Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:51, реферат
Целью реферата является рассмотрение понятия структурной политики государства, и изучить ее основные направления. Также необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в настоящее время.
Введение 3
Понятие структурной политики государства 4
Цели и методы структурной политики 4
Структура экономики государства в России 11
Основные направления структурной политики в России 17
Заключение 25
Список литературы 26
«Сибирский государственный индустриальный университет»
Структурная
политика государства и ее основные
направления
по дисциплине
«Государственное
регулирование экономикой»
Студент ________________
Содержание
Введение 3
Заключение 25
Список литературы 26
Введение:
По определению структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния. Следует отметить, что государство в этом случае влияет на каждую часть структуры народного хозяйства, формирует наиболее оптимальное их соотношение.
Таким
образом, модернизация страны в решающей
мере зависит от структурной перестройки
её экономики. При этом следует учитывать,
что подобные реформы не могут
быть осуществлены на основе исключительно
механизмов рыночного саморегулирования.
Это объясняется многими
Следовательно,
структурная политика играет очень
важную роль в общей экономической
политике государства. Те страны, которые
действительно совершили
Целью реферата является рассмотрение понятия структурной политики государства, и изучить ее основные направления. Также необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в настоящее время.
В
современной России, где целью
экономических реформ является переход
к социально-ориентированной
Структурная политика представляет собой процесс соучастия государства в адаптации экономики к изменяющимся условиям. Задача государства — оказывать поддержку определенным структурным элементам экономики и сглаживать возникающие издержки. Если конъюнктурная политика помогает приспособить экономику к краткосрочным переменам, то задача структурной — поддержать адаптацию экономики к переменам долгосрочного характера.1
Интерес
представляет и сама история структурной
политики. Наибольшее развитие меры правительства
в области структуры экономики
получили в XX в., во второй половине которого
и сложилось само понятие «структурная
политика». Правда, степень активности
государства в этой сфере в различных
странах мира неодинакова. Наиболее активен
данный вид регулирования в Западной Европе
(особенно в ФРГ, во Франции). Сказались
последствия войны и потребность в сжатые
сроки восстановить и обновить производственный
потенциал. В англо-американском экономическом
пространстве, где на протяжении XIX и XX
вв. бизнес не переживал аналогичных потерь
и разрушений, сложилась установка: структурные
перемены — сфера частной экономики. Само
понятие «структурная политика государства»
воспринимается в этих обществах негативно.
В отношении структурной политики можно обозначить цели, методы, инструменты. При этом отметим, что в странах с развитой экономикой государство комплексно подходит к проведению структурных мер. Отобразим их в виде таблицы 1:
Таблица 1 – Цели, методы и инструменты структурной политики2
Структурная политика
— - ~ - ■ | ||
Цели | Методы | Инструменты |
1. Усиление адаптационности национальной экономики к требованиям времени | Ускорение структурных перемен (для успеха в национальной и международной конкуренции) |
|
2. Сглаживание издержек, связанных с негативными последствиями структурных сдвигов в экономике | Замедление структурных изменений в отсталых регионах (для смягчения неизбежных потерь) |
|
Как видно из таблицы 1, цели структурной политики государства обладают противоречивой природой. С одной стороны, государство стремится ускорить развитие наиболее перспективных секторов экономики для обеспечения экономического роста и высокой конкурентоспособности. В то же время, стремясь сохранить оптимальную структуру всей совокупности регионов в стране, государство вынуждено иногда замедлять структурные сдвиги в отсталых регионах (отраслях), с тем, чтобы определенные производства не были «вымыты» конкуренцией (что неизбежно увеличивает численность безработных). Данное противоречие структурной политики решается путем выстраивания определенной иерархии в списке целевых задач.
Инструменты структурной политики связаны с предоставлением бюджетных ресурсов, направляемых:
В России структурная проблема экономики носит свой, специфический характер. Но при этом острота этой проблемы обращает на себя внимание. Проанализируем реальную ситуацию с помощью методического приема case study.
Проблемы структурной политики в России. По материалам статьи директора Института экономики РАН, чл.-корр. Р. Гринберга (Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестностью // Вопросы экономики. 2008, № 3. с 56—63).
Как
отмечается в статье, положение в российской
экономике крайне противоречиво. С одной
стороны, в последние годы высокими темпами
увеличиваются валовые показатели экономического
роста. Есть, однако, и другая сторона (представленная
в структурированной форме в таблице 2).
Таблица 2 - Экономика России: противоречивые черты
Проблемная ситуация | Характеристика |
1. Сильная зависимость экономики от энерго- сырьевых отраслей. Примитивизация промышленности | По степени новизны оборудования страна все больше теряет свои шансы. К середине текущего десятилетия более половины производственного оборудования промышленности работало свыше 20 лет, и средний его возраст продолжает увеличиваться (с 18,7 года в 2000 г. до 21,2 года— в 2004 г.). |
Как следствие, в стране ухудшаются перспективы перехода к инновационному типу развития: инновации внутри страны не востребованы; исчезают отрасли, способные трансформировать их в продукцию конечного потребления. Неизбежно возникновение технологической несовместимости российской экономики с индустриально развитыми странами. Сегодня Россия вплотную приблизилась к опасной черте — утрате собственной технологической базы машиностроения и промышленности, выпускающей товары народного потребления. По имеющимся расчетам, в перспективе наша страна будет вынуждена приобретать за рубежом до 60% технологий. Модернизация страны в решающей степени зависит от структурной перестройки ее экономики. Без радикального обновления сферы материального производства Россию нельзя вернуть в «клуб» развитых стран. При этом модернизация экономики, диверсификация ее реального сектора не могут быть осуществлены спонтанно, на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования. Ставка на эти механизмы в 1990-е гг. оказалась ошибочной. Она не только не привела страну в «постиндустриальную цивилизацию» и не просто заблокировала решение задач позднеиндустриальной модернизации, но и предопределила стремительную деиндустриализацию одной из ведущих промышленных держав XX в. | |
|
В
сложившихся обстоятельствах
у страны еще есть
выбор между двумя вариантами
дальнейшего развития.
Вариант первый: продолжение тренда качественного застоя («рост без развития») с перспективой дальнейшей потери национальной конкурентоспособности. Вариант второй: государство принимает на себя функции субъекта целенаправленной и динамичной структурной модернизации и пытается посредством определенной системы мер преодолеть эти системные недостатки и сформировать необходимые экономические и институциональные условия для перевода экономики в новое качественное состояние. Проверенный способ обновления материальной базы экономики — структурная политика, суть которой сводится к установлению государством приоритетных направлений экономического развития и приме- пению адекватных средств их реализации. Страны, которым удалось совершить экономический прорыв и превратиться из развивающихся в экономически развитые, осуществили это исключительно при помощи успешной промышленной политики (Япония, Южная Корея, Китай, Малайзия, Тайвань). В условиях современной России крупные хозяйствующие субъекты сырьевой специализации (нефтегазовый комплекс) и первичной переработки сырья (металлургия, химия) не имеют достаточной экономической мотивации для серьезной отраслевой диверсификации бизнеса. Это обусловлено сложившимся разрывом в уровнях рентабельности деятельности в экспортно-ориентированном сырьевом секторе и обрабатывающих отраслях, прежде всего в машиностроении. Одновременно в машиностроении, в наукоемком производстве не сформировались мощные хозяйствующие структуры, способные конкурировать с соответствующими зарубежными гигантами на глобальном уровне. И надежд на их стихийное формирование практически нет. Общий вектор экономической политики по-прежнему направлен исключительно на финансовую стабилизацию. Между тем следует понимать, отмечается в статье, что как нет совершенного рынка, обеспечивающего оптимальную аллокацию ресурсов, так нет и идеального, «научно обоснованного» государственного механизма выявления потребностей общества в той или иной структуре экономики. Однако чем демократичнее общество, тем при прочих равных условиях быстрее будет замечена ошибка в расстановке приоритетов. Хуже всего, если государство вообще отказывается от выстраивания структурных приоритетов по соображениям ложно понятой экономической свободы. Тогда за счет средств налогоплательщиков зачастую реализуются, в сущности, ошибочные предпочтения, формируемые главным образом в соответствии с лоббистским потенциалом представителей тех или иных групповых либо в буквальном смысле частных интересов. |
3 Цели структурной политики, которые должны быть реализованы в России | Необходимо
формировать у
сырьевых корпораций
сильную мотивацию к
диверсификации и переливу
капитала в высокотехнологичные
сферы: перерабатывающие
и машиностроительные.
С учетом инерционности
и политического «веса»
сырьевого сектора —
задача непростая, но
решаемая. Для ее выполнения
необходимо разработать
применительно к национальной
экономике в целом перспективные
(на 5—10 лет) приоритетные
направления развития
техники, технологии
и НИОКР.
Важно также составлять индикативные планы и немногочисленные, но ресурсно-обеспеченные федеральные целевые программы с соответствующими стимулами и гарантиями для предприятий-участников. Когда речь идет о товарах и услугах, составляющих основу жизнедеятельности общества и его безопасности, критерий конкурентоспособности в сравнении с мировым уровнем утрачивает свое значение. В этом случае приоритеты структурной политики определяются иерархией иных целей и критериев, которые еще в меньшей степени поддаются квантификации. Здесь целенаправленная государственная поддержка должна быть ориентирована на производство не отдельных товаров и услуг, а целостных систем, обеспечивающих жизнедеятельность общества и минимизацию возможных угроз для него со стороны окружающего мира. Для России в качестве таковых могли бы, например, рассматриваться:
|
Структура экономики — совокупность пропорций и отношений между всеми элементами хозяйственной системы обеспечивающей ее целостность. Динамика и структура экономики - две кардинальные и взаимообусловленные проблемы. С одной стороны, высокие темпы экономического роста при консервативной структуре экономики не делают экономику эффективной. С другой стороны, переход от сложившихся пропорций к новой, более прогрессивной структуре экономики возможен лишь на базе более высоких темпов развития отраслей, определяющих необходимые структурные сдвиги.
Существующей структуре экономики, сложившейся в условиях административно-командной системы, присущи глубокие деформации, низкая конкурентоспособность гражданских отраслей обрабатывающей промышленности, высокий уровень монополизма. Формирование в России структуры, отвечающей критериям рыночной экономики, объективно требует повышения роли государства, проведения им активной политики перестройки структуры, используя методы рыночной экономики.
Структура
экономики — многоплановое
Оптимальная структура национального хозяйства, развитие и сбалансированность отдельных видов производств, их соотношение друг с другом служат решению конечных целей развития любого государства — повышению уровня жизни населения.
Относительно устойчивые, количественно определенные соотношения называются пропорциями. Они необходимы для нормальной деятельности экономической системы и предполагают соответствие между ее сопряженными элементами — отраслями, предприятиями, регионами и т.п. Совокупность пропорций образует структуру экономики.
Структура национального хозяйства — это сложившиеся пропорции отдельных отраслей и территорий, производств, комплексов соответствующим уровнем хозяйственных связей между всеми элементами экономики страны. Согласно определению французского экономиста Ф. Перру, структура экономической единицы есть совокупность пропорций и отношений, которые характеризуют эту единицу в данных условиях и в данный момент.
Информация о работе Структурная политика государства и ее основные направления