Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа
С древних времен до наших дней энергия и ее источники играли и играют очень важную роль в жизни человека. Развиваясь, человечество начинало использовать всё новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Особую актуальность эта проблема приобретает в современное время, когда общепризнанным становится тот факт того, что Россия является полностью сырьевой страной(сырьевым придатком) становится общепризнанным. некоторые районы нашей страны находятся на пороге энергетического кризиса.
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Структура ТЭК России. ТЭК на современном этапе развития………………4
2.Краткая справка о четырех приоритетных направлениях ТЭК……………...6
3. Современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК…………...14
4. Особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России…………………………………………………………………………….22
5. Основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов…………………………………………….26
6. Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли……………………………………………................................................30
Заключение……………………………………………………………………….
ГРР на нефть и газ. Для обеспечения разведанными запасами стабильной добычи УВ-сырья в объемах, предусмотренных проектом "Энергетической стратегии России…", планируется проведение комплекса ГРР, направленного на:
1)разведку и доразведку
открытых месторождений и
2)поиски, разведку и
подготовку к разработке новых
месторождений в обустроенных
нефтегазодобывающих районах
3)региональное изучение
и поиски месторождений в
Проведенные расчеты требуемых объемов глубокого бурения как основного наиболее дорогостоящего вида работ на нефть и газ по основным нефтегазоносным регионам России показывают, что для адекватного восполнения планируемых уровней добычи приростами разведанных запасов до 2020 г. необходимо пробурить не менее 50 млн м поисковых, разведочных и параметрических скважин, или в среднем 2,5 млн м в год.
Для сравнения можно указать, что в 1991-2000 гг. среднегодовой объем глубокого бурения составил 2 млн м при диапазоне изменения по годам от 4,2 до 1,27 млн м.
По прогнозным расчетам суммарные затраты на все виды ГРР до 2020 г. должны составить около 1 трлн руб., или в среднем 50 млрд руб. в год.
В связи с отменой с 2002 г. отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) основные затраты по финансированию ГРР на нефть и газ должны обеспечиваться за счет средств недропользователей (до 80 % прогнозируемых годовых затрат). Из средств федерального бюджета в основном предусматривается финансировать региональные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и тематические работы, а также информационно-методическое обеспечение.
Вместе с тем, в связи с действием многих налоговых положений большая часть недропользователей весьма настороженно относится к привлечению своих собственных средств в качестве инвестиций в сферу различных работ по геологическому изучению участков.
Уже сейчас очевидно, что необходимо вырабатывать определённые экономические механизмы, которые смогут заинтересовать недропользователей финансировать ГРР за счет собственных средств, а также обеспечить более эффективное освоение и эксплуатацию участков недр, предоставленных в пользование.
Как уже отмечалось ранее, значение ТЭК в России особенно велико. Во-первых, из-за огромного ресурсного потенциала, который был детально проанализирован в предыдущем пункте работы.
Во-вторых, она обладает уникальным производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом.
В третьих, важное место
ТЭК определяется климатическими условиями,
при которых обеспечение
Но обратимся к истории.
В конце XX века положение России
в мировой экономике
Структура экономики России в 90-е гг. менялась в противоположном мировым тенденциям направлении. Удельный вес сырьевой продукции, в том числе энергоресурсов, в структуре мирового ВВП постоянно снижается. В развитых странах прирост ВВП приходится главным образом на обрабатывающую промышленность (особенно на современные наукоемкие производства) и сферу услуг.
Сейчас на долю ТЭК в России приходится около 30% объема промышленного производства, 32% доходов консолидированного и 54% федерального бюджета, 54% экспорта, около 45% валютных поступлений. За последние 10 лет в структуре промышленного производства доля отраслей с высокой добавленной стоимостью снизилась.
Сейчас Россия занимает ведущее место лишь по ресурсному потенциалу и производству первичных энергоресурсов: 1-е место по добыче газа,1-е 19 (по другим оценкам 2ое) – по нефти, 4-е – по электроэнергии, 6-е – по добыче угля.
По потреблению же первичных энергоресурсов на душу населения, несмотря на высокую энергоемкость экономики, Россия все сильнее отстает от развитых стран. Если еще в 1995 г. по общему объему энергопотребления США и Китай превосходили Россию, соответственно, в 3,5 и 1,4 раза, то уже в 2000 г., соответственно, в 3,8 и 2 раза.
После кризиса 1999–2000 гг. в развитии ТЭК появились положительные тенденции – рост производства во всех его отраслях. Но запас прочности ТЭК, созданный на протяжении десятилетий, практически исчерпан.
Учитывая определяющую роль ТЭК в экономике страны, восстановление и поддержка комплекса, в том числе и его позиций на мировом рынке, становится первоочередной государственной задачей.
На заседании правительства РФ 22 мая 2003 г. была одобрена Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. (далее – Стратегия). Этот документ подтверждает приоритетную важность развития ТЭК России.
Стратегия предусматривает существенное наращивание производства всех видов энергоресурсов для удовлетворения в первую очередь внутреннего спроса. Остальная продукция будет поступать на внешний рынок.
В предстоящем двадцатилетии внутреннее потребление первичных энергоресурсов увеличится до 1145–1270 млн т. Внешний спрос на российские энергоресурсы также вырастет и составит к 2020 г. до 855 млн т у.т., в том числе на нефть – до 309 млн т, на газ – до 245 млрд м3.
Внутренний спрос и прогнозируемые объемы экспорта должны обеспечиваться ростом производства. Стратегией предусмотрено увеличение производства первичных энергоресурсов к 2020 г. до 2040 млн т.
В ближайшие годы экспорт энергоресурсов останется ключевым фактором развития национальной экономики. Закрепление за Россией достойного места на мировых энергетических рынках является важнейшей задачей Стратегии. Причем не столько как экспортера дешевого сырья, но и как крупного поставщика продукции более высоких стадий обработки. Но это – задача на отдаленную перспективу.
Одновременно, нефтеперерабатывающая отрасль переживает глубокий спад. В 1993–2003 гг. переработка нефти на НПЗ упала с 218 до 180 млн т/г.20 Занимая в начале 90-х гг. 2-е место в мире по производству нефтепродуктов на душу населения (после США), Россия переместилась на 4-е – после Японии и Китая.
За 10 лет глубина переработки не выросла. Она составляет 69–70%.В свою очередь в развитых странах этот показатель – 85–90%. В 2003 г. загрузка мощностей НПЗ составила 68%, износ производственных фондов – около 80%.21
Реконструкция НПЗ и создание мощностей по углублению переработки, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов практически не осуществляется. Инвестиции в нефтепереработку ниже, чем в нефтедобычу, объемы переработки растут значительно медленнее добычи. Внутренние цены сопоставимы с ценами в Европе и США, но наши компании не заинтересованы в развитии нефтепереработки. Это связано с высокими инвестиционными рисками, низким качеством отечественных нефтепродуктов (автобензин и дизтопливо) и высокими транспортными расходами. Экспортные ресурсы других видов нефтепродуктов (прямогонный бензин) сокращаются из-за опережающего роста внутреннего спроса. Поэтому экспорт нефтепродуктов будет снижаться. К 2020 г. он составит лишь 30–50 млн т (в 2002 г. 75 млн т).
Эффективная система государственного регулирования отрасли пока не сформирована. Поэтому она вошла в кризисное состояние и при снижении мировых цен на нефть перестает быть источником устойчивых поступлений в бюджет. Единственная возможность изменить ситуацию – создание конкурентного рынка. Для этого необходимы меры структурной политики, и в первую очередь, поддержка малого предпринимательства. При реализации этих целей к 2020 г. объем переработки возрастет до 215 млн т/г с увеличением ее глубины до 85%.
Важная задача – обеспечение
сырьем нефтехимической
В отличие от нефтеперерабатывающей промышленности переработка газа имеет значительный экспортный потенциал. Стратегией предусмотрено увеличение переработки газа более чем в два раза, рост производства моторного топлива, полиэтилена, полипропилена, метанола и др.
Будет обеспечена специальная поддержка инвестиций в газопереработку и газохимию. Развитию нефтехимии будет способствовать рост добычи газа, богатого высшими углеводородами (этан, пропан, бутан и др.). На базе комплексной разработки уникальных ресурсов газового конденсата и гелия предстоит создать ряд принципиально новых производств.
В перспективе возможен выход на мировой рынок сжиженного газа и экспорт синтетического моторного топлива.
Расширится производство импортозамещающей продукции. Доля импортных машин составит к 2020 г. лишь 5–10%, будет освоено до 98% видов изделий для ТЭК.
Ускоренное развитие производства продукции с высокой добавленной стоимостью даст толчок развитию "новой экономики", по цепочке оживит смежные производства, приведет к увеличению занятости населения и расширению спроса, и в итоге будет способствовать общему подъему экономики.
В целом же, внешнеэкономические связи ТЭК РФ остаются сегодня приоритетной сферой, дающей возможность интенсивно развивать нефтегазовую отрасль страны в целом.
Интеграция России с мировой экономикой, перспективы вступления страны во Всемирную торговую организацию, либерализация рынка газа в Европе и перемены, происходящие на внешнем рынке, требуют пересмотра тактики государства касательно затрагиваемой проблемы.
Ужесточение конкуренции на традиционных рынках сбыта продукции российских энергетических компаний не повлечет за собой потерю рынков только в случае повышения качества продукции, роста эффективности этих компаний, оптимизации структуры производства, снижения издержек. Приведение российских стандартов в соответствие с международными стандартами позволит существенно улучшить качество российской энергетической продукции, в первую очередь в нефтепереработке, нефтехимии и газопереработке.
В рассматриваемой перспективе Россия по-прежнему останется крупнейшим поставщиком энергоресурсов на мировой рынок (См.: Табл.1. Рис. 6).22
Показатели |
Год | |||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2020 | ||
Всего, млн т у.т. |
706 |
480 |
554 |
530-575 |
530-600 |
550-600 |
565-585 | |
- нефть и нефтепродукты, млн т |
286 |
162 |
188 |
160-175 |
155-180 |
155-170 |
150-165 | |
– природный газ, млрд м 3 |
213 |
191 |
217 |
245-260 |
245-275 |
260-280 |
275-270 | |
–уголь, млн т у.т. |
30 |
22 |
25 |
14-18 |
15-20 |
15-21 |
18-20 | |
электроэнергия, млрд кВт.ч |
37 |
19 |
13 |
22-25 |
30-35 |
35-55 |
40-75 |
Таблица 1. Экспорт энергетических ресурсов из России
- нефть и нефтепродукты, млн т
– уголь, млн т у.т.
- природный газ, млрд м 3
- электроэнергия, млрд кВт.ч
Рис.
6. Экспорт топливно-
В целях поддержания энергетической и экономической безопасности необходимо стремиться диверсифицировать направления экспорта энергоресурсов с развитием северного, восточного и южного направлений экспортных потоков российских энергоносителей и последующим увеличением их доли в географической структуре экспорта энергоресурсов. Получит развитие конструктивный диалог в области энергетики со странами Европы, остающимися на сегодняшний день основными потребителями российских топливно-энергетических ресурсов. Формы сотрудничества с европейскими партнерами будут включать реализацию совместных инвестиционных проектов, в первую очередь энерготранспортных, широкое вовлечение европейских инвесторов в проекты развития нефтегазодобычи на территории России (в том числе реализуемые на условиях соглашений о разделе продукции и концессий), взаимодействие в сфере энергосбережения.
Информация о работе Структура и особенности развития ТЭК России