Субъекты внешнеэкономической деятельности, классификация фирм, выступающих на мировых рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:14, реферат

Описание

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ осуществляют: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный таможенный комитет РФ, иные органы. Задачи, функции, правомочия этих государственных органов в рассматриваемой области определены Конституцией РФ, Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также специальными актами.

Содержание

Введение
Понятие и виды субъектов ВЭД
Классификация контрагентов на мировом рынке
Предприятие представитель ВЭД
Список используемых материалов.

Работа состоит из  1 файл

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы.docx

— 64.10 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский  Государственный университет Низкотемпературных и пищевых технологий 
 
 

Кафедра Экономики и Финансов 
 

Дисциплина: Внешнеэкономическая  деятельность 
 

Тема: Субъекты внешнеэкономической  деятельности, классификация фирм, выступающих на мировых рынках. 
 
 

Выполнила: Андриянова М.Л.

Студентка V курса З/о

Специальность : 080502

Шифр  № к 461064 

  
 
 

Содержание 

  1. Введение
  2. Понятие и виды субъектов ВЭД
  3. Классификация контрагентов на мировом рынке
  4. Предприятие представитель ВЭД
  5. Список используемых материалов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Субъектами внешнеэкономической  деятельности являются государственные  органы, осуществляющие ее регулирование, а также субъекты, которые ведут  такую деятельность.

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности в РФ осуществляют: Президент  РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный таможенный комитет  РФ, иные органы. Задачи, функции, правомочия этих государственных органов в  рассматриваемой области определены Конституцией РФ, Федеральным законом "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности", а  также специальными актами. Например, Положением о Министерстве экономического развития и торговли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 990, на данный орган  возложены функции координации  и регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Среди консультационных и координационных органов, действующих  в данной сфере, можно назвать:

  • Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), осуществляющий в пределах своей компетенции реализацию решений Президента РФ и Правительства РФ по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;
  • Комиссию по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), которая является совещательным и консультативным органом, разрабатывающим для главы государства предложения, касающиеся основных направлений государственной политики в этой сфере;
  • Комиссия по экспортному контролю РФ (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 29 января 2001 г. N° 98) - межведомственный координационный орган по экспортному контролю, образованный в целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в данной сфере.

Непосредственными участниками внешнеэкономической  деятельности являются хозяйствующие  субъекты: российские и иностранные  физические и юридические лица, имеющие  право осуществлять предпринимательскую, и в том числе внешнеэкономическую, деятельность.

Учет участников внешнеэкономической деятельности ведут таможенные органы в соответствии с Порядком учета, утвержденным Приказом ГТК РФ от 31 августа 2000 г. N° 787. Для  участников ВЭД учет носит добровольный характер. Средством идентификации  участника внешнеэкономической  деятельности служит учетная карта  участника ВЭД.

Право на осуществление  внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного назначения приобретается после  получения свидетельства и занесения  в реестр, который ведется Комитетом  РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

В целях повышения  эффективности военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами  создано федеральное государственное  унитарное предприятие "Рособоронэкспорт", выполняющее посреднические функции в данной сфере (действует на основании Устава, утвержденного Указом Президента РФ от 6 января 2001 г. № 8).

Субъекты внешнеэкономической  деятельности могут непосредственно  выходить на зарубежные рынки, оказывать  услуги за рубежом, импортировать продукцию (товары), а также могут вести  внешнеэкономическую деятельность через посредников. Причем одно и  то же предприятие может как самостоятельно выходить на внешние рынки, так и через посредников. Например, при экспорте продукции (товаров), среди которых имеются стратегически важные сырьевые товары, экспорт этих товаров, если предприятие не имеет правового статуса экспортера стратегически важных сырьевых ресурсов, осуществляется через посредников, имеющих такой статус (зарегистрированных должным образом). Причем для посредников в данном случае установлена обязанность заключать договоры на оказание посреднических услуг.

Субъектами внешнеэкономической  деятельности являются также предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью  в тех сферах внешнеэкономической  деятельности, где не требуется специальной  регистрации. Такие посредники могут  непосредственно связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с договором  комиссии, действовать от своего имени  и за свой счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической  деятельностью. И посредники, и предприятия, ведущие свою деятельность через  посредников, являются субъектами внешнеэкономической  деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие и виды субъектов  внешнеэкономической  деятельности

   
 
После длительной самоизоляции от мирового финансового сообщества, игнорирования  его институтов и условий, сложившихся  на мировых рынках, Россия из аутсайдера становится полноправным участником мирового финансового сообщества. Основными  международными центрами распределения  мировых финансовых средств выступают  Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский  инвестиционный банк и Азиатский  банк развития. Следует также уточнить, что Всемирный банк включает в  себя группу таких финансовых организаций, как Международный банк реконструкции  и развития (МБРР), Международную  ассоциацию развития (MAP), Международную  финансовую корпорацию (МФК), Международное  агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), Международный центр по урегулированию международных споров (МЦУМС).

Россия является страной-участницей МБРР, а также  MAP, МФК и МАГИ с 1992 года. Федеральными правительственными органами, ответственными за взаимодействие с МБРР, выступают МИД, МВЭС, Минэкономики и Минфин. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 1993 года «Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов» установлено более четкое распределение полномочий государственных структур в вопросах получения кредитов в иностранной валюте и контроля за их использованием и погашением. Агентством Правительства России по операциям с кредитами МБРР является Российский банк реконструкции и развития (РБРР). Он является каналом для распределения кредитов, получаемых Россией от Всемирного банка и других международных организаций. Субъекты Федерации подключаются к финансовым программам международных структур через РБРР.

Региональные  органы исполнительной власти подготавливают инвестиционные проекты и предоставляют  заявки в федеральное правительство. Отобранные проекты включаются в  Программу заимствований МБРР.

Другой крупной  финансовой организацией, с которой  Россия начинает налаживать связи, является Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР). Важным для регионов России является то, что ЕБРР способен привлекать дополнительное финансирование проектов. На каждый экю, инвестированный ЕБРР, как правило, привлекается еще два экю от других инвесторов. На 31 декабря 1996 года Совет директоров ЕБРР одобрил 75 инвестиционных проектов для России с объемом капиталовложений в размере 2,6 млрд. долларов (2,1 млрд. экю) в виде кредитов или вложений в акционерные капиталы по проектам общей стоимостью уже в 8,6 млрд. долларов (6,8 млрд. экю). В 1997 году ЕБРР выделил России займ для финансирования проектов постприватизационной поддержки предприятий. Привлекательно еще то, что банк оказывает безвозмездное техническое содействие за счет ресурсов ЕБРР, специальных фондов или фондов международного сотрудничества. Россия является крупнейшим получателем средств банка по линии технического сотрудничества—на общую сумму 193 млн. долларов (151 млн. экю). Эти безвозмездные средства предоставляются для подготовки проектов и доведения их до уровня, на котором банк и другие потенциальные партнеры могут принять решение о предоставлении кредита или вложения средств в акционерный капитал.

Интересной формой технического и финансового содействия ЕБРР для регионов России является создание региональных фондов венчурного капитала (РФВК). Уже создано 11 таких  фондов в регионах России, с привлечением различных доноров. Каждый РФВК имеет  капитал в размере 30 млн. долларов для инвестирования в качестве нового акционерного капитала в средние  приватизированные и другие частные  предприятия на цели финансирования проектов, которые должны принести коммерческий доход. В каждом РФВК капитал  банка дополняется взносом правительства  страны-донора в размере 20 млн. долларов, которые предназначены для покрытия операционных издержек РФВК и расходов на консультантов для предприятий, в которые РФВК вкладывает свои средства.

Создание РФВК представляет собой составную часть  инициативы Европейского союза в  целях оказания поддержки молодым  приватизированным предприятиям России. На цели финансирования акционерного капитала РФВК выделяются безвозмездные  средства Европейского союза, а также  правительств Франции, Германии, Италии, США, Японии, Великобритании, Финляндии, Норвегии и Швеции.

Для того, чтобы более комплексно и всесторонне оценить предметы ведения и полномочия субъектов РФ, увидеть механизм, благодаря которому происходит осуществление предусмотренных законодательством Федерации и законодательством ее субъектов программ сотрудничества, сравнить полученные результаты с зарубежными аналогами федеративных отношений в области внешних связей, представляется целесообразным рассмотреть несколько примеров, показывающих участие субъектов Российской Федерации в международной деятельности и внешнеэкономических связях. В данном контексте уместно заметить, что объем международных связей, базирующийся на широте полномочий российских регионов, во многом превосходит аналоги западноевропейских федеративных государств.

В Российской Федерации, как правило, договоры о разграничении  полномочий в области международных  и внешнеэкономических связей передают субъектам Федерации следующие  полномочия: участие в осуществлении  внешнеэкономических связей, заключение соглашений с субъектами зарубежных федераций, а также административно-территориальными единицами иностранных государств, их министерствами и ведомствами. Не исключает Российская Конституция  и возможности заключения соглашений с иностранными государствами в  целом.

Субъектам Федерации  передаются полномочия по формированию их валютного фонда и контролю за его использованием, по предоставлению иностранным банковским и коммерческим кредитам гарантий правительств субъектов РФ.

К компетенции  субъектов РФ, исходя из законодательства и сложившейся практики, относятся: разработка и реализация программ привлечения  иностранных инвестиций на свою территорию, содействие коммерческой деятельности предприятий и организаций в  зарубежных странах, предоставление гарантий и дополнительных льгот участникам внешнеэкономической деятельности за счет бюджета субъектов Федерации. Это не должно противоречить международным  обязательствам России в целом.

К компетенции  субъектов Федерации в международной  сфере относятся: деятельность по созданию свободных экономических зон  на их территории на основании решений, принятых в соответствии с действующим  законодательством России, получение  и использование безвозмездной  помощи со стороны зарубежных партнеров, предоставление кредитов, ссуд и иной помощи зарубежным партнерам за счет средств субъектов Федерации, участие  в работе международных экономических  финансовых организаций и органов, уставы которых предусматривают такое участие, открытие представительств за рубежом.

К вопросам совместного  ведения, как правило, относятся: защита интересов субъектов Федерации  и их учреждений, предприятий и  организаций за рубежом; регулирование  платежно-расчетных отношений по внешнеторговым сделкам; вопросы, связанные  с развитием торгово-экономических  отношений с иностранными государствами, международными торгово-экономическими и валютно-финансовыми организациями, непосредственно затрагивающие  интересы регионов; лицензирование инвестиций юридических лиц и субъектов  Федерации за рубежом; тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в отношении товаров и услуг, проводимых исключительно на территории федерального субъекта; разработка и проведение политики привлечения иностранных инвестиций в регионы по федеральным программам; открытие на территории субъектов РФ иностранных коммерческих представительств.

Кроме того, во многих договорах закрепляется участие  субъектов Федерации в разработке и реализации международных договоров  России по вопросам внешнеэкономических  связей и по другим вопросам, непосредственно  затрагивающим интересы субъектов  Федерации.

МИД России, как  правило, сдержанно относится к  подписанию федеральными субъектами двусторонних соглашений о сотрудничестве с иностранными государствами. МИД вынужден соглашаться  с такой практикой, поскольку  это допускается Конституцией Российской Федерации. По мнению чиновников МИДа, чаще всего слово «договор» можно было бы заменить на «протокол о намерениях» или «декларацию о сотрудничестве». Директор Правового Департамента МИДа России А. Ходаков отмечает, что «эти договоры не регулируются международным правом, поскольку речь не идет о договоре между двумя субъектами международного права». В случаях, когда есть необходимость задействовать потенциал зарубежного государства, то, как советует чиновник МИДа, может быть заключен договор между Россией и этим иностранным государством о сотрудничестве в интересах субъекта РФ. Примером такого договора может служить договор между Россией и Грецией о сотрудничестве в развитии Краснодарского края.

Российские субъекты подключаются к деятельности региональных организаций сотрудничества, в которых  участвует Россия. Это— Черноморское экономическое сотрудничество, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Совет государств Балтийского моря.

Важной и все  более весомой составляющей международных  программ являются связи ее субъектов  с регионами и правительствами  стран СНГ и их структурами. Только с Республикой Беларусь в середине 90-х годов было заключено свыше 100 соглашений о сотрудничестве с  ее областями. Субъекты РФ и административно-территориальные  образования государств Содружества  имеют высокую степень интегрированности хозяйственных систем, производственной и социальной инфраструктуры, давние традиции в культурных обменах, общие экономические и другие задачи.

Регионы России восстанавливают и развивают  исторически сложившиеся связи, берут на себя ответственность по организации и расширению отношений  в социально-экономической и гуманитарной областях. Развитие межрегиональных связей с государствами СНГ идет в общем русле происходящих в Содружестве процессов. Здесь наглядно проявляется принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции. Активное развитие получило межрегиональное сотрудничество между Россией и Казахстаном. Эффективно действует межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение», объединяющая 12 российских и казахстанских областей. Республики Дагестан и Татарстан заключили с Казахстаном соглашения о принципах торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Аналогичные документы прорабатываются Башкортостаном, Республикой Саха (Якутия), Новосибирской областью.

Вместе с тем  следует отметить, что международная  деятельность регионов России в странах  СНГ, как правило, ограничивается торгово-экономическим  сотрудничеством, отличаясь от программ сотрудничества хозяйствующих субъектов  лишь объемом связей или должностным  уровнем лиц, подписывающих соответствующие  документы. Роль регионов могла бы быть более значимой и масштабной в  деле налаживания с 2регионами стран  СНГ культурных и гуманитарных связей.

Анализ партнерских  связей регионов России с прибалтийскими республиками показывает, что эти  связи также достаточно активны. Во второй половине 90-х годов круг партнеров Латвии, Литвы и Эстонии в торгово-экономической и культурной областях включал Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Ленинградскую, Калининградскую, Псковскую, Нижегородскую, Свердловскую, Томскую, Тюменскую, Челябинскую области, Республики Карелию, Марий Эл, Чувашию, Саха (Якутия). Ряд субъектов Федерации открыли в Вильнюсе, Риге, Таллине свои постоянные представительства. В рамках МИД России созданы рабочие группы по межрегиональному и приграничному сотрудничеству. Одна из таких групп уже в течение ряда лет координирует связи между Калининградской областью и Литовской Республикой.

 

Внешнеэкономическую деятельность могут осуществлять как  физические лица, имеющие статус предпринимателя, так и юридические лица, зарегистрированные для ведения предпринимательской  деятельности. Среди юридических  лиц можно назвать предприятия, принадлежащие российским гражданам  и юридическим лицам, предприятия, полностью принадлежащие иностранным  инвесторам, совместные предприятия, государственные  предприятия, предприятия, созданные  органами местного самоуправления.

Наряду с общим  положением, согласно которому все  хозяйствующие субъекты обладают правом на ведение внешнеэкономической  деятельности, установлен и особый порядок осуществления отдельных  видов внешнеэкономической деятельности. Это обусловлено тем значением, которое государство придает  отдельным видам внешнеэкономической  деятельности. Так, в целях защиты национальных Интересов установлен специальный порядок экспорта стратегически  важных сырьевых товаров.

Для получения  права экспорта таких товаров  введен специальный порядок регистрации  предприятий и организаций. Этот порядок определен “Положением  о порядке регистрации (перерегистрации) предприятий и организаций, имеющих  право экспорта стратегически важных сырьевых товаров”, утвержденным МВЭС от 2 декабря 1993 г. и ГКАП от 11 ноября 1993 г. № ЮХ/5091". Положение Припяти  во исполнение Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. “О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров”

Хозяйствующие субъекты для осуществления экспорта стратегически важных сырьевых товаров  приобретают специальный правовой статус. Положение устанавливает  разрешительный порядок экспорта таких  товаров. Предприятия и организации должны представить в Управление уполномоченного МВЭС России соответствующего региона следующие документы: финансовый отчет предприятия за предыдущий год, справку из обслуживающего банк” и наличии рублевого и валютного счетов с рекомендательным письмом, подтверждающим платежеспособность предприятия, а также справку заявителя о наличии у него или фирм с его участием счетов и иностранных банках и другие документы. В регистрации или перерегистрации может быть отказано, если предприятие допустило хотя бы одно из нарушений, перечисленных в п. 7 указанного Положении, например:

—нарушение  российского законодательства, регулирующего  неэкономическую деятельность;

— нарушение  законодательства зарубежных стран, повлекшее  за собой экономический или политический ущерб для России;

— невыполнение обязательств по поставкам на экспорт стратегически важных сырьевых товаров;

— экспорт из Российской Федерации товаров по заниженным (демпинговым) ценам;

— ограничительная  деловая практика (сговор по ценам, раздел рынка и т. д.) и недобросовестная конкуренция;

— невыполнение обязательств по поставкам для государственных  нужд (при наличии соответствующих  договоров).

Если предприятие  зарегистрировано в качестве экспортера стратегически важных сырьевых товаров, то оно получает Свидетельство о  регистрации сроком на один год и  вносится в Реестр предприятии осуществляющих экспорт стратегически важных сырьевых товаров который ведет МВЭС. При получении свидетельства о регистрации предприятие подписывает “Обязательство экспортера стратегически важных сырьевых товаров”. Этот документ обязывает экспортёра в частности, представлять в МВЭС информацию о получении валютной выручки от экспорта таких товаров.

Следует отметить, что в изъятие из общего правила некоторые субъекты предпринимательской деятельности могут осуществлять экспорт стратегически важных сырьевых товаров без специальной регистрации в качестве экспортера таких товаров. Так, экспорт стратегически важных сырьевых товаров (кроме сырой нефти и продуктов ее переработки), произведенных на территории Калининградской области, что должно быть подтверждено выдаваемым Калининградской торгово-промышленной палатой сертификатом, предприятия могут осуществлять без специальной регистрации.

Субъекты внешнеэкономической  деятельности могут непосредственно  выходить на зарубежные рынки, оказывать  услуги за рубежом, импортировать продукцию (товары), а также могут вести  внешнеэкономическую деятельность через посредников. Причем одно и  то же предприятие может как самостоятельно выходить на внешние рынки, так и через посредников. Например, при экспорте продукции (товаров), среди которых имеются стратегически важные сырьевые товары, экспорт этих товаров, если предприятие не имеет правового статуса экспортера стратегически важных сырьевых ресурсов, осуществляется через посредников, имеющих такой статус (зарегистрированных должным образом). Причем для посредников в данном случае установлена обязанность заключать договоры на оказание посреднических услуг.

Субъектами внешнеэкономической  деятельности являются также предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью  в тех сферах внешнеэкономической  деятельности, где не требуется специальной  регистрации. Такие посредники могут  непосредственно связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с договором  комиссии, действовать от своего имени  и за свой счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической  деятельностью. И посредники, и предприятия, ведущие свою деятельность через  посредников, являются субъектами внешнеэкономической  деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Субъекты внешнеэкономической деятельности, классификация фирм, выступающих на мировых рынках