Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 11:15, курсовая работа
Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
• ВВЕДЕНИЕ
• СТРУКТУРА И ОЦЕНКА ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РФ
• ПЕРСПЕКТИВЫ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ДОХОДОВ И ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
Статистические данные были взяты из "Российского статистического ежегодника 2012". М.: Госкомстат РФ, 2012 [Российский статистический ежегодник, 2012. М.: Госкомстат РФ, 2012. с. 169]
Изменение стоимости жизни.
Стоимость жизни и в значительной
степени величина прожиточного минимума
в перспективе будут
По данным Госкомстата РФ, прирост
инфляции (декабрь к декабрю
Прогноз инфляции
Для обеспечения выполнения целевых макроэкономических показателей в 2014-2015 годах и в дальнейшем необходимо, прежде всего, ограничивать размеры повышения тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий. Анализ показывает, что в настоящее время около 25-28% общего прироста инфляции формируется под воздействием повышения цен и тарифов естественных монополий.
Сейчас можно предположить, что в 2014-2015 годах и далее рост тарифов в электроэнергетике может быть более высоким по отношению к индексу потребительских цен. Это обусловлено необходимостью создания финансовых ресурсов для замены выбывающих и низкоэффективных мощностей в электроэнергетике (хотя руководители РАО ЕЭС утверждают, что при условии принятия предлагаемого ими варианта реформы цены на энергоносители не превысят по темпам роста общую инфляцию).
В соответствии с планами Минэкономразвития на средний прогнозируемый период предусматривалось постепенное снижение инфляции: в 2013 году - до 10-12%, в 2014-2015 годах - на 2 процентных пункта ежегодно (до 6-8%). Для того чтобы обеспечить такую динамику инфляции, параметры повышения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий не должны приводить к росту потребительских цен более чем на 3-4 процентных пункта в год.
В силу ряда объективных и субъективных
факторов (необходимость восстановления
и модернизации производства, удорожание
добычи полезных ископаемых, необходимость
укрепления обороны страны, трудности
государственного контролирования
топливно-энергетического
Прогнозные значения основных
индикаторов покупательной
Если в течение 1998-1999 годов имело место резкое снижение покупательной способности населения по большинству продовольственных товаров, то к 2000 году вместе с ростом платежеспособного спроса населения увеличилась и покупательная способность его денежных доходов. Положение по большинству продовольственных товаров существенно улучшилось и за период с 2000 по 2002 год. В 2003 году ситуация продолжала оставаться относительно благополучной: периоды заметного роста цен на потребительском рынке сменялись периодами незначительных их изменений. Что касается интегрального индикатора, характеризующего и покупательную способность доходов населения, и уровень жизни в целом, а именно соотношения среднедушевого денежного дохода и стоимости фиксированного потребительского набора, то прогнозируемое изменение его значений, согласно двум вариантам прогноза до 2015 года, представлено в табл.3.
Таблица 3. Динамика соотношения среднедушевого денежного дохода населения и стоимости ФПН в 2000-2015 годах, в текущих ценах
Годы |
Среднедушевой денежный доход в месяц, рублей |
Стоимость фиксированного потребительского набора (в среднем на душу населения) в месяц, рублей |
Отношение среднедушевого денежного дохода к ФПН, % |
Умеренный вариант | |||
2000 |
2288,0 |
1210,0 |
189,0 |
2001 |
3075,0 |
1435,1 |
214,2 |
2002 |
3950,0 |
1651,8 |
239,1 |
2003 |
5142,0 |
1850,0 |
277,0 |
2004 |
5747,5 |
2062,8 |
278,6 |
2005 |
6807,2 |
2289,7 |
297,3 |
2006 |
7982,1 |
2518,7 |
316,9 |
2007 |
9334,0 |
2765,5 |
337,5 |
2008 |
10885,0 |
3028,2 |
359,5 |
2009 |
12706,0 |
3312,9 |
383,5 |
2010 |
14860,0 |
3621,0 |
410,4 |
2015 |
32824,0 |
6033,0 |
544,1 |
Оптимистический вариант | |||
2000 |
2288,0 |
1210,0 |
189,0 |
2001 |
3075,0 |
1435,1 |
214,2 |
2002 |
3950,0 |
1651,8 |
239,1 |
2003 |
5142,0 |
1850,0 |
277,0 |
2004 |
5744,5 |
2035,0 |
282,3 |
2005 |
6737,6 |
2208,0 |
305,1 |
2006 |
7815,1 |
2373,6 |
329,2 |
2007 |
9048,1 |
2546,9 |
355,3 |
2008 |
10456,0 |
2725,2 |
383,7 |
2009 |
12094,0 |
2910,5 |
415,5 |
2010 |
14001,0 |
3105,5 |
450,8 |
2015 |
29515,0 |
4254,8 |
693,7 |
Источник: данные за 2000-2010 гг. [Российский статистический ежегодник, 2010. М.: Госкомстат РФ, 2010. с 153]
Динамика общей структуры и структуры потребительских расходов населения
Сложившуюся к 2000 году общую структуру
расходов населения можно
В первом полугодии 2003 года население стало меньше покупать товаров, предпочитая делать сбережения. Хотя, конечно, копить лучше получается у обеспеченных слоев населения, в то время как у бедных основную часть доходов по-прежнему съедают обязательные платежи (прежде всего коммунальные) и покупка товаров повседневного спроса. По данным Госкомстата, в январе - июле 2003 года на покупку товаров и услуг наши граждане потратили 70,3% своих доходов, что на 3,4% меньше, чем за тот же период 2002 года. С 5,8 до 7,3% выросли затраты на приобретение валюты. Рос объем средств, хранящихся в "чулках". Если в 2002 году на руках у населения после всех выплат и покупок оставалось всего 1,1% доходов, то в 2003 уже 2%. Естественно, что у низкодоходных групп населения доля затрат на коммунальные услуги и питание оставалась весьма значительной, и их реальные располагаемые доходы росли весьма невысокими темпами.
Прогноз структуры потребительских расходов населения на перспективу до 2015 года базируется на имеющихся среднесрочных и долгосрочных прогнозах доходов населения, тенденциях последних лет по каждой из укрупненных товарных групп и динамике общего индекса потребительских цен. Особое значение для определения структуры потребительских расходов имеет развитие ситуации с оплатой населением ЖКХ, стоимости энергоносителей, услуг общественного транспорта.
Согласно прогнозу, годовые темпы
роста цен на услуги будут значительно
опережать общие параметры
Оптимистический вариант развития
событий предполагает с конца
текущего десятилетия сдерживание
темпов роста цен на услуги одновременно
с некоторым ростом цен на непродовольственные
товары. Возникновение подобной тенденции
в первую очередь может быть обусловлено
двумя процессами: интенсивным проведением
реформы ЖКХ и быстрым
Заключение
В 1 главе идёт речь о покупательной способности денежных доходов, которая является ключевым показателем уровня жизни населения. Росстат ежегодно публикует данные о соотношении душевых денежных доходов населения и прожиточного минимума. Несмотря на рост реальных доходов, уровень сбережений продолжает снижаться. Число людей с доходами ниже прожиточного минимума при этом продолжает расти, покупательная способность доходов — падать.
В 2 главе были определены перспективы покупательной способности доходов и потребления населения. Поступательный рост ВВП в сочетании с необходимыми мерами социально-экономической политики, направленными на совершенствование распределительных отношений и системы социальной защиты населения, должен будет сопровождаться в перспективе заметным повышением уровня жизни населения. В то же время на пути достижения более высокого жизненного уровня населения на протяжении прогнозного периода будет оставаться еще ряд проблемных моментов, связанных прежде всего с ситуацией в сфере услуг, и в первую очередь услуг ЖКХ, транспортных услуг, услуг здравоохранения и образования.
В заключении можно сделать вывод,
что в нашей стране заметно
снизился уровень благосостояния населения
и возникла острая потребность проведения
продуманной государственной политики
посткризисного восстановления. К необходимым
мерам непосредственно экономического
характера можно отнести меры по сдерживанию
инфляции и инфляционных ожиданий, а именно
- проведение более жесткой кредитно-денежной
политики, не допускающей роста общей
инфляции под влиянием высоких цен на
продовольствие и энергоносители. Для
снижения уровня дифференциации доходов
населения необходимо законодательное
изменение налоговой системы в сторону
введения прогрессивной шкалы подоходного
налога, а также увеличение государственных
социальных выплат слоям населения с низкими
доходами. К более конкретным мерам государственной
политики можно также отнести повышение
объемов и качества оказания социальных
и медицинских услуг, расширение масштабов
деятельности государства в сфере занятости,
противодействие росту безработицы, развитие
программ переобучения и переподготовки,
повышение эффективности систем образования,
здравоохранения, пенсионного обеспечения,
создание стимулов и инструментов улучшения
жилищных условий. Все эти последовательно
проведенные этапы государственного регулирования
помогут создать прочную ”социальную
сетку безопасности”, которая смягчит
болезненные для Российской экономики
и общества последствия современного
глобального экономического кризиса.
Список литературы
Информация о работе Статистический анализ структуры расходов и потребления населения