Стратегия развития молокоперерабатывающих предприятий АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:10, автореферат

Описание

Целью диссертационного исследования является методическое обоснование стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий АПК в современных условиях с учетом их финансовых возможностей.

Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

- изучить сущность категории «стратегия», теоретические и методические основы формирования стратегии развития предприятия, выявить особенности стратегии развития предприятий АПК в современных условиях;

- систематизировать классификационную модель стратегий;

- оценить современные тенденции в молочном подкомплексе и инвестиционных процессах в АПК Российской Федерации и Республики Марий Эл, их влияние на выбор стратегии развития предприятий отрасли;

- разработать и обосновать методику формирования стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий АПК на основе управления инвестиционным потенциалом, позволяющую повысить результативность деятельности предприятий;

- предложить прогнозные параметры стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий АПК Республики Марий Эл на основе экономико-математической модели комбинированного инвестирования с учетом формирования рациональной структуры инвестиционного потенциала;

- оценить эффективность стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий АПК Республики Марий Эл.

Работа состоит из  1 файл

Автореферат_Аитова.doc

— 394.50 Кб (Скачать документ)

     4) ухудшается материально-техническая база отрасли: снижается обеспеченность предприятий основными средствами, растет степень их износа.

     Снижение  объемов производства и реализации продукции ограничивает возможности приобретения предприятиями молочного подкомплекса АПК материально-технических ресурсов. В результате изношенность основных производственных средств молокоперерабатывающих предприятий АПК республики составляет в среднем 54 %, а изношенность основных средств в сельском хозяйстве одна из самых высоких среди других отраслей республики. Темпы обновления машин, оборудования, транспортных средств в 2-5 раз ниже темпов их выбытия. В результате значительно сократился парк всех видов сельскохозяйственной техники в среднем на 50-80 %, обеспеченность техникой снизилась на 20-50 %. Одновременно увеличивается нагрузка на единицу техники. В результате требуются повышенные затраты на поддержание оборудования в работоспособном состоянии, а это увеличивает себестоимость продукции, и, как следствие, снижает прибыль и рентабельность, соответственно и возможности обновления материально-технической базы предприятий АПК.

     5) сокращаются объемы инвестиций в АПК, в том числе бюджетные ассигнования, увеличивается доля собственных средств в инвестициях в основной капитал АПК.

     Ухудшение материально-технической базы АПК во многом обусловлено резким сокращением инвестиций в отрасль. Доля инвестиций, направляемых в АПК, в общем объеме инвестиций в основной капитал по республике, сократилась в последние 16 лет в 5,9 раза. В настоящее время уровень инвестиций в основной капитал АПК республики составляет лишь 10 % от уровня 1990 г.

     При этом значительно сократилась доля бюджетных ассигнований. Так, в целом в аграрном секторе республики - в 12 раз, в том числе в сельском хозяйстве – в 16 раз.

     Основным  источником инвестиций в основной капитал  АПК остаются собственные средства предприятий. Вместе с тем, исследования доказывают, что их явно недостаточно для воспроизводства основного и оборотного капитала. В сложившихся условиях дополнительным источником инвестиций в АПК республики должны стать средства сторонних, внешних инвесторов, в том числе банковского сектора, финансовые вложения других предприятий.

     Таким образом, в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов укрепление финансово-экономического состояния молокоперерабатывающих предприятий АПК достижимо при целенаправленном регулировании стратегии развития на основе управления структурой инвестиционных ресурсов и их использованием, что в свою очередь создаст условия для обновления материально-технической базы хозяйств.

     3. Уточнена методика формирования стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий АПК: на этапе стратегического анализа - в части оценки текущей стратегии с позиции ресурсной, товарной и рыночной политики, состава и структуры инвестиционного потенциала предприятия в ресурсной форме, обеспеченности инвестиционными ресурсами; на этапе выбора стратегии развития - разработки рациональной стратегии на основе экономико-математической модели комбинированного инвестирования; на этапе оценки эффективности стратегии развития - определения пороговых значений показателей интенсификации деятельности предприятия.

     Научными  основами разработки стратегии определено два подхода к ее формированию: ситуационно-поведенческий и расчетно-аналитический. В общепринятой схеме разработки стратегии определение целей предшествует стратегическому анализу. Здесь проявляется действие ситуационно-поведенческого подхода к формированию стратегии. Однако на современном этапе в связи с недостаточной развитостью функции рыночного планирования в управлении предприятиями АПК целесообразно использовать расчетно-аналитический или структурированный подход. Его основой является стратегический анализ, включающий анализ внешней и внутренней среды, а также оценку текущей стратегии предприятий. Формирование перспективного направления развития молокоперерабатывающих предприятий АПК осуществляется на основе текущей стратегии. Методологической основой исследования принято положение о том, что стратегия имеется у любого предприятия. Существование стратегии проявляется в подходах к принятию решений, затрагивающих производственные интересы предприятия, в порядке распределения ресурсов, в достигнутых позициях на рынке. Следовательно, текущая стратегия проявляется в ресурсной, товарной и рыночной политике предприятия АПК. Для оценки текущей стратегии молокоперерабатывающих предприятий АПК в диссертации предложен ряд показателей, среди них наиболее значимы выручка от продаж и рентабельность, характеризующие результат и эффективность деятельности предприятия. Лучшая стратегия - это стратегия, обеспечивающая достижение основных целей предприятия – рост продаж и рентабельности при минимальном уровне коммерческого риска.

     Выбор стратегии осуществляется на основе обобщенной оценки действия всех факторов внешней и внутренней среды, с учетом поставленных задач и способов их решения. На современном этапе в диссертации предлагается формирование стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий АПК на основе управления их инвестиционным потенциалом. Следует отметить, что научные исследования по формированию стратегии развития предприятий АПК на основе инвестиционного потенциала немногочисленны. Систематизация подходов позволила сформулировать авторское понятие «инвестиционный потенциал предприятия АПК» - это объективные возможности предприятия АПК по осуществлению инвестиционной деятельности, определяющие выбор стратегии его развития на основе рациональной структуры инвестиционных ресурсов. При этом справедливо выделять в составе инвестиционного потенциала предприятия АПК внутренний и внешний потенциал. Расчет элементов внутреннего и внешнего потенциала позволяет дать количественную оценку инвестиционного потенциала предприятия в ресурсной форме. Методологической основой исследования принят комплексный подход, направленный как на совершенствование структуры потенциала, так и обоснование приоритетных направлений его использования.

     Современный подход к проблеме насыщения предприятий инвестиционными ресурсами предусматривает достижение рационального соотношения отдельных элементов потенциала. Этого можно достичь посредством применения экономико-математических методов. В качестве критерия рациональной структуры инвестиционного потенциала в диссертации принят показатель: чистая прибыль в расчете на 1 руб. инвестиционного потенциала. Он в полной мере соответствует рыночному подходу, в котором основной целью инвестирования является получение дохода (результата).

     Контроль  и оценка результатов стратегии  являются заключительным этапом процесса стратегического управления. Для оценки эффективности стратегии предложены: расчет финансовых коэффициентов по прогнозному бухгалтерскому балансу, составленному по оптимальным параметрам стратегии развития предприятия АПК на основе решения ЭММ комбинированного инвестирования, и их сравнение с текущим уровнем показателей, а также расчет пороговых уровней рентабельности активов и эффективности использования производственно-финансовых ресурсов (показателей интенсификации деятельности) молокоперерабатывающих предприятий.

     На основе предлагаемого подхода обоснована методика формирования стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий АПК. Она включает:

     а) на этапе стратегического анализа:

     - анализ современного состояния молочного подкомплекса АПК Республики Марий Эл, выявление существующих проблем и возможностей их решения;

     - оценку текущей стратегии предприятий, включая оценку ресурсной, товарной и рыночной политики; состава и структуры фактического инвестиционного потенциала предприятий в ресурсной форме и их обеспеченности инвестиционными ресурсами;

     - оценку использования материально-технической базы предприятий;

     б) на этапе выбора стратегии развития:

     - прогнозирование стратегии развития на основе экономико-математической модели комбинированного инвестирования, направленной на улучшение финансово-экономического состояния предприятия, формирование рациональной структуры инвестиционного потенциала;

     в) на этапе оценки эффективности стратегии развития:

     - сравнение расчетных финансовых коэффициентов по прогнозному бухгалтерскому балансу, составленному по оптимальным параметрам стратегии развития предприятия АПК на основе решения ЭММ, с их текущим уровнем;

     - определение пороговых значений рентабельности активов и показателей эффективности использования производственно-финансовых ресурсов.

     На  основании представленной методики в диссертации предложена стратегия  развития трех молокоперерабатывающих предприятий АПК Республики Марий Эл: ОАО «Марийскмолпром», ОАО «Советский молочный завод», ЗАО «Сернурский сырзавод».

     Дана оценка текущей стратегии и рекомендации с позиции ресурсной, товарной и рыночной политики исследуемых предприятий. Результаты по ОАО «Советский молочный завод» представлены в табл. 2.

     Динамика  показателей эффективности текущей стратегии демонстрирует снижение результативности деятельности предприятий отрасли, а, следовательно, необходимость корректировки текущей стратегии их развития. В диссертации обосновано, что в современных условиях значимым фактором экономического роста молокоперерабатывающих предприятий АПК республики является повышение инвестиционного потенциала. Этот процесс направлен не только на обеспечение количественного роста, но и на качественное совершенствование структуры потенциала. Формирование рациональной структуры инвестиционного потенциала молокоперерабатывающего предприятия – одно из важных условий эффективной стратегии его развития.

      Таблица 2

      Оценка  ресурсной, товарной и рыночной политики

      ОАО «Советский молочный завод»

Составляющая текущей стратегии Результат Рекомендации
Ресурсная Ресурсная база предприятия сформирована за счет поставок молока-сырья сельскохозяйственными организациями республики. Загруженность производственных мощностей составляет не более 30-35 % Разрабатывать ресурсную политику в направлении увеличения закупок молока у населения Советского и других близлежащих районов республики, которые могут обеспечить его необходимым сырьем
Товарная Предприятие специализируется на производстве цельномолочной продукции с ограниченным сроком хранения. Отсутствие в организационной структуре управления отдела маркетинга Создание эффективной  службы маркетинга, что позволит проводить маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта, конкурентов и сформировать на этой основе оптимальный ассортимент и структуру производства молочной продукции
Рыночная Ввиду ограниченного срока хранения и спроса на цельномолочную продукцию реализация только в пределах республики. Предприятие придерживается метода товарно-дифференцированного маркетинга Дальнейшее  повышение качества выпускаемой  продукции в целях повышения  спроса со стороны населения республики.

Переход к целевому маркетингу, что будет  способствовать выявлению скрытых маркетинговых возможностей, расширению ассортимента выпускаемой молочной продукции, а значит развитию предприятия, увеличению конкурентоспособности

 

     В диссертации определен инвестиционный потенциал молокоперерабатывающих предприятий АПК Республики Марий Эл в ресурсной форме. Наибольшими уровнями располагают ЗАО «Звениговский гормолкомбинат» (69975 тыс. руб.), ЗАО «Сернурский сырзавод» (36818 тыс. руб.), ОАО «Марийскмолпром»             (22467 тыс. руб.). При этом в 70 % предприятий инвестиционный потенциал сформирован преимущественно за счет собственных инвестиционных ресурсов (рис. 2).

      

      Рис. 2. Структура инвестиционного потенциала

      молокоперерабатывающих  предприятий АПК Республики Марий  Эл

     Для оценки обеспеченности инвестиционными  ресурсами определен минимально необходимый уровень инвестиционного потенциала. Анализ обеспеченности инвестиционными ресурсами молокоперерабатывающих предприятий АПК Республики Марий Эл выявил недостаточность ресурсов не только для расширенного, но и простого воспроизводства основного и оборотного капитала.

     В условиях ограниченности собственных  и бюджетных инвестиционных ресурсов значимым фактором повышения эффективности предприятий АПК становится адекватное соотношение внешних и внутренних источников финансирования.

     Возможности предприятий по привлечению внешних ресурсов определенно зависят от их инвестиционной привлекательности. Анализ зависимости эффективности использования инвестиционного потенциала от инвестиционной привлекательности предприятий подтвердил наличие тесной связи между ними: коэффициент корреляции равен 0,70. Поэтому задача повышения инвестиционного потенциала предприятия и эффективности его использования для реализации стратегических целей развития сведена к повышению, прежде всего, инвестиционной привлекательности предприятия, его устойчивости.

     В диссертации установлено, что в  современных условиях стратегия  развития молокоперерабатывающих предприятий  АПК Республики Марий Эл предполагает только комбинирование ресурсов: использование  внутренних инвестиционных ресурсов и привлечение дополнительных внешних ресурсов со стороны государства, частных инвесторов, кредитных организаций. В целях повышения финансово-экономической устойчивости и привлекательности предприятий соискателем разработана схема комбинированного инвестирования и реструктуризации (восстановления) баланса, удовлетворяющего требованиям платежеспособности и рентабельной деятельности.

Информация о работе Стратегия развития молокоперерабатывающих предприятий АПК