Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:10, автореферат
Целью диссертационного исследования является методическое обоснование стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий АПК в современных условиях с учетом их финансовых возможностей.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
- изучить сущность категории «стратегия», теоретические и методические основы формирования стратегии развития предприятия, выявить особенности стратегии развития предприятий АПК в современных условиях;
- систематизировать классификационную модель стратегий;
- оценить современные тенденции в молочном подкомплексе и инвестиционных процессах в АПК Российской Федерации и Республики Марий Эл, их влияние на выбор стратегии развития предприятий отрасли;
- разработать и обосновать методику формирования стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий АПК на основе управления инвестиционным потенциалом, позволяющую повысить результативность деятельности предприятий;
- предложить прогнозные параметры стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий АПК Республики Марий Эл на основе экономико-математической модели комбинированного инвестирования с учетом формирования рациональной структуры инвестиционного потенциала;
- оценить эффективность стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий АПК Республики Марий Эл.
Основное содержание диссертации отражено в 9 опубликованных работах общим объемом 1,79 п.л. (авторские 1,26 п.л.), в том числе 3 в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертационных исследований (в журналах «Финансы и кредит», «Регионология» и «Молочная промышленность»).
Объем
и структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех
глав, выводов и предложений, библиографического
списка, включающего 186 наименований, 6
приложений. Основное содержание работы
изложено на 176 страницах машинописного
текста и содержит 38 таблиц, 6 рисунков.
II.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы диссертации, дана оценка степени изученности проблемы, определены цель и задачи исследования, объект и предмет, область и методика исследования, сформулирована научная новизна, практическая значимость и апробация полученных результатов.
В первой главе «Теоретические и методические основы формирования стратегии развития предприятий АПК в современных условиях» обобщены и систематизированы научные подходы к категории «стратегия», на основе систематизации видов стратегий дополнена классификационная модель стратегий, выявлены особенности стратегии развития предприятия АПК в современных условиях, исследованы методические аспекты формирования стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий АПК.
Во второй главе «Стратегический анализ развития молокоперерабатывающих предприятий АПК Республики Марий Эл» рассматривается состояние молочного подкомплекса АПК Российской Федерации и Республики Марий Эл, выявлены факторы, оказывающие дестабилизирующее влияние на деятельность молокоперерабатывающих предприятий АПК Республики Марий Эл, дана оценка текущей стратегии предприятий отрасли с позиции ресурсной, товарной и рыночной составляющих, обеспеченности предприятий инвестиционными ресурсами, изучено влияние структуры инвестиционного потенциала на эффективность использования материально-технической базы молокоперерабатывающих предприятий республики.
В третьей главе «Основные направления стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий АПК» предложены прогнозные параметры стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий АПК Республики Марий Эл на основе экономико-математической модели комбинированного инвестирования с учетом формирования рациональной структуры инвестиционного потенциала, обеспечивающая повышение результативности деятельности предприятий; определены пороговые значения показателей эффективности использования производственно-финансовых ресурсов для оценки стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий АПК Республики Марий Эл.
В
выводах и предложениях обобщены
результаты исследования.
III.
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
И РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫНОСИМЫЕ
НА ЗАЩИТУ
1. Уточнена классификационная модель стратегий с учетом наиболее важных критериальных признаков: уровень принятия решений, временной период, степень реализации стратегии, вероятность реализации стратегии, цикл развития предприятия, взаимодействие с внешней средой.
Понимание,
сущность и значение стратегии в
экономической науке
Принимая во внимание современный уровень развития социально-экономических отношений, изменчивость внешней среды, нами сформулировано понятие «стратегия» с учетом целей и функций, которые она выполняет. Установлено, что основной целью стратегии является выработка умения развиваться в условиях изменяющейся внешней среды, выдерживая курс на достижение конкурентоспособности. Функциями стратегии являются: выбор приоритетов, адаптация к внешней среде, обеспечение конкурентоспособности, распределение ресурсов, капитализация сильных сторон предприятия, преодоление его слабых сторон. Таким образом, стратегия – это совокупность управленческих решений, определяющих перспективные направления развития предприятия, порядок распределения производственных, инвестиционных, трудовых ресурсов и направленных на достижение и удержание конкурентных преимуществ в условиях нестабильности внешней среды. Главной задачей разработки стратегии является достижение конкурентных преимуществ и рентабельности организации, и, как следствие, устойчивого финансово-экономического состояния.
Содержательная
сторона стратегий раскрывается
через их виды, определение их сущности
и содержания. Систематизация широкого
научного материала по видам стратегий
позволила выделить классификационные
признаки и дополнить классификационную
модель стратегий (рис. 1).
Рис. 1. Классификационная модель стратегий
- дополнения автора
При
этом наиболее существенными
Выбор
стратегии осуществляется исходя из объективных
процессов, происходящих во внешней среде,
стратегических перспектив развития предприятий
и их инвестиционных возможностей. Среди
всего комплекса стратегий для предприятий
АПК наиболее актуальна стратегия развития.
Она выражает стремление организации
к росту инвестиционных ресурсов, объемов
производства, продаж и прибыли, повышению
рентабельности. Стратегия развития направлена
на получение прибыли, достаточной для
расширенного воспроизводства, наращивания
производственно-
Формирование стратегии развития предприятий АПК проводится в условиях сложного финансово-экономического состояния предприятий отрасли; ограниченности собственных инвестиционных ресурсов для обновления материально-технической базы хозяйств и реализации выбранной стратегии; значительных рисков инвестирования, обусловленных сезонным характером сельскохозяйственных работ, зависимостью от погодных условий, колебаниями урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, поступлений сырья для перерабатывающих предприятий АПК и другими факторами, отражающими специфику аграрного сектора. Поэтому важная особенность стратегического управления развитием предприятий АПК состоит в том, что выбор стратегии основан на оценке инвестиционного потенциала предприятий отрасли. Достижение долгосрочных целей возможно при разработке программы стратегического развития, учитывающей повышение инвестиционного потенциала предприятия как главного инструмента обеспечения расширенного воспроизводства.
2.
Выявлены тенденции
в молочном подкомплексе
и инвестиционных процессах
в АПК Российской Федерации
и Республики Марий
Эл
Современное
состояние молочного
1) снижается поголовье коров в хозяйствах всех категорий, особенно в сельскохозяйственных организациях, и, как следствие, сокращается валовое производство молока.
Установлена устойчивая тенденция сокращения поголовья коров в Российской Федерации и Республике Марий Эл. Поголовье коров в хозяйствах всех категорий Республики Марий Эл за 1990-2006 гг. сократилось в 1,8 раза. Наиболее значительное сокращение - в 2,4 раза произошло в сельскохозяйственных организациях. Адекватные тенденции характерны в целом для молочного животноводства Российской Федерации (табл. 1). Ежегодное сокращение составило в Российской Федерации 693,75 тыс. голов или 4,76 %, в Республике Марий Эл - 3,38 тыс. голов или 3,70 %.
Таблица 1
Динамика поголовья крупного рогатого скота и производства молока
(над
чертой – в Российской
(на конец года)
Показатель | Годы | |||||||
1990 | 1995 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
поголовье крупного рогатого скота | ||||||||
Крупный рогатый скот, млн. голов | 57,0
0,32 |
39,7
0,26 |
27,1
0,19 |
26,5
0,18 |
24,9
0,16 |
23,0
0,16 |
21,4
0,14 |
21,5
0,14 |
в том числе коровы | 20,5
0,12 |
17,4
0,12 |
12,2
0,09 |
11,8
0,08 |
11,1
0,08 |
10,3
0,07 |
9,5
0,07 |
9,4
0,06 |
из них: | ||||||||
сельскохозяйствен-ные организации, % | 74,5
67,3 |
60,0
57,2 |
49,8
47,0 |
48,1
46,1 |
46,6
45,3 |
45,6
46,5 |
45,3
47,3 |
43,6
48,6 |
производство молока | ||||||||
Валовое производство молока, млн. т | 55,7
0,40 |
37,6
0,35 |
33,1
0,25 |
33,6
0,27 |
33,4
0,26 |
32,2
0,25 |
31,1
0,25 |
31,4
0,26 |
в том числе: | ||||||||
сельскохозяйствен-ные организации1), % | 76,2
71,4 |
57,4
58,4 |
47,2
44,0 |
47,6
45,8 |
46,1
44,0 |
44,7
43,8 |
45,0
46,5 |
44,9
47,8 |
хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства, % | 23,8
28,6 |
42,6
41,6 |
52,8
56,0 |
52,4
54,2 |
53,9
56,0 |
55,3
56,2 |
55,0
53,5 |
55,1
52,2 |
1) По крупным и средним сельскохозяйственным организациям
В результате валовое производство молока в Российской Федерации сократилось в 1,8 раза, в том числе в сельскохозяйственных организациях – в 3,0 раза, а в Республике Марий Эл – в 1,5 и 2,3 раза соответственно.
В
диссертации проведена
2) ухудшается состояние кормовой базы.
Систематически сокращаются посевные площади кормовых культур и трав, производство грубых и сочных кормов. С 1990 по 2006 гг. посевные площади кормовых культур в Российской Федерации сократились в 2,1 раза, в Республике Марий Эл – в 1,3 раза. Ежегодное сокращение посевных площадей кормовых культур составило в Российской Федерации 1476 тыс. га или 4,61 %, в Республике Марий Эл – 3,7 тыс. га или 1,85 %. В результате сокращаются объемы заготавливаемых кормов.
3) снижается обеспеченность молоком-сырьем, загруженность производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий, и, как следствие, ухудшается их финансово-экономическое состояние, конкурентоспособность.
Снижение объемов производства молока в сельскохозяйственных организациях привело к значительному сокращению ресурсов молока, поступающего в промышленную переработку. В результате уровень использования производственных мощностей молокоперерабатывающими предприятиями АПК республики существенно сократился (от двух до восьми раз по разным видам молочной продукции). Адекватные тенденции характерны в целом для Российской Федерации. В настоящее время производственные мощности предприятий молочной промышленности по разным видам молочной продукции загружены всего лишь на 20-60 %. В результате сократилось производство основных видов молочной продукции, что привело к ухудшению финансово-экономического состояния молокоперерабатывающих предприятий, снижению их конкурентоспособности.
Закономерна зависимость между состоянием кормовой базы, продуктивностью коров, производством молока и объемом его переработки. Следовательно, решение проблем развития рынка молочной продукции требует системного подхода в животноводстве, растениеводстве и перерабатывающей отрасли одновременно.
Информация о работе Стратегия развития молокоперерабатывающих предприятий АПК