Структура национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:43, курсовая работа

Описание

Целью исследования курсовой работы является выработка рекомендаций по преобразованию структуры национальной экономической системы.

Для достижения указанной цели потребовалось решить следующие задачи:

-обобщить основные теоретико-методические подходы к исследованию структуры национальной экономики;

-определить сущность и содержание понятия «структура национальной экономики»;

-выявить виды структуры национальной экономики и их особенности;

-проанализировать структуру национальной экономической системы РФ;

-выработать рекомендации по оптимизации структуры национальной экономики.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Сущность и содержание понятия «структура национальной экономической системы»…………………………………………………………5

1.2. Характеристика основных структурных срезов национальной экономики………………………………………………………………………....8

1.3. Структурный анализ национальной экономики…………………………12

ГЛАВА2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

2.1. Объективные основы преобразования структуры национальной экономики в России……………………………………………………………15

2.2. Основные рекомендации преобразования национальной экономики России……………………………………………………………………………21

2.3.Организационно-экономическое обоснование рекомендаций по преобразованию структуры национальной экономической системы………..25

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………29

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….31

Работа состоит из  1 файл

СТРУКТУРА НАЦ.ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.docx

— 61.29 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, производственно-организационная  структура российской экономики  характеризуется значительными  диспропорциями практически по всем формам. В отличие от макроэкономических дисбалансов, достаточно быстро заявляющих о себе возникновением явных проблем (инфляция, снижение золотовалютных резервов, нехваткой инвестиций и др.), данные диспропорции могут воспроизводиться в течении длительного времени, препятствуя экономическому развитию на фоне экономического роста, снижая эффективность функционирования национального хозяйства и его конкурентоспособность.

     Например, через объемы контролируемых финансовых ресурсов, или через оценку влияния  на принятие тех или иных хозяйственных  решений, или через объемы принадлежащей  им собственности.

      Проблема  субъектной структуры национальной экономики затрагивает в первую очередь вопрос о распределении  экономической власти между

субъектами  экономики: государством (государственный  сектор), фирмами (частный сектор) и  домохозяйствами (гражданское общество или третий сектор). Оценка этих соотношений  может производиться по-разному.

      Для России с формальной точки зрения соотношение государственного и  частного сектора экономики достаточно традиционно для рыночной экономики - на долю государственной собственности приходится только 23% стоимости основных фондов. Если же судить по объемам контролируемых государством через бюджетную систему финансовых ресурсов, то роль государства возрастает до 40%, что также не является чрезмерным для развитых стран. Но если оценивать степень влияния государства на принимаемые бизнесом (особенно крупным) решения, то распределение власти в сторону государства становится очевидным. Подобный перекос в распределении экономической власти чреват подрывов рыночных механизмов саморазвития, ростом административных издержек и барьеров, ростом коррупции, что в условиях слабого гражданского общества приобретает неконтролируемый характер.

      Социальная  структура национальной экономики  оценивается в основном через  распределение доходов. Существуют определенные стандарты такого распределения, связанные с параметрами экономической  безопасности. Так, рекомендуемая величина децильного коэффициента (соотношения 10% самых бедных и 10% самых богатых  семей) не должна превышать 6-8 раз. Для  России эти параметры значительно  выше и имеют стойкую тенденцию  к росту.

Таблица 2.3.

Основные  показатели дифференциации доходов  населения[18].

Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Коэффициент дифференциации

доходов (в разах)

13,5 14,0 14,5 15,2 15,2 16,0 16,8 16,8 16,7
 

      Подобное  состояние в распределении доходов  не только препятствует консолидации в обществе, но и приводит к определенным деформациям в отраслевой структуре, в структуре рыночного спроса.

      Особую  важность для трансформируемой экономики  приобретает институциональная  структура, представляющая собой упорядоченный  набор институтов, определяющих ограничения  для деятельности хозяйствующих  субъектов.

      Для институциональной структуры национальной экономики России характерны следующие  особенности:

  1. Институциональная неполнота рыночной экономики;
  2. Наличие многочисленных «институциональных ловушек»-неэффективных, но устойчивых институтов;
  3. Локализация институтов и персонификация институтов (экономика физических лиц - наноэкономика);
  4. Низкий уровень защиты сделок, договоров, контрактов, низкий уровень управляемости внутри государственных структур.

   Данные  особенности определяют необходимость дальнейших институциональных  преобразований  в России, направленных, в первую очередь, на минимизацию институциональных диспропорций.

     Экономическая структура не остается раз и навсегда данной. Она подвержена изменениям, причем чем быстрее происходят эти  изменения, чем эластичнее подгоняется  структура к требованиям времени, тем успешнее развивается экономика.

 

      2.2.Основные рекомендации преобразования национальной экономики России. 

   В августе 2009 года президент РФ, наконец-то, заявил о том, что глубина кризиса  в России и отсутствие прогресса  с инновациями связаны с неэффективной, можно сказать, отсталой, структурой экономики. В его выступлении  содержался призыв к необходимости  управляемых структурных изменений.

         Всесторонняя структурная  перестройка экономики России - отраслевая, региональная, управленческая, технологическая, организационная, социальная - является необходимым условием преодоления кризиса и выхода на траекторию роста.

   Эффективной признается такая структура экономики, которая способна обеспечить устойчивый и эффективный экономический  рост, выход национальной экономики  на передовые рубежи научно-технического прогресса и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.

   Для России нужна специфическая модель структурной политики с тем, чтобы использовать все ресурсные преимущества для развития наукоёмких секторов хозяйства и человеческого капитала, замещения изношенного физического капитала, повышения эффективности перерабатывающих отраслей и развития инфраструктурных секторов хозяйства (транспорта, связи, коммуникаций, финансов, услуг).

   Природно-ресурсный  потенциал России позволяет производить  все виды изделий машиностроения и осваивать все известные  технологии. Более того, он позволяет  обеспечивать страну в полном объёме необходимым продовольствием. При  этом Россия является, чуть ли не ведущим  импортёром продовольствия. Критерий продовольственной безопасности страны требует, чтобы 80% всего продовольствия производилось внутри страны и только 20% импортировалось. Однако, для современной  России этот критерий таков, что 58% импортируется  и только 42% производится внутри страны. Ресурсная база агропромышленного комплекса при достаточном ресурсном его потенциале тем  не менее сокращалась неуклонно, а именно: сокращались посевные площади, поголовье скота,  снижалась урожайность сельхозкультур и продуктивность животноводства, производительность и эффективность сельскохозяйственного производства и обеспеченность современными агротехнологиями. Всё это создаёт структурно-технологические проблемы, требующие неукоснительного решения. Отсюда вытекает постановка структурных задач – необходимость мероприятий структурной политики.

         Под структурной  политикой обычно понимают правительственные  долгосрочно ориентированные мероприятия, воздействия государства, направленные на формирование и возникновение эффективных межсекторных и внутрисекторных пропорций национальной экономической системы. Целью таких воздействий становится обеспечение устойчивости развития экономики, пропорциональности в развитии различных экономических структур, исключение перекосов в их развитии и режима неоправданного доминирования одних структур над другими при обеспечении довольно высоких социальных стандартов жизни и потребления. Долгосрочным ориентиром такой политики является обеспечение конкурентоспособности национальной экономики за счёт опережающего научно-технологического прогресса и инновационной составляющей экономической системы.

      Стратегические  мероприятия экономической политики, на мой взгляд, должны исходить не из необходимости всё большего вовлечения России в мировую экономику, как  утверждают отдельные российские министры, что, дескать, позволило бы развивать  трансакционные сектора – услуги, финансы и т.д., выступающие символом развитости, а из потребности и общественных целей формирования конкурентоспособной структуры национального хозяйства. В противном случае, политика открытости означает политику открытых дверей для иностранного более эффективного капитала без возможностей наращивания капитала собственного. Это означит фиксацию сырьевой структуры экономики России и отказ от развития её будущей конкурентоспособности. Трансакционные сектора могу увеличить свою долю и быть эффективными только исключительно при высокопроизводительных и высокотехнологичных производственных системах. Именно их они, в конечном счёте, и обслуживают. При разрушении или отсутствии таковых экономика данной страны становится зависимой от иностранного капитала и передовых технологий.

     Чтобы выправить «структурный перекос», образовавшийся в российском хозяйстве,  необходимо:

  1. планирование и проведение структурной политики с тем, чтобы повышать рентабельность реального производства продукции конечного спроса;
  2. проведение частичной национализации базовых отраслей в промышленности и национальном хозяйстве;
  3. использовать бюджетный механизм для наращивания государственных инвестиций в инфраструктуру, фундаментальную науку и развитие базовых технологий, подчинив эти составляющие необходимости создания высокоэффективных вертикально интегрированных структур при обеспечении такого уровня диверсификации экономики, который бы создавал и поддерживал необходимую конкуренцию;
  4. необходимо проектирование масштаба и форм конкуренции как равнозначной задачи структурной политики;
  5. преобразование системы отношений собственности, посредством их регулирования со стороны государственных органов власти любого уровня, начиная с федерального;
  6. преодоление негативных тенденций, связанных с теневой экономикой, на основе целостной и обоснованной системы правовых, экономических и организационных мер в ходе переустройства национальной экономики;
  7. поддержание сложившихся пропорций между производственными и непроизводственными основными фондами и равномерное наращивание объемов основных фондов в отраслях, производящих товары и оказывающих услуги для населения, что будет способствовать удовлетворению разнообразных потребностей людей и росту их благосостояния;
  8. приостановление процесса деиндустриализации промышленности и переориентация ее структуры на ресурсосберегающие технологии;
  9. развитие отраслей, продукция которых пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках;
  10. создание условий для развития перспективных наукоемких производств;
  11. свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий;
  12. Развитие отраслей, которые определяют НТП;
  13. Создание производств по переработке сырьевых ресурсов.

  Совершенствование структуры национальной экономики, в конечном счете, будет способствовать обеспечению эффективного производства, стабильному экономическому росту страны и увеличению благосостояния людей. 
 
 
 
 

 

2.3. Организационно-экономическое обоснование рекомендаций. 

     Ранее автором были даны рекомендации по совершенствованию структуры национальной экономики. Целесообразным будет обосновать их.

      Необходимо  планирование и проведение структурной политики с тем, чтобы повышать рентабельность реального производства продукции конечного спроса. Во-первых, увеличение прибыли перекликается с главной задачей любого предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики – создание востребованного товара с высоким качеством и потребительским свойством при минимальных трудовых и ресурсных затратах. Увеличение прибыли и рентабельности будет одной из промежуточных целей на пути реализации этой задачи.

     Во-вторых, в капиталистическом обществе прибыль  является главной причиной, стимулирующей  создание новых предприятий и  развитие уже запущенных. Возможность  повышения прибыли является побудительным  мотивом для поиска эффективного использования ресурсов, применения последних технических нововведений, которые могут повысить рентабельность производства, запуск новых товаров, удовлетворяющих растущий спрос. Таким  образом, предприятия, стремящиеся  к увеличению рентабельности производства, способствуют экономическому развитию страны в целом.

     В-третьих, прибыль по своему экономическому содержанию является многозначной категорией. От того, насколько глубоко руководство  понимает её сущность, зависит эффективность  ценообразования, коммерческого расчёта  и многих других рычагов хозяйствования.

     Национализация  в развивающихся странах направлена, как правило, против иностранных  монополий и политики неоколониализма. В результате национализации промышленных и других предприятий создаётся государственный сектор, который играет важную роль в становлении и развитии национальной экономики, в укреплении независимости, завоеванию экономической самостоятельности. Разрушение целых отраслей, прежде всего высокотехнологичных и наукоёмких, — еще одна проблема, преодоление которой требует национализации.

     Использовать бюджетный механизм для наращивания государственных инвестиций, а именно привлечением в российские регионы масштабных и долгосрочных инвестиций. Фактически речь идет о вложениях в крупные инновационные и инфраструктурные проекты, а следовательно, о создании за счет этого новых рабочих мест и повышении уровня жизни миллионов граждан нашей страны. В современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового внутреннего продукта, регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты, и для большинства российских территорий это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инновационный потенциал.

Информация о работе Структура национальной экономики