Структурная политика государства и ее основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:51, реферат

Описание

Целью реферата является рассмотрение понятия структурной политики государства, и изучить ее основные направления. Также необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в настоящее время.

Содержание

Введение 3
Понятие структурной политики государства 4
Цели и методы структурной политики 4
Структура экономики государства в России 11
Основные направления структурной политики в России 17
Заключение 25
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Структурная политика государства и ее основные направления.docx

— 65.60 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра «Основ экономической теории»

Реферат

На тему:

Структурная политика государства и ее основные направления 

по дисциплине

«Государственное регулирование экономикой» 
 

                                    

         Студент              ________________                           ст.гр. ЭЭТВ-102  Леонидова А.Ю.

                                                                 (Подпись)                                                                (ФИО)

         Руководитель           ________________                     к.э.н, доцент, Ковалева Е.В.

                                                                       (Подпись)                                                            (ФИО)

 
              
                 Новокузнецк
                 2011
 

                 Содержание

 Введение 3

  1. Понятие структурной политики государства 4
  2. Цели и методы структурной политики  4
  3. Структура экономики государства в России 11
  4. Основные направления структурной политики в России 17

Заключение 25

Список литературы 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

           По определению структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния. Следует отметить, что государство в этом случае влияет на каждую часть структуры народного хозяйства, формирует наиболее оптимальное их соотношение.

     Таким образом, модернизация страны в решающей мере зависит от структурной перестройки  её экономики. При этом следует учитывать, что подобные реформы не могут  быть осуществлены на основе исключительно  механизмов рыночного саморегулирования. Это объясняется многими причинами: рынок не решает социальных проблем, он не в состоянии обеспечить достаточно глубокий прорыв в области науки  и технологий, не может справиться с экологическими проблемами.

     Следовательно, структурная политика играет очень  важную роль в общей экономической  политике государства. Те страны, которые  действительно совершили экономический  прорыв и превратились из развивающихся в экономически развитые, совершили это при помощи успешной структурной (промышленной) политики.

     Целью реферата является рассмотрение понятия структурной политики государства, и изучить ее основные направления. Также необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в настоящее время.

     В современной России, где целью  экономических реформ является переход  к социально-ориентированной модели рынка, способной обеспечить подъем и развитие экономики, весьма актуальным стал вопрос о проведении необходимых  преобразований в каждом секторе  национального хозяйства, что и  является сутью структурной политики.

  1. Понятие структурной политики государства
 

       Структурная политика представляет собой процесс соучастия государства в адаптации экономики к изменяющимся условиям. Задача государства — оказывать поддержку определенным структурным элементам экономики и сглаживать возникающие издержки. Если конъюнктурная политика помогает приспособить экономику к краткосрочным переменам, то задача структурной — поддержать адаптацию экономики к переменам долгосрочного характера.1

       Интерес представляет и сама история структурной  политики. Наибольшее развитие меры правительства  в области структуры экономики  получили в XX в., во второй половине которого и сложилось само понятие «структурная политика». Правда, степень активности государства в этой сфере в различных странах мира неодинакова. Наиболее активен данный вид регулирования в Западной Европе (особенно в ФРГ, во Франции). Сказались последствия войны и потребность в сжатые сроки восстановить и обновить производственный потенциал. В англо-американском экономическом пространстве, где на протяжении XIX и XX вв. бизнес не переживал аналогичных потерь и разрушений, сложилась установка: структурные перемены — сфера частной экономики. Само понятие «структурная политика государства» воспринимается в этих обществах негативно.  

  1. Цели  и методы структурной  политики
 

   В отношении  структурной политики можно обозначить цели, методы, инструменты. При этом отметим, что в странах с развитой экономикой государство комплексно подходит к проведению структурных мер. Отобразим их в виде таблицы 1:

   Таблица 1 – Цели, методы и инструменты  структурной политики2

Структурная политика

— - ~ - ■

          Цели               Методы           Инструменты
1. Усиление адаптационности национальной экономики к требованиям времени Ускорение структурных перемен (для успеха в национальной и международной конкуренции)
  • Субсидии на стартовом этапе формирования бизнеса.  Помощь частному сектору в осуществлении научных исследований
2. Сглаживание издержек, связанных  с негативными последствиями  структурных сдвигов в экономике Замедление  структурных изменений в отсталых регионах (для смягчения неизбежных потерь)
  • Поддержка спроса на продукцию ряда отраслей
  • Воздействие на цены ряда отраслей (без такой поддержки фирмы данных отраслей могли бы быстро разориться)
 

        Как видно из таблицы 1, цели структурной политики государства обладают противоречивой природой. С одной стороны, государство стремится ускорить развитие наиболее перспективных секторов экономики для обеспечения экономического роста и высокой конкурентоспособности. В то же время, стремясь сохранить оптимальную структуру всей совокупности регионов в стране, государство вынуждено иногда замедлять структурные сдвиги в отсталых регионах (отраслях), с тем, чтобы определенные производства не были «вымыты» конкуренцией (что неизбежно увеличивает численность безработных). Данное противоречие структурной политики решается путем выстраивания определенной иерархии в списке целевых задач.

        Инструменты структурной  политики связаны с предоставлением бюджетных ресурсов, направляемых:

  • для стимулирования исследований и развития определенных технологий;
  • оказания помощи в формировании рискового капитала фирм;
  • предоставления льготных кредитов фирмам;
  • осуществления взносов в Европейский фонд структурных изменений (для стран — членов ЕС);
    • выделения субсидий (для проблемных отраслей и регионов).

     В России структурная проблема экономики  носит свой, специфический характер. Но при этом острота этой проблемы обращает на себя внимание. Проанализируем реальную ситуацию с помощью методического приема case study.

     Проблемы  структурной политики в России. По материалам статьи директора Института экономики РАН, чл.-корр. Р. Гринберга (Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестностью // Вопросы экономики. 2008, № 3. с 56—63).

     Как отмечается в статье, положение в российской экономике крайне противоречиво. С одной стороны, в последние годы высокими темпами увеличиваются валовые показатели экономического роста. Есть, однако, и другая сторона (представленная в структурированной форме в таблице 2). 

     Таблица 2 - Экономика России: противоречивые черты

Проблемная  ситуация Характеристика
1. Сильная зависимость экономики от энерго- сырьевых отраслей. Примитивизация промышленности По  степени новизны  оборудования страна все больше теряет свои шансы. К середине текущего десятилетия более половины производственного оборудования промышленности работало свыше 20 лет, и средний его возраст продолжает увеличиваться (с 18,7 года в 2000 г. до 21,2 года— в 2004 г.).
 
  Как следствие, в стране ухудшаются перспективы перехода к инновационному типу развития: инновации внутри страны не востребованы; исчезают отрасли, способные трансформировать их в продукцию конечного потребления. Неизбежно возникновение технологической несовместимости российской экономики с индустриально развитыми странами. Сегодня Россия вплотную приблизилась к опасной черте — утрате собственной технологической базы машиностроения и промышленности, выпускающей товары народного потребления. По имеющимся расчетам, в перспективе наша страна будет вынуждена приобретать за рубежом до 60% технологий. Модернизация страны в решающей степени зависит от структурной перестройки ее экономики. Без радикального обновления сферы материального производства Россию нельзя вернуть в «клуб» развитых стран. При этом модернизация экономики, диверсификация ее реального сектора не могут быть осуществлены спонтанно, на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования. Ставка на эти механизмы в 1990-е гг. оказалась ошибочной. Она не только не привела страну в «постиндустриальную цивилизацию» и не просто заблокировала решение задач позднеиндустриальной модернизации, но и предопределила стремительную деиндустриализацию одной из ведущих промышленных держав XX в.
  1. Чрезмерно либеральная позиция государства
В сложившихся обстоятельствах  у страны еще есть выбор между двумя вариантами дальнейшего развития.

Вариант первый: продолжение  тренда качественного застоя («рост без развития») с перспективой дальнейшей потери национальной конкурентоспособности.

Вариант второй: государство  принимает на себя функции субъекта целенаправленной и  динамичной структурной модернизации и пытается посредством определенной системы мер преодолеть эти системные недостатки и сформировать необходимые экономические и институциональные условия для перевода экономики в новое качественное состояние. Проверенный способ обновления материальной базы экономики — структурная политика, суть которой сводится к установлению государством приоритетных направлений экономического развития и приме- пению адекватных средств их реализации. Страны, которым удалось совершить экономический прорыв и превратиться из развивающихся в экономически развитые, осуществили это исключительно при помощи успешной промышленной политики (Япония, Южная Корея, Китай, Малайзия, Тайвань). В условиях современной России крупные хозяйствующие субъекты сырьевой специализации (нефтегазовый комплекс) и первичной переработки сырья (металлургия, химия) не имеют достаточной экономической мотивации для серьезной отраслевой диверсификации бизнеса. Это обусловлено сложившимся разрывом в уровнях рентабельности деятельности в экспортно-ориентированном сырьевом секторе и обрабатывающих отраслях, прежде всего в машиностроении. Одновременно в машиностроении, в наукоемком производстве не сформировались мощные хозяйствующие структуры, способные конкурировать с соответствующими зарубежными гигантами на глобальном уровне. И надежд на их стихийное формирование практически нет. Общий вектор экономической политики по-прежнему направлен исключительно на финансовую стабилизацию.

Между тем следует понимать, отмечается в статье, что как нет совершенного рынка, обеспечивающего оптимальную аллокацию ресурсов, так нет и идеального, «научно обоснованного» государственного механизма выявления потребностей общества в той или иной структуре экономики. Однако чем демократичнее общество, тем при прочих равных условиях быстрее будет замечена ошибка в расстановке приоритетов.

Хуже всего, если государство вообще отказывается от выстраивания структурных приоритетов по соображениям ложно понятой экономической свободы. Тогда за счет средств налогоплательщиков зачастую реализуются, в сущности, ошибочные предпочтения, формируемые главным образом в соответствии с лоббистским потенциалом представителей тех или иных групповых либо в буквальном смысле частных интересов.

3 Цели  структурной политики, которые должны  быть реализованы в России Необходимо  формировать у  сырьевых корпораций сильную мотивацию к диверсификации и переливу капитала в высокотехнологичные сферы: перерабатывающие и машиностроительные. С учетом инерционности и политического «веса» сырьевого сектора — задача непростая, но решаемая. Для ее выполнения необходимо разработать применительно к национальной экономике в целом перспективные (на 5—10 лет) приоритетные направления развития техники, технологии и НИОКР.

Важно также составлять индикативные планы и немногочисленные, но ресурсно-обеспеченные федеральные целевые программы с соответствующими стимулами и гарантиями для предприятий-участников.

Когда речь идет о товарах  и услугах, составляющих основу жизнедеятельности общества и его безопасности, критерий конкурентоспособности в сравнении с мировым уровнем утрачивает свое значение. В этом случае приоритеты структурной политики определяются иерархией иных целей и критериев, которые еще в меньшей степени поддаются квантификации. Здесь целенаправленная государственная поддержка должна быть ориентирована на производство не отдельных товаров и услуг, а целостных систем, обеспечивающих жизнедеятельность общества и минимизацию возможных угроз для него со стороны окружающего мира. Для России в качестве таковых могли бы, например, рассматриваться:

  • ВПК в целом;
  • аграрный комплекс;
  • энергообеспечение населения и промышленности;
  • транспортная инфраструктура;
  • коммунальное хозяйство;
  • производство лекарственных средств и медицинской техники
 
 
  1. Структура экономики государства в России

  Структура экономики — совокупность пропорций и отношений между всеми элементами хозяйственной системы обеспечивающей ее целостность. Динамика и структура экономики - две кардинальные и взаимообусловленные проблемы. С одной стороны, высокие темпы экономического роста при консервативной структуре экономики не делают экономику эффективной. С другой стороны, переход от сложившихся пропорций к новой, более прогрессивной структуре экономики возможен лишь на базе более высоких темпов развития отраслей, определяющих необходимые структурные сдвиги.

  Существующей  структуре экономики, сложившейся  в условиях административно-командной  системы, присущи глубокие деформации, низкая конкурентоспособность гражданских отраслей обрабатывающей промышленности, высокий уровень монополизма. Формирование в России структуры, отвечающей критериям рыночной экономики, объективно требует повышения роли государства, проведения им активной политики перестройки структуры, используя методы рыночной экономики.

  Структура экономики — многоплановое понятие, ее можно рассматривать с разных точек зрения, характеризующих соотношение различных элементов хозяйственной системы. Структура экономики складывается под влиянием длительных процессов общественного разделения труда, научно-технического прогресса, роста и усложнения потребностей людей, масштабов и ограничений первичных производственных ресурсов, учета внешнеэкономических факторов.

  Оптимальная структура национального хозяйства, развитие и сбалансированность отдельных видов производств, их соотношение друг с другом служат решению конечных целей развития любого государства — повышению уровня жизни населения.

  Относительно  устойчивые, количественно определенные соотношения называются пропорциями. Они необходимы для нормальной деятельности экономической системы и предполагают соответствие между ее сопряженными элементами — отраслями, предприятиями, регионами и т.п. Совокупность пропорций образует  структуру экономики.

  Структура национального хозяйства — это  сложившиеся пропорции отдельных отраслей и территорий, производств, комплексов соответствующим уровнем хозяйственных связей между всеми элементами экономики страны. Согласно определению французского экономиста Ф. Перру, структура экономической единицы есть совокупность пропорций и отношений, которые характеризуют эту единицу в данных условиях и в данный момент.

Информация о работе Структурная политика государства и ее основные направления