Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:14, курсовая работа
В Казахстане развита система рыночных отношений и банк становится если не главной, то одной из важнейших структур. Если раньше банковское дело в Казахстане находилось на довольно низком уровне, как развития, так и по уделяемому вниманию в учебных заведениях, то сейчас это одна из наук, развивающихся наиболее быстрыми темпами.
Понятие «система» широко используется современной наукой. Термином «система» охотно оперируют не только ученые, философы, но и деятели культуры и искусства, организаторы производства и работы банков.
Введение
1. Сущность, структура, функции кредитной системы Республики Казахстан
1.1 Сущность кредитной системы Республики Казахстан
1.2 Функции и структура кредитной системы Республики Казахстан
1.3 Формирование и развитие кредитной системы в Республике Казахстан
2. Роль банков в стабилизации экономики
2.1 Банковская система, её функции, особенности и анализ
2.2 Банки, их операции, организационная структура банков
2.3 Роль и место банков РК в современных условиях
Заключение
Список используемой литературы
Теория менеджмента
рекомендует четко
Органы управления
банком.
Главным органом
управления банком является общее собрание
акционеров. Оно принимает важнейшие
решения – утверждает устав, выбирает
совет директоров, утверждает балансы
и отчеты, направление и цели политики
банка и т.д. В тоже время собрание
акционеров, как правило, недостаточно
осведомлено о текущих делах банка и во
многих случаях просто штампует решения,
предлагаемые советом директоров. В связи
с политикой выпуска мелких акций в крупных
банках на ежегодных собраниях акционеров
не присутствует основная масса мелких
владельцев акций, которые переуступают
право голоса выборным лицам.
Основные вопросы
деятельности банка решает совет
директоров. Он является представительным
органом владельцев банка, его акционеров
и должен отстаивать их интересы. Первейшей
обязанностью совета директоров является
обеспечение необходимого уровня прибыли
на вложенный капитал. Вместе с тем совет
должен заботиться, естественно, и о защите
других заинтересованных сторон - клиентов
банка, местной общины и т.д.
Совет директоров
формирует высшие управленческие органы,
которые ведут практическую деятельность
согласно рекомендациям и указаниям совета.
Основные функции совета сводятся к следующему.
-Определение
стратегических целей и
-Подбор людей на
руководящие посты.
-Создание комитетов.
В крупном банке,
как правило, имеется четыре комитета:
административный (текущие вопросы),
учетно-ссудный (заключения о выдаче
кредита), комитет по доверительной
деятельности (инвестирование средств),
ревизионный (проверка финансового состояния
отделов банка).
Контроль за
ссудными и инвестиционными операциями.
Директора занимают
ключевые позиции в органах управления
банка. Они несут ответственность
за свои неправомерные действия или
злоупотребления. Против директора может
быть возбуждено уголовное дело за предоставление
ложных отчетов, кражу и растрату денег,
дачу неверных сведений государственным
органам, необоснованную выдачу ссуд должностным
лицам (например, ревизорам) и т.д. Директора
могут нести ответственность также за
убытки, которые образовались из-за их
неверных рекомендаций или халатности.
Строго наказывается нарушение федеральных
и штатных законов о банках (например,
выдача ссуды одному заемщику в большем
размере, чем это предусмотрено законодательством).
Для руководства
и осуществления практических операций
совет директоров формирует структуры
банка. По степени самостоятельности
и объему полномочий управленческий
состав имеет три уровня:
-высшие менеджеры;
-администраторы;
-лица, наделенные
надзорными и ревизионными функциями.
Высшие менеджеры
обладают наибольшей степенью самостоятельности
при принятии решений, и сфера
их полномочий распространяется на все
стороны деятельности банка. Главное
в их работе - координация деятельности
отдельных служб, определение конкретных
программ, консультации, оценка результатов
работы отделов и т.д.
К категории
администраторов относятся
Персонал третьего
уровня - надзиратели - это наиболее
квалифицированные оперативные
работники, которым поручается руководство
узкоспециализированной группой или участком
и которые оказывают помощь рядовым работникам,
разрешают спорные и сложные вопросы,
дают консультации по конкретным случаям,
занимаются обучением персонала.
К числу высших
должностных лиц банка, управляющих
его повседневной деятельностью, относятся:
-председатель
совета директоров;
-президент;
-казначей;
-контролер;
-ревизор.
Председатель
совета директоров обычно не занимается
оперативной работой. Он созывает и
ведет совет директоров, участвует
в выработке стратегических решений,
представляет банк на различных форумах
и т.д. В некоторых банках он совмещает
пост с постом президента.
Президент - это
управляющий всей деловой жизнью
банка. Как правило, он определяет характер
повседневной деятельности банка. Реальная
роль президента зависит от многих обстоятельств.
Иногда он может сосредоточить главные
усилия на налаживании связей банков с
властями, общественными организациями
и другими финансовыми учреждениями. Но
чаще он участвует в выработке оперативных
решений, дает указания о выдаче крупных
кредитов, оценивает перспективных клиентов
и т.п.
Как правило, в
крупных банках имеется также
большое число вице-
Очень важен в банке
пост казначея. Он отвечает за непосредственное
осуществление всех оперативных функций,
являясь связующим звеном между главными
отделами банка. По его указанию и с его
разрешения производится учет и продажа
векселей, акцептование тратт, индоссирование
различных документов. Он дает разрешение
на выдачу ссуд, прием депозитов, выдачу
сберегательных книжек, осуществляет
покупку ценных бумаг для банка, контролирует
кассовые операции, несет ответственность
за правильность банковской документации
и отчетности.
Казначей является
обязательным членом совета директоров
и его постоянным секретарем. Основные
различия между функциями президента
банка и казначея заключается
в том, что президент осуществляет
общий контроль и надзор, а казначей
практически руководит
Еще два важных
должностных лица – контролер
и ревизор банка. Контролер возглавляет
бухгалтерскую работу и отдел
статистики. Кроме того, он занимается
проблемами введения новых методов
работы, автоматизацией и т.п.
Ревизор осуществляет
комплексную и выборочную проверку
работы банка, его отдельных подразделений.
Его главная функция состоит
в том, чтобы установить, нет ли
злоупотреблений и растрат, выполняются
ли все требования закона и устава
банка в отношении операций и отчетности.
О результатах проверок он докладывает
совету директоров.
2.3 РОЛЬ И МЕСТО
БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
На сегодняшний
день банковская система Республики
Казахстан объединяет 37 банка второго
уровня, четырнадцать из которых — с участием
иностранного капитала. И практически
все они входят в систему страхования.
Основная составляющая
банковского сектора страны —
«большая тройка», включающая Казкоммерцбанк,
ТуранАлем и Народный. На их долю
приходится 58,8% совокупных активов всей
банковской системы. А жесткая конкуренция
— особенно между первыми двумя — позволяет
избежать монопольного эффекта. Впрочем,
среди крупнейших казахстанских банков
существует своего рода «разделение труда«:
Казкоммерцбанк предпочитает корпоративное
обслуживание, а ТуранАлем и Народный
борются за лидерство в розничном сегменте
и в кредитовании малого и среднего бизнеса.
Однако можно
утверждать, что стратегические направления
«большой тройки» серьёзно влияют на
общую стратегию развития банковского
сектора. Хорошая репутация и финансовая
стабильность позволяют лидерам обеспечить
приток в страну долгосрочного иностранного
капитала, необходимого для развития ипотеки
и других рассчитанных на перспективу
программ кредитования.
Вторая группа
объединяет средние банки, в основном
обслуживающие крупные
В категорию
малых банков входят либо кредитные
организации в стадии развития, либо
те, кто обслуживает крайне ограниченный
круг клиентов и не собирается его
расширять. Среди них есть вполне
устойчивые и прочно занимающие свою рыночную
нишу банки, но есть и те, чье финансовое
положение вызывает опасения. Но и те,
и другие испытывают сейчас существенное
давление: и со стороны регулятора, заинтересованного
в консолидации банковской системы, и
со стороны рынка. Поэтому, не ожидая, пока
«грянет гром», многие мелкие банки уже
сегодня ищут стратегических инвесторов,
способных обеспечить их развитие путем
дополнительных вливаний в капитал.
В Республике —
всего два государственных
Банк развития
Казахстана — типичный банк развития,
ориентированный на финансирование
малоразвитых секторов экономики, не связанных
с недропользованием. Области инвестирования,
определенные БРК как приоритетные —
это сельское хозяйство, развитие промышленности
и так далее. Но поскольку вложения, особенно
долгосрочные, здесь неизбежно сопряжены
с высокими рисками, не приходится удивляться
тому, что доля инвестиционных проектов
в активах банка невысока, а ликвидность
— избыточна.
Жилстройбанк
создан как специализированный и
нацелен на реализацию ипотечной
жилищной программы. За основу была принята
немецкая модель — долгосрочное кредитование
по выгодным процентным ставкам при условии
накопления на сберегательном счете клиента
половины суммы, потребной для покупки,
модернизации или ремонта жилья. Минимальный
срок накопления — три года, максимальный
— не ограничен, а срок кредитования —
от 10 до 15 лет.
Сегодня процентные
ставки по вкладам колеблются в диапазоне
1,5-4,5%, по кредитам — 3,5-6,5% годовых. Пока
банк не выдает займов, поскольку идет
накопление депозитной базы.
Оба государственных
банка имеют мощную поддержку
правительства, но в банковской среде
их не рассматривают как конкурентов.
По большому счету пока они не оправдывают
цели своего создания.
Основу банковского
сектора составляют коммерческие кредитные
организации. Стоит заметить, что
казахстанский финансовый регулятор
постоянно стремится сделать
банковскую систему более прозрачной,
но несмотря на эти усилия реальные собственники
предпочитают пока скрываться за номинальными
держателями и подставными компаниями.
В первую очередь это связано с нежеланием
акционеров афишировать реальные размеры
своих состояний и источники доходов.
Так обстоит дело, скажем, с банками, принадлежащими
членам семьи президента страны.
Кроме того, многие
собственники, видимо, не хотят попасть
под жесткие требования национального
регулятора по консолидированному надзору.
Свою роль играет и запрет государственным
чиновникам владеть собственностью.
О динамике развития
банковского сектора нагляднее
всего говорят цифры: за минувший
год его совокупные активы выросли
на 68%, а сумма совокупных обязательств
— на 68,6%. Совокупный чистый доход увеличился
за год на 131%.
Однако аналитики
отмечают тенденцию «ухудшения качества
кредитного портфеля при агрессивном
росте», объясняя ее ужесточением как
конкуренции, так и регуляторных
требований к классификации активов.
Кроме того, столь серьезный рост
активов заставляет банки наращивать
размер собственного капитала — дабы
соответствовать требованиям регулятора.
Темы роста этого показателя составили
за минувший год 69,3%.
Что касается обязательств,
то их рост обусловлен в первую очередь
приростом клиентских вкладов — в течение
года на 59,6%. Любопытно, что доминируют
в этом процессе вклады юридических лиц,
выросшие на 66,1%, в то время как частные
вклады приросли лишь на 33,2%.
Активное развитие
розничного бизнеса и усиление конкурентной
борьбы вынуждают банки активно расширять
свои филиальные сети — сейчас ими располагают
23 банка, причем общее число филиалов к
началу нынешнего годы достигло 418, а количество
расчётно-кассовых отделов — 1312. Лидируют
здесь Народный Банк Казахстана, ТуранАлем,
Каспийский и Казкоммерцбанк.
На протяжении
последних лет банковский сектор
страны находится в состоянии
избыточной ликвидности. Объясняется
это тем, что банки столь активно
заимствуют средства на мировых рынках
капитала, что не успевают их освоить.
Впрочем, это касается лишь крупных банков,
поскольку более мелкие, не имея доступа
к международным заимствованиям, как правило,
испытывают дефицит долгосрочного фондирования.
Информация о работе Структура кредитной системы Казахстана и роль банков в стабилизации экономики