Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:39, доклад
Важная роль в экономическом развитии общества принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т.п. выполняло определенные функции в сфере экономики.
Важная роль в экономическом развитии общества принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т.п. выполняло определенные функции в сфере экономики.
В
современных условиях невмешательство
государства в социально-
Никто и никогда не снимал с государства ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства, его регулированием экономических и социальных процессов общества. Что же представляет собой ГРЭ?
ГРЭ — представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями. К общественным организациям, которые также участвуют в регулировании экономики, можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей и фермеров, советы по экологии и пр.
Цель
государства в современной
В современных условиях ГРЭ непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д.
Приоритетные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Нидерланды, Скандинавские страны, Австрия, Испания), а также в Японии, Ю.Корее, в быстроразвивающихся странах Латинской Америки и арабского Востока. Все эти страны имеют смешанную экономику, где налицо рыночные и государственные регуляторы, свободное сосуществование различных форм собственности, индикативное планирование, активная социальная политика государства.
В
целом такая экономика
Слабее развито ГРЭ в США, Канаде и Австралии, где в отличие, например, от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны, возникновению соцстран и затем их распаду. Частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения рыночной конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.
Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его уровни, объекты и субъекты. Различают три основных вида экономического регулирования: государственное, рыночное и корпорационное. Оптимальное их сочетание требует органической увязки различных уровней государственного экономического регулирования. Если брать уровни ГРЭ по вертикали, то это будут: макро-, микро-, мезоуровень (средний, промежуточный):
1)
макроуровень национальной
2) мезоуровень — отдельные сектора экономики (АПК, ТЭК, ВПК), отрасли и регионы страны. ГРЭ на этом уровне является составной частью промышленной политики государства;
3) микроуровень — хозяйствующие субъекты (предприятие, фирма), производители и потребители, продавцы и покупатели.
Для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в поле зрения государства должны быть такие основные объекты: экономический цикл; накопление капитала; занятость населения; денежное обращение; платежный баланс; цены; конкурентные и социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда и экология; внешнеэкономические связи.
Сущность и методы государственного регулирования экономики
Сущность и методы государственного регулирования экономики |
Структура
механизма регулирования.
Основные методы государственного
экономического регулирования
экономики. Государственный
экономический контроль.
Структура механизма
регулирования. Основными элементами
механизма регулирования капиталистического
хозяйства, а значит, и сбалансированности
национального рынка в условиях современного
капитализма являются следующие. Во-первых,
рыночное регулирование, которое осуществляется
с помощью механизмов конкуренции, динамики
рыночных цен, стихийного выравнивания
спроса и предложения и т. д. Такое регулирование
ограничено преимущественно рамками немонополизированного
сектора экономики, в котором, например
в США, насчитывается более 99% всех предприятий
(около 23 млн.), производящих почти 40% ВНП.
Именно на таких предприятиях занята большая
часть наемных работников.
Во-вторых, корпоративная (а в ее рамках
— монополистическая, или олигополистическая)
планомерность. Гигантские многоотраслевые
концерны с помощью ЭВМ, маркетинга постоянно
изучают массовый спрос (его структуру,
динамику), проводят целенаправленную
работу по его формированию. Поэтому производство
товаров концернами сориентировано на
определенный рынок на основе предварительных
согласований номенклатуры продукции,
ее количества и качества. В наше время
по предварительным договоренностям между
производителями и потребителями на мировой
капиталистический рынок поступает около
70% всех товаров, причем основную массу
из них производят гигантские монополистические
объединения.
В-третьих, государственное регулирование,
которое представляет собой комплекс
форм и методов целенаправленного воздействия
государственных учреждений и организаций
на развитие общественного способа производства
(в том числе производительных сил, технико-экономических
и социально-экономических отношений)
с целью его стабилизации и приспособления
к меняющимся условиям. Такое регулирование
наиболее полно осуществляется через
государственные заказы, закупку государством
значительной части продукции, что означает
гарантированный спрос на нее, о чем уже
говорилось выше.
Государственное регулирование осуществляется
также путем проведения антицикличной,
региональной, инвестиционной, амортизационной,
структурной, кредитно-денежной, финансово-бюджетной,
антиинфляционной, валютной, таможенной,
ценовой, социальной, экологической форм
политики.
Между составными элементами механизма
регулирования современного капитализма
существует постоянное взаимодействие,
а значит, взаимопроникновение. Поэтому,
например, механизм рыночного регулирования
в определенной мере дополняет корпоративную
планомерность, а она, в свою очередь, частично
распространяется и на немонополизированный
сектор экономики. Так, детали для производства
автомобилей могущественной автомобильной
корпорации «Дженерал моторе» поставляют
около 40 тыс. мелких и средних предприятий-поставщиков,
а доля закупок в общей сумме оборота этой
компании достигает 48%. Это означает, что
предприятия-поставщики немонополизированного
сектора втянуты в орбиту корпоративной
планомерности.
Важнейшим звеном такой планомерности
является капиталистическое планирование,
осуществляемое в рамках гигантских транснациональных
корпораций (ТНК). Ядро их деятельности
— внутрифирменные операции. В середине
90-х годов около 40% импорта и экспорта США
проходили по внутрифирменным каналам
ТНК (американским и зарубежным).
Основными направлениями государственного
экономического регулирования народного
хозяйства, а значит, и установления равновесия
национального рынка являются следующие:
1) регулирование системы производительных
сил в целом и каждого из ее элементов
(средств труда, науки и др.) в отдельности;
2) регулирование отношений экономической
собственности, в том числе ее отдельных
форм (акционерной, государственной и
др.); 3) регулирование технико-экономических
отношений, в том числе процесса концентрации
производства, его специализации и т. д.;
4) регулирование организационно-экономических
отношений, и в первую очередь менеджмента.
Формами государственного регулирования
выступают планирование (долгосрочное,
среднесрочное и краткосрочное), программирование
(прежде всего в виде составления целевых
комплексных программ) и прогнозирование
как на национальном, так и на наднациональном
уровнях. Высшей формой государственного
регулирования является национальное
демократическое экономическое планирование,
о котором уже шла речь в одной из предыдущих
тем.
К методам (средствам) регулирования относятся:
1) экономическое регулирование; 2) правовое
регулирование; 3) административное регулирование.
Важнейшим из них является экономическое
регулирование, которое, в свою очередь,
подразделяется на прямое (осуществляемое
посредством государственных закупок
товаров и услуг, государственного целевого
финансирования) и косвенное (реализуемое
через проведение антицикличной, инвестиционной
и других форм политики). Правовое регулирование
осуществляется путем принятия и совершенствования
правовой базы (соответствующего комплекса
юридических законов и поправок к ним
и т. д.). Административное регулирование
предусматривает использование мер запрета
(например, запрет строительства предприятий
на определенных территориях), разреше-ния
(например, разрешение государственным
предприятиям базовых отраслей промышленности
заниматься туристическим бизнесом) и
принуждения (например, принудительное
закрытие после аварии одного блока Чернобыльской
АЭС). С помощью административных мер проводятся
денежные реформы и другие мероприятия.
Антицикличное регулирование
осуществляется с помощью
таких методов, как бюджетная
и кредитно-денежная
политика. В первом случае с целью воздействия
на платежеспособный спрос населения
маневрируют государственными расходами
и налогами (когда спрос недостаточный,
увеличиваются государственные капиталовложения,
снижаются налоги и т. п.; когда он чрезмерный,
напротив, — государственные расходы
сокращаются, а налоги повышаются). Стимулирование
спроса, как правило, усиливает инфляцию,
а антиинфляционное регулирование усиливает
застой.
При кредитно-денежном регулировании
центральные банки увеличивают или уменьшают
количество денег в обращении и ставки
ссудного процента. Основным методом такого
регулирования в период с 50-х до середины
70-х годов стало проведение государством
«политики доходов», которая предусматривала
контроль за ростом заработной платы и
цен. Государство при этом являлось «посредником»
между трудом и капиталом, между монополиями
и профсоюзами при заключении договоров,
проведении забастовок и т. п. С приходом
к власти в США администрации Р. Рейгана
правительственный орган, который осуществлял
контроль за заработной платой и ценами,
был ликвидирован. Почти такие же меры
были предприняты в ФРГ, Великобритании
и других странах.
С середины 70-х годов в развитых странах
административные рычаги регулирования
были ослаблены и, соответственно, усилены
непрямые, опосредованные методы, в частности
финансовая, прежде всего кредитно-финансовая,
политика. Свою роль сыграла налоговая
реформа 1981 —1983 гг. Вследствие этого была
несколько ослаблена роль капиталистического
программирования экономики, являющегося
формой ее регулирования. Наибольшее развитие
программирование экономики получило
в 50—80-е годы во Франции и Голландии. Так,
во Франции разрабатывались пятилетние
планы, включавшие систему показателей
объемов производства, динамики национального
дохода, модернизации промышленности
и торговли, развития инфраструктуры,
научных исследований, подготовки рабочей
силы, жилищного строительства и др. Выполнение
планов государство стремилось поддержать
конкретными финансовыми программами,
планами структурной перестройки экономики
(развития отраслей, которые определяют
научно-технический прогресс, например
машиностроения, и «сворачивания» нерентабельных
отраслей, в частности добычи угля).
После Второй мировой войны до 1957 г. в США
прибыль компаний в размере до 25 тыс. долл.
облагались налогом по ставке 25%, а свыше
этой суммы — по ставке 48%. Постепенно
происходило сокращение верхней шкалы
налогообложения монополий. В 1987—1988 финансовом
году максимальная ставка налога на прибыль
снизилась до 34%. По более низким ставкам
облагается налогами малый бизнес. В Украине
механизм эффективного и рационального
налогообложения на протяжении 1991—2001
гг. не был создан, налоги в основном выполняли
фискальную функцию. Об этом свидетельствует
хотя бы тот факт, что в 1997 г. один налоговый
инспектор в Украине приходился на 8 тыс.
жителей, в то время как в США — на 17 тыс.
жителей.
С середины 70-х годов, т. е. с начала современного
этапа НТР, в развитых странах Запада происходят
существенные качественные сдвиги в приоритетах
научно-технического развития. Поскольку
главной целью общегосударственной стратегии
развития в этих странах провозглашено
развитие наукоемких и высокотехнологических
отраслей (биотехнологии, электронно-вычислительной
техники, комплексной автоматизации производства
на основе новейших достижений электроники
и робототехники, разветвленной информационной
системы, создания новых композитных материалов,
производства ядерной и термоядерной
энергии, создания телекоммуникаций с
использованием лазерной техники и др.),
то государством активно разрабатываются
отраслевые научно-технические программы
развития, осуществляется их финансирование.
Характерными для большинства развитых
стран Запада являются интенсивное развитие
НИОКР в сфере электроники и вычислительной
техники, их последующее комплексное внедрение
в сферу материального и нематериального
производства.
Проведение государством научно-технической
политики связано и с определенными проблемами,
которые значительно ослабляют ее эффективность,
затрудняют достижение равновесия и сбалансированности
в функционировании национального рынка.
Это значительная милитаризация экономики
(в США в 1988 г. 80% стоимости контрактов относилось
к Министерству обороны и космических
исследований); дублирование научных исследований
вследствие отсутствия координационных
центров; острая нехватка средств для
проведения НИОКР во многих гражданских
отраслях промышленности и сельского
хозяйства; несвоевременная подготовка
научных кадров; избыток военных НИОКР
и их недостаточное осуществление в гражданских
отраслях, что вызывает углубление противоречий
между наукой и монополистической собственностью.
Важным методом государственно-
Важнейшим методом государственного регулирования
экономики выступает денежно-кредитное
регулирование, которое представляет
собой совокупность форм, методов и рычагов
государственного воздействия на денежно-кредитную
сферу. Основными направлениями денежно-кредитного
регулирования являются регулирование
банковской ликвидности, управление государственным
долгом и регулирование объема кредитных
операций, денежной эмиссии.
Банковская ликвидность регулируется,
во-первых, путем регламентации центральными
банками соотношения между кассовыми
резервами банков и депозитами, между
резервными активами и депозитами, между
займами и депозитами. Во-вторых, банки
должны хранить определенную часть своих
активов в виде резервов в центральном
банке. В США, например, эта доля в 2000 г.
составляла около 12%. Кроме того, банки
Англии, к примеру, обязаны вносить часть
аккумулированных средств на специальный
счет в центральный банк. По этому счету
они получают процент, который равняется
средней ставке за векселя государственного
казначейства на последних торгах. Банки
также обязаны вносить на специальный
счет центрального банка дополнительные
специальные депозиты в случае, если прирост
процентов на вклады превышает установленную
центральным банком норму.
Однако Национальный банк России и Украины
по рекомендации МВФ и при поддержке правительства
искусственно ограничивает объемы денежной
массы, что приводит к росту кредиторской
и дебиторской задолженности предприятий,
невыплате значительных сумм заработной
платы, делает невозможной реализацию
значительной массы изготовленной продукции,
углубляет экономический кризис. Свидетельством
этого является существенное снижение
коэффициента монетаризации ВВП: с 0,53%
в 1991 г. до 0,13% в 1998 г. (в Японии этот показатель
составляет 1,16%, во Франции — 0,69, в Германии
— 0,65%). При этом сокращается доля кредитов
в ВВП: с 53,4% в 1991 г. до 7,8% в 1995 г. и менее
1% в 1998 г. Кроме того, откровенная политика
грабежа, проводимая коммерческими банками
России и Украины, приводит к тому, что
коммерческий процент почти вдвое превышает
учетную (дисконтную) ставку НБУ. Ошибочными
являются также политика долларизации
украинской экономики (в 1998 г. уровень
долларизации достигал 80%, в то время как
удельный вес гривни составлял лишь 12%),
осуществление денежно-кредитного регулирования
под диктатом МВФ, в отрыве от потребностей
непосредственного производства, задач
возрождения национальной экономики,
что привело к финансовому кризису.
Государственное регулирование цен осуществляется
государственными органами прямо и опосредованно.
В первом случае государство устанавливает
цены на акцизные товары, на продукцию
базовых отраслей промышленности (уголь,
электроэнергию и др.), которые, как правило,
находятся в государственной собственности,
предоставляет государственные субсидии,
в том числе ценовые, устанавливает договорные
цены на товары и услуги военного назначения
и т. д. В рамках Европейского Союза надгосударственные
органы устанавливают фиксированные цены
на сельскохозяйственную продукцию, осуществляют
унификацию транспортных тарифов, гармонизируют
налоги, социальные выплаты и т. д., что
свидетельствует о прямом и опосредованном
наднациональном регулировании цен.
В рамках отдельных стран опосредованное
регулирование цен осуществляется через
механизм ускоренной амортизации (в затраты
производства в этом случае включаются
завышенные амортизационные отчисления),
установление налога на добавленную стоимость,
стимулирование экспортной деятельности
отечественных товаропроизводителей,
предоставление им льготных кредитов
и др. Государственное регулирование цен
значительно усиливается во время кризиса.
Важной особенностью государствено-
Государственный экономический
контроль. Важную роль в усилении эффективности
государственного регулирования имеет
государственный экономический и прежде
всего финансовый контроль.
В наиболее абстрактной форме понятие
контроль, как составная часть управления,
означает определенную систему наблюдений
и проверок за соответствием процесса
функционирования и развития управляемого
объекта принятым управленческим решениям,
а также выявление результатов таких решений,
принятых на основе анализа их воздействий
на управляемый объект.
В юридическом и политическом аспектах
контроль представляет собой резальную
власть над управляемым объектом, сосредоточение
прав управления над тем ли иным объектом
в одних руках.
1} Контроль за сохранением всех видов
ресурсов содействует их рациональному
использованию, росту национального богатства
страны и, при условии справедливого распределения
последнего, — повышению жизненного уровня
населения;
2) контроль за процессом производства.
Сюда входят эффективность использования
рабочей силы, материальных, энергетических,
природных ресурсов и т.п., контроль за
объемами валового производства продукции,
ВВП, валовой добавленной стоимости, национального
дохода, степени загруженности основных
фондов и т.п.;
3) экономический контроль за процессом
ценообразования: основными параметрами
такого контроля являются индексы цен
в отраслях народного хозяйства и промышленности
в отраслевом, региональном аспектах с
учетом цен на готовую продукцию и покупные
ресурсы, индексы потребительских цен
в народном хозяйстве в целом, а также
отдельных сферах, отраслях и регионах
с размежеванием продовольственных и
непродовольственных товаров, услуг, прежде
всего товаров народного потребления
по сравнению с ценами мирового рынка,
объем розничного товарооборота, товарных
запасов, удельного веса импортных товаров
и др.;
4) экономический контроль за распределением
и перераспределением созданного национального
дохода, в частности финансовых ресурсов
на микро- и макроуровнях. На микроуровне
контроль должен осуществляться за изменениями
структуры себестоимости продукции, уровня
прибыли и рентабельности, остатков денежных
средств на счетах предприятий различных
сфер, отраслей, регионов и типов собственности,
за показателями текущей ликвидности
предприятий, организаций и учреждений,
объемами задолженности (кредиторской
и дебиторской), динамикой оборотных средств
и др.; на макроуровне — за доходами, затратами
и дефицитами на уровне центрального (федерального),
консолидированного бюджетов, за размерами
внутренней и внешней задолженности государства,
масштабами льгот и недоимок за налоговыми
поступлениями, величиной субсидий и дотаций
различным отраслям и регионам государственного
бюджета;
5) отдельными звеньями экономического
контроля являются такие элементы сферы
денежных отношений, как показатели денежной
массы, скорости обращения денег, норм
резервирования, ввоза и вывоза иностранной
валюты, суммы последней на руках у населения,
динамики валютных резервов страны, паритетности
национальной валюты и т.п.;
6) экономический контроль за выпуском
ценных бумаг предполагает контроль за
объемом эмиссии ценных бумаг и их размещением,
величиной получаемой выручки от их реализации,
объемом предпочитаемых иностранцами
(нерезидентами) государственных ценных
бумаг и др.;
7) чрезвычайно важной сферой экономического
контроля является уровень жизни населения.
С этой целью осуществляется оценка денежных
доходов населения и их структуры, реальных
денежных доходов населения, прежде всего
заработной платы по народному хозяйству
в целом, а также отдельным его сферам
и регионам, соотношения между реальными
доходами и прожиточным минимумом, объема
минимальной потребительской корзины,
среднего размера пенсий, показателя уровня
бедности, величины ВВП, национального
дохода, реальных денежных доходов на
душу населения, соотношения доходов 10%
самой богатой и самой бедной части населения
(так называемый децильный коэффициент)
и др.
В сфере международных экономических
отношений объектами экономического контроля
являются показатели платежного и торгового
баланса, экспорта и импорта в отраслевом,
региональном и других аспектах.
С учетом предложенной классификации
можно дать следующее развернутое определение
сущности экономического контроля: это
комплекс знаний и основанная на них совокупность
наблюдений и проверок со стороны контролирующих
органов за функционированием и развитием
экономической системы в соответствии
с требованиями экономических законов,
действующего законодательства, принятых
управленческих решений с целью их использования,
а следовательно, и устранения возможных
негативных явлений, и обеспечения процесса
планомерного общественного воспроизводства,
динамичного и эффективного развития
всех элементов такой системы в интересах
населения страны. Важнейшими экономическими
законами, требования которых должны учитывать
контролирующие органы, являются закон
планомерного развития экономики, закон
стоимости, закон денежного обращения,
закон единства труда и собственности
и др.
Так, финансовый контроль возникает в
условиях рабовладельческого строя (IV—
III вв. до н.э.) с появлением частной собственности
(основанной на эксплуатации непосредственных
работников, с одной стороны, и личного
труда, с другой), классов, товарно-денежных
отношений и государства. Важной чертой
финансовой системы рабовладельческого
строя на начальных этапах его развития
было отождествление доходов и затрат
главы государства с доходами и затратами
самого государства. Процесс размежевания
этих финансовых ресурсов происходит
только в период существования Римской
республики, когда разделяются казна римского
сената и казна императора. В Афинах (V
в. до н.э.) доходы и расходы государства
контролировались Народными собраниями.
В современных условиях
в развитых странах
финансовый контроль
в государствах парламентского
типа осуществляется
со стороны парламента,
а в президентских
— со стороны исполнительной власти. Общими
чертами такого контроля являются принципы
Лимской декларации, принятой в 1997 г. на
Конгрессе Международной организации
высших контрольных органов. Такой контроль
считается частью государственного регулирования
с целью выявления отклонений от принятых
положений и нарушений принципов законности,
эффективности и экономии ресурсов. Осуществляется
финансовый контроль прежде всего в форме
предварительного контроля, чтобы иметь
возможность принять корректирующие меры
и не допустить нарушений в будущем, а
также получить возможную компенсацию
за нанесенный ущерб. При этом известным
недостатком предварительного контроля
является значительная нагрузка на работников
контролирующего органа.
В подавляющем большинстве развитых стран
мира, в т.ч. в странах ЕС, финансовый контроль
осуществляется Счетной палатой. Одновременно
такую деятельность осуществляют государственные
контрольно-ревизионные службы. Так, в
ФРГ, Финляндии и других странах Счетная
палата осуществляет контроль за деятельностью
всех федеральных предприятий с 50%-м участием,
государственных организаций и ведомств,
если они распоряжаются финансами государства;
в Австрии — еще и за деятельностью местных
органов власти, благотворительных фондов;
в Венгрии — за деятельностью налогового
управления, государственной таможни,
управления гербовых сборов и хозяйственной
деятельностью политических партий.
Чтобы ответственно исполнять свои функции,
высшие контрольные органы в соответствии
с принципами Лимской декларации должны
быть независимыми, назначаться на более
длительный период по сравнению со сроком
полномочий парламентов (например, в Австрии,
Германии и Венгрии — на 12 лет), члены таких
органов должны освобождаться от должности
только с согласия парламента, подчиняться
только закону и т.п.
Достоверность полученных контролирующим
органом результатов обеспечивается высоким
уровнем профессиональной и образовательной
подготовки его сотрудников. Например,
в Канаде среди более 600 работников аппарата
Генерального ревизора 15 являются докторами
наук, в Украине из 180 специалистов Счетной
палаты около 20 кандидатов и докторов
наук. Докладные записки таких органов
публикуются в официальных журналах, обсуждаются
в прессе, одновременно подаются и ответы
заинтересованных министерств. В некоторых
странах (например во Франции) высший контрольный
орган определяет даже степень вины ответственных
лиц за допущенные злоупотребления в использовании
государственных средств и выносит приговор.
Председатель (или президент) Счетной
палаты избирается в одних странах (в т.ч.
в Украине) парламентом, в других — назначается
решением Совета министров и включается
в структуру исполнительной власти.
1.1 Косвенные (экономические) методы
Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.
К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.
Денежно-кредитная
политика представляет собой совокупность
мер в области денежного
* операции па
открытом рынке, т. е. на
политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).
Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).
Некоторые экономисты
к экономическим методам
краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.
среднесрочные программы, рассчитанные на 3--5 лет.
долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;
региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;
целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;
отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;
чрезвычайные
программы, которые разрабатываются
в тех случаях, когда экономика
находится в кризисном
С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.
Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.
Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.
1.2 Прямые (административные) методы
Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.
К административным
методам регулирования