Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:42, курсовая работа
В настоящее время особенно актуальным становится изучение вопросов формирования, функционирования и воспроизводства капитала, т.к. возможности становления предпринимательской деятельности и ее дальнейшего развития могут быть реализованы лишь только в том случае, если собственник разумно управляет капиталом, вложенным в предприятие. В этом заключается актуальность данной темы.
Целью курсовой работы является рассмотреть сущность, структуру и формы капитала, а также проанализировать современную структуру капитала предприятий XXI века и роль государства в формировании и увеличении капитала.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы капитала
1.1 Трактовка капитала в классической политической экономии
1.2 Сущность и формы капитала в современной экономической науке
Глава 2. Характеристика структуры и основных форм капитала
2.1 Основной и оборотный капитал, постоянный и переменный капитал: их общее и различие
2.2 Управление капиталом и оптимизация его структуры
2.3 Капитал корпораций и анализ его размеров и структуры
Глава 3. Роль государства в формировании и увеличении капитала
Заключение
Список литературы
Финансовые
показатели традиционных компаний оказываются
намного ниже показателей компаний,
которые успешно применили
Брэнд-компании с малым капиталом, работающие в тесной кооперации с сетью внешних структур, - новое явление в бизнесе, которое Г. Мине и Д. Шнайдер называют «сообществом добавленной стоимости».
Тенденции уже отчетливо просматриваются. Так, в последнее десятилетие для многих организаций независимо от их величины привычным стал поиск ответа на вопрос: «Что выгоднее приобрести имущество в собственность или взять его на условиях лизинга или аренды?» Сравнение альтернатив «приобрести» или «арендовать» стало общепринятым. Значительная доля физического капитала, который всегда был у корпораций, теперь используется ими на условиях лизинга. В высокотехнологичных и сетевых компаниях большая часть техники арендована. Компания «Microsoft» самая капитализированная компания в мире, имеет основные средства стоимостью всего несколько миллионов долларов.
Анализ структуры капитала крупнейших компаний позволяет выявить тенденцию к появлению брэнд-капитала как часть разницы между рыночной капитализацией и величиной активов.
В сознании высших менеджеров компаний, в сознании законодателей и политиков-экономистов продолжает господствовать материалистический подход к пониманию капитала как суммы материальных активов.
Практически отсутствует осознание роли и оценка реального человеческого капитала. Рынок финансового капитала в полном расстройстве и абсолютное большинство ценных бумаг предприятий не учитывается. Кризисное глубинное состояние деловых отношений большинства предприятий приводит к отрицательным значениям брэнд-капитала.
Таким образом получается, что самым стабильным и хорошо прогнозируемым источником становятся доходы от сдачи имущества в аренду. Но в подавляющем большинстве случаев это идет на вред основному производству. В погоне за «легкими» деньгами и из корыстных побуждений, в качестве арендных площадей используют производственные площади с уникальным оборудованием, которое демонтируется, и практически после этого никогда не используется.
Приведение величины уставного капитала к реально необходимому уровню может помочь создаваемому предприятию начать свою уставную деятельность и повысить доверие третьих лиц к предприятию, и как следствие, к возможности привлечения необходимых ресурсов по более низким ценам.
Глава 3. Роль государства в формировании и увеличении капитала
Капитализм новейшего времени, названный мещанским способом производства, переживает не лучшие времена. Скорее можно говорить о его последних временах.
Прежде всего это – государство, труд, капитал. Анализ их взаимодействия и взаимовлияния, их черт, свойственных им к концу ХХ – началу ХХI века, приводят к новым выводам и обобщениям.
Современное государство мещан и обывателей обязано своей головокружительной карьерой растущему капиталу.
Тот факт, что система товарного производства нуждается в вышестоящей инстанции, гарантирующей соблюдение рамок конкуренции, общие правовые основы защиты собственности и предпосылки создания стоимости определил потребность в современном государственном аппарате.
Государство – продукт непримиримости классовых противоположностей. У него есть репрессивный аппарат на случай, если эксплуатируемый капиталом человеческий материал окажется однажды слишком строптивым для мещанского способа воспроизводства.
В зрелой форме массовой демократии мещан государство вынуждено было в ХХ веке взять на себя и решение растущих социально-экономические задач.
Государство как собственник должно мыслить долгосрочными категориями и своими действиями способствовать реализации интересов общества в целом. Для него стоимость бизнеса в отличие от частного инвестора должна в первую очередь определяться структурой и состоянием активов компании, а также динамикой этих показателей. Поэтому, ввиду необходимости реформирования и модернизации экономики России, наиболее целесообразной представляется политика вмешательства государства в экономику и ее регулирования на основе его участия в капитале.
Участие в капитале необходимо, поскольку позволяет получить доступ к управленческой отчетности, быть в курсе положения дел в компании, повысить гибкость и скорость принятия управленческих решений и осуществлять не только последующий, но и предварительный контроль. Государство как собственник должно играть во внедрении предлагаемого подхода активнейшую роль, поскольку именно оно в свете масштабности проблемы должно явиться инициатором его внедрения в практику и его активным сторонником, поскольку управление с позиций предлагаемого подхода позволяет повысить эффективность функционирования государственной долевой собственности и способствует достижению целей государства. Особенно это важно ввиду необходимости модернизации, повышения конкурентоспособности ее экономики, перехода ее на путь инновационного развития, проведения эффективной антициклической политики.
При этом необходимо четкое и ясное определение целей участия государства в капитале отдельной компании, что необходимо для оптимизации масштабов государственной долевой собственности в экономике и четкого понимания ее роли в ней. В связи с этим возникает вопрос об определении критериев, характеризующих достижение целей участия государства в капитале компании и необходимые темпы развития компании, а также их нормативных значений. Именно на основе указанных критериев и их нормативных значений возможно принятие управленческих решений, направленных на обеспечение прироста стоимости бизнеса с учетом целей государства. Критериями в данном случае являются различные финансовые и экономические показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность компании: рентабельность, фондоотдача, доля прибыли компании, направляемая на инвестиции, норма инвестирования в основной капитал компании и прочие.
Исходя из цели или целей участия государства в капитале компании, выбирается ключевой показатель или несколько показателей, на основе которых будут приниматься управленческие решения и делаться вывод об эффективности либо неэффективности функционирования долевой собственности государства в данной организации, о достижении целей участия государства в ней.
Устанавливается величина норматива выбранного показателя или показателей, являющихся критериями достижения целей участия государства в капитале. Величина норматива устанавливается с использованием какого-либо подхода, либо с использованием обоих подходов и последующим взвешиванием результатов. Величина норматива в случае ее соблюдения должна, как было упомянуто, обеспечивать достижение цели участия государства в капитале, выраженной в качественном или количественном показателе.
Важнейшая составная часть государственного имущества - остающиеся в собственности государства пакеты акций в акционерных обществах (АО): специально закрепленные, исходя из требований Государственных программ приватизации, и остаточные, т. е. те, которые по разным причинам не были реализованы за ваучеры или реальные деньги. К ним примыкают и компании, в уставной капитал которых включалась «золотая акция», дававшая государству определенные возможности влиять на деятельность АО.
Например, всего, по данным РФ за 1993-1999 гг., в ходе приватизации в России появилось более 4800 акционерных обществ с той или иной формой участия государства в капитале. Большой интерес представляет распределение предприятий с закрепленными в государственной собственности пакетами акций и «золотой акцией» в регионально-отраслевом разрезе.