Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы явилось - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Содержание

Введение
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 63.02 Кб (Скачать документ)

Экономическое значение малого бизнеса  особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно  широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем, и точном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся  специализацией и дифференциацией  общественного производства и обеспечивает значительное повышение его эффективности. Так, в автомобильной, радиотехнической промышленности США производительность труда на малых узкоспециализированных предприятиях в два раза выше, чем  на заводах со средней специализацией.

Эффект от деятельности малых предприятий  достигается и благодаря развитию системы субподрядных отношений  с крупными компаниями. Это обеспечивает последним экономию капитала и повышает гибкость производства. В западных странах степень зависимости  достигает 70 %, в стоимости продукции  доля субподрядных, как правило, малых  фирм составляет 25 - 30 %.

В последние годы малые предприятия  все активнее выходят на внешние  рынки. Так экспорт малых компаний США составляет 20 % совокупного объема товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35—40 % . Этому  способствовал переход от межотраслевой  к внутриотраслевой международной  специализации.

Малые предприятия начали активно  осваивать новые формы международного сотрудничества - торговлю интеллектуальными  продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками, - а также вкладывать деньги в развитие сбытовой сферы. В  США, Франции, Японии, Швейцарии на долю малых предприятий приходится до 50 % всех экспортных лицензионных сделок. [25]

Наконец, малые фирмы оказались  на гребне научно-технического прогресса, стали своеобразным полигоном разработки и испытания новых технологических  идей. Они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные  предприятия, которые дают жизнь  лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и  независимые изобретатели. В расчете  на одного занятого они создают почти  в 2,5 раза больше принципиально новых  продуктов, чем крупные компании, вносят в 2 раза больше серьезных предложений  по улучшению существующей технологии. Это достигается благодаря жесткой  ориентации на потребителя, гибкости в  управлении, быстрой адаптации на рынках, отсутствию бюрократизма, внедрению  программно-целевых методов управления и венчурного финансирования.

Указанные свойства малых фирм позволили  им внедриться в начальные стадии научных исследований, где не требуется  значительных материальных затрат. Это  укрепило связи малых фирм с крупными. Последние передают им выполнение исследований, частично финансируя их, оказывают  консультационные услуги, снабжают конструкторской  документацией. [23]

Промышленное производство, состоящее  преимущественно из крупных монополизированных предприятий, не поддается быстрому реформированию на основе рыночных механизмов. Поэтому малые предприятия, создаваемые  посредством частного инвестирования, а также приватизации в торговле, обслуживании, транспорте, домашнем, ремесленном  производстве на основе льготного законодательства, способны быстро создать рыночную среду, совершить переворот в сознании людей относительно частного производства.

Очевидно, что при современных  масштабах развития малый бизнес обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает  богатство стране.

2. Становление малого  бизнеса и проблемы его развития  в Республике Беларусь

 

2.1 Становление малого бизнеса  в Республике Беларусь

 

История развития малого бизнеса в  Республике Беларусь насчитывает почти 20 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и  качественном составе малых предпринимательских  структур, в макроэкономической и  правовой среде, а также в государственной  политике в области стимулирования и развития малого бизнеса. Восстановив  свою независимость в 1991 г., Беларусь одновременно стала наследником  части советского прошлого. Оно включало в себя искаженную структуру цен, чрезмерную индустриализацию, неразвитость сферы услуг, обширный военно-промышленный комплекс, отсутствие частной собственности  в особенности в сельском хозяйстве. Начало трансформации экономики  неизбежно привело к адаптационному спаду, который продлился до 1996 г. Устойчивый экономический рост непосредственно  зависит от эффективности использования  основных факторов производства, а  также одного из ключевых факторов экономики - предпринимательства. В  соответствии с решениями Конференции  ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) в Республике Беларусь в 1997 г. была разработана Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь до 2010 года. Был определен базисный период: 1996-2000 г.г., а также дополнительно - начало текущего пятилетия. Выделены два этапа. Первый (до 2005 г.) - это период развернутого построения рыночных отношений и  создания институциональной среды, благоприятной для повышения  конкурентоспособности и структурных  преобразований. Второй (после 2005 г.) - этап активной структурной перестройки  экономики на основе системы преимущественно  косвенного государственного регулирования, включающей широкомасштабные меры, направленные на радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной  структур экономики в соответствии с потребностями внутреннего  и внешних рынков. [12]

В Программе отмечается, что при  определении направлений структурных  преобразований экономики необходимо исходить из принципа развития предпринимательства; рационального сочетания крупного, среднего и малого предпринимательства, дальнейшего формирования наиболее благоприятных условий для развития данного сектора экономики.

Практически все принципы устойчивого  развития, которые были включены в  НСУР-97, сохраняют свое значение для  разработки НСУР-2020 г.

Как отмечается в Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. для экономики переходного  периода принципиальное значение имеет  выбор институциональной направленности преобразований, касающихся, в частности, такого коренного элемента экономической  системы, как институт предпринимательства. В вышеназванной НСУР признано, что к основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого предпринимательства относится, в частности, повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 г. Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. К настоящему времени уже сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая своей целью совершенствование регулирования предпринимательской деятельности для создания благоприятных условий динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики.

Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. N 255 "О некоторых  мерах государственной поддержки  малого предпринимательства" регламентировано понятие субъектов малого предпринимательства. [16]

Малое предпринимательство существует в следующих формах:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Субъекты малого предпринимательства  образуют разветвлённую сеть, действуют  на многочисленных местных рынках и  удовлетворяют разнообразные потребности  различных слоев населения в  товарах и услугах. Небольшие  размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать  на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые  виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса. [4]

 

2.2 Оценка развития малого бизнеса  в Республике Беларусь

 

Как указывалось выше малый бизнес в Республике Беларусь охватывает практически  все отрасли и сферы деятельности. Следует отметить, что на протяжении последних нескольких лет наблюдается  положительная динамика развития малого бизнеса в стране, которую можно  проследить по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и  Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

По состоянию на конец 2009 г. количество малых предприятий всех форм собственности  в Республике Беларусь составило 77 402 предприятий, по сравнению с 2007 годом  их число увеличилось на 24 235 предприятий  или на 45,5 процента. [19]

Значительный прирост количества малых предприятий в 2009 году обусловлен:

реализацией государственной политики в области развития и поддержки  предпринимательства;

улучшения делового климата в стране, в частности, принятых нормативных  правовых актов, направленных на преобразования в сферах распоряжения государственным  имуществом, регулирования земельных  и арендных отношений;

упрощения налогового и таможенного  законодательства;

упрощения порядка государственной  регистрации и ликвидации (прекращения  деятельности) субъектов хозяйствования;

упрощения процедуры получения  специальных разрешений (лицензий).

С 1 февраля 2009 года введен заявительный принцип регистрации субъектов  хозяйствования.

Удельный вес предприятий малого бизнеса в 2009 году в общем ВВП  Республики Беларусь составил 11,4 % (2007 год – 10,5 %). [19]

В последние годы малые предприятия  все активнее выходят на внешние  рынки. В общем объеме белорусского внешнеторгового оборота доля субъектов  малого бизнеса на протяжении последних  лет составляет 30,5 %. Причем их доля в экспорте 34,3 %, а в импорте значительно ниже и составляет 27,6 %.

По итогам работы за 2009 год малыми предприятиями была получена прибыль  от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в размере 5161,2 млрд. р. и увеличилась  практически в 2 раза по сравнению  с 2007 годом. Уровень рентабельности реализованной продукции (товаров, работ, услуг) составил 13,5 %. Следует  отметить, что отраслевой срез рентабельности реализованной продукции (товаров, работ, услуг) имеет значительные отраслевые различия. Так, по итогам 2009 года наиболее рентабельными оказались операции с недвижимым имуществом (63,8 %), материально-техническое  снабжение (32,3 %), связь (24,3 %), торговля и  общественное питание (22,7 %). Низкий уровень  рентабельности реализованной продукции (товаров, работ, услуг) отмечен в  следующих отраслях: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (4,0 %), а так же финансы, кредит страхование  и пенсионное обеспечение (2,2 %). [19]

Удельный вес убыточных предприятий  за 2009 год составил 23,4 % (2007 год 24 %). [19]

Уровень регионального развития малых  предприятий во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение  и поддержка со стороны местных  властей (рисунок 1).

 

Рисунок 1 Число микро- и малых  организаций по регионам за 2009 год

 

Большая часть малых предприятий (44 процента) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г. Минск  обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.

 

Рисунок 2 Динамика распределения  числа микро- и малых организаций  по регионам (в процентах к итого)

 

По организационно-правовым формам распределение малых предприятий  в 2009 году составило: акционерные общества – 2,6 процентов, общества с ограниченной ответственностью – 29,7 процентов, общества с дополнительной ответственностью – 10,9 процента, унитарные предприятия  – 53,4 процентов, крестьянские (фермерские) хозяйства – 2,9 процента, прочие – 0,5 процента. Следует отметить, что  значительных структурных изменений  в динамике не происходит.

 

Рисунок 3 Динамика распределение  числа микро- и малых организаций  по организационно-правовым формам (в  процентах к итого)

 

В общем количестве малых предприятий 95,5 процента составляют предприятия  частной формы собственности. [19]

 

Рисунок 4 Распределение числа микро- и малых организаций по формам собственности (в процентах к  итого)

 

Малое предпринимательство охватывает практически все отрасли и  сферы деятельности.

По итогам 2009 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий  и предметов личного пользования  – 43,8 процента. В промышленности сосредоточено 15,4 процента, строительстве – 8,6 процента, транспорте – 9,5 процентов, сельском хозяйстве  – 3,5 процента от общего количества малых  предприятий. Все остальные отрасли  имеют достаточно невысокий процент  в общем количестве малых предприятий (рисунок 5). [19]

 

Рисунок 5 Распределение числа микро- и малых организаций по видам  экономической деятельности (в процентах  к итого)

Анализ показателей за последние  три года свидетельствует о незначительных колебаниях в отраслевой структуре  предпринимательского сектора. За период с 2007 по 2009 год сохраняется значительная доля малых предприятий, функционирующих  в сфере торговли ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов  личного пользования: с небольшими колебаниями эта доля остается в  пределах 41,8–43,8 процентов. Аналогичны колебания доли малых промышленных предприятий: с 17,0 процента в 2007 году до 15,4 процента в 2009 году.

Информация о работе Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь