Сущность процессов модернизации и основные причины модернизации российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:56, контрольная работа

Описание

В самом общем виде модернизация определяется как усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Одновременно отмечается, что модернизируются в основном машины, оборудование, технические процессы. Если в целом с приведенным определением можно согласиться, то с утверждением о том, что "модернизируются в основном машины, оборудование, технические процессы", можно и поспорить. По крайней мере, применительно к рассматриваемой теме можно смело утверждать, что модернизации подлежит прежде всего общество и его основа - экономика России1.

Содержание

Введение
3
1.
Сущность процессов модернизации и основные причины модернизации российской экономики
4
2.
Теории постиндустриализации общества
6
3.
Основные направления модернизации российской экономики
9
4.
Государственное регулирование процессов модернизации российской экономики
12

Заключение
18

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

конт.р.по экономике.docx

— 47.97 Кб (Скачать документ)

● Стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.

Эти векторы технологического развития носят стратегический характер, поскольку  здесь у России есть значимый научно-производственный задел.

Модернизацию следует понимать не только как замену устаревшего  оборудования на более современное, но и как технологическую перестройку, позволяющую повышать эффективность производства и выпускать новые конкурентоспособные виды продукции. Именно инновационная составляющая процесса модернизации позволит преодолеть технологическую отсталость промышленности и обеспечить перспективы развития этого сектора экономики.

Существует несколько возможных решений для первого направления модернизации - технического обновления устаревшей материальной базы производства. Оно может осуществляться с использованием международного опыта создания центров коллективного пользования производственным оборудованием. Такие центры уже действуют в России, но это направление необходимо усилить, тем более, что во всем мире оно получило широкое распространение, доказав свою эффективность. Например, до 20% лазерного производственного оборудования, устанавливается в центрах, оказывающих услуги по лазерной обработке материалов. Причем, не только малые и средние, а также и крупные предприятия являются клиентами таких центров.

Обеспечение доступа к  современным технологиям является весьма актуальным не только для малых  и средних предприятий. В современных  российских условиях, когда большинство  предприятий не имеют необходимых  ресурсов для переоснащения производства, этот подход при сравнительно небольших  затратах, обеспечит доступ к современным  технологиям практически всем заинтересованным предприятиям, независимо от их масштабности и объемов производства.

Использование новейших компьютерных технологий в машиностроении – еще  одно важнейшее направление политики экономической модернизации России. Эффективность этого направления подтверждена мировой практикой: использование новейших компьютерных технологий означает переход к новому уровню инженерного дела в судостроении, космической промышленности, авиации и других отраслях. Использование подобных компьютерных технологий позволяет на годы опережать своих конкурентов.

При определении факторов и условий осуществления модернизации следует учесть ее многовариантный  характер. В России также можно  предложить рассмотреть разные варианты модернизации экономики. В виде двух крайних вариантов предлагаются следующие: от ставки на высокие технологии и преимущественное инвестирование в наукоемкие производства, прежде всего на основе ВПК, до другого сценария, где акцент делается на первоочередное развитие гражданских отраслей, потребительского сектора, ресурсосберегающих технологий преимущественно традиционного  типа. В последнем случае развитие потребительского сектора становится мощным стимулятором для развития инвестиционного  сектора, однако этот путь более длительный с точки зрения вхождения в постиндустриальную эпоху. По мнению Рустамова Э.5, в России должен быть реализован некий средний вариант в виде своеобразной смеси элементов этих двух крайних вариантов модернизации, то есть в виде рационального сочетания элементов разных технологических укладов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государственное  регулирование процессов модернизации  российской экономики.

В обеспечении нормального  функционирования любой экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности,  организации национальной обороны, выполняло определенные функции  в сфере экономики. Основной целью государственного регулирования экономики, отражающей реализацию социально-экономических функций государства, является обеспечение устойчивого экономического роста. Отечественная государственная политика экономического роста должна разрабатываться с учетом имеющегося природного, научного и «человеческого» потенциала, задач догоняющего развития и устойчивого роста, формирования социально-ориентированной системы инновационного типа.

Анализ сложившихся направлений  экономической политики стимулирования роста позволил выявить ее ключевые ограничения: во-первых, недостаточно глубоко и системно проработаны  угрозы, связанные с кризисом основного  и человеческого капитала, сохранения Россией статуса «сырьевого»  придатка в мировой экономике; во-вторых, отсутствуют эффективные инструменты, направленные на преодоление сырьевой ориентации экономики, способствующие развитию национальной инновационной  системы и активизации инвестиционного  процесса.

Основные приоритеты государственного стимулирования экономического роста  в рамках перехода России на постиндустриальную фазу развития должны находиться в  плоскости решения задач активизации  инвестиций в основной и человеческий капитал, модернизации и диверсификации структуры экономики, формирования эффективной инновационной системы, создания условий, повышающих эффективность  институциональных факторов. Взаимосвязь  инвестиционного и инновационного процессов вытекает из определяющей роли инвестиций для различных стадий инновационного цикла.

Низкая эффективность инновационных  и инвестиционных процессов в  России, во многом связанна с ослаблением  инициирующей и координирующей роли государства в разработке и реализации приоритетных направлений инновационного развития, оторванностью научных  исследований от нужд производства, недостаточным  финансированием передовых исследований, отсутствием действенных механизмов поддержки инновационной деятельности. Задачи стимулирования роста на основе инвестиционных и инновационных  факторов должны решаться синхронно  в рамках единой инновационно-инвестиционной стратегии. При этом приоритет отдается преимущественно не «горизонтальным» мерам государственного регулирования (устранение инфраструктурных ограничений, стимулирование предпринимательской инициативы и т.д.), а «вертикальным», ориентированным на активизацию деятельности новых и перерабатывающих секторов с высокой степенью обработки конечной продукции.

Как свидетельствует опыт наиболее развитых стран, адекватная политика экономического роста разрабатывается исходя из ряда положений. Во-первых, устойчивые и высокие темпы экономического роста должны, прежде всего, ориентироваться  на долгосрочную перспективу и отражать стратегические решения властей  в данной области. Во-вторых, устойчивый рост сопровождается структурными сдвигами, отражающие современные тенденции  развития. В-третьих, требуемые темпы  и качество роста обусловлены  необходимостью сокращения разрыва  в уровне социально-экономического развития между Россией и развитыми  странами. В-четвертых, следует учитывать  качество не только роста, но и непосредственно  инструментария и мер разрабатываемой  стратегии и политики в данном направлении. Осуществление любых  мероприятий экономической политики не должно подрывать достигнутый  уровень макроэкономической стабильности. Наконец, ключевым фактором экономического роста «нового качества» становятся инвестиции в развитие человеческого  капитала, создающие предпосылки  для постоянной адаптации экономической  системы к непрогнозируемым изменениям НТП, перспективных направлений  инновационного развития.

Одно из ключевых условий обеспечения  экономического роста в ряде стран  на основе инвестиционных и инновационных  факторов выступает государственное  вмешательство. При этом, по мере развития экономической системы происходит переход от прямого государственного управления к индикативному. Государственная политика направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных и инвестиционных процессов (в том числе и на уровне регионов) и является связующим звеном между наукой и производством. Как в развитых, так и развивающихся стран инвестиционно-инновационные процессы характеризуются двумя противоречивыми тенденциями государственного регулирования: с одной стороны – усиление централизованного регулирования, с другой – активизация частнопредпринимательского сектора, уменьшение объемов прямого государственного финансирования. Данные тенденции применяется в практике инновационного развития стран в оптимальной пропорции посредством специальных органов государственного регулирования.

Софинансирование инвестиционных и инновационных проектов со стороны государства осуществляется при сохранении управления проектами в руках бизнеса, активно привлекаются различные бизнес-посредники, поскольку зачастую правительственные чиновники не обладают достаточной квалификацией для оценки качества представляемых проектов и связанных с ними рисков. Государственная помощь также может предоставляться в виде услуг, а не денежных субсидий (обучение персонала; содействие сертификации продукции; обеспечение бизнеса научно-технической информацией и результатами НИОКР и т.д.).

Необходимо отметить, что  серьезные шаги в этом направлении  сделаны.

15–16 декабря 2011 г. в  Институте научной информации  по общественным наукам Российской  Академии наук проведена XII Международная научная конференция «Модернизация России: ключевые проблемы и решения». В ходе конференции состоялось конструктивное обсуждение задач и механизмов воплощения общенациональных, региональных и отраслевых стратегий модернизации России в приоритетных проектах и программах инновационного и технологического развития. Большое внимание было уделено проблемам стратегического партнерства экспертного сообщества, органов государственной власти и управления, бизнес-структур, профильных организаций системы образования, общественных, политических организаций и СМИ, ответственных за модернизацию нашей страны и решение ключевых задач инновационного и технологического развития России.

Для обсуждения в дискуссионной  части конференции были рассмотрены  вопросы модернизации в сферах науки, образования, экономики и экологии. Была затронута тема российских национальных интересов и конкурентоспособности, а также становления России как  современного социального государства  с единым мировоззрением и духовно-нравственными  принципами. Немалое внимание было уделено разработке и реализации проектов развития российских городов  и регионов.

В настоящее время при Президенте России сформирована и действует Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики. Её основные задачи: «а) рассмотрение вопросов, касающихся выработки государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики России; б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ в области модернизации и технологического развития экономики России; в) определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики России».

Параллельно функционирует правительственная  комиссия по высоким технологиям  и инновациям. Основные задачи: «обеспечение взаимодействия федеральных органов  исполнительной власти по разработке и реализации единой государственной  политики в сфере развития научно-технического комплекса, национальной инновационной  системы, устойчивого технологического обновления экономики Российской Федерации, в том числе по вопросам долгосрочного  научно-технологического прогнозирования, развития нанотехнологий и наноиндустрии, формирования рынка нанопродукции и наноуслуг».

Тема всесторонней модернизации и формирования инновационной экономики  популярна в российском обществе. Выступления руководителей страны, политиков, представителей бизнеса, специалистов разного уровня теперь не обходятся без почти уже ритуального использования модернизационно-инновационной терминологии. Но, анализ инновационных и инвестиционных процессов в России демонстрирует их низкую эффективность, во многом связанную с ослаблением инициирующей и координирующей роли государства в разработке и реализации приоритетных направлений научно-технического развития, известной оторванностью научных исследований от нужд производства, недостаточным финансированием технологических разработок, особенно со стороны крупного бизнеса, отсутствием действенных механизмов стимулирования инновационного процесса. Так, по данным Счётной палаты РФ, в первом полугодии 2010 года Правительство практически не расходовало средства на ускорение процессов модернизации и создание условий, необходимых для решения инновационных задач. Федеральное правительство в июле 2008-го года утвердило Федеральною целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», рассчитанную на 2009-2013 годы. Но в этой программе не было указано конкретных планов развития ни в экономической, ни в научно-технических сферах. Таким образом, пять приоритетных направлений развития российской экономики не подкреплены ни одним из федеральных планов, что препятствует как выделению бюджетных средств, так и привлечению частного капитала в эти направления и затрудняет сотрудничество научно-исследовательских кругов с государственными и частными компаниями.

Не преодолены бесчисленные правовые и административные барьеры, отсутствуют эффективные, современные государственные и частные институты управления модернизационными и инновационными проектами, льготы и другие стимулы инновационной активности, прозрачная и понятная система финансирования, необходимые кадры. Причём решать эти проблемы надо комплексно, во взаимной связи, а не выборочно последовательно, растянуто во времени, по существу – бесконечно… Как провозгласил Президент РФ в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 года, стратегической целью развития общества должно стать создание «умной» экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны. Однако эту цель можно достичь посредством только лишь системной модернизации экономики. При этом системная модернизация должна сводиться к тому, чтобы Россия свернула с сырьевого пути развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Сущность процессов модернизации и основные причины модернизации российской экономики