Статистический анализ структуры расходов и потребления населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание

Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Содержание

• ВВЕДЕНИЕ
• СТРУКТУРА И ОЦЕНКА ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РФ
• ПЕРСПЕКТИВЫ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ДОХОДОВ И ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Объемы.docx

— 51.40 Кб (Скачать документ)

Источники: 

Статистические  данные были взяты из "Российского статистического ежегодника 2012". М.: Госкомстат РФ, 2012 [Российский статистический ежегодник, 2012. М.: Госкомстат РФ, 2012. с. 169]

Изменение стоимости жизни. 

Стоимость жизни и в значительной степени величина прожиточного минимума в перспективе будут определяться в качестве важнейшего фактора уровнем  инфляции, который может выражаться в виде темпов инфляции или индексов потребительских цен.

По данным Госкомстата РФ, прирост  инфляции (декабрь к декабрю предыдущего  года) составил: 2012 год – 6,32%; 2013 – 6,20%; 2014 – 6,11%; 2015 – 5,93%. Некоторое снижение темпов инфляции по сравнению с предыдущими годами в последнее время произошло прежде всего вследствие замедления темпов роста денежного предложения: объем денежной массы в обращении за одиннадцать месяцев 2012 года не превысил 20%, что, в частности, соответствовало основным направлениям денежно-кредитной политики Банка России на 2012 год. В реальном выражении рост ее оценивается на уровне 5,7%, что находилось в соответствии с темпами экономической динамики и повышением показателя монетизации экономики. Доля наличных денег в обращении характеризовалась незначительными колебаниями. Относительно благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура в ноябре 2012 года продолжала способствовать притоку иностранной валюты и укреплению валютного курса рубля (в реальном выражении к доллару США оно составило около 1,1%), являлась фактором, ограничивающим темпы инфляции.

Прогноз инфляции

Для обеспечения выполнения целевых  макроэкономических показателей в 2014-2015 годах и в дальнейшем необходимо, прежде всего, ограничивать размеры повышения тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий. Анализ показывает, что в настоящее время около 25-28% общего прироста инфляции формируется под воздействием повышения цен и тарифов естественных монополий.

Сейчас можно предположить, что в 2014-2015 годах и далее рост тарифов в электроэнергетике может быть более высоким по отношению к индексу потребительских цен. Это обусловлено необходимостью создания финансовых ресурсов для замены выбывающих и низкоэффективных мощностей в электроэнергетике (хотя руководители РАО ЕЭС утверждают, что при условии принятия предлагаемого ими варианта реформы цены на энергоносители не превысят по темпам роста общую инфляцию).

В соответствии с планами Минэкономразвития  на средний прогнозируемый период предусматривалось  постепенное снижение инфляции: в 2013 году - до 10-12%, в 2014-2015 годах - на 2 процентных пункта ежегодно (до 6-8%). Для того чтобы обеспечить такую динамику инфляции, параметры повышения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий не должны приводить к росту потребительских цен более чем на 3-4 процентных пункта в год.

В силу ряда объективных и субъективных факторов (необходимость восстановления и модернизации производства, удорожание добычи полезных ископаемых, необходимость  укрепления обороны страны, трудности  государственного контролирования  топливно-энергетического комплекса, действительно обеспечивающего  львиную долю ВВП, незаинтересованность экспортеров отечественной продукции  и экспортопроизводящих отраслей производства, а также некоторых слоев населения в укреплении курса рубля) прогнозные значения уровня инфляции, содержащиеся в правительственных программах, представляются нам слишком оптимистическими. Это, в частности, касается и цифр, приведенных в "Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу", где говорится: "Переход к рыночным принципам ценообразования в отраслях естественных монополий вместе с повышением ликвидности финансовых и товарных рынков, а также накоплением стабилизационного фонда в периоды относительно высоких цен на нефть обеспечит снижение инфляции до 6,0-7,0% в 2013 году с последующим снижением до 4-7% в 2014-2015 годах".

Прогнозные значения основных индикаторов покупательной способности  доходов

Если в течение 1998-1999 годов имело  место резкое снижение покупательной  способности населения по большинству  продовольственных товаров, то к 2000 году вместе с ростом платежеспособного  спроса населения увеличилась и  покупательная способность его  денежных доходов. Положение по большинству продовольственных товаров существенно улучшилось и за период с 2000 по 2002 год. В 2003 году ситуация продолжала оставаться относительно благополучной: периоды заметного роста цен на потребительском рынке сменялись периодами незначительных их изменений. Что касается интегрального индикатора, характеризующего и покупательную способность доходов населения, и уровень жизни в целом, а именно соотношения среднедушевого денежного дохода и стоимости фиксированного потребительского набора, то прогнозируемое изменение его значений, согласно двум вариантам прогноза до 2015 года, представлено в табл.3.

Таблица 3.  Динамика соотношения среднедушевого денежного дохода населения и стоимости ФПН в 2000-2015 годах, в текущих ценах

Годы

Среднедушевой денежный доход в месяц, рублей

Стоимость фиксированного потребительского набора (в среднем на душу населения) в месяц, рублей

Отношение среднедушевого денежного  дохода к ФПН, %

Умеренный вариант

2000

2288,0

1210,0

189,0

2001

3075,0

1435,1

214,2

2002

3950,0

1651,8

239,1

2003

5142,0

1850,0

277,0

2004

5747,5

2062,8

278,6

2005

6807,2

2289,7

297,3

2006

7982,1

2518,7

316,9

2007

9334,0

2765,5

337,5

2008

10885,0

3028,2

359,5

2009

12706,0

3312,9

383,5

2010

14860,0

3621,0

410,4

2015

32824,0

6033,0

544,1

Оптимистический вариант

2000

2288,0

1210,0

189,0

2001

3075,0

1435,1

214,2

2002

3950,0

1651,8

239,1

2003

5142,0

1850,0

277,0

2004

5744,5

2035,0

282,3

2005

6737,6

2208,0

305,1

2006

7815,1

2373,6

329,2

2007

9048,1

2546,9

355,3

2008

10456,0

2725,2

383,7

2009

12094,0

2910,5

415,5

2010

14001,0

3105,5

450,8

2015

29515,0

4254,8

693,7


Источник: данные за 2000-2010 гг. [Российский статистический ежегодник, 2010. М.: Госкомстат РФ, 2010. с 153]

Динамика общей структуры  и структуры потребительских расходов населения

Сложившуюся к 2000 году общую структуру  расходов населения можно проиллюстрировать  следующими данными. Во втором квартале 2000 года население расходовало в  процентах от своих доходов: на покупку  товаров и услуг - 80,5, в том числе  на покупку товаров - 65,4, оплату услуг - 15,1, оплату обязательных платежей и  взносов - 5,5, покупку валюты - 6,2.

 В первом полугодии 2003 года население стало меньше покупать товаров, предпочитая делать сбережения. Хотя, конечно, копить лучше получается у обеспеченных слоев населения, в то время как у бедных основную часть доходов по-прежнему съедают обязательные платежи (прежде всего коммунальные) и покупка товаров повседневного спроса. По данным Госкомстата, в январе - июле 2003 года на покупку товаров и услуг наши граждане потратили 70,3% своих доходов, что на 3,4% меньше, чем за тот же период 2002 года. С 5,8 до 7,3% выросли затраты на приобретение валюты. Рос объем средств, хранящихся в "чулках". Если в 2002 году на руках у населения после всех выплат и покупок оставалось всего 1,1% доходов, то в 2003 уже 2%. Естественно, что у низкодоходных групп населения доля затрат на коммунальные услуги и питание оставалась весьма значительной, и их реальные располагаемые доходы росли весьма невысокими темпами.

Прогноз структуры потребительских  расходов населения на перспективу  до 2015 года базируется на имеющихся  среднесрочных и долгосрочных прогнозах  доходов населения, тенденциях последних  лет по каждой из укрупненных товарных групп и динамике общего индекса потребительских цен. Особое значение для определения структуры потребительских расходов имеет развитие ситуации с оплатой населением ЖКХ, стоимости энергоносителей, услуг общественного транспорта.

Согласно прогнозу, годовые темпы  роста цен на услуги будут значительно  опережать общие параметры повышения  потребительских цен. Поэтому к  концу прогнозного периода, по сравнению  с его началом, удельный вес затрат на услуги в общей структуре потребительских  расходов населения значительно  возрастет. Доля расходов на питание  под влиянием роста покупательной  способности доходов и давления со стороны расходов на услуги сократится. При умеренном варианте развития событий несколько уменьшится также  доля непродовольственных расходов.

Оптимистический вариант развития событий предполагает с конца  текущего десятилетия сдерживание  темпов роста цен на услуги одновременно с некоторым ростом цен на непродовольственные  товары. Возникновение подобной тенденции  в первую очередь может быть обусловлено  двумя процессами: интенсивным проведением  реформы ЖКХ и быстрым созданием  конкурентной среды на рынке соответствующих  услуг, а также регулирующей политикой  государства в сфере формирования потребительских цен и тарифов  на продукцию и услуги естественных монополий. Весьма важен здесь и  растущий потребительский спрос  на непродовольственные товары, стимулируемый  ростом реальных доходов домашних хозяйств. Вследствие этого оптимистический  сценарий предполагает более благоприятное для населения соотношение статей расходной части его потребительского бюджета.

  

Заключение

В 1 главе идёт речь о покупательной  способности денежных доходов, которая  является ключевым показателем уровня жизни населения. Росстат ежегодно публикует данные о соотношении  душевых денежных доходов населения  и прожиточного минимума.  Несмотря на рост реальных доходов, уровень сбережений продолжает снижаться. Число людей  с доходами ниже прожиточного минимума при этом продолжает расти, покупательная  способность доходов — падать.

В 2 главе были  определены перспективы покупательной способности доходов и потребления населения. Поступательный рост ВВП в сочетании с необходимыми мерами социально-экономической политики, направленными на совершенствование распределительных отношений и системы социальной защиты населения, должен будет сопровождаться в перспективе заметным повышением уровня жизни населения. В то же время на пути достижения более высокого жизненного уровня населения на протяжении прогнозного периода будет оставаться еще ряд проблемных моментов, связанных прежде всего с ситуацией в сфере услуг, и в первую очередь услуг ЖКХ, транспортных услуг, услуг здравоохранения и образования.

В заключении можно сделать вывод, что в нашей стране заметно  снизился уровень благосостояния населения и возникла острая потребность проведения продуманной государственной политики посткризисного восстановления. К необходимым мерам непосредственно экономического характера можно отнести меры по сдерживанию инфляции и инфляционных ожиданий, а именно - проведение более жесткой кредитно-денежной политики, не допускающей роста общей инфляции под влиянием высоких цен на продовольствие и энергоносители. Для снижения уровня дифференциации доходов населения необходимо законодательное изменение налоговой системы в сторону введения прогрессивной шкалы подоходного налога, а также увеличение государственных социальных выплат слоям населения с низкими доходами. К более конкретным мерам государственной политики можно также отнести повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, расширение масштабов деятельности государства в сфере занятости, противодействие росту безработицы, развитие программ переобучения и переподготовки, повышение эффективности систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, создание стимулов и инструментов улучшения жилищных условий. Все эти последовательно проведенные этапы государственного регулирования помогут создать прочную ”социальную сетку безопасности”, которая смягчит болезненные для Российской экономики и общества последствия современного глобального экономического кризиса. 

Список литературы

  • Белова, Т. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика /Т. Белова // Экономист. - 2008. - №4.
  • Газета "Коммерсантъ", №226 (4767), 02.12.2011
  • Горшков, М.К. Российское общество в социологическом измерении / М.К. Горшков // Мир России. - М., 2009. - Т.8. - №2. - С.3 - 21.
  • «Демоскоп Weekly»
  • Литвинцева, Г.П. Денежные доходы населения регионов России с учетом покупательской способности рубля и скрытых доходов /Г.П. Литвинцева // Вопросы статистики. - 2008. - №6. - С.15 - 29.
  • Методологические положения по статистике. Вып. 1, Госкомстат России. - М., 2008.
  • Российский статистический ежегодник. 2012. М., Росстат, 2012
  • Разумов, А. Политика занятости и доходов населения в условиях финансово - экономического кризиса /А. Разумов, Е. Новик // Человек и труд. - 2009. - №4. - С.25 - 27.
  • Социально-экономическое положение России, октябрь 2012г. М., Росстат, 2012.
  • Статистический бюллетень № 9(160), М., Росстат, 2012

 

 


Информация о работе Статистический анализ структуры расходов и потребления населения