Сущность активной и пассивной политики в сфере занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:16, контрольная работа

Описание

В зависимости от наборов средств воздействия принято выделять два типа политики занятости: активную и пассивную. Активная политика строится на том, что человек понимает свою ответственность за материальное благополучие семьи и всегда стремится к сохранению занятости, а при её потере - к активному поиску работы. Задача государства при этом заключается в создании условий обеспечения занятости трудоактивному населению. При пассивной политике роль государства состоит в том, чтобы обеспечить трудящимся сохранение рабочих мест, работодателям – поддержание спроса на выпускаемую ими продукцию, безработным – выплату пособий и помощь в трудоустройстве путём предоставления соответствующей информации.

Содержание

Сущность активной и пассивной политики в сфере занятости………...3
Тест…………………………………………………………………………16
Задача………………………………………………………………………16
Упражнение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

kONTROL_NAYa.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Сущность  активной и пассивной политики в сфере занятости………...3
  2. Тест…………………………………………………………………………16
  3. Задача………………………………………………………………………16
  4. Упражнение………………………………………………………………..18

Список  использованной литературы………………………………………...20

 

Сущность  активной и пассивной политики в сфере занятости

 

 

Государственное регулирование занятости составляет важнейшую и неотъемлемую часть общенациональной социально-экономической политики. В цивилизованных странах политика занятости базируется на следующих принципах, выдвинутых Международной организацией труда:

  • Защита рынка труда (правительство берёт на себя обязательства поддерживать полную занятость, т. е. занятость на уровне естественной нормы безработицы);
  • Гарантия занятости, или защита от произвольного увольнения (обеспечивается с помощью законодательства и штрафных санкций против произвола предпринимателей);
  • Безопасность труда (обеспечивается системой контроля и проведения мероприятий по гигиене труда и техники безопасности);
  • Гарантия сохранения рабочего места (как защита от негативных последствий технического прогресса и социального разделения труда);
  • Гарантия доходов (искоренение нищеты и обеспечение права на доход);
  • Гарантия воспроизводства рабочей силы (обеспечивается путём покрытия правительством большей части издержек на образование, профессиональную подготовку и на здравоохранение);
  • Гарантия прав представителей трудящихся (зафиксированные в законодательных актах обязательства правительства содействовать усилению роли трудящихся при проведении коллективных переговоров).

В зависимости  от наборов средств воздействия  принято выделять два типа политики занятости: активную и пассивную. Активная политика строится на том, что человек понимает свою ответственность за материальное благополучие семьи и всегда стремится к сохранению занятости, а при её потере - к активному поиску работы. Задача государства при этом заключается в создании условий обеспечения занятости трудоактивному населению. При пассивной политике роль государства состоит в том, чтобы обеспечить трудящимся сохранение рабочих мест, работодателям – поддержание спроса на выпускаемую ими продукцию, безработным – выплату пособий и помощь в трудоустройстве путём предоставления соответствующей информации.

В плане практических реалий в большинстве цивилизованных стран средства пассивной политики занятости направлены на сглаживание негативных последствий безработицы и, как правило, включают выплату пособий по безработице (а по истечении их срока – материальной помощи по безработице), доплаты на иждивенцев, обеспечение товарами первой необходимости, организацию дешёвого питания в специальных столовых, компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденных отпусках или работающим неполный рабочий день (неделю) по независящим от них причинам. К средствам пассивной политики можно отнести также информационное обслуживание населения службами занятости, в частности, предоставление сведений о возможностях трудоустройства, о динамике рынка  труда, о тенденциях в спросе и предложении рабочей силы.

По сути своей  пассивная политика лишь облегчает условия жизненного существования людей, лишённых работы, но практически не обеспечивает решения главной задачи – сокращение безработицы. Скорее даже наоборот  - тормозит снижение её уровня. И действительно. Ведь общепризнанно, что система пособий по безработице делает человека менее активным в поисках работы (по крайней мере, на период выплаты пособий), а это увеличивает длительность периода его безработного состояния.

Активная политика занятости предполагает, прежде всего, эффективные действия государства в направлении сокращения безработицы и повышения трудовой активности незанятого населения. Главная цель активной политики – минимизация на социально допустимом уровне безработицы на основе сокращения спада производства, его стабилизации и последующего роста. К средствам, обеспечивающим достижение этой цели, относятся:

  • Создание дополнительных и новых рабочих мест путём реструктуризации экономики, развития бизнеса, особенно малого и среднего, формирования условий для иностранных инвестиций и для  самозанятости населения;
  • Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
  • Организация общественных работ;
  • Повышение территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы;
  • Содействие в трудоустройстве путём проведения «ярмарок вакансий», «ярмарок специалистов», подбора подходящего места работы для соискателей и нужных работников по запросам работодателей, установления контактов между ищущими работу и работодателями, реализации специальных форм интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поисках работы.

Мероприятия активной и пассивной политики занятости  финансируются в Украине за счёт финансовых ресурсов государственного фонда содействия занятости населения (ГФСЗН), а с 2001 г. – за счет Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Соотношение затрат на активные и пассивные направления зависит от состояния рынка труда и безработицы, норм законодательных гарантий, достигнутого уровня развития службы занятости.

Зарубежный  опыт свидетельствует о разных подходах к распределению финансов на активные и пассивные средства политики занятости. В таких странах, как Франция, Германия, Англия преобладают расходы  на поддержание уровня доходов населения, а на активные средства выделяются значительно меньшие суммы. Во Франции, например, доля затрат на активные и пассивные средства составляет соответственно 28,4% и 71,6%; в Англии – 29,1% и 70,9%; в Германии – 44,1% и 55,9%.

Прямо противоположная  картина относительно затрат на активные и пассивные средства политики занятости населения наблюдается в Швеции и Италии, где эти расходы достигают 67,6% и 32,4%, 51,6% и 48,4% . Такое преобладание финансовых расходов на активные методы объясняется прежде всего тем, что в этих странах главная задача политики занятости заключается в предотвращении безработицы, а не в борьбе с её последствиями – трудоустройством безработных, выплатой пособий, компенсаций и т. п.

В Украине положение  складывается так, что стоимость  социальной защиты населения возрастает значительно более высокими темпами, чем производство материальных благ. В силу этого соотношение расходов на реализацию активных и пассивных доходов составляет примерно 30% и 70%. В связи с этим становится совершенно очевидным, что стратегия занятости населения в Украине должна увязываться с интенсивным развитием экономики и расширением применения активных методов для предупреждения роста безработицы.

Осуществление политики занятости населения во многом зависит от взаимодействия органов государственной службы занятости с региональными структурами исполнительной власти, с индивидуализированными субъектами рыночных отношений – работодателями и наемными работниками, интересы  которых представляют соответственно ассоциации работодателей и объединения профсоюзов, с учреждениями образовательной системы по вопросам профессиональной ориентации, профессионального обучения и переподготовки кадров.

Административно организационные методы направлены, прежде всего, на

внедрение активной политики государства на рынке труда.

Активная политика — это направление действий на повышение конкурентоспособности  рабочей силы и расширения сферы  докладывания труда с целью предотвращения безработицы и увеличения численности  занятых. То есть она направлена на обеспечение работой не занятых активных граждан. Активная политика государства в отрасли занятости реализуется с помощью таких инструментов, как Государственная и региональные программы занятости население, которое предусматривает ряд активных мероприятий по расширению сферы докладывания труда.

Активные мероприятия  государственной политики — это  комплекс организационно экономических  и правовых действий, непосредственно  влияющих на смену соотношения спроса и предложения рабочей силы.

 Практика  использования методов влияния на занятость обнаружила два типа представления относительно политики государства на рынке труда — активной и пассивной. Административно организационные методы направлены, прежде всего, на внедрение активной политики государства на рынке труда.

Активная политика — это направление действий на повышение конкурентоспособности  рабочей силы и расширения сферы  докладывания труда с целью предотвращения безработицы и увеличения численности  занятых. То есть она направлена на обеспечение работой не занятых активных граждан. Активная политика государства в отрасли занятости реализуется с помощью таких инструментов, как Государственная и региональные программы занятости население, которое предусматривает ряд активных мероприятий по расширению сферы докладывания труда. Активные мероприятия государственной политики — это комплекс организационно экономических и правовых действий, непосредственно влияющих на смену соотношения спроса и предложения рабочей силы.

 На характер  активной политики государства в отрасли занятости влияют об’єктивні но суб’єктивні факторы. К об’єктивних факторов принадлежат:

 - экономическое положение государства. Чем высший экономический рост, тем большие финансовые возможности для внедрения разнообразных активных мероприятий по расширению сферы докладывания труда. И наоборот, с сокращением производства такие мероприятия ограничиваются;

- степень соответствия национальных трудовых норм международным. Чем он более высок, тем эффективнее внедряются активные мероприятия;

- политическая стабильность. Она обеспечивает прогнозируемость процессов и осуществления мероприятий долгосрочного плана.

 Суб’єктивним  фактором, который влияет на характер  активной политики государства  в отрасли занятости, является  непрофессионализм отдельных суб’єктів в исполнительных и в других ветвях власти, в результате чего не выполняется комплексный подход к проблемам занятости с негативными последствиями.

  Рассмотрим отдельные наиболее влиятельные мероприятия активной политики государства в отрасли обеспечения занятости населения. В целом к активным мероприятиям относятся: создание дополнительных рабочих мест, предоставления информационных и профориентацийних услуг; организация банка вакансий, поиск подходящей работы, содействия, в трудоустройстве граждан, помощь гражданам в открытии своего дела, трудоустройства неконкурентоспособных слоев населения, на забронированные рабочие места, содействия самой занятости и предпринимательской деятельности; улучшение конкурентоспособности рабочей силы за счет организации профессиональной учебы, переобучения и повышения ее квалификации; организация временных общественных работ, прекращения высвобождения граждан, на срок до шести месяцев в случае невозможности их трудоустройства, переселения, в другую местность но др.

  Рассмотрим основные виды активных мероприятий. Да, в Украине оплачиваемые общественные работы — это общедоступные и такие, которые не нуждаются, как правило, в специальной профессиональной подготовке, виды трудовой деятельности безработных или частично незанятых граждан. Общественные работы организуются с целью предоставления временной работы гражданам, которые потеряли работу, а также для обеспечения работой лиц предпенсионного возраста и для трудовой реабилитации тех, кто имел значительный перерыв в профессиональной деятельности.

  Организация общественных работ осуществляется государственными администрациями при участии органов ДСЗ. Виды и объемы работ определяются, выходя из ситуации, которая сложилась в конкретном районе или регионе. Это могут быть сезонные сельскохозяйственные работы, ликвидация последствий стихийных бедствий, уборки улиц и территорий отдельных предприятий, но др. Рабочие места для проведения таких работ создаются также в сфере бытового обслуживания, охраны здоров’я, социального страхования.

 Направление  на общественные работы осуществляется  органами ДСЗ. С гражданами, которые  дали согласие на участие в  таких работах, заключаются трудовые  договоры. Оплата труда осуществляется  за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера, установленного законодательством. За безработными хранится помощь по безработице и социальные гарантии, включая право на пенсию.

Уровень конкурентоспособности  граждан на рынке труда решающей мерой зависит от степени овладения  ими в соответствии со своей профессиональной пригодностью той профессией, которая имеет спрос на конкретном региональном рынке труда. А это, в свою очередь, зависит от качества поставленной профориентацийной работы с незанятым населением. Да, в Германии, например, выделяют много средств на профориентацийну работу, считая, что качественная профориентация — это большая производительность труда, высокое качество продукции, значительная стабильность квалифицированных кадров.

  Профессиональная ориентация — это комплексная система научно обоснованных форм, методов и средств влияния, на лицо с целью оптимизации ее профессионального самоопределения на основе учета личностных характеристик каждого индивида и спроса на рынке.

 Профессиональная  ориентация состоит из:

  - профессиональной информации — нагромождение и распространение сведений о содержании и перспективах современных профессий;

- профессиональной консультации — взаимодействия индивида и профессионального консультанта с целью помощи в выборе профессии;

Информация о работе Сущность активной и пассивной политики в сфере занятости