Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:42, курсовая работа
В настоящее время особенно актуальным становится изучение вопросов формирования, функционирования и воспроизводства капитала, т.к. возможности становления предпринимательской деятельности и ее дальнейшего развития могут быть реализованы лишь только в том случае, если собственник разумно управляет капиталом, вложенным в предприятие. В этом заключается актуальность данной темы.
Целью курсовой работы является рассмотреть сущность, структуру и формы капитала, а также проанализировать современную структуру капитала предприятий XXI века и роль государства в формировании и увеличении капитала.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы капитала
1.1 Трактовка капитала в классической политической экономии
1.2 Сущность и формы капитала в современной экономической науке
Глава 2. Характеристика структуры и основных форм капитала
2.1 Основной и оборотный капитал, постоянный и переменный капитал: их общее и различие
2.2 Управление капиталом и оптимизация его структуры
2.3 Капитал корпораций и анализ его размеров и структуры
Глава 3. Роль государства в формировании и увеличении капитала
Заключение
Список литературы
Одной из форм, которая наиболее активно обсуждается в социальных науках, является социальный капитал. Он связан с установлением и поддержанием связей с другими хозяйственными агентами. Социальный капитал – это совокупность отношений, порождающих действия. Эти отношения связаны с ожиданиями того, что другие агенты будут выполнять свои обязательства без применения санкций. Эта одновременная концентрация ожиданий и обязательств выражается обобщающим понятием доверия. В отличие от культурного и человеческого капитала, социальный капитал не является атрибутом отдельного человека. Его объективированную структурную основу формируют сети социальных связей, которые используются для транслирования информации, экономии ресурсов, взаимного обучения правилам поведения, формирования репутаций. На основе социальных сетей, которые часто имеют тенденцию к относительной замкнутости, складывается институциональная основа социального капитала – принадлежность к определенному социальному кругу, или членство в группе. При этом последнее может подкрепляться и формальными статусами – например, члена ассоциации или клуба. В своей вещной форме социальный капитал может воплощаться в таких «простых» вещах, как списки адресов и телефонов «нужных людей». Передача адресной или телефонной книжки способна помочь новичку или аутсайдеру понять состав и конфигурацию какой-то социальной сети, но мало поможет вхождению в эту сеть. Передача социального капитала также невозможна непосредственно через транслирование знания, рассказы о сетях. Здесь необходимы знакомства и рекомендации инсайдеров, принадлежащих к данному кругу. В этом смысле социальный капитал не отчуждаем от людей, которые им обладают. Причем речь идет не об отдельном носителе знакомств, а о неком сообществе, переплетенном устойчивыми связями. И измеряться социальный капитал может только через степень включенности в те или иные сети, а также через характеристики самих этих сетей – их размер и плотность, силу и интенсивность сетевых связей. В отличие от горизонтального построения социальных сетей, административный капитал мобилизует, скорее, вертикальные связи. В инкорпорированном состоянии он связан со способностью одних хозяйственных агентов регулировать доступ к ресурсам и видам деятельности других агентов, используя особые позиции власти и авторитета. В объективированном состоянии данный вид капитала воплощается в организационных иерархических структурах. Речь идет об организациях корпоративного типа, в которых четко закрепляются формальные позиции начальников и подчиненных, имеющих или не имеющих право на принятие определенных решений. А в институциональном состоянии он проявляется в структуре должностных позиций, каждой из которых вменен определенный круг прав и обязанностей. Ярким образцом формальной институциональной фиксации структуры административного капитала служили, например, партийно-номенклатурные списки советского времени. Данный тип капитала связан с корпоративной стратификационной системой, где дифференциация между группами строится по их формальным позициям в организационных иерархиях. Эти позиции предоставляют различные возможности мобилизации и распределения ресурсов, а также регулирования доступа к ресурсам других агентов. Носителем административного капитала является, таким образом, не отдельный человек, этот вид капитала, скорее, привязан к месту в корпорации и потому сравнительно легко отчуждается от человека.
А передается данный ресурс вместе с должностной позицией путем назначения кандидата вышестоящими лицами. Административный капитал в сильной степени переплетен с политическим капиталом. Политический капитал означает инкорпорированную способность к мобилизации коллективных действий и участию в этих действиях. Он также предполагает способность человека репрезентировать интересы других агентов (индивидов и групп), которые делегируют ему права на представительство своих интересов. Наличие политического капитала означает узурпирование права говорить и действовать от имени других агентов (в том числе прикрываться их именем для воплощения собственных стратегий). В объективированном состоянии политический капитал представлен партиями и общественными движениями, готовыми к совершению коллективных действий. Его институциональной формой являются признанные лидерские структуры. Их авторитет, разумеется, может подкрепляться ресурсами административного капитала в виде должностей в формальной иерархии (и стремиться к такому подкреплению). Однако, в отличие от административного капитала, политический капитал инкорпорирован скорее в самих агентах, нежели в организационных структурах, в меньшей степени формализован и, следовательно, его отчуждение от одного человека в пользу другого объективно затруднено. Он передается (формируется) путем выдвижения (в том числе, самовыдвижения) вождей, делегатов, депутатов, других лидеров и сохраняется по мере их активности. Этот тип капитала связан, соответственно, с политической стратификационной системой. Трудно переоценить значение символического капитала, который обозначает способность человека к производству мнений. В инкорпорированном состоянии он означает наличие легитимной компетенции– признаваемого права интерпретировать смысл происходящего; говорить, «что есть на самом деле» (например, какова «истинная ценность» того или иного капитала). Это также способность навязывать определенное понимание другим агентам. Важнейшую роль в его функционировании играет манипулирование разными способами оценок имеющихся и потенциальных ресурсов (символическое насилие). В этом отношении все прочие виды капитала зависят от символического капитала. В каких вещных формах объективируется данный вид капитала? В разного рода программных, стратегических документах и идеологически нагруженных текстах, разъясняющих, как, например, проводить реформы и «какой дорогой идти к храму». В институционализированном состоянии символический капитал воплощается в структуре авторитетов, которые обладают правами номинации (поименования). Обладатели таких прав, получившие признание от каких-то сообществ, считаются экспертами, учителями, гуру. Добавим, что их права могут подкрепляться официальной номинацией, например, образовательными дипломами, т.е. институционализированными ресурсами человеческого капитала. Соответствующая данному типу капитала стратификационная система названа культурно-символической. В ней дифференциация возникает из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей ее интерпретации, способностей производить истину, быть носителем сакрального знания (мистического или научного). Передается данный вид капитала путем объяснения смыслов и техник их производства.
капитал корпорация экономический
Глава 2. Характеристика структуры и основных форм капитала
2.1 Основной и
оборотный капитал, постоянный
и переменный капитал: их
Структура капитала
представляет собой соотношение
собственных и заемных
Основной капитал – это та часть производительного капитала, которая в течение длительного срока полностью участвует в производстве, но переносит свою стоимость на готовые изделия постепенно и возвращается к собственнику в денежной форме по частям. К нему относятся средства труда – заводские здания, машины, оборудование и т.п. Они покупаются сразу, а свою стоимость переносят на созданный продукт по мере износа.
В отличие от основного,
оборотный капитал – это та
часть производительного
Структура источников образования активов (средств) представлена основными составляющими: собственным капиталом и заемными (привлеченными) средствами.
Таблица 1
Основной и оборотный капитал[1]
Основной
капитал
Оборотный
капитал
Долго сохраняет свою натуральную форму (полезность) Натуральная форма преобразуется в иную полезность Участвует во многих кругооборотах Участвует в одном кругообороте Переносит свою стоимость на готовые продукты постепенно, по частям Переносит свою стоимость на готовые продукты сразу и полностью
Собственный капитал организации как юридического лица в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации. Это так называемые чистые активы организации. Они определяются как разность между стоимостью имущества (активным капиталом) и заемным капиталом. Конечно, собственный капитал имеет сложное строение. Его состав зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта.
Собственный капитал состоит из уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и целевых (специальных) фондов (рис.1). Коммерческие организации, функционирующие на принципах рыночной экономики, как правило, владеют коллективной или корпоративной собственностью. Собственниками выступают юридические и физические лица, коллектив вкладчиков-пайщиков или корпорация акционеров. Уставный капитал, сложившийся как часть акционерного капитала, наиболее полно отражает все аспекты организационно-правовых основ формирования уставного капитала.
Рис. 1. Формы функционирования собственного капитала предприятия
Все источники формирования собственного капитала можно разделить на внутренние и внешние (рис.2).
Собственный капитал характеризуется следующими основными положительными особенностями:
1. Простотой привлечения,
так как решения, связанные
с увеличением собственного
2. Более высокой
способностью генерирования
3. Обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства.
Рис. 2. Источники формирования собственного капитала[2]
Заемный капитал представляет собой часть стоимости имущества организации, приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику, банку, другому заимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества. В составе заемного капитала различают краткосрочные и долгосрочные заемные средства, кредиторскую задолженность (привлечённый капитал). Структура заёмного капитала раскрыта на рис.3.
Долгосрочные заемные средства - это кредиты и займы, полученные организацией на период более года, срок погашения которых наступает не ранее чем через год. К ним относятся задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п. Кредиты и займы, привлекаемые на долгосрочной основе, направляются на финансирование приобретения имущества длительного использования.
Рис. 3. Структура заемного капитала[3]
Краткосрочные заемные средства - обязательства, срок погашения которых не превышает года. Среди этих средств следует выделить текущую кредиторскую задолженность, которая возникает в результате коммерческих и других текущих расчетных операций. К ней относятся: задолженность персоналу по оплате труда; задолженность бюджету и внебюджетным фондам по обязательным платежам; авансы полученные; предварительная оплата заказов и продукции; задолженность поставщикам и другие виды задолженности. Краткосрочные кредиты и займы и кредиторская задолженность являются источниками формирования оборотных активов.
Привлечение заёмных средств – довольно распространённая практика.
Прибавочную стоимость создает рабочий, затрачивая на производство товаров больше труда, чем стоит его рабочая сила. Но для того, чтобы иметь возможность затратить этот труд, нужно располагать сырьем, топливом, орудиями и т. д., т. е. всевозможными средствами производства.
Затраты капиталистов на производство состоят поэтому из двух частей: 1) затрат на оплату рабочих и 2) затрат на покупку средств производства. Когда производство закончено и готовые товары проданы на рынке, то в руках капиталистов оказывается, кроме возмещения всех этих затрат, еще и некоторая прибавочная стоимость. С точки зрения капиталиста, не вникающего особенно глубоко в сущность того общественного строя, в котором он живет, дело обстоит весьма просто. Он издержал на производство, например, 1.000.000 руб., включая сюда все необходимые затраты. Этот миллион рублей и составляет его капитал. В результате производства и сбыта товаров, у него оказалось, кроме этого капитала, еще 200.000 руб. прибавочной стоимости. Он не задается вопросом о том, каков скрытый источник этой прибавочной стоимости. Обладание миллионом рублей в конечном итоге дало ему 200.000 руб. дохода. Капитал как бы сам по себе породил доход.
Однако, известно из предыдущего, что такой взгляд на вещи является совершенно неправильным и что действительным источником прибавочной стоимости является прибавочный труд наемных рабочих. Но в таком случае мы не в праве уже рассматривать капитал как какое-то единое целое, все части которого играют совершенно одинаковую роль при создании прибавочной стоимости. Та часть капитала, которая затрачивается на покупку средств производства, имеет большое значение для производства продуктов, которые не могут ведь быть сделаны голыми руками без сырья и орудий. Однако она не играет никакой роли для образования прибавочной стоимости, заключенной в этих продуктах. Если, например, из миллиона рублей капитала, израсходованного на производство, 800.000 руб. представляют собою затраты на средства производства, то эти 800.000 руб. просто переносятся на готовые продукты, но ни на копейку не увеличивают стоимости этих продуктов. Созданию же прибавочной стоимости служит другая часть капитала, а именно та, которая затрачивается на покупку рабочей силы, так как ведь только рабочие создают стоимости, превышающие стоимость их собственной рабочей силы. Если, напр., из миллиона рублей капитала 200.000 руб. затрачивается на наем рабочих, которые создают стоимость, равную 400.000 руб., то прибавочная стоимость в 200.000 руб. представляет собою, по существу говоря, результат затраты 200.000 руб. капитала, хотя для того, чтобы сделать этот результат возможным, потребовалось затратить еще 800.000 руб. на средства производства.