам дали за счет снижения ЕСН, то почему бы нам не получить еще и сокращенный НДС.

И вот здесь совершенно уместно привести еще одно мнение научного руководителя экспертной экономической группы Евсея Гурвича - он считает, что совершенно бесполезно вести какие-то дискуссии вокруг Стабилизационного фонда вне рассмотрения бюджетной политики государства вообще. Именно эта политика должна была определить приоритеты государственных расходов и доходов. Вот тогда и роль фонда будет определятся более точно, а не сводиться, как сейчас, к многочисленным ипостасям спасителя социальных программ, финансового организатора сотрудничества бизнеса и государства, стабилизатора финансов и даже имиджмейкера России на мировой арене.

 

2.2 Данные об изменении объема Стабилизационного фонда за последние годы

 

Объем Стабилизационного фонда по состоянию на 1 января 2005 года составил 522,3 млрд. рублей. В январе в фонд поступили из бюджета "свободные остатки" - 218,4 млрд. рублей. 31 января 2005 года из фонда перечислено 93,5 млрд. рублей для погашения государственного внешнего долга.

Таким образом, по состоянию на 1 февраля 2005 года объем Стабилизационного фонда составил 647,2 млрд. рублей.

Объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2006 года составил 1 237,0 млрд. рублей.

В соответствии с приказом Минфина России от 27 января 2006 года N 35 "Об утверждении предварительного расчета остатков средств федерального бюджета на 1 января 2006 года, подлежащих зачислению в Стабилизационный фонд Российской Федерации" в январе 2006 года в Стабилизационный фонд Российской Федерации было зачислено 222,0 млрд. рублей, в том числе 176,5 млрд.рублей по поступлениям декабря 2005 года.

Информация о работе Стабилизационный фонд и его роль для экономики России