Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:43, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является выработка рекомендаций по преобразованию структуры национальной экономической системы.
Для достижения указанной цели потребовалось решить следующие задачи:
-обобщить основные теоретико-методические подходы к исследованию структуры национальной экономики;
-определить сущность и содержание понятия «структура национальной экономики»;
-выявить виды структуры национальной экономики и их особенности;
-проанализировать структуру национальной экономической системы РФ;
-выработать рекомендации по оптимизации структуры национальной экономики.
1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Сущность и содержание понятия «структура национальной экономической системы»…………………………………………………………5
1.2. Характеристика основных структурных срезов национальной экономики………………………………………………………………………....8
1.3. Структурный анализ национальной экономики…………………………12
ГЛАВА2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
2.1. Объективные основы преобразования структуры национальной экономики в России……………………………………………………………15
2.2. Основные рекомендации преобразования национальной экономики России……………………………………………………………………………21
2.3.Организационно-экономическое обоснование рекомендаций по преобразованию структуры национальной экономической системы………..25
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………29
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….31
Институциональная
структура отображает определенные
наборы правил и норм поведения экономических
субъектов в следующих
-соотношение формальных и неформальных норм;
-соотношение базовых норм и
различных социально-
-соотношением правил
В результате нарушения структурных связей могут возникнуть следующие проблемы:
Национальная
экономика представляет собой сложившуюся
систему национального и общественного
воспроизводства государства, в которой
между собой взаимосвязаны отрасли, виды
и формы общественного труда, сложившиеся
в результате длительного исторического
эволюционного развития конкретной страны.
1.3.Структурный
анализ национальной экономики.
Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия[5, С.29].
Структура
экономической единицы
- пропорции, то есть относительная величина и значимость элементов, составляющих рассматриваемую экономическую единицу;
- отношения, которые устанавливаются, с одной стороны, между элементами, составляющими единицу, и с другой - между этой единицей и другими экономическими единицами.
Выделяют два типа структур, подвергаемых экономическому анализу:
1) экономические
структуры в собственном
2) структуры
«обрамления»: они образуют окружающую
среду экономической
В рамках первого типа структур изучаются:
- семейные хозяйства - распределение производительных сил в хозяйстве, состав дохода семьи и т. д.;
- фирмы - состав технического, или производительного, капитала (основного и оборотного); состав рабочей силы (квалифицированные рабочие, мастера, менеджеры, инженерно-технические работники и пр.); состав денежного капитала (акции, облигации и др. ценные бумаги); распределение производства между предприятиями фирмы; ориентация производства на местные, национальные или международные рынки;
-комплексной единицы - группы, сектора, отрасли деятельности, страны, наднациональных объединений.
В рамках второго типа структур анализируют:
-демографические структуры - возрастные пирамиды, соотношение между активным и неактивным населением; соотношение между рождаемостью и смертностью;
- социальные структуры - соотношение между стратами по уровню и качеству жизни (уровню образования, уровню дохода и покупательной способности, уровню занятости, обеспеченности жильем и т. п.);
- институциональные структуры - соотношения политических
и организационно-экономических полномочий разных уровней власти (федеральной, региональной, муниципальной), регламентированных соответствующими законодательными и нормативными актами;
- ментальные структуры - соотношение мировоззренческих, этических, морально-нравственных поведенческих особенностей населения страны, принадлежащих к разным национальным, конфессиональным, социальным группам.
Экономическая
структура анализируется с
параметров, совокупность которых зависит от объекта анализа. Вместе с тем принципы структурного экономического анализа должны быть едиными для любых объектов. К таким принципам следует отнести:
- комплексность - одновременное взаимоувязанное рассмотрение различных аспектов экономической деятельности как в рамках простых, так и комплексных структурных подразделений и национальной экономики в целом;
- сопоставимость - рассмотрение структурных показателей, рассчитанных для однотипных по масштабам структурных подразделений национальной экономики и одинаковых временных горизонтов их функционирования;
- динамичность - рассмотрение всех структурных подразделений в динамике за определенный период с целью выявления тенденций развития экономической деятельности в рамках отдельных подразделений и национальной экономики в целом[5, С.35].
Таким образом, структурный анализ как национальной экономики в целом, так и ее экономических агентов разного уровня является необходимым условием определения стратегических целей развития экономической деятельности в стране. Результаты структурного анализа позволяют:
- количественно и качественно оценивать состояние национальной экономики, ее отдельных сфер, отраслей и предприятий;
- выявлять причины возникновения положительных и отрицательных тенденций развития экономической деятельности;
- определять приоритетные направления совершенствования процесса государственного воздействия на экономическую деятельность в масштабах страны;
- вырабатывать стратегические цели экономических, государственных и общественных преобразований, достижение которых будет способствовать повышению уровня качества жизни населения, обеспечения национальной, в том числе экономической безопасности;
- разрабатывать индикативные планы федерального и регионального уровней, способных обеспечить достижение указанных стратегических целей;
- формировать
экономическую стратегию экономических
агентов разного уровня с учетом приоритетных
стратегических целей экономики.
ГЛАВА2.
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ РОССИИ.
2.1.Объективные
основы преобразования структуры национальной
экономики в России.
Производственно-
В экономике в силу
В
результате формируются хронически
недофинансируемые секторы
Необходимость
однородного технико-
Для российской экономики неравномерное распределение ресурсов по видам деятельности связано с чрезмерно высокой долей добывающих отраслей. Структура экспорта, иллюстрирующая международную конкурентоспособность страны, показывает, что около 65% приходится на минеральные продукты. Подобное состояние показывает тесную зависимость от международных рынков сырья[18].
Таблица 2 .1.
Структура экспорта России (млрд.$)
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Экспорт всего: | 182 | 241 | 301 | 352 | 469 | 567 |
продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного) | 3,3 | 4,5 | 5,5 | 9,1 | 12,8 | 15,2 |
минеральные продукты | 105 | 156 | 199 | 228 | 283 | 331 |
продукция химической
промышленности, каучук |
12 | 14,4 | 16,8 | 20,8 | 26,7 | 35,6 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них | 36,7 | 40,6 | 48,9 | 56,9 | 64,2 | 72,8 |
машины, оборудование и транспортные средства | 14,1 | 13,5 | 17,4 | 19,7 | 26,9 | 30,4 |
прочие | 2,1 | 2,5 | 3,1 | 4,4 | 6,1 | 9,8 |
Особую
значимость в современной экономике
приобретает структура
Для
любого большого государства актуален
поиск путей минимизации
Для России проблема
Существенные
диспропорции сложились в российской
экономике применительно к
Так,
в структуре национального
Таблица 2.2.
Структура богатства государств[18].
Страны |
Структура национального богатства,% | ||
Человеческий потенциал | Природные ресурсы | Воспроизводимые ресурсы | |
Мировой итог | 67 | 16 | 17 |
Страны
«восьмерки»
и ЕС |
78 | 4 | 18 |
Страны ОПЕК | 47 | 37 | 16 |
Россия | 50 | 40 | 10 |