Сущность социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:15, контрольная работа

Описание

Цель написания работа на данную тему является уточнение сущности социальной политики государства и ее места в рыночной экономике.
Задачами исследования являются: определение понятия «социальная политика», ее функций, принципов, рассмотрение структуры и основных показателей результативности социальной политики, анализ особенностей реализации и результативности социальной политики в Республике Беларусь, обоснование направлений ее совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...3
1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…..5
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………………………...8
3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ ……………………..................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..……...34

Работа состоит из  1 файл

национальная экономика контрольн.docx

— 603.68 Кб (Скачать документ)

В 2012 году произведены перерасчёты:

с 1 января – пенсий неработающих пенсионеров в возрасте 75 лет  и старше, пенсионируемых в органах  по труду, занятости и социальной защите, в связи с установлением  доплат;

с 1 февраля:

    • трудовых пенсий исходя из средней заработной платы за IV квартал 2011 г. – 2543,8 тыс. руб.;
    • минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет – в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах декабря 2011 г. – 706,9 тыс. руб.

с 1 мая:

    • трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике за 1 квартал 2012 г. - 3 006,1 тыс. руб.;
    • А в последующем предполагается установить его на уровне, позволяющем компенсировать семье как недополученный доход в связи с занятостью одного из родителей уходом за малолетними детьми, так и дополнительные расходы в связи с рождением и воспитанием ребенка.
    • минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет - в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах марта 2012 г. - 743,0 тыс. руб.;

с 1 августа:

    • трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике за 2 квартал 2012 г. - 3520,3 тыс. руб.;
    • минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет - в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2012 г. – 843,9 тыс. руб.[14]

 

 

 

Таблица 2.2.

Информация о размере  пенсий (август, сентябрь, октябрь 2012 года)[15]

 

Пенсия

Средний размер (руб.)

Превышение (%)

за период:

 

Август, сентябрь, октябрь 2012г.

Декабрь 2011г.

Всех видов

1657253

940442

176,2

Трудовая

1676900

949410

176,6

По возрасту

1721358

973738

176,8

Минимальная по возрасту (с учетом доплаты к ней)

1209956

683714

177,0

По инвалидности

1516700

874670

173,4

По случаю потери кормильца

1078324

627758

171,8

За выслугу лет

2190856

1262902

173,5

За особые заслуги перед республикой

2515009

1447470

173,8

Социальная

782382

530772

147,4


 

По данным таблицы  2.2 можно  сделать вывод, что средний уровень  пенсии всех видов  в текущем году вырос по отношению с сопоставимым на 76,2 %, что в денежном эквиваленте составляет 716811 тыс. руб.

В условиях сложившейся демографической ситуации в Беларуси в центре внимания социальной политики находятся вопросы усиления государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей.

По состоянию на 1 января 2012 года численность населения Республики Беларусь составила 9465,4 тыс. человек, что  на 15,8 тыс. меньше, чем на 1 января 2011 года. [14]

Число родившихся составило 109 364 человека, что на 1241 человек  или 1,1 процента больше, чем в 2010 году. Увеличение рождаемости отмечено как  в городских поселениях (101,4 процента), так и в сельской местности (100,2 процента). Небольшое снижение рождаемости  произошло в Витебской (99,8 процента) и Гомельской (99,2 процента) областях. Рост числа родившихся произошел  в Брестской (103,5 процента), Гродненской  (102,8 процента), Минской (101,1 процента) и Могилевской (102,1 процента) областях, а также в г. Минске (100,1 процента).

В республике 2011 году умерло 135 099 человек, что на 2206 человек, или  на 1,6 процента меньше чем в 2010 году. Снижение смертности произошло также  в сельской местности (96,1 процента). В городских поселениях отмечено увеличение числа умерших на 0,1 процента.

Отмечается снижение общего коэффициента смертности до 14,3 на 1000 человек  населения (в 2010 году – 14,4).[14]

Основные усилия были сосредоточены на осуществлении мер, направленных на стимулирование рождаемости, повышение качества жизни семей с детьми, в первую очередь через повышение размеров пособий на детей, решение жилищных вопросов многодетных и молодых семей.

На сегодняшний день системой государственных пособий в нашей стране охвачено свыше 500 тыс. детей. Размеры данных пособий систематически пересматриваются с учетом изменения бюджета прожиточного минимума (табл. 2.3).

Размеры государственных  пособий семьям, воспитывающим детей на август, сентябрь, октябрь2012 год (в руб.), [14]

Таблица 2.3

Размеры государственных  пособий семьям воспитывающим детей

Виды пособий

С 01.01.12 по 31.01.12

С01.02.12 по 30.04.12

С  01.05.12 по 31.07.12

С 01.08.12 по 31.10.12

Пособие в связи с рождением  ребенка (единовременное)

при рождении первого ребенка

при рождении второго и  последующих детей

5747900

8047700

7068800

9896320

7430200

10402280

8438700

11814180

Пособие женщинам, ставшим  на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока  беременности (единовременное)

574790

706880

743020

843870

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное)

574790

706880

743020

843870

с надбавкой 75%

1005880

1237040

130290

1476770

с надбавкой 40%

804710

989630

1040230

1181420

Пособие на детей старше 3 лет (ежемесячное)

287400

353440

371510

421940

с надбавкой 40%

402350

494820

520110

590710

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом  в возрасте до 18 лет (ежемесячное)

574790

706880

743020

843870

Пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ежемесячное)

402350

494820

520110

590710


 

В последующем предполагается установить размеры пособий на уровне, позволяющем компенсировать семье как недополученный доход в связи с занятостью одного из родителей уходом за малолетними детьми, так и дополнительные расходы в связи с рождением и воспитанием ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

 

Главными задачами социальной политики на 2011- 2015 гг. являются:

  • формирование условий для развития человеческого потенциала на основе роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения;
  • совершенствование развитие государственного социального стандарта в области социального обслуживания;
  • создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования;
  • активизация инвестиционных процессов и стимулирование притока в страну прямых иностранных инвестиций;
  • повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечение сбалансированности экономики, выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году;
  • обеспечение энергетической безопасности страны.[10]

Главными целями социальной политики в долгосрочной перспективе  для Республики Беларусь являются обеспечение  устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий  для развития человеческого потенциала.

Рейтинг по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) на ежегодной основе рассчитывается Программой развития ООН – крупнейшим учреждением  в системе ООН, оказывающим содействие в области развития, – в рамках докладов о развитии человека. Данный индекс представляет собой сравнительный  анализ 187 государств-членов ООН по ряду показателей уровня жизни населения. Индекс  является комплексным показателем, вычисляемым на основе трех основных измерений человеческого развития.

По сравнению с прошлогодним докладом индекс человеческого развития для Беларуси увеличился с 0,732 до 0,756. С таким показателем наша страна по-прежнему занимает прочное место в категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Выросли и основные компоненты этого индекса. Например, показатель валового национального дохода на душу населения вырос с 12926 долларов США в докладе 2010 года до 13439 долларов США в докладе 2011 года, показатель средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении увеличился с 69,6 лет до 70,3 лет.

 Республика Беларусь  занимает в рейтинге государств  по индексу человеческого развития 65-е место. По этому показателю  Беларусь продолжает лидировать  среди стран СНГ. Для сравнения  Российская Федерация находится  на 66-м месте, Казахстан – на 68-м, Украина – на  76-м месте.[10]

Главными приоритетами в  социальной политике являются рост уровня рождаемости при одновременном  увеличении продолжительности жизни. В развитии демографических процессов  наметились положительные тенденции  к росту рождаемости и увеличению ожидаемой продолжительности жизни, сокращению темпов депопуляции населения.

Главная цель демографической  политики – последовательное повышение  ожидаемой продолжительности жизни  и рождаемости и снижение смертности населения.

В целях стимулирования рождаемости  и создания предпосылок для рождения трех и более детей предусматривается  формирование действенных экономических  стимулов, в том числе:

- увеличение размера государственных пособий на детей, включая увеличение за пятилетие размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет до уровня 35–40 процентов от средней заработной платы по стране;

- предоставление финансовой поддержки в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений:

- молодым семьям на общих основаниях при рождении первого ребенка – в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, при рождении второго или наличии двоих несовершеннолетних детей – 80, при рождении третьего и последующих – 100 бюджетов прожиточного минимума;

- многодетным семьям по льготным кредитам при наличии троих несовершеннолетних детей – 75 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам, четверых – 100 процентов от суммы задолженности.[9]

Реализация названных  направлений демографической политики позволит повысить рождаемость, оптимизировать миграционные потоки и стабилизировать  численность населения республики.

 Первоочередными задачами в области повышения уровня жизни народа являются: увеличение реальных денежных доходов, оплаты труда, приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам.

Приоритетными направлениями политики в области оплаты труда должны стать: повышение уровня заработной платы работников как основного  источника денежных доходов, инвестиций в человеческий капитал и важного стимула трудовой деятельности; рост инвестиционного потенциала и платежеспособного спроса населения; создание равных прав и условии на труд и его оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается  увеличение реальных денежных доходов  в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда  при некотором снижении численности занятых в экономике.

В результате решения поставленных задач численность работников в  экономике достигнет 4640–4670 тыс. человек  в 2015 году и уровень занятости  населения возрастет до 80 процентов  к трудовым ресурсам.[10]

Борьба с бедностью  является одним важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

С увеличением минимальной  заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета  прожиточного минимума должна сократиться  к 2015 г. вдвое, что соответствует  цели Декларации тысячелетия Организации  Объединенных Наций, принятой Генеральной  Ассамблеей 8 сентября 2000 г.

Пенсионное обеспечение - важнейшее направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система Республики Беларусь столкнулась с целым  рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике.

Для совершенствования системы  социальной защиты населения требуется адаптация действующей модели пенсионной системы к изменяющимся социально-экономическим условиям, дифференциация социальной поддержки в отношении различных групп населения, углубление адресности, развитие и улучшение системы социального обслуживания населения.

Стратегической задачей  реформирования пенсионной системы  является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы. В перспективе в соответствии с социально-экономическими программными документами в республике предусматривается:

  • проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;
  • развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;
  • совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании в целях наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
  • обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.[10]

Информация о работе Сущность социальной политики государства