Структура и содержание внешнеторгового контракта купли-продажи товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:49, контрольная работа

Описание

Внешнеторговые договоры имеют определенную структуру: разделы договора, расположенные в определенной логической последовательности. Эти разделы в кратком или более подробном изложении входят во все международные контракты купли-продажи.

Содержание

1 Внешнеторговый контракт: структура и характеристика его существенных условий…………………………………………………………...3

2 Требования к содержанию внешнеторговых контрактов купли-продажи товаров по законодательству Республики Беларусь……………………………9

3 Задание…………………………………………………………………….16

4 Список использованной литературы……………………………………17

Работа состоит из  1 файл

контрольная по ВЭДвап.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

11) Арбитражные и судебные разбирательства споров. Нередко при исполнении контрактов между сторонами возникают споры из-за различного понимания взаимных обязательств по причине неодинакового толкования условий контрактов или отсутствия соответствующих условий. Для этого сторонам необходимо включить в договор при его заключение оговорку о согласительной процедуре. Согласительная процедура более предпочтительна, чем арбитраж. Однако примирение может быть успешным только при наличии благоприятной атмосферы, когда отношения между сторонами достаточно дружеские, чтобы имелась перспектива урегулирования спора дружественным путем.

Когда разногласия не удается решить, таким образом, стороны передают дело на рассмотрение арбитражей (третейских судов). Арбитражи бывают двух видов:

1.              Постоянно действующие арбитражи, в которых разбирательство споров осуществляется в соответствии с принятыми в них правилами. Они обычно действуют при торговых палатах, биржах, ассоциациях. К числу таких арбитражей относят: Арбитражный суд Международной Торговой Палаты, Лондонский Международный третейский суд, Американскую Арбитражную Ассоциацию.

2.              Арбитражи «ad hoc», которые создаются каждый раз для решения одного или нескольких спорных вопросов по конкретному контракту.

В разделе контракта, который называется "арбитражной оговоркой", стороны определяют какому арбитражу подсудны спорные вопросы. В арбитражах "ad hoc" разбирательство, как правило, ведут три лица: два арбитра (по одному от истца и ответчика) и один суперарбитр. Арбитры при рассмотрении споров по существу, прежде всего, руководствуются условиями контрактов, международными торговыми обычаями, а также нормами материального права страны, указанной в договоре.

Другие условия контрактов. Кроме изложенных условий контрактов, которые можно отнести к основным, стороны могут согласовать по своему усмотрению другие, уточняющие взаимные права и обязательства. Так, например, условия контрактов могут содержать специальные условия испытаний товаров, требования к технической документации, обязательства сторон не передавать права и обязанности по контракту без письменного согласия контрагента, порядок внесения изменений и дополнений в контракты, постраничный объем контрактов со всеми приложениями, юридические адреса сторон и другие условия.

Требования к содержанию внешнеторговых контрактов купли-продажи товаров по законодательству Республики Беларусь.

 

Внешнеторговый договор купли-продажи товара – самый распространенный из всех видов международных договоров (контрактов). И, несмотря на это, при его заключении и исполнении совершается много ошибок, за которые потом сторонам приходится расплачиваться. Важно понять специфику правового регулирования договоров, как, впрочем, и любых других правоотношений: с течением времени законодательство разрастается, усложняется, конкретизируется. Поэтому важно всегда  знакомиться с новыми нормативными правовыми актами и практикой их применения.

Есть нормативные правовые акты, без знания общих положений которых не стоит вообще заниматься куплей-продажей. К ним, прежде всего, относятся:

–Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 7);

–Закон Республики Беларусь от 29.12.1998 № 223-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»;

–постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.1999 № 1000 «О совершенствовании нетарифного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь» (далее – Постановление № 1000);

–положение Национального банка Республики Беларусь от 01.08.1996 № 768 «О порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь».

Необходимо помнить и о важнейших международных договорах, регулирующих международную куплю-продажу товара, таких, как:

– Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (далее – Конвенция);

–Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС» в редакции 2000 года;

–Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников Содружества Независимых Государств от 20.03.1992 г.

27 марта 2008 г. был принят Указ Президента РБ № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ № 178), который вступит в силу со 2 октября 2008 г. и заменит собой действовавший на протяжении почти 9 лет Указ Президента РБ от 04.01.2000 № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее -Указ № 7).

Заметим, что в белорусском праве лишь в Указе № 7 и соответственно в Указе № 178 содержатся обязательные условия внешнеторгового договора. И хотя в иных актах законодательства содержатся существенные (или обязательные) условия различных видов и типов договоров, ни один из таких актов не регулирует указанные отношения.

В правовой действительности условия внешнеторгового договора субъекта Республики Беларусь зависят от конкретного вида обязательств, основанием для возникновения которого он является. Например, условия внешнеторгового договора комиссии не могут совпадать с условиями внешнеторгового договора хранения, так как это два самостоятельных, не связанных друг с другом вида обязательств, в силу чего права и обязанности сторон по ним отличаются. Таким образом, говорить о единых условиях внешнеторговых договоров субъектов Республики Беларусь по общему правилу не представляется возможным.

В то же время требование к форме внешнеторгового договора (как разновидности внешнеэкономической сделки) едино для субъектов Республики Беларусь - он всегда должен иметь письменную форму, так как белорусское законодательство под страхом недействительности (п. 3 ст. 163 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК РБ)) допускает совершение внешнеэкономической сделки с участием субъекта Республики Беларусь только в письменной форме (п. 2 ст. 1116 ГК РБ).

Однако Указ № 7, а вслед за ним и Указ № 178 на уровне законодательного акта установил единые требования, предъявляемые к содержанию внешнеторгового договора субъекта Республики Беларусь.

Таким образом, Указом № 7 и соответственно Указом № 178 предъявлены единые требования к содержанию абсолютно всех внешнеторговых сделок без учета того, что понятие "внешнеторговый договор" охватывает не только договор купли-продажи, но и любой договор между резидентом и нерезидентом РБ, предусматривающий возмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг), а в силу Указа № 178 и передачу охраняемой информации и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (например, договоры хранения, комиссии, подряда, лицензионный договор к т.д.).

Белорусский законодатель требует от субъекта РБ обязательного указания в договоре соответствующих условий даже в случае, если контрагент в договоре - иностранный субъект не считает эти условия существенными для совершения сделки. При этом, если иностранный субъект заведомо не согласен с включением в договор тех или иных условий, наличия которых требует Указ № 178 (а в настоящее время - Указ № 7), например, в силу того, что он работает исключительно на основе своих проформ и вносить в них изменения ради сделки с субъектом РБ и дорого, и чревато непредсказуемыми последствиями, то у субъекта РБ не остается иного выбора, как отказаться от совершения сделки, если, конечно, он не готов осознанно нарушить требования белорусского законодательства в этой части, учитывая, что ни в Указе № 178 (Указе № 7), ни в иных актах законодательства конкретных мер за невключение в договор каких-либо условий, определенных Указом № 178 (Указом № 7), не предусмотрено.

Тем не менее в случае несоблюдения положений Указа № 178 (Указа № 7) возможны проблемы с регистрацией паспорта сделки, так как банки в силу Указа № 178 обязаны будут проверять соответствие внешнеторгового договора предъявляемым требованиям при регистрации паспортов сделки. При этом может последовать отказ в регистрации паспорта, что влечет невозможность исполнения внешнеторгового договора, поскольку за его исполнение без паспорта сделки предусмотрена административная ответственность - штраф в размере до 100 % цены договора.

Кроме того, в подобной ситуации возможно и признание внешнеторгового договора (как разновидности внешнеэкономической сделки) недействительным по основанию, указанному в ст. 169 ГК РБ: "сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения". Согласно п. 2 ст. 168 ГК РБ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в т.ч. тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах. (Таким образом, даже в случае признания внешнеэкономической сделки недействительной (после ее исполнения) стороны могут соблюсти свои интересы при условии, что все полученное по сделке было потреблено либо реализовано.)

В связи с предъявлением единых требований к содержанию различных по своей природе договоров при практическом применении положений Указа № 178 (Указа № 7) возможны определенные сложности, так как в основу требований Указа № 178 (Указа № 7) к содержанию внешнеторгового договора положены характеристики прежде всего договора купли-продажи. Так, в Указе № 178 определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь обязаны предусмотреть во внешнеторговом договоре наличие:

1) даты договора (при этом надо учитывать, что если внешнеторговый договор заключается не между присутствующими, а между "отсутствующими" сторонами (находящимися в разных странах) путем обмена письмами, телексами и т.д., то в соответствии со ст. 403 ГК РБ договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, акцепта);

2) места заключения договора (согласно ст. 414 ГК РБ, если в договоре не указано место его заключения, договор считается заключенным в месте нахождения лица, направившего оферту (предложение));

3) предмета договора (различается в зависимости от вида договора: например, применительно к договору купли-продажи предметом договора будут являться отношения сторон по поводу продажи товара);

4) количества товара, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг. Данное требование Указа № 178 сложно реализовать применительно к иным по сравнению с договором купли-продажи договорам, так как, например, в договорах возмездного оказания услуг "количество" может отсутствовать;

5) условий поставки товара. Указанное в предыдущем абзаце относится и к настоящему условию. Данное условие не может включаться в договоры, объектом которых не является товар, однако при правоприменении Указа № 7 оно должно было отражаться не только в договорах международной купли-продажи либо мены товаров, но и в договорах комиссии, поручения, хранения товаров, хотя для сторон таких сделок вещь - предмет материального мира - как объект договора не рассматривается в качестве товара. Это объяснялось тем, что в белорусское право для целей таможенной статистики из Международных правил толкования международных торговых терминов (Инкотермс-2000), разработанных Международной торговой палатой (г. Париж), "перенесены" торговые термины и любое перемещение вещей в экономическом обороте должно отражаться с их использованием (например, FOB, СРТ, DAF и т.д.) несмотря на то, что данные торговые термины предназначены для описания исключительно условий договора купли-продажи (поставки) и никак не могут описывать правовое положение комитента и комиссионера. Однако контролирующие органы РБ при применении Указа № 7 подходили к данному вопросу буквально и требовали отражения во внешнеторговом договоре всех обязательных условий, установленных законодательством. Правда, все-таки с момента подписания Указа № 178 появилась надежда на то, что условия поставки будут относиться лишь к поставке товаров (т.е. к купле-продаже) и не будут иметь никакого отношения к договорам, связанным с выполнением работ или оказанием услуг, даже если в рамках таких договоров передаются вещи, так как Указ № 178 в отличие от Указа № 7 четко разграничивает, где речь идет о товаре, а где о работе или об услуге;

6) цены или стоимости товара, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг. Наличие данного условия в качестве обязательного объясняется тем, что в понятии внешнеторгового договора, приведенном в Указе № 178, предусматривается, что в качестве такового может выступать лишь возмездный договор, а следовательно, у любого внешнеторгового договора обязательно должна быть цена (в отношении договора мены и меноподобного договора речь идет о стоимости);

7) условия расчетов (речь идет о предоплате или о последующей оплате путем банковского перевода, либо аккредитива, либо документарного инкассо);

8) названий, юридических адресов и банковских реквизитов сторон. При этом для того, чтобы не возникали проблемы с идентификацией сторон договора (речь прежде всего идет о нерезиденте), желательно именовать стороны в договоре на языке государства сторон договора, "не транскрибируя" иностранные буквы на русский (белорусский) язык.

Таковы обязательные условия, которые должны быть отражены в любом внешнеторговом договоре в силу Указа № 178.

Наряду с Указом № 178 требования к содержанию внешнеторгового договора применительно к договорам международной купли-продажи содержатся также в Указе Президента РБ от 07.03.2000 № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" (с изменениями и дополнениями). Согласно данному документу международный договор купли-продажи должен также содержать указание на цель (цели) приобретения товара, а кроме того, в качестве приложения содержать копию лицензии (если она необходима) и копии грузовых таможенных деклараций (статистических деклараций).

Рассматривая обязательные условия внешнеторгового договора, предусмотренные Указом № 178, следует отметить, что их количество по сравнению с Указом № 7 несколько сокращено. Так, в Указе № 7 наряду с восемью вышеперечисленными условиями содержится также требование по отражению во внешнеторговом договоре следующих условий:

- качества товара;

- сроков поставки товара;

- валюты платежа;

- порядка разрешения споров;

- ответственности сторон.

Анализируя обязательные условия внешнеторгового договора, установленные Указом № 178, можно сделать вывод, что субъекты РБ не вправе по своему усмотрению (исходя лишь исключительно из собственной воли, согласованной с волей иной стороны сделки) определять перечень условий внешнеторгового договора.

Кроме того, условия любого внешнеторгового договора субъекта Республики Беларусь не должны расходиться и с иными положениями "публичного права" РБ, т.е. условия договора не могут противоречить налоговому, таможенному, валютному, антимонопольному законодательству, а также законодательству, регламентирующему порядок осуществления внешнеэкономической деятельности субъектов Республики Беларусь, и т.д.

Информация о работе Структура и содержание внешнеторгового контракта купли-продажи товаров