Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение безработицы, её видов и основных показателей.
Задачи курсовой работы:
1) изучить рынок труда и понятие безработицы;
2) ознакомиться с видами безработицы, выявить ее причины и последствия;
3) изучить состояние и особенности безработицы в России.
К активным экономическим методам регулирования занятости относятся следующие меры:
— общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности, стабилизация и в дальнейшем достижение экономического роста;
— создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости;
— обеспечение профессионального обучения, переподготовки и консультирования в целях формирования рациональной структуры занятости.
В связи с ограниченностью финансовых ресурсов на осуществление программ занятости, важной проблемой становится определение их эффективности. В мировой практике известно несколько подходов к решению этой проблемы. Среди них: сравнение показателей трудоустройства и последующей трудовой карьеры, сравнение расходов на соответствующие программы с потенциальными налоговыми поступлениями от трудовой деятельности лиц, вернувшихся в эту сферу после участия в тех или иных программах; сравнительная характеристика стоимости программы и ее результатов; оценка эффективности политики занятости.
В России определить реальный уровень безработицы достаточно сложно не только из-за разногласий в ее понимании. Отсутствие нормальной информационной базы, недостаточная оперативность служб занятости порождает множество затруднений в определении безработицы. Так, чтобы получить статус безработного, человек должен зарегистрироваться в службе занятости. Не все реально безработные идут в службу занятости, а многие, особенно в сельских районах, вообще не знают о существовании подобных служб.
Согласно российскому закону о занятости, главная цель политики занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости, путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Целями Программы являются
повышение уровня и изменение
структуры занятости населения
Российской Федерации на основе создания
экономически эффективных рабочих мест в перспективных
отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются:
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
- формирование эффективной структуры занятости населения;
- повышение качества создаваемых рабочих мест;
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.
Заключение
Безработица представляет
собой сложное социально-
Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.
Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной службой занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Список использованной литературы
Практикум
Задача:
В некоторой стране численность всего населения составляет 140 млн. человек, трудоспособного населения – 120 млн. человек, занятых – 90 млн. человек, фактический уровень безработицы 10 %. Определить численность безработных, состав рабочей силы, а затем – численность трудоспособного населения, не включаемого в состав рабочей силы.
Решение:
1. Определяем численность безработных
U = POP × u
где U - численность безработных
POP - численность трудоспособного населения
u – уровень безработицы
U = 120 млн. чел ×10 %= 12 (млн. чел.)
2. Определяем численность рабочей силы
L = E + U
где L - численность рабочей силы
E - численность занятых
U - численность безработных
L = 90 млн. чел + 12 млн. чел. = 102 (млн. чел.)
3. Определяем численность трудоспособного населения, не включаемого в состав рабочей силы
NL = POP – L
NL = 120 млн. чел - 102 млн. чел. = 18 (млн. чел.)