Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:16, контрольная работа
В зависимости от наборов средств воздействия принято выделять два типа политики занятости: активную и пассивную. Активная политика строится на том, что человек понимает свою ответственность за материальное благополучие семьи и всегда стремится к сохранению занятости, а при её потере - к активному поиску работы. Задача государства при этом заключается в создании условий обеспечения занятости трудоактивному населению. При пассивной политике роль государства состоит в том, чтобы обеспечить трудящимся сохранение рабочих мест, работодателям – поддержание спроса на выпускаемую ими продукцию, безработным – выплату пособий и помощь в трудоустройстве путём предоставления соответствующей информации.
Сущность активной и пассивной политики в сфере занятости………...3
Тест…………………………………………………………………………16
Задача………………………………………………………………………16
Упражнение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………………………………………...20
СОДЕРЖАНИЕ
Список использованной литературы………………………………………...20
Сущность активной и пассивной политики в сфере занятости
Государственное
регулирование занятости
В зависимости от наборов средств воздействия принято выделять два типа политики занятости: активную и пассивную. Активная политика строится на том, что человек понимает свою ответственность за материальное благополучие семьи и всегда стремится к сохранению занятости, а при её потере - к активному поиску работы. Задача государства при этом заключается в создании условий обеспечения занятости трудоактивному населению. При пассивной политике роль государства состоит в том, чтобы обеспечить трудящимся сохранение рабочих мест, работодателям – поддержание спроса на выпускаемую ими продукцию, безработным – выплату пособий и помощь в трудоустройстве путём предоставления соответствующей информации.
В плане практических реалий в большинстве цивилизованных стран средства пассивной политики занятости направлены на сглаживание негативных последствий безработицы и, как правило, включают выплату пособий по безработице (а по истечении их срока – материальной помощи по безработице), доплаты на иждивенцев, обеспечение товарами первой необходимости, организацию дешёвого питания в специальных столовых, компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденных отпусках или работающим неполный рабочий день (неделю) по независящим от них причинам. К средствам пассивной политики можно отнести также информационное обслуживание населения службами занятости, в частности, предоставление сведений о возможностях трудоустройства, о динамике рынка труда, о тенденциях в спросе и предложении рабочей силы.
По сути своей пассивная политика лишь облегчает условия жизненного существования людей, лишённых работы, но практически не обеспечивает решения главной задачи – сокращение безработицы. Скорее даже наоборот - тормозит снижение её уровня. И действительно. Ведь общепризнанно, что система пособий по безработице делает человека менее активным в поисках работы (по крайней мере, на период выплаты пособий), а это увеличивает длительность периода его безработного состояния.
Активная политика занятости предполагает, прежде всего, эффективные действия государства в направлении сокращения безработицы и повышения трудовой активности незанятого населения. Главная цель активной политики – минимизация на социально допустимом уровне безработицы на основе сокращения спада производства, его стабилизации и последующего роста. К средствам, обеспечивающим достижение этой цели, относятся:
Мероприятия активной и пассивной политики занятости финансируются в Украине за счёт финансовых ресурсов государственного фонда содействия занятости населения (ГФСЗН), а с 2001 г. – за счет Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Соотношение затрат на активные и пассивные направления зависит от состояния рынка труда и безработицы, норм законодательных гарантий, достигнутого уровня развития службы занятости.
Зарубежный опыт свидетельствует о разных подходах к распределению финансов на активные и пассивные средства политики занятости. В таких странах, как Франция, Германия, Англия преобладают расходы на поддержание уровня доходов населения, а на активные средства выделяются значительно меньшие суммы. Во Франции, например, доля затрат на активные и пассивные средства составляет соответственно 28,4% и 71,6%; в Англии – 29,1% и 70,9%; в Германии – 44,1% и 55,9%.
Прямо противоположная картина относительно затрат на активные и пассивные средства политики занятости населения наблюдается в Швеции и Италии, где эти расходы достигают 67,6% и 32,4%, 51,6% и 48,4% . Такое преобладание финансовых расходов на активные методы объясняется прежде всего тем, что в этих странах главная задача политики занятости заключается в предотвращении безработицы, а не в борьбе с её последствиями – трудоустройством безработных, выплатой пособий, компенсаций и т. п.
В Украине положение складывается так, что стоимость социальной защиты населения возрастает значительно более высокими темпами, чем производство материальных благ. В силу этого соотношение расходов на реализацию активных и пассивных доходов составляет примерно 30% и 70%. В связи с этим становится совершенно очевидным, что стратегия занятости населения в Украине должна увязываться с интенсивным развитием экономики и расширением применения активных методов для предупреждения роста безработицы.
Осуществление политики занятости населения во многом зависит от взаимодействия органов государственной службы занятости с региональными структурами исполнительной власти, с индивидуализированными субъектами рыночных отношений – работодателями и наемными работниками, интересы которых представляют соответственно ассоциации работодателей и объединения профсоюзов, с учреждениями образовательной системы по вопросам профессиональной ориентации, профессионального обучения и переподготовки кадров.
Административно организационные методы направлены, прежде всего, на
внедрение активной политики государства на рынке труда.
Активная политика
— это направление действий на
повышение
Активные мероприятия государственной политики — это комплекс организационно экономических и правовых действий, непосредственно влияющих на смену соотношения спроса и предложения рабочей силы.
Практика использования методов влияния на занятость обнаружила два типа представления относительно политики государства на рынке труда — активной и пассивной. Административно организационные методы направлены, прежде всего, на внедрение активной политики государства на рынке труда.
Активная политика
— это направление действий на
повышение
На характер
активной политики государства
- экономическое положение государства. Чем высший экономический рост, тем большие финансовые возможности для внедрения разнообразных активных мероприятий по расширению сферы докладывания труда. И наоборот, с сокращением производства такие мероприятия ограничиваются;
- степень соответствия национальных трудовых норм международным. Чем он более высок, тем эффективнее внедряются активные мероприятия;
- политическая стабильность. Она обеспечивает прогнозируемость процессов и осуществления мероприятий долгосрочного плана.
Суб’єктивним
фактором, который влияет на характер
активной политики государства
в отрасли занятости, является
непрофессионализм отдельных
Рассмотрим отдельные наиболее влиятельные мероприятия активной политики государства в отрасли обеспечения занятости населения. В целом к активным мероприятиям относятся: создание дополнительных рабочих мест, предоставления информационных и профориентацийних услуг; организация банка вакансий, поиск подходящей работы, содействия, в трудоустройстве граждан, помощь гражданам в открытии своего дела, трудоустройства неконкурентоспособных слоев населения, на забронированные рабочие места, содействия самой занятости и предпринимательской деятельности; улучшение конкурентоспособности рабочей силы за счет организации профессиональной учебы, переобучения и повышения ее квалификации; организация временных общественных работ, прекращения высвобождения граждан, на срок до шести месяцев в случае невозможности их трудоустройства, переселения, в другую местность но др.
Рассмотрим основные виды активных мероприятий. Да, в Украине оплачиваемые общественные работы — это общедоступные и такие, которые не нуждаются, как правило, в специальной профессиональной подготовке, виды трудовой деятельности безработных или частично незанятых граждан. Общественные работы организуются с целью предоставления временной работы гражданам, которые потеряли работу, а также для обеспечения работой лиц предпенсионного возраста и для трудовой реабилитации тех, кто имел значительный перерыв в профессиональной деятельности.
Организация общественных работ осуществляется государственными администрациями при участии органов ДСЗ. Виды и объемы работ определяются, выходя из ситуации, которая сложилась в конкретном районе или регионе. Это могут быть сезонные сельскохозяйственные работы, ликвидация последствий стихийных бедствий, уборки улиц и территорий отдельных предприятий, но др. Рабочие места для проведения таких работ создаются также в сфере бытового обслуживания, охраны здоров’я, социального страхования.
Направление
на общественные работы
Уровень конкурентоспособности граждан на рынке труда решающей мерой зависит от степени овладения ими в соответствии со своей профессиональной пригодностью той профессией, которая имеет спрос на конкретном региональном рынке труда. А это, в свою очередь, зависит от качества поставленной профориентацийной работы с незанятым населением. Да, в Германии, например, выделяют много средств на профориентацийну работу, считая, что качественная профориентация — это большая производительность труда, высокое качество продукции, значительная стабильность квалифицированных кадров.
Профессиональная ориентация — это комплексная система научно обоснованных форм, методов и средств влияния, на лицо с целью оптимизации ее профессионального самоопределения на основе учета личностных характеристик каждого индивида и спроса на рынке.
Профессиональная ориентация состоит из:
- профессиональной информации — нагромождение и распространение сведений о содержании и перспективах современных профессий;
- профессиональной консультации — взаимодействия индивида и профессионального консультанта с целью помощи в выборе профессии;
Информация о работе Сущность активной и пассивной политики в сфере занятости