Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 02:04, контрольная работа
Целью данной работы является: рассмотреть сущность, функции и задачи контроллинга.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и цели контролинга;
2. изучить предмет и объект контроллинга;
3. ознакомиться с функциями и задачами контроллинга.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ КОНТРОЛЛИНГА……………………………………...4
2. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНТРОЛЛИНГА…..………………………………….8
3. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА ………………………………….....10
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………15
14
ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему
«Сущность контролинга. Функции и задачи контроллинга»
по предмету
«Контроллинг»
Выполнил студент 4 курса
Феодосия – 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ КОНТРОЛЛИНГА……………………………………...4
2. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНТРОЛЛИНГА…..………………………………….8
3. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА ………………………………….....10
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы обусловлена тем, что контроллинг в Украине связан с целым рядом причин. Одними из основных специалисты называют: усиление интереса топ-менеджмента к вопросам стратегического планирования и управления, потребность в непрерывном отслеживании изменений, происходящих как во внешней, так и внутренней среде; организацию продуманной системы действий, которая сможет обеспечить выживаемость предприятия и поможет избежать кризисных ситуаций. Также для предприятия принципиально необходимо быстрое реагирование на изменения, происходящие как на внутренних, так и на внешних рынках сбыта продукции. Это требует четко отлаженного механизма взаимодействия служб предприятия для реализации управленческих целей. Кроме того, невозможность получения оперативных данных для принятия бизнес-решений в рамках традиционного бухгалтерского учета также подталкивает топ-менеджеров к постановке данной системы.
Таким образом, контроллинг позволяет на 10-19 процентов увеличить результативность принимаемых управленческих решений, практическая реализация которых обеспечивает рост производительности труда управляющих примерно в таких же пределах.
Именно он позволяет успешно решать проблемы, возникающие в рамках информационной революции, является одним из наиболее эффективных инструментов управления на микроуровне в условиях глобализации.
Целью данной работы является: рассмотреть сущность, функции и задачи контроллинга.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и цели контролинга;
2. изучить предмет и объект контроллинга;
3. ознакомиться с функциями и задачами контроллинга.
1. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ КОНТРОЛЛИНГА
Сегодня не существует однозначного определения понятия "контроллинг", но практически никто не отрицает, что это новая концепция в управлении, порожденная практикой современного менеджмента.
Контроллинг (от англ, control - руководство, регулирование, управление, контроль) далеко не исчерпывается контролем. В основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в долгосрочной перспективе путем [3, с.99]:
- адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;
- согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
- координации и интеграции оперативных планов по разным бизнес- процессам;
- создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
- создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
- адаптации организационной структуры управления предприятием с целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды. Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе.
Целью контроллинга есть диагностирование фактического, технико-экономического и финансового состояния, сравнение его с прогнозируемым, выявление тенденций и закономерностей развития экономики предприятия соответственно главной цели, предупреждение отрицательного влияния внутренних и внешних факторов на финансовый результат и положение на рынке.
Цели контроллинга как направления деятельности непосредственно вытекают из целей организации и могут выражаться в экономических терминах, например в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации при заданном уровне ликвидности.
Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических так и оперативных целей. Контроллинг как система включает в себя два аспекта: стратегический и оперативный.
Цель стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной стратегической цели развития Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели необходимо установить насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение.
Цель оперативного контроллинга – создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты – прибыль. В отличие от стратегического, оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей. Основные подконтрольные показатели: рентабельность капитала, производительность, степень ликвидности.
Контроллинг - новая концепция управления. В ее основе - стремление обеспечить надлежащее функционирование компании в будущем периоде с помощью действий:
- адаптация стратегических целей развития организации к измененным условиям внешней среды;
- создание системы обеспечения информацией;
- согласование оперативных и стратегических планов;
- система контроля за исполнением планов, их корректировка;
- адаптация организационной структуры организации.
Обеспечивает методологическую и инструмент базу для поддержки функций менеджмента.
Основные составляющие концепции контроллинга [5, с.316]:
1) Философия доходности:
- ориентация действий сотрудников на рентабельность продукции и производства;
- сочетание ориентации на клиентов и доход;
- синхронизация целей предприятия и личных целей;
- рост суммы активов компании.
2) Создание информационной системы для задач целевого управления.
3) Разбиение задач на циклы:
- этап планирования;
- этап контроля исполнения и принятия корректированных решений - это анализ фактических данных и выработка мероприятий по устранению отклонений.
4) Формирование организационной структуры.
Следует подчеркнуть, что контроллинг - это не та система, которая автоматически обеспечивает успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления. Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:
- ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе - философия доходности;
- формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей;
- создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления;
- разбиение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает оперативность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.
Цикл контроллинга включает в себя итегративные этапы планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии "встречных потоков", сначала планирование производится "сверху вниз" (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток "снизу вверх". Как следствие, одна из задач контроллинга - разработка методики корректировки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию.
Этап контроля отклонений плана от факта предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений. При этом каждый работник предприятия должен действовать самостоятельно по устранению отклонений в пределах определенной ему компетенции. В случае отклонений, превышающих его компетенцию, работник обращается на более высокий уровень иерархии управления.
Таким образом, контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений. - ориентирован на поддержку процесса принятия решений. Цели контроллинга - вытекают из целей компании (достижение уровня рентабельности, производительности и т.д.).
2. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНТРОЛЛИНГА
Предметом контроллинга являются микроэкономические процессы и явления на предприятии, которые характеризуются определенными показателями - индикаторами в их динамике и макроэкономические процессы в стране, которые оказывают непосредственное влияние на экономику предприятия. Для контроллинга важным есть учет изменений как внутреннего, так и внешней среды, в отличие от финансового учета, который отслеживает в основному внутренние изменения в хозяйственной деятельности и управленческого, что учитывает изменения внутри системы наблюдения и лишь в определенной мере за ее пределами [2, с.9].
К предмету контроллинга принадлежат такие элементы:
- формирование системы показателей стратегического планирования (определение программы развития предприятия, составление бюджетов);
- разработка системы информационного обеспечения стратегического менеджмента;
- сбор данных из центров отслеживания с помощью отчетов;
- выявление отклонений и факторов отрицательного влияния на развитие предприятия;
- составление отчетов для менеджмента;
- разработка предложений относительно ликвидации «узких» мест.
Осложнения окружающей среды, в которой функционирует предприятие, требует осложнение системы контроля за его деятельностью, то есть адаптации к новым условиям.
Критерием способности предприятия адаптироваться к сменной среде есть получение результата финансовой деятельности, а потому ориентация на прибыль показывает, что предприятие демонстрирует свою волю выстоять, одолевая изменения, часто нежелательные, в окружающей среде. Поэтому предприятия должны перейти от пассивной регистрации хозяйственной деятельности (финансовый учет) к системам, которые разрешают обеспечить данные для анализа и оценки своей позиции в измененном окружении (контроллинг).
Контроллинг, как отдельная, наука имеет свои исследовательские приемы[6, с.57]:
- общеметодологические – относятся методы характерные любой науке: наблюдение, сравнение, история развития, анализ, синтез, систематизация, выявление закономерностей, прогнозирование и др;
- общенаучные – относятся исследовательские приемы отдельных систем: планирования, учета, анализа, управления, статистики, кибернетики, информатики;
- специфические – контроллинг предусматривает использование моделирование процессов и явлений и на этой основе определяет конкретные задачи системы.
Объектами контроллинга являются факторы производства, показатели эффективности их использования и организации, потенциал предприятия (численность, основные средства, объемы производства и сбыта и др.), а также показатели финансового состояния в сравнении с прогнозируемыми.
Информация о работе Сущность контролинга. Функции и задачи контроллинга