Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение безработицы, её видов и основных показателей.
Задачи курсовой работы:
1) изучить рынок труда и понятие безработицы;
2) ознакомиться с видами безработицы, выявить ее причины и последствия;
3) изучить состояние и особенности безработицы в России.
Последователем и учеником Маршалла был Артур Пигу (1877-1955). Его основная работа по занятости «Теория безработицы» вышла в 1933 г. В ней наиболее полно были изложены основные положения классической теории занятости. Пигу полагал, что причиной безработицы является высокий уровень заработной платы, а ее сокращение увеличивает занятость, так как уменьшает издержки производства и создает возможность нанять дополнительно рабочих.
Уменьшение издержек производства ведет, по его мнению, к общему снижению товарных цен и к увеличению покупательной способности групп населения, живущих не на заработную плату, что создает дополнительный спрос, стимулирующий расширение производства и занятости.
Другим фактором, определяющим объем занятости, служит, по Пигу, функция реального спроса на труд. В итоге он приходит к следующему заключению: «При наличии совершенно свободной конкуренции среди наемных работников и при наличии совершенно мобильного труда характер связи (между ставками реальной заработной платы, на которых настаивают работники, и функцией спроса на труд) будет очень простым. Постоянно будет действовать сильная тенденция к установлению такого соотношения между ставками заработной платы и спросом, чтобы все были заняты». [1 стр. 30].
Кейнсианская теория занятости сформировалась в основном в 30-х годах XX века. Она связывается с именем английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946 гг.), наиболее выдающегося исследователя в области макроэкономики. Дж. Кейнс является родоначальником современной теории занятости. Его основной труд "Общая теория занятости, процента и денег" вышел в свет в 1936 году.
Кейнс доказал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, т. е. безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал также что, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.
Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведет к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наемных работников, и крупномасштабной безработице. Безработица влечет снижение доходов населения, то есть покупателей. А это, в свою очередь, влияет на падение покупательского спроса на товары и услуги.
Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство: увеличение госзаказов, если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики; увеличение денежной массы; поощрение инвестиционной деятельности частного бизнеса, расширение государственного сектора экономики; рост госаппарата всех уровней; снижение ставок подоходного налога.
Однако, как известно меры по увеличению государственных расходов и сокращение налогов приводит к увеличению дефицита государственного бюджета и инфляции. Но в кейнсианской модели инфляция и безработица не могут существовать одновременно.
Этот вывод был подтвержден английским экономистом А. Филлипсом (1914-1975). А. Филлипс установил такую закономерность: чем выше темпы роста зарплаты, тем ниже безработица, и наоборот. И это объяснимо. С повышением уровня безработицы уменьшается покупательная способность населения. Безработица отрицательно сказывается на уровне оплаты труда. В итоге уровень инфляции снижается. Этот процесс наглядно представлен в виде кривой Филипса (Рис.5).
Рис. 5. Кривая Филлипса
Исходя
из кривой Филипса, возникают два варианта
для разного практического сочетания
взаимосвязанных величин: или низкая безработица
и высокая инфляция (т А); или низкая инфляция
и высокая безработица (т Б).
Между тем кривая Филипса отражает взаимосвязь инфляции и безработицы только в краткосрочном периоде. Если взять длительные периоды (5-10) лет, то при высоком уровне безработицы цены продолжают повышаться. То, что кривая Филипса не срабатывает в долгосрочном периоде, объясняется следующими обстоятельствами. Во второй половине 20 века заработная плата, а тем самым и пособия по безработице, систематически повышались даже во время спада производства, что обусловлено ростом квалификации и стоимости рабочей силы. Как правило, предприниматели и работники заключают долгосрочные договоры о величине заработной платы. Более того, из-за инфляционных ожиданий предприниматели увеличивают оплату труда в порядке компенсации будущего роста цен.
В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что обратная связь между безработицей и инфляцией возможна только в краткосрочном периоде, когда рост инфляции, вызванный государственной стабилизационной политикой полной занятости, является совершенно неожиданным для наемных работников и предпринимателей. В силу того, что наемные рабочие недооценивают фактор роста цен, а темпы реальной инфляции оказываются выше ожидаемых, номинальная заработная плата отстает от роста инфляции. В такой ситуации предприниматели расширяют производство и занятость, так как издержки производства растут медленнее цен. Следовательно, в краткосрочном периоде, при условии непредвиденных изменений в государственной политике по регулированию совокупного спроса, действительно существует обратная связь между инфляцией и безработицей.
Основателем и признанным
лидером монетаристского
Фридмен выступал против социальных мер правительства по поддержанию низкооплачиваемых и слабо социально защищенных слоев населения, считая их неэффективными. Основным регулятором экономики он считал деньги (отсюда и название направления). Большая часть работ Фридмена посвящена проблеме денег, денежного обращения, стратегии кредитно-денежной политики. В противовес Кейнсу монетаристы против бюджетного и налогового регулирования и вообще считали, что число государственных регуляторов должна быть сокращено до минимума. Главная их идея - стабильная эмиссия денег, независимо от экономического положения и состояния конъюнктуры.
Использование теорий в практической деятельности государств
При разработке экономической политики, в том числе политики занятости, в разных странах и в разное время использовались разные теории. Однако можно утверждать, что со времени самого мощного мирового кризиса 30-х годов преобладающей теорией стала кейнсианская. Она была использована президентом США Ф.Рузвельтом при осуществлении мер для вывода страны из глубокого кризиса и преодоления массовой безработицы.
В 70-с и 80-е годы, когда, безработица в ряде стран стала сочетаться с инфляцией, значительное влияние в США и некоторых других странах Запада получили рекомендации монетаристов. Согласно их теории, борьба с дефицитом государственного бюджета была выдвинута на передовые позиции в практической деятельности многих правительств. Положения монетаристов использовало и правительство М. Тэтчер.
Переход России к рыночной экономике и решение проблем занятости и безработицы теоретически не были обоснованы. Но положение в стране сложилось таким образом, что пришедшие к власти демократы оказались под влиянием монетаристской теории.
В середине 1998 года количество денег в обращении в России составляло 15% ВВП, в то время как в Германии и Франции - более 20%, а в других странах свыше 40-50%. Различные формы нерублевых расчетов (бартер и другие) составляли 70% всех операций в экономике России.
Что касается государственного регулирования экономики, то полный отказ от него российского правительства в 1991 году (когда экономика еще на 9/10 была государственной) привел к разграблению страны, обнищанию основной массы населения и росту безработицы.
Монетаристская политика оказалась для России необоснованной и вредной, кейнсианская - невостребованной.
Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве основной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации; отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). В нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости.
По российскому
Особенности современной безработицы в России:
- наличие наряду с
открытой безработицей
- наличие наряду с официально регистрируемой безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, масштабы которой в несколько раз превышают размеры официальной безработицы;
- наличие значительной
фиктивной безработицы (
- неразвитость инфраструктуры рынка труда;
- наличие больших
разрывов в уровнях
Характерной чертой рынка труда России является наличие в достаточно широких масштабах скрытой безработицы.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) опубликовала доклад о социально-экономическом положении России в первом полугодии 2011 года. По данным доклада, число безработных, рассчитанное по методологии МОТ (Международной Организации Труда), в июне 2011 года составило 4,6 млн. чел., или 6,1% экономически активного населения (т.е. работающих граждан и безработных, ищущих работу). По методологии МОТ учитывается не только официально регистрируемая безработица, но и скрытая, то есть количество людей, желающих работать, но не обратившихся в службу занятости.
Число зарегистрированных безработных, по данным Росстата, в июне 2011 года составило 1,4 млн. чел. Получается, что скрытая безработица составила 3,2 млн. чел., или 4,2% экономически активного населения. Общее число безработных (по МОТ) за полгода сократилось на 780 тыс. чел. (или на 14,5%), а число зарегистрированных — на 164 тыс. чел. (или на 10,3%).
По оценкам экономистов, безработица в России занимает важное место в ряду макроэкономических проблем.
Данные Росстата по итогам октября 2011 года – января – 2012 года, в Российской Федерации уровень безработицы составил 6,3 % и количество безработных 4773,2 тыс. чел.
Самый высокий уровень безработицы по методологии МОТ зафиксирован в Республике Ингушетия – 49.1%, в Чеченской Республике – 36.3% и Республике Тыва – 24.2%.
Самый низкий уровень безработицы – в Москве – 1.0%, Санкт-Петербурге – 1.4%, а также в Ленинградской области (3.1%).
К числу проблемных субъектов
федерации с низкими
В настоящее же время основная задача в области занятости — приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии.
Политику занятости, как
совокупность мер, направленных на улучшение
распределения рабочей силы и
поддержание эффективной занято
Пассивная политика ограничивается выплатой пособий по безработице, переводом людей предпенсионного возраста на пенсию, оказанием материальной помощи. Безусловно, эта работа необходима и важна.
Активная политика представляет собой разработку соответствующей законодательной базы о налогообложении, стимулирующей бюджетной, кредитной, налоговой и инвестиционной политики и осуществляется через активные программы. К последним можно отнести: программу «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах», Федеральную целевую программу содействия занятости населения Российской Федерации на 1998— 2000 гг., Федеральную программу поддержки малого предпринимательства на 1998—1999 гг.
В свою очередь федеральные программы конкретизируются в специальных активных программах государственной службы занятости: содействие в трудоустройстве, ярмарки вакансий, содействие временному трудоустройству, создание и сохранение рабочих мест, межрегионального перераспределения рабочей силы, содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы, профессиональное обучение безработных граждан, социальная поддержка инвалидов и др. Данные программы приняты как на федеральном, так и на региональном уровнях.