Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы явилось - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Содержание

Введение
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 63.02 Кб (Скачать документ)

Недостаточное развитие получают такие  отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.

Для сравнения, в Германии, Франции, Польше малые предприятия занимают доминирующее положение в деревообработке (производство мебели) и трикотажной  отрасли, лидируют в легкой промышленности (швейная, обувная) и биотехнологии, создают серьезную конкуренцию  крупным предприятия в электронной  промышленности, отрасли строительных материалов и т.д.

Списочная численность работников в среднем за 2009 год в малых  предприятиях Республики Беларусь составила 691,1 тыс. человек, что на 118,3 тыс. человек  или 20,7 процента больше, чем за 2007 год. По количеству занятых лидируют предприятия  торговли и общественного питания (30,4 % от общей численности занятых  на малых предприятиях), промышленности (28,1 %), строительства (16,7 %) (рисунок 6).

 

Рисунок 6 Распределение численности  работников за 2009 год по отраслям экономики (в процентах к итого)

 

Следует отметить, что 87,8 % средней  численности работников было занято на предприятиях частной формы собственности (рисунок 7).

 

Рисунок 7 Распределение средней  численности работников по формам собственности (в процентах к итого)

 

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 января 2010 г. составила 219 605 человек. К уровню 2007 г. численность  индивидуальных предпринимателей увеличилась  на 7042 человек (или 3,3%). Более 80% индивидуальных предпринимателей заняты в сфере  торговли и общественного питания.

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства  за 2009 год составил 21,2 %, в том числе  от юридических лиц – 16,5 %, от индивидуальных предпринимателей – 3,4 %.

Таким образом, малый бизнес Беларуси представляет сегодня перспективный  развивающийся сектор, постепенно увеличивающий  свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны.

3. Система поддержки  малого бизнеса

 

3.1 Зарубежный опыт поддержки  малого бизнеса

 

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение  научно-технического прогресса, на насыщение  рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих  мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Во всех экономически развитых странах  государство оказывает большую  поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все  больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики  в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения  ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о  способности страны приспосабливаться  к меняющейся экономической обстановке.

Малые предприятия сегодня стали  неотъемлемой частью экономик большинства  промышленно развитых государств. В  странах ЕС на их долю приходится 63 - 67 % ВВП и свыше 70 % работающего населения, в США - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно.

При этом каждое государство выработало свои собственные подходы и критерии определения субъектов малого бизнеса. Главное, что лежало в их основе, - обеспечение со стороны государства  выгодности функционирования малых  хозяйственных структур в условиях динамичной внешней среды. Как правило, в качестве критериев отнесения  субъектов предпринимательской  деятельности к числу малых и  средних используются такие показатели, как численность наемных работников, размер уставного капитала, активов, объем оборота (прибыли, дохода). В  разных странах применяются различные  комбинации данных показателей (обычно не менее двух).

В Европейском союзе были приняты  следующие стандартные критерии для малых и средних предприятий, пользующихся государственной поддержкой:

средние предприятия - до 250 человек  работающих, годовой оборот до 4 млн. евро, баланс - до 27 млн. евро;

малые предприятия - до 50 работников, годовой оборот - до 7 млн. евро, баланс - до 5 млн. евро;

микропредприятия - до 10 человек работающих.

В ЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость  работоспособного населения на уровне 37 %. Значительное их количество (до 50 % общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поле деятельности этих предприятии  — строительство, торговля, гостиничные  и другие бизнес-услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они  обеспечивают четверть совокупного  оборота стран ЕС. [9]

Около 1 млн. малых предприятий (10 - 49 человек работающих) предоставляют  около 19 млн. рабочих мест (11 % общего количества занятых). В среднем на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55 %) также заняты в торговле и  услугах. Остальные 45 % работают в строительстве  и различных отраслях промышленности. Предприятия данной группы обеспечивают около 25 % общего оборота сообщества.

Средние предприятия, на которых работает от 50 до 249 работников, составляют около 1 % общего числа хозяйствующих субъектов  Западной Европы (около 11 % всех задействованных  в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.

Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих мест. Их общее количество - 0,2 % числа всех предприятий Западной Европы. На них  работает примерно 40 % запятых в странах - членах ЕС, они производят треть  общего оборота.

Существуют некоторые различия между странами - членами ЕС: в  Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия намного  меньше по размерам, чем в среднем  по ЕС (6 служащих). В остальных странах  в среднем предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и  Франция) до 15 служащих (Австрия). При  этом следует иметь в виду, что  сектор малого предпринимательства  в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий  через год остается около 50 %, через 3 года - 7 - 8, через 5 лет - не более 3 %. Но, тем не менее, общее число малых  предприятий в развитых странах  мира, как правило, растет или остается неизменным именно благодаря искусству  государственного управления.

В странах ЕС реализация политики в отношении малых и средних  предприятий распределена, как правило, между несколькими министерствами или между специальными отраслями  внутри министерств. Обычно это входит в задачи министерств экономики, промышленности, торговли или занятости. Так, в Германии и Нидерландах  отделы малого и среднего бизнеса  находятся в структуре Министерства экономики, во Франции соответствующий  отдел создан в Министерстве промышленности, а в Великобритании имеется специальное  Министерство малого предпринимательства. [10]

При наличии определенной специфики  в большинстве стран ЕС имеются  похожие частные институты поддержки:

торговые палаты, действующие, главным  образом, в области тренинга и  обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями;

финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающие доступ малому и среднему бизнесу к капиталу и финансированию;

частные консультационные и юридические  фирмы, осуществляющие консультирование менеджмента и администрации, технологическое, маркетинговое консультирование и  др.

Характерной чертой политики стран  Евросоюза в отношении малого бизнеса является возрастание роли регионов. Здесь выделяются две группы стран:

страны, где формирование политики осуществляется главным образом  на уровне правительства, как, например, в Дании, Греции, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии и Великобритании. В этих странах только правительство  имеет законодательную власть в  области выработки стратегии  и мер поддержки малого бизнеса;

страны, где регионы обладают властными  полномочиями при формировании независимой  политики в отношении МСБ. Это  имеет место в Бельгии, Франции, Германии, Италии и Испании, где и  центральные, и региональные власти могут вырабатывать правовые условия  деятельности предпринимателей. Хотя такие вопросы, как налоговая  политика, регулирование занятости, защита окружающей среды, остаются в  сфере полномочий центрального правительства.

Однако, несмотря на различия в деталях, в странах ЕС выработаны общие  подходы к формированию политики поддержки малого и среднего бизнеса:

административная и регулирующая бизнес-среда - упрощение системы  налогообложения, сокращение статистической и налоговой отчетности, упрощение  порядка получения лицензий и  др. Большинство стран создали  комитеты по анализу ситуации в этой области и выработке мер по снижению административного бремени. В результате во Франции, например, были упрощены финансовые декларации и сокращено их количество. В Греции сокращено количество лицензий на осуществление  инвестиций и их выдача сосредоточена  в одном учреждении (вместо 14). В  Италии количество лицензируемых видов  деятельности сокращено с 88 до 8. В  Великобритании отменено требование ежегодной  ревизии малых предприятий;

финансовые условия - в основном применяются такие меры государственной  поддержки, как предоставление гарантий займов, используемых для модернизации оборудования, либо расширения производства с увеличением численности занятых;

формирование специальных резервов поддержки малого и среднего бизнеса, а также применение фискальных льгот  и дотаций. Такие страны, как Великобритания, Нидерланды, основное внимание уделяют  обеспечению гарантий займа. В Германии в соответствии с региональной программой «Возрождение Европы» сформирован  специальный бюджетный фонд, средства которого перечисляются частным  специализированным банкам и затем  используются на долгосрочное инвестиционное кредитование мелких фирм по льготным процентным ставкам. [10]

В Бельгии, Франции, Нидерландах применяется  практика предоставления малому и среднему бизнесу статуса рискового капитала. В частности, правительства гарантируют  компенсацию возможных убытков  венчурных фондов. Кроме этого, особо  стимулируется вложение средств  в основные фонды малого и среднего предпринимательства.

Европейский союз также оказывает  поддержку странам, которые не могут  выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 90-х гг. XX в. Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные  структуры ЕС: фонд производственных инвестиций, региональную систему поощрений, систему поощрений малых инвестиционных проектов и инноваций в информационных технологиях. Эти меры способствовали преодолению технологического разрыва  и финансового дефицита малых  предприятий Португалии по сравнению  с общеевропейским уровнем. [25]

С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятий  применяется практика субсидированных  тренингов (Германия, Ирландия) или  предоставления льгот при осуществлении  программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных  бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания).

Активная поддержка малого и  среднего бизнеса западными государствами  объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые  хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и  способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив  экономического развития большинства  стран мира. [5]

Малому бизнесу принадлежит  ведущее место и в американской экономике. Малый бизнес США –  это почти 23 млн. малых предприятий  и 9 млн. индивидуальных предпринимателей, которые создают от 60 до 80 % новых  рабочих мест, трудоустраивают половину работоспособного населения США  и производят 52 % ВВП страны. [26]

Таких успехов малый бизнес США  достиг благодаря системной поддержке  со стороны государства в самых  разных областях. Государственным органом, осуществляющим администрирование  и координацию всех направлений  поддержки и развития малого предпринимательства, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ) - Small Business Administration (SBА), созданное  в 1953 г. как самостоятельное агентство  федерального правительства. [26]

В распоряжении SBА находятся крупные  бюджетные средства (ежегодный бюджет организации составляет от 400 до 600 млрд. $), направляемые как на прямое субсидирование некоторых видов предпринимательской  деятельности, так и на косвенное  стимулирование развития малого бизнеса.

Деятельность SBA предусматривает немедленное  обслуживание клиента (по телефону, письменно  и лично); снижение издержек обслуживания; консультацию предпринимателей при  их контактах с партнерами; техническую  помощь предпринимателям путем реализации; программ местного масштаба; поддержку  рабочих контактов между предпринимателями  и заказчиками - федеральными агентствами.

В настоящее время SBA курирует реализацию свыше 20 специализированных программ (краткосрочных – для приобретения оборотных средств, обеспечения  экспортных операций, оказания экстренной помощи и др., долгосрочных – для  приобретения недвижимости, оборудования, модернизации и расширения деятельности, проведения НИОКР и др.

Характерно, что помощь малому бизнесу  имеет социальную направленность. Так  во всем объеме средств кредитования малого бизнеса, контролируемом АМБ, выделены специальные статьи на помощь «проблемным» сегментам малого бизнеса, которые  нуждаются в ней в большей  степени. К ним относятся:

предприятия, в которых женщины  составляют не менее 51 % руководства  или всего состава работающих данного предприятия (таких в  МСП в США около 40 %);

предприятия, управляемые ветеранами и/или инвалидами;

малый бизнес в среде коренного  населения;

предприятия «зон с исторически  недостаточно развитым бизнесом».

Информация о работе Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь