Структура и особенности развития ТЭК России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание

С древних времен до наших дней энергия и ее источники играли и играют очень важную роль в жизни человека. Развиваясь, человечество начинало использовать всё новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Особую актуальность эта проблема приобретает в современное время, когда общепризнанным становится тот факт того, что Россия является полностью сырьевой страной(сырьевым придатком) становится общепризнанным. некоторые районы нашей страны находятся на пороге энергетического кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Структура ТЭК России. ТЭК на современном этапе развития………………4
2.Краткая справка о четырех приоритетных направлениях ТЭК……………...6
3. Современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК…………...14
4. Особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России…………………………………………………………………………….22
5. Основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов…………………………………………….26
6. Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли……………………………………………................................................30
Заключение……………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Структура и особенности развития ТЭК России.doc

— 319.50 Кб (Скачать документ)

В течение 2010 – 2011гг. возможен выход России на мировой рынок сжиженного природного газа, а также начало экспорта синтетического моторного топлива.

Россия заинтересована в долгосрочном и масштабном вовлечении в свой топливно-энергетический баланс углеводородных ресурсов (особенно природного газа) центрально-азиатских стран  Содружества Независимых Государств. Это не только позволит экономить ресурсы северных газовых месторождений России для будущих поколений и избежать необходимости форсированных капиталовложений в их разработку, но и даст возможность уменьшить давление на рынки, которые представляют стратегический интерес для самой России.

В интересах России участие  национальных компаний в проектах по расширению инфраструктуры транспорта энергоресурсов по территории стран  Содружества Независимых Государств. Основными направлениями сотрудничества будут восстановление и дальнейшее развитие единой электроэнергетической системы, укрепление минерально-сырьевой базы, участие в разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа и строительстве электроэнергетических объектов в странах Содружества Независимых Государств.

В качестве одного из ключевых участников мирового энергетического рынка Россия должна активно влиять на установление обоснованных и прогнозируемых цен на энергоресурсы, справедливых и выгодных как для стран-производителей, так и для потребителей энергоресурсов. В то же время государственная политика должна предусматривать возможные значительные колебания цен на энергоресурсы в связи с изменениями ситуации на мировом рынке.

Государству важно поддерживать участие российских компаний в экономически эффективных зарубежных инвестиционных проектах. Принципиальным условием реализации государственной энергетической политики в этой сфере станет повышение эффективности и надёжности энергообеспечения отечественных потребителей.

Теперь рассмотрим непосредственно  особенности развития внешнеэкономических связей российского ТЭК в сфере торговли нефтью и газом.

6. Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли.

Конечно же, важнейшим  конкурентным преимуществом российского  ТЭК является его природно-ресурсный потенциал. В то же время, нельзя забывать о развитой транспортной инфраструктуре, которая способствует успешному экспорту энергоресурсов. Важно упомянуть и налаженные десятилетиями внешнеэкономические отношения с различными странами и регионами, которые исторически являются постоянными потребителями российских энергоресурсов.

Прогноз ситуации в мировой  энергетике дает основание говорить о том, что спрос на российские энергоресурсы на внешних рынках как минимум сохранится или даже увеличится. Для России, экономика которой в значительной степени зависит от получения доходов от экспорта топливно-энергетических ресурсов, очень важно не потерять свои позиции на традиционных для нее мировых рынках энергоресурсов (европейские рынки) и завоевать соответствующую нишу на новых перспективных направлениях — рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Главным направлением экспорта будут по-прежнему страны Европейского континента, с которыми нас связывает  географическая близость, традиционная ориентированность на российские топливно-энергетические ресурсы и развитая сеть инфраструктуры экспорта – очевидные конкурентные преимущества Российского ТЭК. Большие перспективы в развитии энергетического сотрудничества на европейском направлении открываются в связи с начавшимся энергодиалогом между Россией и Евросоюзом. Предпосылки для развития энергодиалога — это, с одной стороны, растущие потребности европейских рынков в надежных энергопоставках и рост их внешней энергетической зависимости. С другой стороны, это наличие в России потенциальных возможностей расширения экспорта энергоресурсов в страны Евросоюза, что требует значительных долгосрочных инвестиций в освоение новых нефтегазовых месторождений и создание энерготранспортной инфраструктуры. Развернувшаяся в рамках энергодиалога работа четырех экспертных групп имеет своей целью подготовку конкретных предложений по основным направлениям долгосрочного сотрудничества в энергетике, по отдельным проектам, а также по комплексу мер и механизмов для их реализации.

Усиление конкуренции и ожидаемое появление новых поставщиков топливно-энергетических ресурсов на рынках Европы (в том числе из Каспийского региона) выдвигает на передний план задачу повышения конкурентоспособности российского экспорта и поиска новых интенсивных путей сохранения своего присутствия на традиционных энергетических рынках. Речь, в частности, идет о диверсификации и качественной реструктуризации экспорта энергоносителей, увеличении доли конечных энергоресурсов в общем объеме экспорта, оптимизации условий их реализации на внешних рынках, в том числе путем получения доступа к потребителям.

Среди приоритетных проектов на европейском направлении сотрудничества, реализации которых Минэнерго России уделяет особое внимание, — строительство газопроводов «Ямал— Европа», Северо-Европейского, «Голубой поток»; нефтепроводов «Каспийского трубопроводного консорциума», «Балтийской трубопроводной системы», освоение нефтегазовых ресурсов месторождений российского Севера на условиях раздела продукции, развитие сотрудничества в области электроэнергетики.

Несмотря на то, что  в близкой перспективе Европа останется основным рынком для российских топливно-энергетических ресурсов, в XXI веке все больший удельный вес  в географической структуре экспорта энергоресурсов будут занимать южное и восточное направления. Поэтому уже сейчас министерство промышленности и энергетики активно формирует «восточную стратегию», направленную на занятие Россией более значимого места на топливно-энергетическом рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Основные элементы этой стратегии — совместное с иностранными компаниями освоение месторождений нефти и газа на шельфе острова Сахалин; освоение нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока России с развитием экспорта нефти и газа, а в дальнейшем и нефтепродуктов в Китай, Японию, Республику Корея; создание энергетической инфраструктуры между Россией и Китаем; участие российских компаний в топливно-энергетических комплексах стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индия).

Реализация внешнеэкономической деятельности в отраслях ТЭК требует государственного подхода, учитывающего экономические и политические интересы России и повышающие ее конкурентные преимущества на мировом рынке. В первую очередь это касается таких вопросов, как заключение долгосрочных контрактов на поставки энергоресурсов на внешний рынок, погашение и реструктуризация задолженности за поставленные российские энергоресурсы, создание различных межгосударственных хозяйствующих структур, участие российских компаний в крупных зарубежных проектах, привлечение инвестиций международных финансовых организаций для реализации энергетических проектов в России.

Государственная поддержка  участия российских компаний в международных  энергетических проектах за рубежом (или  в экспортно-ориентированных проектах на территории России) является одним из важных направлений в обеспечении энергетической безопасности России. В этом контексте Минпромэнерго России рассматривает в качестве приоритетных проекты, реализуемые на энергетическом рынке Ирана, в Каспийском и Средиземноморском регионах (в т.ч. «Голубой поток», проекты в ТЭК Югославии, интеграцию нефтепроводов Дружба — Адрия и другие) и на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе строительство нефтеперерабатывающего завода во Вьетнаме). В плане оказания государственной поддержки Минпромэнерго России совместно с другими министерствами и ведомствами участвует в формировании благоприятной налоговой и инвестиционной среды для таких проектов, включая применение налоговых льгот.23

В настоящее время возрастает необходимость усиления координирующей роли государства при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере энергетики, и в том числе для предотвращения необоснованной конкуренции российских компаний на внешних рынках. Государство «подключается» к решению соответствующих вопросов уже на стадии проработки проектов и программ внешнеэкономической деятельности за рубежом. Это осуществляется путем организации экспертизы проектов и коммерческих предложений, а также проведением предквалификационного отбора и внутренних тендеров между российскими компаниями по поставкам оборудования и участию в проектах. Указанные действия позволяют определить компании на роль координаторов по приоритетным зарубежным проектам, а также по поставкам нефти на экспортных направлениях.

Одним из важных факторов, определяющих успех структурной  перестройки ТЭК, является инвестиционная направленность сотрудничества в области  энергетики. Минпромэнерго России участвует  в процессе подготовки нормативно-правовых актов, направленных на расширение и улучшение условий инвестиционной деятельности в России. Кроме того, осуществляется координация и контроль над выполнением подписанных кредитных соглашений. При этом Минпромэнерго участвует в подготовке новых кредитных соглашений по перспективным проектам, сотрудничает с международными кредитными организациями в разработке схем финансирования и возврата средств при реализации инвестиционных программ в топливно-энергетическом комплексе России.

Серьезным фактором, определяющим функционирование российского ТЭК, является активное участие России в глобальном энергетическом процессе и ее адекватное воздействие на принятие международных решений в этой сфере. Прежде всего это касается таких вопросов, как инвестиции, экспорт и транзит энергоносителей, глобальные экологические проблемы, доступ к новым технологиям. Для современной ситуации характерна нестабильная конъюнктура мировых энергетических рынков, и особенно рынка нефти. В этих условиях Россия имеет потенциальную возможность стать объединительным элементом, посредником в процессе выработки взаимоприемлемых для производителей и потребителей решений по стабилизации рынка нефти, а также и в формировании универсальной системы регулирования конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. Этому способствует участие России, с одной стороны, в конференциях ОПЕК — как независимого экспортера нефти и нефтепродуктов, а с другой — в различных форумах и мероприятиях стран, являющихся основными потребителями энергоресурсов.

Одним из эффективных  направлений внешнеэкономической деятельности министерства является развитие сотрудничества с ОПЕК, которое способствует выработке согласованных действий и решений по стабилизации мирового рынка нефти с учетом экономических интересов и возможностей России. Взаимодействие с ОПЕК включает участие России в качестве наблюдателя в конференциях этой организации на регулярной основе, проведение многосторонних и двусторонних консультаций. Участие в мероприятиях, проводимых ОПЕК, позволяет России более целенаправленно осуществлять мониторинг ситуации на мировом нефтяном рынке.

Министерство промышленности и энергетики РФ развивает сотрудничество с международными экономическими и  энергетическими организациями — такими, как Международное энергетическое агентство, Мировой энергетический совет, ЕСК ООН, Форум АТЭС, организация Черноморского экономического сотрудничества, и рядом других региональных организаций. Это способствует взаимной координации энергетической политики России и других стран — крупных производителей и экспортеров энергоресурсов, выработке сбалансированной стратегии поведения на внешних рынках энергоресурсов, отстаиванию российских государственных интересов в области энергетики.24

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключение хотелось бы сказать о тенденциях энергопотребления в мире. Ведь численность населения Земли, как известно, достигла 6 млрд. человек и продолжает увеличиваться. Уровень жизни, оставаясь крайне неравномерным в различных странах и континентах, продолжает, в целом, расти. Эволюция образа жизни и народонаселения влечет за собой неуклонное увеличение потребления на Земле топливно-энергетических ресурсов, несмотря на технологическое совершенствование производительных сил человечества, эколого - и энергосберегающие тенденции. В силу указанных прогрессивных тенденций, динамика роста потребления ТЭР существенно отстает и будет, в дальнейшем, отставать от темпов экономического развития мирового сообщества. В целом перспективная мировая энергетическая ситуация дает основание прогнозировать как минимум сохранение или, скорее всего, повышение уровня экспортного спроса на российские энергоресурсы, с учетом выхода России на энергетические рынки АТР.

Основными видами экспортируемых энергоносителей на ближайшие 20 лет  останутся нефть и природный  газ. Ожидаемое развитие мирового энергетического рынка будет происходить в направлениях, где объем спроса на российские энергоносители будет ограничиваться только конкурентоспособностью поставщиков. В то же время Россия располагает всеми возможностями для участия в процессе развития интеграции и объединения энергетических (электроэнергетических, трубопроводных) систем и инфраструктуры транспорта энергоносителей при создании единого Евразийского энергетического пространства.

Россия обладает огромным топливно-энергетическим потенциалом, который позволяет нашей стране занимать лидирующие позиции в мире по объемам добычи и производства топливно-энергетических ресурсов. Наша страна полностью обеспечивает себя топливно-энергетическими ресурсами и считается крупным экспортером топлива и энергии среди стран мира. Сложившаяся структура использования энергоресурсов и, в общем, экономики поддерживает высокую потребность в энергии, предъявляет требования к ускоренному развитию топливных отраслей.

С другой стороны, сам  топливно-энергетический комплекс является важной частью этой структуры, особенно в нашей стране. Являясь одним из основных звеньев экономики России, он производит более четверти промышленной продукции, обеспечивает две трети налоговых поступлений в федеральный бюджет, более трети доходной части бюджета и обеспечивает половину валютных поступлений. В условиях экономического кризиса топливно-энергетический комплекс оставался одним из наиболее стабильно работающих секторов российской экономики

Информация о работе Структура и особенности развития ТЭК России