Сущность контролинга. Функции и задачи контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 02:04, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является: рассмотреть сущность, функции и задачи контроллинга.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и цели контролинга;
2. изучить предмет и объект контроллинга;
3. ознакомиться с функциями и задачами контроллинга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ КОНТРОЛЛИНГА……………………………………...4
2. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНТРОЛЛИНГА…..………………………………….8
3. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА ………………………………….....10
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

контролинг.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, для контроллинга используется разнообразная информация финансового и управленческого учета, на основании которой определяется эффективность использования ресурсов, ход протекания хозяйственных процессов, формирование прибыли, показатели финансового состояния. Отбор показателей определяется менеджерами на основе специальных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

3. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА

     

Переход от плановой модели хозяйствования сопровождается возрастанием информационных ресурсов, как по объему, так и по смыслу информации (новые явления, процессы, события). Более сложными становятся коммуникационные связи, процедуры принятия решений, которые требуют дополнительной информации, отсутствующей в традиционной системе финансового учета. Управление информационным процессом ставит перед менеджерами все большие требования относительно понимания роли информации и знаний руководителя в области создания информационных систем. Функции управления постоянно усложняются. Так, обычное планирование трансформируется в проблемно-ориентированное планирование, сбыт продукции – в маркетинговую деятельность, финансовый и управленческий учет дополняется интегрированной системой контроллинга. Единая система бухгалтерского учета дифференцируется на подсистемы финансового, управленческого учета и контроллинга.

Контроллинг выполняет функции создания, обработки, анализа и передачи системной управленческой информации.

                   Функции контроллинга [1, с.82]:

 1) Учет:

- создание системы сбора и обработки информации;

- унификация методов и критериев оценки деятельности компании;

- ведение системы внутреннего учета.

2) Планирование:

- информационная поддержка при разработке базовых планов;

- формирование и совершенствование всей системы планирования;

- установление потребности в информации;

- координация отдельных планов и процесса обмена информацией;

3) Информационно-аналитическое обеспечение:

- разработка системы информирования;

- стандартизация информационных носителей;

- предоставление цифр материалов для процесса планирования.

4) Контроль и регулирование:

- определение контрольных величин;

- сравнение плановых и фактических величин;

- определение допустимых отклонений, их анализ.

              Специальные функции:

- сбор и анализ информации о внешней среде;

- проведение калькуляции для особых заказов;

- расчет эффективности инвестиционных проектов.

Степень проявления и эффективность использования функций контроллинга зависит от таких факторов: масштаб организации, финансовое состояние, понимание руководством важности функций контроллинга, уровень диверсификации производства, виды деятельности, квалификация управленческого персонала, других факторов.

                   Интегральной  функцией контроллинга есть координация  усилий каждого подразделения предприятия  и отдела управленческой системы  на достижение целей, которые ставит перед собою предприятие в производственной, финансовой и управленческой деятельности.

                   Необходимость создания системы  контроллинга обусловлена  нестабильностью  внешней среды  и требует:

- усиления внимания к прогнозированию будущего состояния объектов;

- ускорения реакции субъектов управления на изменения в деятельности предприятия;

- разработки и постоянного корректирования стратегических прогнозов и планов.

                   В области планирования задачи контроллинга формируются таким  образом:

- создание нормативной базы для прогнозирования развития фирмы;

- содействие разработчикам стратегических планов в определении целей и направлений развития;

- координация работ по планированию и составлению бюджетов;

- участие в определении количественных и качественных параметров работы фирмы;

- согласование промежуточных целей и планов и складывания общих стратегических планов.

                   В области учета задачи контроллинга требуют [4, с.107]:

- создание современной системы информационного обеспечения и отчетности;

- определение специфических потребностей менеджеров в необходимой информации и отчетности;

- периодического представления информации относительно отклонений фактических показателей от плановых;

- представление руководству отчетов с объяснением факторов, которые вызвали отклонения;

- анализ отклонений и обсуждение с заинтересованными лицами.

                   В области информационно-аналитического контроллинга необходимо:

- разработать архитектуру информационной структуры;

- отобрать показатели, носители информации, каналы их передачи;

- определить контрольные точки хозяйственной и финансовой деятельности;

- составить схему сбора и систематизации данных;

- разработать инструментарий для планирования, учета, контроля, анализа и принятия решений;

- консультировать менеджеров по вопросам функционирования системы контроллинга.                   

В задачи контроллинга входит также проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции развития организации (предприятия) в рыночных условиях.

Работа  работников службы контроллинга должна направляться на такие области контроля: стратегические цели; критические условия внешней и внутренней среды, которые лежат в основе стратегических планов; узкие и слабые места, которые выявлены в процессе планирования и анализа работы предприятия [7, с.204].

                   При определении системы подконтрольных показателей необходимо обеспечить такие требования: объем показателей должен быть адекватным сложности объекта управления; показатели планируются в целом по предприятию и по структурным подразделениям; показатели не изменяются на протяжении планового периода (дает возможность сравнения и выявление отклонений);  сравнимость показателей с показателями других предприятий.

                   Нужно заметить, что  контроллинг  не берет непосредственного  участия в  процессе управления, а  выполняет  сервисную  функцию  в  нем (собирает, обрабатывает, анализирует и комментирует явления), обеспечивая информацию для менеджеров. Итак, контроллинг находится в таком же положении, как финансовый или управленческий учет, которые являются подсистемами общей информационной системы, которые обслуживают систему менеджмента. Принципиальным отличием контроллинга есть направленность на будущее (стратегическое планирование), без чего невозможно продолжительное существование предприятия в рыночной среде.

Функции и задачи контроллинга постоянно дополняются и изменяются по содержанию. Меняется весомость отдельных задач.

Таким образом, функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. Основными задачами контроллинга являются: сбор и обработка информации;
разработка и ведение системы внутреннего учета; унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Контроллинг (от англ, control - руководство, регулирование, управление, контроль) далеко не исчерпывается контролем.

Цели контроллинга как направления деятельности непосредственно вытекают из целей организации и могут выражаться в экономических терминах, например в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации при заданном уровне ликвидности.

Предметом контроллинга являются микроэкономические процессы и явления на предприятии, которые характеризуются определенными показателями - индикаторами в их  динамике и макроэкономические процессы в стране, которые оказывают непосредственное влияние на экономику предприятия.

Объектами контроллинга являются факторы производства, показатели эффективности их использования и организации, потенциал предприятия (численность, основные средства, объемы производства и сбыта и др.), а также показатели финансового состояния в сравнении с прогнозируемыми.

Степень проявления и эффективность использования функций контроллинга зависит от таких факторов: масштаб организации, финансовое состояние, понимание руководством важности функций контроллинга, уровень диверсификации производства, виды деятельности, квалификация управленческого персонала, других факторов.

Основными задачами контроллинга являются: сбор и обработка информации; разработка и ведение системы внутреннего учета; унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.

В задачи контроллинга входит также проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции развития организации (предприятия) в рыночных условиях.

Функции и задачи контроллинга постоянно дополняются и изменяются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкина  Н.Г. Контролинг как  инструмент управления предприятием. Москва.: Аудит, ЮНИТИ, 2008.-279с.

2.      Ивашкевич В.Б. Контроллинг: сущность и назначение // Бухгалтерский учет и аудит. – 2009. – №7. – С. 8 –12.

3.      Карминский А.М., Оленев Н.И.,  Примак А.Г., Фалько С.Г. «Контроллинг» К., 2005г – 251с.

4.      Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих- Москва.: Финансы и статистика, 2007. - 304 с.

5.      Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова и С.Н. Зайцева / Под ред. С.А. Николаевой. М.: Финансы и статистика, 2005. - 430 с.

6.      Ореховский П.А. Контроллинг: Учебное пособие./ Международная академия Современного Знания. – Обнинск: МАСЗ, 2006. - 187 с.

7.      Фалько С.Г., Носов В.М. Контроллинг на предприятии. К., «Знание» 2005 г. – 320 с.

 

 

 

 

 



Информация о работе Сущность контролинга. Функции и задачи контроллинга