Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 11:39, курсовая работа
Основной целью курсовой работы явилось - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Введение
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение
Список использованных источников
Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.
Для сравнения, в Германии, Франции,
Польше малые предприятия занимают
доминирующее положение в деревообработке
(производство мебели) и трикотажной
отрасли, лидируют в легкой промышленности
(швейная, обувная) и биотехнологии,
создают серьезную конкуренцию
крупным предприятия в
Списочная численность работников в среднем за 2009 год в малых предприятиях Республики Беларусь составила 691,1 тыс. человек, что на 118,3 тыс. человек или 20,7 процента больше, чем за 2007 год. По количеству занятых лидируют предприятия торговли и общественного питания (30,4 % от общей численности занятых на малых предприятиях), промышленности (28,1 %), строительства (16,7 %) (рисунок 6).
Рисунок 6 Распределение численности работников за 2009 год по отраслям экономики (в процентах к итого)
Следует отметить, что 87,8 % средней численности работников было занято на предприятиях частной формы собственности (рисунок 7).
Рисунок 7 Распределение средней численности работников по формам собственности (в процентах к итого)
Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 января 2010 г. составила 219 605 человек. К уровню 2007 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 7042 человек (или 3,3%). Более 80% индивидуальных предпринимателей заняты в сфере торговли и общественного питания.
Удельный вес поступлений
Таким образом, малый бизнес Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны.
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
Как показывает опыт развитых стран,
малое и среднее
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Малые предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. В странах ЕС на их долю приходится 63 - 67 % ВВП и свыше 70 % работающего населения, в США - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно.
При этом каждое государство выработало
свои собственные подходы и критерии
определения субъектов малого бизнеса.
Главное, что лежало в их основе,
- обеспечение со стороны государства
выгодности функционирования малых
хозяйственных структур в условиях
динамичной внешней среды. Как правило,
в качестве критериев отнесения
субъектов предпринимательской
деятельности к числу малых и
средних используются такие показатели,
как численность наемных
В Европейском союзе были приняты
следующие стандартные критерии
для малых и средних
средние предприятия - до 250 человек работающих, годовой оборот до 4 млн. евро, баланс - до 27 млн. евро;
малые предприятия - до 50 работников, годовой оборот - до 7 млн. евро, баланс - до 5 млн. евро;
микропредприятия - до 10 человек работающих.
В ЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость работоспособного населения на уровне 37 %. Значительное их количество (до 50 % общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поле деятельности этих предприятии — строительство, торговля, гостиничные и другие бизнес-услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота стран ЕС. [9]
Около 1 млн. малых предприятий (10 - 49 человек работающих) предоставляют около 19 млн. рабочих мест (11 % общего количества занятых). В среднем на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55 %) также заняты в торговле и услугах. Остальные 45 % работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Предприятия данной группы обеспечивают около 25 % общего оборота сообщества.
Средние предприятия, на которых работает от 50 до 249 работников, составляют около 1 % общего числа хозяйствующих субъектов Западной Европы (около 11 % всех задействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.
Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих мест. Их общее количество - 0,2 % числа всех предприятий Западной Европы. На них работает примерно 40 % запятых в странах - членах ЕС, они производят треть общего оборота.
Существуют некоторые различия между странами - членами ЕС: в Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия намного меньше по размерам, чем в среднем по ЕС (6 служащих). В остальных странах в среднем предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15 служащих (Австрия). При этом следует иметь в виду, что сектор малого предпринимательства в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50 %, через 3 года - 7 - 8, через 5 лет - не более 3 %. Но, тем не менее, общее число малых предприятий в развитых странах мира, как правило, растет или остается неизменным именно благодаря искусству государственного управления.
В странах ЕС реализация политики
в отношении малых и средних
предприятий распределена, как правило,
между несколькими
При наличии определенной специфики
в большинстве стран ЕС имеются
похожие частные институты
торговые палаты, действующие, главным образом, в области тренинга и обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями;
финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающие доступ малому и среднему бизнесу к капиталу и финансированию;
частные консультационные и юридические фирмы, осуществляющие консультирование менеджмента и администрации, технологическое, маркетинговое консультирование и др.
Характерной чертой политики стран Евросоюза в отношении малого бизнеса является возрастание роли регионов. Здесь выделяются две группы стран:
страны, где формирование политики осуществляется главным образом на уровне правительства, как, например, в Дании, Греции, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии и Великобритании. В этих странах только правительство имеет законодательную власть в области выработки стратегии и мер поддержки малого бизнеса;
страны, где регионы обладают властными полномочиями при формировании независимой политики в отношении МСБ. Это имеет место в Бельгии, Франции, Германии, Италии и Испании, где и центральные, и региональные власти могут вырабатывать правовые условия деятельности предпринимателей. Хотя такие вопросы, как налоговая политика, регулирование занятости, защита окружающей среды, остаются в сфере полномочий центрального правительства.
Однако, несмотря на различия в деталях, в странах ЕС выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого и среднего бизнеса:
административная и
финансовые условия - в основном
применяются такие меры государственной
поддержки, как предоставление гарантий
займов, используемых для модернизации
оборудования, либо расширения производства
с увеличением численности
формирование специальных
В Бельгии, Франции, Нидерландах применяется
практика предоставления малому и среднему
бизнесу статуса рискового
Европейский союз также оказывает
поддержку странам, которые не могут
выделить из собственного бюджета средства
на развитие малого бизнеса. Так, в начале
90-х гг. XX в. Португалия получила прямую
финансовую помощь через специальные
структуры ЕС: фонд производственных
инвестиций, региональную систему поощрений,
систему поощрений малых
С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятий применяется практика субсидированных тренингов (Германия, Ирландия) или предоставления льгот при осуществлении программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания).
Активная поддержка малого и
среднего бизнеса западными
Малому бизнесу принадлежит ведущее место и в американской экономике. Малый бизнес США – это почти 23 млн. малых предприятий и 9 млн. индивидуальных предпринимателей, которые создают от 60 до 80 % новых рабочих мест, трудоустраивают половину работоспособного населения США и производят 52 % ВВП страны. [26]
Таких успехов малый бизнес США достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях. Государственным органом, осуществляющим администрирование и координацию всех направлений поддержки и развития малого предпринимательства, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ) - Small Business Administration (SBА), созданное в 1953 г. как самостоятельное агентство федерального правительства. [26]
В распоряжении SBА находятся крупные
бюджетные средства (ежегодный бюджет
организации составляет от 400 до 600 млрд.
$), направляемые как на прямое субсидирование
некоторых видов
Деятельность SBA предусматривает немедленное
обслуживание клиента (по телефону, письменно
и лично); снижение издержек обслуживания;
консультацию предпринимателей при
их контактах с партнерами; техническую
помощь предпринимателям путем реализации;
программ местного масштаба; поддержку
рабочих контактов между
В настоящее время SBA курирует реализацию
свыше 20 специализированных программ
(краткосрочных – для
Характерно, что помощь малому бизнесу имеет социальную направленность. Так во всем объеме средств кредитования малого бизнеса, контролируемом АМБ, выделены специальные статьи на помощь «проблемным» сегментам малого бизнеса, которые нуждаются в ней в большей степени. К ним относятся:
предприятия, в которых женщины составляют не менее 51 % руководства или всего состава работающих данного предприятия (таких в МСП в США около 40 %);
предприятия, управляемые ветеранами и/или инвалидами;
малый бизнес в среде коренного населения;
предприятия «зон с исторически недостаточно развитым бизнесом».
Информация о работе Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь