Сущность и значение контроля в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:27, реферат

Описание

Содержание контроля.
Принципы контроля.
Классификация контроля е его виды.
Формы контроля.
Органы вневедомственного контроля и их функции.
Органы ведомственного контроля и их функции.
Проблемы совершенствования контроля.

Работа состоит из  1 файл

Сущность и значение контроля.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

     В зависимости от охватываемой контролем сферы  следует выделить три вида контроля:

    1. административный;
    2. технический;
    3. финансово-хозяйственный.

     К административному контролю относится контроль со стороны административных органов государства.

     Техническим является контроль, осуществляемый специализированными службами организаций, их вышестоящими органами управления и соответствующими государственными службами.

     Объектом  финансово-хозяйственного контроля является комплекс хозяйственных процессов  и финансовых операций в материальном производстве и в непроизводственной сфере. Финансово-хозяйственный контроль — система надзора за финансовыми  операциями и хозяйственными процессами, совершаемыми, организациями независимо от форм собственности и видов деятельности с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления ее законности, достоверности и целесообразности, изыскание резервов повышения конечных результатов хозяйствования. Субъектами этого вида контроля выступают специалисты контрольно-ревизионных служб, представляющие государственный, общественный и аудиторский контроль.

     Финансово-хозяйственный  контроль в зависимости  от его субъектов подразделяется на:

    1. внутрихозяйственный;
    2. ведомственный;
    3. вневедомственный.

     Общее, что объединяет все  виды финансово-хозяйственного контроля — единство экономического содержания, предмета и метода. Вместе с тем каждый вид имеет свою сферу применения и специфику.

     Субъектами  внутрихозяйственного контроля являются финансовая, бухгалтерская, юридическая и другие функциональные службы организаций. Главное назначение внутрихозяйственного контроля — непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-хозяйственной деятельностью, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения. Он помогает скорректировать деятельность субъектов хозяйствования и их структурных подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и отделы организации, а также направления ее деятельности не способствовали достижению намеченных целей и повышению результативности работы.

     В системе внутрихозяйственного контроля ведущая роль принадлежит контролю, осуществляемому работниками бухгалтерии  организации в форме:

    • предварительного контроля на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших в бухгалтерию на подпись, а также при визировании договоров, смет и других документов связанных с расходованием денежных средств и материальны) ценностей;
    • текущего контроля в ходе учетной регистрации хозяйственных операций и инвентаризаций материальных и других ценностей;
    • последующего контроля на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации, а также посредством проводимых совместно с другими функциональными службами контрольных действий в отдельных внутрихозяйственных подразделениях, структурах, службах.

     Ведомственный контроль — контроль, осуществляемый министерствами (ведомствами), ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органами управления за деятельностью прямо подчиненных им организаций.

     Вневедомственный  контроль — контроль, осуществляемый органами общей и специальной  компетенции за деятельностью прямо не подчиненных им организаций независимо от формы собственности и видов деятельности.  
 
 

     4. Формы контроля. 

     Под формой контроля понимаются способы  конкретного выражения и организации  контрольных действий. Принято различать  три формы финансово-хозяйственного контроля:

    1. Ревизия,
    2. Тематическая проверка;
    3. Счетная проверка отчетности.

     Ревизия –обязательная регулярная форма  последующего контроля, предусматривающая:

       наиболее глубокое и полное  изучение финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования,

     осуществляющая  контроль с использованием первичных  документов, учетных регистров, бухгалтерской  и статистической отчетности, проверки фактического наличия денежных средств  и материальных ценностей, в процессе которой проверяется:

       законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых хозяйственных операций, а также ведение бухгалтерского учета по всем видам деятельности контролируемого объекта.

     Ревизия является наиболее действенной формой последующего контроля. Её выводы обосновываются документальным подтверждением и фактическими данными. Ревизия направлена на выявление, предупреждение нарушений финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. Она является формой государственного контроля.

     Тематическая  проверка – форма контроля в процессе которого устанавливается законность отдельных хозяйственных операций или отдельных сторон деятельности субъекта хозяйствования.

     Счетная проверка отчетности также является формой последующего контроля, в период которого исследуется достоверность отчетных данных. Счетная проверка отчетности охватывает три этапа:

    1. Проверка согласованности одних и тех же показателей в различных формах отчетности;
    2. Сличение отдельных отчетных показателей с записями в учетных регистрах;
    3. Проверка соответствия учетных записей в учетных регистрах с первичными документами.
 
 
 

     5. Органы вневедомственного контроля  и их функции. 

     Органами  вневедомственного (государственного) контроля являются:

    1. Комитет государственного контроля Республики Беларусь,
    2. Министерство финансов,
    3. Министерство по налогам и сборам,
    4. Министерство статистики и анализа,
    5. Министерство экономики,
    6. Национальный банк,
    7. органы специализированного государственного контроля
    8. административные органы.

     Высшим  органом финансово-экономического контроля в республике является Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

     Основными функциями Комитета государственного контроля являются:

  • контроль за исполнением нормативно-правовых актов Республики Беларусь,
  • контроль за образованием и использованием государственного бюджета;
  • контроль за осуществлением внешнеэкономической деятельности государственными органами;
  • проверка законности и эффективности использования государственных материальных ресурсов;
  • контроль за состоянием контрольно-ревизионной работы в органах государственного управления;
  • проверка финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, представительств и учреждений, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств бюджета;
  • контроль за использованием государственных средств и материальных ресурсов;
  • ревизия и тематические проверки на предприятиях, в организациях и учреждениях, в том числе и по постановлению правоохранительных органов.

     Министерство  по налогам и сборам Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения.

     Основными задачами Министерства но налогам и  сборам являются: контроль за:

     соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,

     обеспечением правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет и их учета;

     валютными отношениями в пределах своей  компетенции.

     Также МНС осуществляет руководство деятельностью инспекций; разрабатывает предложения по совершенствованию налогового законодательства и организации работы государственных налоговых органов и прочее.

     Министерство  финансов:

       осуществляет непосредственное руководство финансовой системой,

     составляет государственный бюджет,

     контролирует полноту и своевременность поступления средств в бюджет, целевого их использования, соблюдения финансовой дисциплины учреждениями и организациями, состоящими на государственном бюджете,

     следит за состоянием бухгалтерского учета и отчетности, за выполнением предприятиями финансовых планов.

     В системе Министерства финансов имеется  контрольно-ревизионное управление, которое осуществляет контроль за образованием и использованием бюджета.

     Министерство  статистики и анализа контролирует:

     выполнение  планов социально-экономического развития

     наличие трудовых и материальных ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства;

     достоверность отчетных данных и состояние учета и отчетности на предприятиях, в организациях и учреждениях;

     соблюдение  действующего порядка утверждения, составления и представления отчетности.

     Министерство  экономики осуществляет контроль за:

     социально-экономическим  развитием республики,

     обоснованностью планов развития экономики, выполнение планов социально-экономического развития,

     соблюдением государственной дисциплины в выполнении планов межгосударственных поставок и поставок продукции для общереспубликанских нужд,

     правильным  использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

     Национальный  банк является единым эмиссионным банком. Он контролирует

     наличие денег в обращении,

     ход выполнения планов производства и обращения товаров,

     расходование всеми субъектами хозяйствования заемных и собственных средств,

     целевое использование денежных средств, соблюдение режима экономии и платежной дисциплины.

     Непосредственное  финансирование и кредитование предприятий осуществляют коммерческие банки.

     Органы  специализированного  контроля осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию. Такие органы представлены различными инспекциями (ГАИ, пожарная инспекция).

     Административные  органы (Верховный суд, хозяйственные суды) призваны обеспечить строгий контроль за соблюдением всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными лицами законодательства Республики Беларусь.

     Для повышения эффективности координации  деятельности государственных органов, уполномоченных проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций в Республике Беларусь, образован Совет по координации контрольной деятельности. 
 
 

     6. Органы ведомственного контроля и их функции. 

     Ведомственный контроль за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений осуществляется соответствующими вышестоящими органами управления. Данный контроль осуществляют специальные должностные лица, состоящие в штатах контрольно-ревизионных подразделений соответствующих министерств и ведомств. Отраслевые органы управления содержат в своей структуре контрольно-ревизионные управления. Данные управления разрабатывают нормативно-справочную и методическую литературу, рекомендации, методические указания, обзоры и предложения по вопросам организации ревизий и совершенствованию постановки ведомственного контроля, проводят ревизии и тематические проверки. Руководитель КРУ назначается на должность приказом руководителя соответствующего министерства (ведомства). Если численность подведомственных организаций при органе государственного управления не позволят создавать КРУ, то функции контроля возлагаются на главного бухгалтера данного ведомства (министерства).

Информация о работе Сущность и значение контроля в современных условиях