Структура рынка. Виды рынков и их основные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:11, реферат

Описание

Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.

Содержание

1. Понятие рынка……………………………………………………….……3
2.Функции, структура и типы рынков……………...…………………...…4
Функции рынка………………………………………………………..4
Структура рынка……………………………………………………...6
Типы рынка……………………………………………………………14
3.Список литературы...………………………………

Работа состоит из  1 файл

Рынок(экономика).docx

— 52.65 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Республики Казахстан.

Инновационный Евразийский Университет.

Инженерная  Академия.

Кафедра «Экономика» 
 
 
 
 
 
 
 

«Структура  рынка. Виды рынков и  их основные функции» 
 
 
 

                                                                                                                                                            
 
 

Выполнила:

         Воробьева Светлана  гр.ЭЭ-302

Проверила:

        Преподаватель   Бекбай Ю.П.. 
 
 
 

Павлодар 2011

Содержание: 
 

1. Понятие  рынка……………………………………………………….……3

2.Функции,  структура и типы рынков……………...…………………...…4

  1. Функции рынка………………………………………………………..4
  2. Структура рынка……………………………………………………...6
  3. Типы рынка……………………………………………………………14

3.Список литературы...…………………………………………………….....19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие рынка.

Рынок - место,  где  происходит купля-продажа  товаров по свободно складывающимся ценам.

Рыночная  экономика - это система  экономических  отношений  по поводу  купли-продажи  товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной  конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения  социально- экономических проблем.

Классификация рынков:

1) По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг,  строительный рынок,  рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.

2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.

3) По  механизму функционирования различают:  свободный, монополизированный,  государствено-регулируемый и планово-регулируемый рынки.

4) По  уровню насыщенности различают:  равновесный ( по объему и структуре), дефицитный и избыточный 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Функции,  структура и типы  рынков.

ФУНКЦИИ РЫНКА

     Сущность  рынка находит свое выражение  в его экономических и социальных функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает  громадное влияние на все стороны  жизни общества. Можно выделить следующие  основные экономические функции  рынка.

1.  Информационная функция. Ее суть состоит в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики.

2.  Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных, товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца.

3.  Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы:

что производить? как производить? для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной  конкуренции идёт бесконечный перелив  капиталов и ресурсов, что в  конечном счёте формирует такую  структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям  потребителей.

4. Ценообразующая  функция. Известно, что у каждого  товаропроизводителя складываются  свои индивидуальные затраты  и, следовательно, индивидуальные  стоимости и цены. Между тем  рынок признаёт лишь общественно  необходимые затраты и соответственно  общественные, рыночные цены, которые  одновременно отражают и потребности  покупателя, и уровень предложения  товарной массы.

5.  Функция экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

6.  Стимулирующая функция. Ориентир рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает и покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.

7.  Эквивалентная функция. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным «эталоном», соизмеряя затраты и результаты, а также выявляя ценность товара.

8.  Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому - структурная перестройка хозяйства в современной России.

9.  Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и даст дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.

10.  Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т. с. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5 - 2 года).

     Вопрос  о функциях рынка позволяет вплотную рассмотреть еще один аспект проблемы – преимущества и недостатки рыночного  механизма.

     Выше  при анализе функций было выяснено, что рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных  преимуществ, достоинств и оказывает  на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления положительного влияния рынка:

• стимулирует  рост производства, ускоряет темпы  его развития;

• повышает эффективность производства, побуждает  экономить труд и ресурсы;

• формирует  структуру хозяйства, отвечающую потребностям и запросам потребителя;

• в  определенной мере рынок создает  саморегулирующуюся систему хозяйства, где каждый занимает свою нишу;

• многовековой опыт использования рынка свидетельствует  о его естественной природе, которая  отвечает нуждам общества;

• рынок  обогащает определённую часть, населения, Однако рынок не следует идеализировать, поскольку ему присущи недостатки. Можно указать наследующие проявления отрицательного, влияния рыночного  механизма на экономическую и  социальную жизнь общества:

• как  саморегулирующаяся система рынок  не является идеальной системой. Частичное  и в особенности общее макроэкономическое равновесие в данной системе реализуется  через постоянное нарушение этого  равновесия. Иными словами, рыночная система недостаточно стабильна. Типичной формой ее нестабильности является циклический  характер развития экономики;

• одной  из форм нарушения равновесия и одновременно формой нестабильности экономики является инфляция, рост цен. Последствия этой формы макроэкономической нестабильности экономически разрушительны и социально опасны;

• рыночная система не обеспечивает полного  использования ресурсов. Ей свойственны  неполная занятость вещественных и  трудовых ресурсов. Безработица - неизбежный спутник рынка, ее последствия социально  драматичны;

• рынок  сам порождает факторы, которые  нарушают свободу предпринимателя; Такими факторами являются различные  формы монополизма, которые деформируют  правила игры на свободном, классическом рынке;

• рынок  не учитывает так называемых отрицательных  внешних эффектов (например, загрязнение  окружающей среды). Товаропроизводители, нарушая экологическую среду, не хотят нести затраты по восстановлению сил природы, по восстановлению экологического равновесия

• рынок  не в полной мере учитывает влияние  положительных внешних эффектов (услуги образования, науки, здравоохранения  и т.п.). Он учитывает только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но не придает значения социального  воздействия этих факторов, он как  бы недооценивает полную полезность этих благ и услуг;

 •  рынок безразличен к производству  так называемых общественных  благ и услуг (национальная  оборона, охрана общественного  порядка, воспитание детей и  т. п.);

• рынок  не только обогащает, но и неизбежно  разоряет часть предприятий и  часть домашних хозяйств;

• рынок  не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т. п.;

• рынку  чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок  по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок - это специально отведенное место, где  люди могут обманывать друг друга», «хотя честный человек может  преуспеть в делах, щепетильность  будет для него помехой, и тогда  недостаток моральной гибкости ему  придется восполнить умением».

     Все вышеизложенное позволяет сделать  вывод о том, что рыночный механизм нуждается в регулировании, в  корректировке. Такой механизм имеет  смешанная экономика.

СТРУКТУРА РЫНКА

     Характеристику  рынка как совокупности актов  купли-продажи можно раскрыть через  его структуру, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом  процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

     Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками  любой структуры являются: 

а) тесная связь между ее элементами

б) определенная устойчивость этих связей;

в) целостность, совокупность данных элементов.

     Совокупность  всех рынков, расчлененных на отдельные  элементы на основе самых разнообразных  критериев, образует систему рынков.

     Можно выделить следующие критерии для  характеристики структуры и системы рынка:

Первый : по объектам:

    • рынок  товаров и услуг (потребительский  рынок);

    • рынок  факторов производства;

    • финансовый рынок;

Информация о работе Структура рынка. Виды рынков и их основные функции