Сущность активной и пассивной политики в сфере занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:16, контрольная работа

Описание

В зависимости от наборов средств воздействия принято выделять два типа политики занятости: активную и пассивную. Активная политика строится на том, что человек понимает свою ответственность за материальное благополучие семьи и всегда стремится к сохранению занятости, а при её потере - к активному поиску работы. Задача государства при этом заключается в создании условий обеспечения занятости трудоактивному населению. При пассивной политике роль государства состоит в том, чтобы обеспечить трудящимся сохранение рабочих мест, работодателям – поддержание спроса на выпускаемую ими продукцию, безработным – выплату пособий и помощь в трудоустройстве путём предоставления соответствующей информации.

Содержание

Сущность активной и пассивной политики в сфере занятости………...3
Тест…………………………………………………………………………16
Задача………………………………………………………………………16
Упражнение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

kONTROL_NAYa.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)

- профессионального отбора — профилактического обследования индивида с целью определения конкретных профессий, самых пригодных для овладения данным индивидом;

- профессионального отбора — профессионального диагностического обследования лица, направленной на определение степени ее пригодности, к отдельным видам профессиональной деятельности согласно нормативным требованиям.

Профессиональная  учеба включает: первичную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации незанятых граждан, и  это является важным активным мероприятием государственной политики занятости из той точки зрения, что он повышает конкурентоспособность рабочей силы и делает гибче рынок труда.

Первичная профессиональная подготовка незанятых граждан направляется на овладение ими специальными знаниями, умениями и навыками за профессиями, которые имеют спрос на данном региональном рынке труда или необходимые для самой занятости. Имеется в виду, что эти граждане не имели профессий.

Переподготовка  граждан, которые уже имеют профессию  или специальность, осуществляется с целью овладения специальными знаниями, умениями, навыками за новой профессией (специальностью) высвобожденными работниками, безработными и другими незанятыми гражданами, которым не может быть предложена подходящая работа за имеющейся у них профессией.

 Повышение  квалификации работников направлено  на расширение и углубление  их знаний, умений и навыков,  за раньше приобретенными профессиями  (специальностями) к уровню, который  отвечает современным требованиям  науки и техники, а также  на овладение знаниями, которые будут способствовать полной и производительной занятости .

Профессиональная  учеба незанятых граждан, переподготовка и повышение квалификации работников, должны быть основным средством активной политики государства относительно предотвращения безработицы. В Германии, Швеции, Франции, Италии, Великобритании и других развитых странах , больше чем половина безработных охвачена данными видами активных мероприятий. Считается, что за трудовую жизнь (30—40 лет) рабочий должен получить не менее трех-четырех профессий для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда.

  В Украине пока еще профессиональной учебе (обобщающий срок, который предусматривает первичную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации) незанятых граждан не уделяется достаточного внимания, о чем свидетельствует его динамика. Профессиональная учеба граждан происходит на учебных базах высших заведений образования, профессионально-технических заведений образования, предприятий, учреждений и организаций, в учебных центрах службы занятости. Но следует подчеркнуть относительно небольшую частицу тех работников, которые проходят учебу на предприятиях.

Совсем небольшой  удельный вес (лишь 2 %) составляют те, кто  учился на базе учебных центров ДСЗ. Это объясняется нерозвинутистю этой базы из-за отсутствия необходимых средств.

С целью усиления такой работы Кабинет министров  Украины в январе в 2001 г. своим  распоряжением утвердил мероприятия  по содействию предприятиям в организации  профессиональной учебы кадров на производстве. Реализация этих мероприятий поможет повысить конкурентоздатнить работников на рынке труда и повысить мобильность рабочей силы.

  Расширение сферы докладывания труда за счет введения в действие новых рабочих мест и сохранения действующих способствует прямому снижению безработицы. Роль этого фактора в активных мероприятиях трудно переоценить. Однако это возможно лишь в условиях значительного оживления экономической и инвестиционной активности в стране

 Однако формирование  рынка рабочих мест — в методологическом плане достаточно сложное дело. Методологией этой проблемы в Украине занимаются много ученых. Концентрировано и современно она изложена профессором В. В. Оникиенком, вполне справедливо считает, что именно занятость и является следствием существования рабочих мест как физических единиц и стимулов, которые определяют масштабное соотношение спроса и предложения рабочей силы.

  Кризисное состояние экономики Украины привело к разбалансированности спроса на рабочие места и их предложения со стороны работодателей, что вызывало кризис рабочих мест. Определяющим фактором рынка рабочих мест в Украине являются структурные сдвиги, вызванные условиями переходной экономики, а именно:

  - характером распределения и перераспределения рабочей силы между материальной, непроизводственной, и другими сферами экономической деятельности;

 - изменениями в региональной структуре рабочей силы;

- структурными сдвигами в формах ведения хозяйства;

 - развитием рыночных форм занятости;

 - технической и технологической модернизацией рабочих мест.

  Важной характеристикой рабочего места, которое непосредственно влияет на совокупный спрос на рабочую силу, является его стоимость. Она состоит из расходов на рабочую силу, стоимости средств и предметов труда. В разных отраслях экономики эта стоимость существенно отличается. Стоимость рабочего места постоянно растет через интенсивное развитие высоких технологий, информационных систем и необходимости создания рабочих мест, за международными стандартами.

  Как отмечает В. В. Оникиенко, процесс создания и сохранения существующих эффективных рабочих мест в условиях действия взаимосвязанных и часто разнонаправленных факторов должен быть управляемым и активизироваться через механизм экономического стимулирования. Методологический подход к разработке этого механизма заключается в определении приоритетных направлений, выявлении эффективных форм и методов регуляции данного процесса.

  Предложение экономических рабочих мест увеличивается за счет рабочих мест, порожденных рыночными стимуляторами мелких предпринимателей в сфере производства, посреднических услуг, информационных служб, домохозяйств и других, стимулирование которых не нуждается в значительных инвестициях. Особенностью этой сферы является достаточно значительное превышение экономических рабочих мест над физическими. Стимулирование создания экономических рабочих мест становится эффективным во время осуществления таких мероприятий:

 - в розвиту инфраструктуры посреднических услуг относительно организации и обслуживания физических рабочих мест;

 - в развитии социальной инфраструктуры (жилья, коммунального транспорта, образования) с учетом особенностей развития территорий;

 - в создании банка данных из учета экономических рабочих мест;

 - в государственной поддержке данной сферы через льготное кредитование и другие мероприятия.

  Сама занятость населения — это занятость граждан общественно полезной деятельностью, которая осуществляется не за наймом и дает работнику доход. Сама занятость населения как активное мероприятие влияния государства на занятость является относительно молодым видом деятельности. По мнению О. В. Позняка, под самой занятостью в широком значении понимается как индивидуальная, так и смежная с ней разновидность занятости — деятельность, связана с докладыванием труда на микропредприятиях (с количеством занятых до 50 лиц).

  Государственная политика содействия самой занятости должна выходить с того, что развитие ее является средством решения социальных проблем, а не экономического роста. Одним из ее главных направлений есть комплекс мероприятий по выведению ее из «ткни».

  Недостаточно используется в Украине и такое мероприятие, как гибкие формы занятости. Это, прежде всего, предопределенно отраслевой структурой экономики Украины, где превалируют отрасли тяжелой промышленности с круглосуточным непрерывным режимом работы (черная и цветная металлургия, химия, нефтепереработка, производство электроэнергии, и тому подобное). Организационно-технологические условия в этих отраслях в большинстве случаев не позволяют широко воплощать гибкие формы занятости. Кроме того, не все предприниматели там, где возможно внедрять такие формы, согласны на это. Однако с постепенным изменением отраслевой структуры и с увеличением удельного веса обслуживающих отраслей внедрения гибких форм занятости будет расширяться.

  Пассивная политика государства в отрасли занятости предусматривает ее ответственность за положение наемных работников и работодателей на рынке труда. В этом случае формируется своеобразный рыночный государственный патернализм. Пассивная политика осуществляется пассивными мероприятиями, к которым принадлежат: регистрация и учет безработных и незанятых граждан, которые ищут работу; организация системы предоставления помощи по безработице; осуществление как денежных, так и неденежных , форм поддержки безработных и членов семей, которые находятся на их иждивении. Эти мероприятия не влияют на соотношение спроса и предложения рабочей силы и в условиях нашего рынка труда не регулируют занятость населения.

  Однако страны с рыночной экономикой не применяют отдельно или активную или пассивную политику. В зависимости от модели рынка труда и экономического положения страны в государственной политике занятости присутствующие и активные и пассивные мероприятия с преимуществом тех или других. Поскольку самой эффективной социальной защитой работоспособных граждан является предоставление рабочих мест всем желающим работать, то преимущество в большинстве стран с развитой рыночной экономикой отдают активным мероприятиям, направленным на расширение сферы докладывания труда. На основе этого необходимо выдерживать рациональные пропорции расходов на такие мероприятия. Расходы на активные мероприятия в развитых странах составляют от 20 до 40 %, а иногда и 50 % от общих средств, направленных на регуляцию занятости.

 

 

 

Тест 20

 

Безработица и  инфляция связаны между собой обратной зависимостью. (Б)

 

 

Задача 20

 

В порядке формирования и реализации годовой территориальной  программы занятости планируются инвестиции в номинальном размере 100 тыс. у. е. на расширение сферы социальных услуг незанятому населению региона. К выполнению этой программы и привлекаются частные предпринимательские структуры, которым необходимо выплачивать проценты на вложенный капитал и тогда реальная стоимость такой программы будет складываться из номинальной в 100 тыс. у. е. плюс процентные выплаты нарастающим итогом.

Рассматриваются четыре варианта процентных выплат и  соответствующее наращение стоимости  территориальной программы

- первый вариант:  выплаты осуществляются ежеквартально  нарастающим итогом в размере 3% номинальной стоимости программы;

- второй вариант:  выплаты производятся каждые 3 месяца  в размере 4%;

- третий вариант:  выплаты осуществляются каждое  полугодие в размере 6%;

- четвертый  вариант: выплаты в конце года  по завершению программы в  размере 14% от исходной суммы.

Определить  наивыгоднейший вариант (по минимальной  стоимости) реализации территориальной программы.

 

 

Результаты  решения в таблице

№ вар.

Номинальная стоимость  программы

Ставка %

Реальная стоимость  программы в конце

Оптимальный вариант

I периода

II периода

III периода

IV периода

1

100 тыс. у.  е.

3

103 тыс. у.е.

106 тыс.у.е

109 тыс. у.е.

112 тыс.у.е.

 

2

100 тыс. у.  е.

4

104 тыс.у.е.

108 тыс. у.е

112 тыс.у.е

116 тыс.у.е

Оптималь-ный

3

100 тыс. у.  е.

6

106 тыс.у.е

112 тыс.у.е.

 

4

100 тыс. у.  е.

14

114 тыс.у.е.

 

 

Наивыгоднейший  вариант (по минимальной стоимости) реализации территориальной программы  равен 116 тыс.у.е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 20

 

 

1. Процесс мировой  глобализации ставит с особой  остротой перед экономикой Украины одну из важнейших задач социальной политики – выявление и успешное разрешение проблем продуктивной занятости. (ДА)

2. Продуктивная  занятость – это такая занятость  населения, которая за счет  высокопроизводительной работы  создает необходимые для развития общества ресурсы и дает каждому работнику доход, достаточный для воспроизведения его физических, интеллектуальных и профессиональных качеств. (ДА)

3. Патерналистская  модель рынка труда характеризуется  практически почти полной децентрализацией и минимальным вмешательством государства в решение проблем занятости и безработицы. (НЕТ)

4. В осуществлении  инвестиций в человеческий капитал,  а значит и в их финансировании, заинтересована только та сторона,  которая получает эффект от  этих инвестиций. (ДА)

5. В государственном арсенале средств, форм и методов регулирования рынка труда можно выделить три основных блока: правовой, экономический и организационный. (ДА)

6. С наибольшей  остротой безработица и напряженность   на рынке труда проявляются  в Западных территориях Украины.  (ДА)

7. Свободная  экономическая зона не дает  гарантий от конфискации государством собственности, даже периодически правомерно функционирующей в рамках этой зоны. (НЕТ)

8. Оплата профессионального  обучения направляемых службой  занятости безработных осуществляется за счет предприятий, как будущих потребителей подготавливаемых кадров. (НЕТ)

  9. На отраслевом  уровне устанавливаются трехсторонние  отраслевые (тарифные) соглашения между Министерством труда и социальной политики, общеукраинскими отраслевыми профсоюзами и работодателем (объединениями работодателей). (ДА)

10. Пособие по  безработице может выплачиваться  одноразово для организации предпринимательской деятельности безработными, которые не в состоянии трудоустроиться в связи с отсутствием на рынке труда подходящей работы. (ДА)

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Балахнин Г.С., Сумцов В.Г., Филиппова І.Г. Дистанционный курс дисциплины «Государственное регулирование занятости»-Луганск,2010г.

Информация о работе Сущность активной и пассивной политики в сфере занятости