Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 11:39, курсовая работа
Основной целью курсовой работы явилось - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Введение
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение
Список использованных источников
Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем, и точном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного производства и обеспечивает значительное повышение его эффективности. Так, в автомобильной, радиотехнической промышленности США производительность труда на малых узкоспециализированных предприятиях в два раза выше, чем на заводах со средней специализацией.
Эффект от деятельности малых предприятий
достигается и благодаря
В последние годы малые предприятия все активнее выходят на внешние рынки. Так экспорт малых компаний США составляет 20 % совокупного объема товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35—40 % . Этому способствовал переход от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.
Малые предприятия начали активно
осваивать новые формы
Наконец, малые фирмы оказались
на гребне научно-технического прогресса,
стали своеобразным полигоном разработки
и испытания новых
Указанные свойства малых фирм позволили им внедриться в начальные стадии научных исследований, где не требуется значительных материальных затрат. Это укрепило связи малых фирм с крупными. Последние передают им выполнение исследований, частично финансируя их, оказывают консультационные услуги, снабжают конструкторской документацией. [23]
Промышленное производство, состоящее преимущественно из крупных монополизированных предприятий, не поддается быстрому реформированию на основе рыночных механизмов. Поэтому малые предприятия, создаваемые посредством частного инвестирования, а также приватизации в торговле, обслуживании, транспорте, домашнем, ремесленном производстве на основе льготного законодательства, способны быстро создать рыночную среду, совершить переворот в сознании людей относительно частного производства.
Очевидно, что при современных масштабах развития малый бизнес обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране.
2. Становление малого
бизнеса и проблемы его
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
История развития малого бизнеса в
Республике Беларусь насчитывает почти
20 лет. За этот период произошли значительные
изменения в количественном и
качественном составе малых
В Программе отмечается, что при
определении направлений
Практически все принципы устойчивого развития, которые были включены в НСУР-97, сохраняют свое значение для разработки НСУР-2020 г.
Как отмечается в Национальной стратегии
устойчивого социально-
Указом Президента Республики Беларусь
от 21 мая 2009 г. N 255 "О некоторых
мерах государственной
Малое предпринимательство существует в следующих формах:
индивидуальные
микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
Субъекты малого предпринимательства
образуют разветвлённую сеть, действуют
на многочисленных местных рынках и
удовлетворяют разнообразные
2.2 Оценка развития малого
Как указывалось выше малый бизнес
в Республике Беларусь охватывает практически
все отрасли и сферы
По состоянию на конец 2009 г. количество малых предприятий всех форм собственности в Республике Беларусь составило 77 402 предприятий, по сравнению с 2007 годом их число увеличилось на 24 235 предприятий или на 45,5 процента. [19]
Значительный прирост
реализацией государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства;
улучшения делового климата в стране, в частности, принятых нормативных правовых актов, направленных на преобразования в сферах распоряжения государственным имуществом, регулирования земельных и арендных отношений;
упрощения налогового и таможенного законодательства;
упрощения порядка государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования;
упрощения процедуры получения специальных разрешений (лицензий).
С 1 февраля 2009 года введен заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования.
Удельный вес предприятий
В последние годы малые предприятия все активнее выходят на внешние рынки. В общем объеме белорусского внешнеторгового оборота доля субъектов малого бизнеса на протяжении последних лет составляет 30,5 %. Причем их доля в экспорте 34,3 %, а в импорте значительно ниже и составляет 27,6 %.
По итогам работы за 2009 год малыми
предприятиями была получена прибыль
от реализации продукции (товаров, работ,
услуг) в размере 5161,2 млрд. р. и увеличилась
практически в 2 раза по сравнению
с 2007 годом. Уровень рентабельности
реализованной продукции (товаров,
работ, услуг) составил 13,5 %. Следует
отметить, что отраслевой срез рентабельности
реализованной продукции (товаров,
работ, услуг) имеет значительные отраслевые
различия. Так, по итогам 2009 года наиболее
рентабельными оказались
Удельный вес убыточных
Уровень регионального развития малых предприятий во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей (рисунок 1).
Рисунок 1 Число микро- и малых организаций по регионам за 2009 год
Большая часть малых предприятий (44 процента) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.
Рисунок 2 Динамика распределения числа микро- и малых организаций по регионам (в процентах к итого)
По организационно-правовым формам
распределение малых
Рисунок 3 Динамика распределение числа микро- и малых организаций по организационно-правовым формам (в процентах к итого)
В общем количестве малых предприятий 95,5 процента составляют предприятия частной формы собственности. [19]
Рисунок 4 Распределение числа микро- и малых организаций по формам собственности (в процентах к итого)
Малое предпринимательство охватывает практически все отрасли и сферы деятельности.
По итогам 2009 года наибольшее количество
малых предприятий занято в торговле,
ремонте автомобилей, бытовых изделий
и предметов личного
Рисунок 5 Распределение числа микро- и малых организаций по видам экономической деятельности (в процентах к итого)
Анализ показателей за последние
три года свидетельствует о
Информация о работе Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь