Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:43, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является выработка рекомендаций по преобразованию структуры национальной экономической системы.
Для достижения указанной цели потребовалось решить следующие задачи:
-обобщить основные теоретико-методические подходы к исследованию структуры национальной экономики;
-определить сущность и содержание понятия «структура национальной экономики»;
-выявить виды структуры национальной экономики и их особенности;
-проанализировать структуру национальной экономической системы РФ;
-выработать рекомендации по оптимизации структуры национальной экономики.
1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Сущность и содержание понятия «структура национальной экономической системы»…………………………………………………………5
1.2. Характеристика основных структурных срезов национальной экономики………………………………………………………………………....8
1.3. Структурный анализ национальной экономики…………………………12
ГЛАВА2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
2.1. Объективные основы преобразования структуры национальной экономики в России……………………………………………………………15
2.2. Основные рекомендации преобразования национальной экономики России……………………………………………………………………………21
2.3.Организационно-экономическое обоснование рекомендаций по преобразованию структуры национальной экономической системы………..25
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………29
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….31
Таким
образом, производственно-
Например, через объемы контролируемых финансовых ресурсов, или через оценку влияния на принятие тех или иных хозяйственных решений, или через объемы принадлежащей им собственности.
Проблема субъектной структуры национальной экономики затрагивает в первую очередь вопрос о распределении экономической власти между
субъектами экономики: государством (государственный сектор), фирмами (частный сектор) и домохозяйствами (гражданское общество или третий сектор). Оценка этих соотношений может производиться по-разному.
Для России с формальной точки зрения соотношение государственного и частного сектора экономики достаточно традиционно для рыночной экономики - на долю государственной собственности приходится только 23% стоимости основных фондов. Если же судить по объемам контролируемых государством через бюджетную систему финансовых ресурсов, то роль государства возрастает до 40%, что также не является чрезмерным для развитых стран. Но если оценивать степень влияния государства на принимаемые бизнесом (особенно крупным) решения, то распределение власти в сторону государства становится очевидным. Подобный перекос в распределении экономической власти чреват подрывов рыночных механизмов саморазвития, ростом административных издержек и барьеров, ростом коррупции, что в условиях слабого гражданского общества приобретает неконтролируемый характер.
Социальная
структура национальной экономики
оценивается в основном через
распределение доходов. Существуют
определенные стандарты такого распределения,
связанные с параметрами
Таблица 2.3.
Основные показатели дифференциации доходов населения[18].
Показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Коэффициент
дифференциации
доходов (в разах) |
13,5 | 14,0 | 14,5 | 15,2 | 15,2 | 16,0 | 16,8 | 16,8 | 16,7 |
Подобное
состояние в распределении
Особую важность для трансформируемой экономики приобретает институциональная структура, представляющая собой упорядоченный набор институтов, определяющих ограничения для деятельности хозяйствующих субъектов.
Для
институциональной структуры
Данные особенности определяют необходимость дальнейших институциональных преобразований в России, направленных, в первую очередь, на минимизацию институциональных диспропорций.
Экономическая
структура не остается раз и навсегда
данной. Она подвержена изменениям,
причем чем быстрее происходят эти
изменения, чем эластичнее подгоняется
структура к требованиям
2.2.Основные
рекомендации преобразования национальной
экономики России.
В
августе 2009 года президент РФ, наконец-то,
заявил о том, что глубина кризиса
в России и отсутствие прогресса
с инновациями связаны с
Всесторонняя
Эффективной
признается такая структура экономики,
которая способна обеспечить устойчивый
и эффективный экономический
рост, выход национальной экономики
на передовые рубежи научно-технического
прогресса и на этой основе обеспечить
высокий уровень жизни
Для России нужна специфическая модель структурной политики с тем, чтобы использовать все ресурсные преимущества для развития наукоёмких секторов хозяйства и человеческого капитала, замещения изношенного физического капитала, повышения эффективности перерабатывающих отраслей и развития инфраструктурных секторов хозяйства (транспорта, связи, коммуникаций, финансов, услуг).
Природно-ресурсный потенциал России позволяет производить все виды изделий машиностроения и осваивать все известные технологии. Более того, он позволяет обеспечивать страну в полном объёме необходимым продовольствием. При этом Россия является, чуть ли не ведущим импортёром продовольствия. Критерий продовольственной безопасности страны требует, чтобы 80% всего продовольствия производилось внутри страны и только 20% импортировалось. Однако, для современной России этот критерий таков, что 58% импортируется и только 42% производится внутри страны. Ресурсная база агропромышленного комплекса при достаточном ресурсном его потенциале тем не менее сокращалась неуклонно, а именно: сокращались посевные площади, поголовье скота, снижалась урожайность сельхозкультур и продуктивность животноводства, производительность и эффективность сельскохозяйственного производства и обеспеченность современными агротехнологиями. Всё это создаёт структурно-технологические проблемы, требующие неукоснительного решения. Отсюда вытекает постановка структурных задач – необходимость мероприятий структурной политики.
Под структурной
политикой обычно понимают правительственные
долгосрочно ориентированные
Стратегические
мероприятия экономической
Чтобы выправить «структурный перекос», образовавшийся в российском хозяйстве, необходимо:
Совершенствование
структуры национальной экономики, в конечном
счете, будет способствовать обеспечению
эффективного производства, стабильному
экономическому росту страны и увеличению
благосостояния людей.
2.3. Организационно-экономическое
обоснование рекомендаций.
Ранее
автором были даны рекомендации по
совершенствованию структуры
Необходимо планирование и проведение структурной политики с тем, чтобы повышать рентабельность реального производства продукции конечного спроса. Во-первых, увеличение прибыли перекликается с главной задачей любого предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики – создание востребованного товара с высоким качеством и потребительским свойством при минимальных трудовых и ресурсных затратах. Увеличение прибыли и рентабельности будет одной из промежуточных целей на пути реализации этой задачи.
Во-вторых,
в капиталистическом обществе прибыль
является главной причиной, стимулирующей
создание новых предприятий и
развитие уже запущенных. Возможность
повышения прибыли является побудительным
мотивом для поиска эффективного
использования ресурсов, применения
последних технических
В-третьих, прибыль по своему экономическому содержанию является многозначной категорией. От того, насколько глубоко руководство понимает её сущность, зависит эффективность ценообразования, коммерческого расчёта и многих других рычагов хозяйствования.
Национализация
в развивающихся странах
Использовать бюджетный механизм для наращивания государственных инвестиций, а именно привлечением в российские регионы масштабных и долгосрочных инвестиций. Фактически речь идет о вложениях в крупные инновационные и инфраструктурные проекты, а следовательно, о создании за счет этого новых рабочих мест и повышении уровня жизни миллионов граждан нашей страны. В современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового внутреннего продукта, регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты, и для большинства российских территорий это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инновационный потенциал.