Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:26, реферат
Юридическое признание собственности в России вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса предопределяет потребность его участников в освоении новых профессий и новых подходов к людям и их деятельности, новых знаний. Восполнить пробел в знаниях и призван предлагаемый учебник, посвященный основам предпринимательства. За словами "предпринимательство" и "предприниматель" стоит "дело", предприятие — сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги.
Введение……………………………………………………………………..3
1 Предпринимательская деятельность и факторы ее развития…….……4
2 История возникновения мирового предпринимательства…………......8
3 История становления российского предпринимательства………….…10
Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………..26
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Предпринимательская деятельность и факторы ее развития…….……4
2 История возникновения мирового предпринимательства…………......8
3 История становления российского предпринимательства………….…10
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..26
24
ВВЕДЕНИЕ
Юридическое признание собственности в России вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса предопределяет потребность его участников в освоении новых профессий и новых подходов к людям и их деятельности, новых знаний. Восполнить пробел в знаниях и призван предлагаемый учебник, посвященный основам предпринимательства. За словами "предпринимательство" и "предприниматель" стоит "дело", предприятие — сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия экономического развития как отдельного предприятия, так и общества в целом, является движущей силой социального и экономического прогресса. Рыночная среда заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если оно хочет остаться на экономическом поле. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности.[1]
Рыночная экономика в России еще только формируется. Тем не менее, уже
накоплен определенный опыт перехода экономики от принципов централизованного планирования к законам рынка.[2]
Рассмотрим более подробно, что такое предпринимательская деятельность, каковы факторы ее развития, как возникло предпринимательство в мире и как происходил процесс становления предпринимательства в России.
24
1 Предпринимательская деятельность и факторы ее развития
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[3].
Субъектами предпринимательской деятельности в России могут быть:
граждане РФ;
граждане иностранных государств;
объединение граждан (коллективные предприниматели).
Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.
Права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателей регламентируются национальным законодательством. Законами Российской Федерации, например, гарантируются:
право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия, приобретать необходимое для их деятельности имущество;
равное право доступа всех субъектов на рынок, к материальным, трудовым, информационным и природным ресурсам;
равные условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и организационно-правовых форм;
защита имущества предприятий от незаконного изъятия;
свободный выбор сферы предпринимательства в установленных пределах;
недопущение недобросовестной конкуренции предпринимателей и монопольного положения на рынке отдельных товаропроизводителей.
Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином – индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию[4].
Происходившие до 1999 г. изменения в экономике России связаны с падением физических объемов производства во всех, без исключения, отраслях сферы материального производства и при этом темпами, значительно превышающими ожидаемый спад производства в ходе трансформирования экономики. В результате этого структура отечественной экономики изменилась. Такую реструктуризацию экономики следует назвать пассивной. Как и всякий неуправляемый процесс, падение производства и пассивная реструктуризация экономики по сравнению с 1990 г. деформировали национальное хозяйство России, превратив его в основном в топливно-энергетическую и сырьевую составляющую часть мировой экономической системы.
Отечественные товарные рынки стали объемными рынками, доступными для зарубежных потребительских товаров: автомобили, видео-, аудио- и компьютерная техника, меха, кожа, мебель, одежда, обувь, текстиль, продовольствие, — все это поступало на российский рынок почти без фискальных таможенных ограничений.
Проблема развития и повышения эффективности отечественного предпринимательства состоит в создании необходимых условий для прорыва в качественно новую ситуацию воспроизводства, способную переломить сложившуюся конъюнктуру, в первую очередь на внутренних рынках.
Современная ситуация в отечественной экономике характеризуется следующими особенностями:
1. Обозначилась тенденция прекращения спада в обрабатывающих отраслях и наметилась тенденция подъема промышленного производства с крайне низких уровней падения физических объемов производства в 1998–1999 гг.
2. Не остановился переток капиталов из производственной сферы в сферу обращения. Последняя продолжает оставаться сверхприбыльной, с высокой скоростью обращения денег, наименее прозрачной для налоговых органов. В то же время производственная сфера остается низкорентабельной, с небольшой скоростью обращения денег, с неблагоприятной конъюнктурой рынков для отечественного товаропроизводителя.
3. Рыночный механизм сопряжения отраслей экономики со сферами производства и обращения все еще не работает в достаточной степени для их развития. В результате происходит экономическая эксплуатация производителей товаров и услуг через цены, налоги и льготы со стороны сферы обращения и торговли.
Все отмеченные аспекты представляют угрозу активной реструктуризации промышленности, ее подъему. Решить эти масштабные экономические и политические проблемы без государственного регулирования не представляется возможным. Роль государства состоит в координации и арбитраже. Сам процесс регулирования должен осуществляться институтами рыночной инфраструктуры, которые в своей деятельности руководствуются законодательной базой государства и экономическими законами рыночных отношений между всеми хозяйствующими субъектами рынка, в первую очередь предпринимательскими структурами.
Государство в лице правительства и законодательного органа обеспечивает эффективную отраслевую политику и структурную инновационную деятельность на основе индикативного планирования, определяющего развитие отраслей на средне- и долгосрочную перспективу. При таком подходе подъем производства и активная реструктуризация экономики должны осуществляться предпринимательскими структурами самостоятельно. Они сами будут создавать необходимую для этого инфраструктуру регулирования рыночных отношений.
В России получили развитие различные формы рыночных институтов, которые могут восполнить образовавшуюся информационную «пустоту» между предпринимательскими структурами, заполнив ее необходимой для потребителей и производителей информацией. Формой организации информационного обеспечения могут стать специализированные маркетинговые центры, консалтиговые центры, бизнес-инкубаторы. В отличие от информационных центров они могут быть наделены правом осуществления посреднической, лизинговой, консалтинговой и иной обеспечивающей хозяйственные процессы деятельности. Такая деятельность создает этим организациям высокий авторитет в отраслях и регионах среди предпринимателей, особенно в сфере малого бизнеса, и способствует обеспечению предприятий-производителей необходимыми рынками продаж продукции и услуг[5].
24
2 История возникновения мирового предпринимательства
История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.
С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой основана английская торговая компания.
В конце XVII в. возникают первые акционерные банки. Все громче звучит мотив получения максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия – менеджер – руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы возвышается менеджер, освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства.
Интересно проследить эволюцию термина "предприниматель" (в средние века — антрепренер) и "предпринимательство":
1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель — это человек, действующий в условиях риска
1797 г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием
1876 г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям
1934 г. Йозеф Шумпетер: предприниматель — это новатор, который разрабатывает новые технологии
1961 г. Дэвид Маклелланд: предприниматель — это энергичный человек» действующий в условиях умеренного риска
1964 г. Питер Друкер: предприниматель — это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой
1975 г. Альберт Шапиро: предприниматель — это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу
1985 г. Роберт Хизрич: предпринимательство — процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым[6].
24
3 История становления российского предпринимательства
Древнерусское государство образовалось в 882 г., во многом благодаря за-
рождающемуся предпринимательскому духу восточных славян. Первое государство (Русь) объединило более 200 мелких славянских племен, а также некоторые финно-угорские и литовско-латышские племена.
Основными факторами возникновения древнерусского государства были
военный и торговый. Славянское население, осваивая Среднерусскую равнину,
селилось преимущественно по берегам рек, образовавших благоприятную сис-
тему коммуникаций. На севере это были Нева, Ладога, Волхов, Ильмень, Мета,
Ловать и Шелонь; на западе – Западная Двина и Неман; на юге – Днепр, Приять, Десна и Сожь; на востоке – верховья Волги, Дон, Донец, Ворона, Волга-Каспий. Реки объединили славянские лесные и лесостепные земли и стали частью системы коммуникаций древнего цивилизованного мира. Греческие колонисты использовали Днепр как большую торговую дорогу («путь из варяг в греки»).
Массовое размещение славян в этих местах приходится на VII-VIII вв., тогда же предпринимательская активность наших предков достигла высокого уровня, так как удалось не только освоить под хлебопашество лесные и лесостепные земли, но развить ремесла и выстроить крупные торговые города на всем протяжении торгового пути. Восточные славяне активно включились в международную торговлю, реализуя продукты собственных промыслов. Развитие торговли превратило разрозненные поселения в пункты обмена дарами леса и сельскохозяйственных продуктов.
По мере развития культурных потребностей, в результате совершенствова-ния производительных сил, потребность в торговле усиливалась и соответственно развивалась потребность в предпринимательских качествах людей того времени. Наиболее постоянные и оживленные торговые связи наладились с Византией и черноморскими греческими колониями. Торговые договоры киевских князей с Византией заключались, начиная с Х в. и постоянно возобновлялись.
В X-XI вв. активно развивалась внешняя торговля с восточными соседями,
которые концентрировались вокруг Волги. Это были богатые торговые госу-
дарства того времени: Хазарский каганат и Волжская Булгария. В Киеве в IX-X вв. имелся хазарский торговый двор – «урочище Козыря». В 1006 г. Владимир
Святой заключил торговый договор с булгарами, разрешавший им беспошлинно торговать по всей территории Руси. Общение с волжскими народами позволило включиться в торговлю по Волжскому пути, являвшемуся ответвлением Великого шелкового пути[7].
Оплотом развития предпринимательства становились города как ремесленно-торговые центры. Скандинавские источники IX века именуют Русь «страной городов». При князе Владимире (конец IX в.) их было 25; в XI в. (период расцвета) – более 89; перед нашествием Орды (начало XIII в.) – 2711.
Информация о работе Становление предпринимательства в России