Структура теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:34, контрольная работа

Описание

Теневая экономика – одно из немногих на сегодняшний день экономических явлений, охватывающих все сферы жизнедеятельности, размах которых вместе с тем не сопоставим со степенью изученности. Проблема теневой экономики уникальна. Факт ее существования бесспорен, и проблема в той или иной степени присуща экономике любой страны, но ее исследование, измерение представляют собой очень сложную задачу.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический аспект теневой экономики.
1.1 Понятие теневой экономики…………………………….………4
1.2 Причины возникновения теневой экономики……………...….7
Глава 2. Теневые процессы в российской экономике.
Структура теневой экономики в России………………………….10
Пути преодоления теневой экономики…………………………...12
Заключение………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Зуева Е.А. Э-42 Структура теневой экономики.docx

— 47.10 Кб (Скачать документ)

 

«Вторая» теневая экономика – это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой». С точки зрения общества в целом «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг: получаемые от «второй» теневой экономики выгоды получены одними людьми за счет потерь, которые несут другие люди.

«Серая» теневая экономика – разрешенная законом, но нерегистрируемая экономическая деятельность (преимущественно, мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. В отличие от «второй» теневой экономики, которая неразрывно связана с «белой» экономикой и паразитирует на ней, «серая» теневая экономика функционирует более автономно. В этом секторе теневой экономики самостоятельные производители либо сознательно уклоняются от официального учета, не желая нести расходы, связанные с получением лицензии, уплатой налогов и т.п., либо отчет о такой деятельности вообще не предусмотрен.

«Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) – запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных и остродефицитных товаров и услуг. «Черная» теневая экономики обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая» теневая экономика. «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников.3

Предложенную  типологию не следует абсолютизировать. Между разными формами теневой  экономической деятельности нет  резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать  дань» с предприятий

неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями  для «отмывания» своих доходов. Все «теневики» находятся вне  легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру.

 

2.2 Меры по борьбе с теневой экономикой.

 

Проблема  значительной теневой экономики  и массовой коррупции стала для  России тяжелой системной проблемой  национальной безопасности, решить которую  можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер  во всех сферах жизнедеятельности государства  и общества и только совместными  усилиями государства и общества.

Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях  доминируют два подхода к решению  проблем "теневой" экономики.

Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 года и связанный с целевыми установками  на сверхвысокие темпы первоначального  накопления капитала. Печальные итоги  воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы "теневой" составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.

Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений  МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой  полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие в России Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить доходные действительные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания "теневой" части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество.

В общем, поскольку  в законопроекте упор сделан на преследование  людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению "теневой" деятельности в легальную, то экономические результаты его принятия могут оказаться  во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.

Формируя  концептуальную основу линии в отношении "теневой" экономики, следует иметь  в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной  собственности и административно - распределительной системе уже  исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в "теневой" экономике.

С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а  с другой - осуществлять специальную  программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики. Необходим, конкретнее, нацеленный на параллельное решение этих двух задач  комплексно-правовой подход, связанный  с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных  условий развития предпринимательства.

В настоящее  время легализация "теневых" капиталов, направляемых в легальную экономику, - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство  загнало предпринимателя "в тень" и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные  меры к "теневикам" - предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. Заставить  эти средства работать для общего дела - задача, достойная истинных реформаторов.

Примерно  такое же положение и с коррупцией: бороться с ней можно единственным способом - уничтожая условия её существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих  экономических субъектов.

Итак, основными  в системе мер, направленных против теневой экономики, на мой взгляд, должны стать следующие решения  и мероприятия:

·  проведение безусловной всеобщей уголовной  амнистии по налоговым и экономическим  ненасильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);

·  введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан  из теневого сектора экономики (вести  хозяйственную деятельность открыто  должно быть экономически выгодно);

·  установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;

·  стимулирование безналичных расчетов и жесткая  борьба с наличным оборотом;

·  проведение ясной и последовательной  государственной  политики поддержки частного открытого  предпринимательства (система мер  поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);

· введение государственной системы мер  эффективной защиты добросовестного  собственника и кредитора;

· проведение реальной административной реформы (государственный  аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных  рынков);

· формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего –  судебной, системы;

·  ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в  теневом секторе экономики и  кредитно-финансовой сфере;

· законодательное  установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения  взятки в строго установленном уголовно-процессуальном порядке (это одно из самых эффектных  средств борьбы с коррупцией и  ее профилактики).4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Теневая экономика сильно воздействует на все сферы нашей жизни, причем воздействие это имеет, в основном, крайне негативный характер. При этом в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной легальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, существует специфический набор профессий со своим кодексом поведения, и работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создав особые условия работы предприятий на территории России. Трудно ожидать, что эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения в короткое время. Стоит рассчитывать на постепенную эволюцию теневых отношений, смягчение и легализацию некоторых из них, а также медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм при условии, что этот процесс будет находиться под пристальным вниманием государственных структур и носить подконтрольный, регулируемый характер экономического поведения. Скорее всего, нас ожидают постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм.

В заключение необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в  обществе, а это, в свою очередь, достижимо  только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным  институтам власти и управления.

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность. // Доступно на сайте http://newasp.omskreg.ru/bekryash/

2.  Белянин А. В. Самоидентификация:  Россия и с коррупцией борется  уникально-своеобразно // Доступно  на сайте  http://www.opec.ru, 2007.

3. Бутрин Д., Шишкин М. Чиновники заглянули в тень // Коммерсантъ, 2007.   - № 21/П(3597).

4. Гамза В. А.  Теневая экономика  и коррупция: как разорвать  замкнутый круг? // Доступно на  сайте  http://www.opec.ru, 2007.

5. Драпкин Л.Я. Теневая экономика и коррупция в Российской Федерации // «ЧиновникЪ», 2006 . - № 1.

6. Колесников С. Теневая экономика:  как ее считать // Экономика  России – ХХI век, 2008. - № 1.

7. Никитин С., Степанова М., Глазова Е. Теневая экономика и налогообложение // Мировая экономика и международные отношения, 2010. - № 2.

8. Николаева Д. Малый бизнес  обосновался в тени // Коммерсантъ, 2007.        - № 209(3785).

9.  «В России объем теневой  экономики составляет более 22% ВВП». // Доступно на сайте http://www.nisse.ru

10. «Контрабанда стала основной отраслью теневой экономики в РФ – эксперт» // Доступно на сайте http://www.nacbez.ru , 2008.

11. «Экономика теневая» // Доступно на сайте http://www.krugosvet.ru/articles/

12. http://corruption2006.narod.ru/5.htm

 

 

 

 

1 http://corruption2006.narod.ru/5.htm

2 Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность. // сайт http://newasp.omskreg.ru/bekryash/

3 Колесников С. Теневая экономика: как ее считать // Экономика России – ХХI век, 2008. - № 1.

4 Гамза В. А.  Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? // Доступно на сайте  http://www.opec.ru, 2007.

[Введите текст]


Информация о работе Структура теневой экономики