Сущность стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 05:31, контрольная работа

Описание

Стандартизация (в соответствии с законом «О техническом регулировании») – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Содержание

Сущность стандартизации (по Закону РФ «О техническом регулировании»), цели и принципы стандартизации.

Международная и региональная стандартизация. Значение международной стандартизации для развития национальной стандартизации, научно-технических и торговых связей с зарубежными государствами.

Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.

Работа состоит из  1 файл

Готов_Стандартизация и метрология.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

   Оглавление: 
 
 

  1. Сущность  стандартизации (по Закону РФ «О техническом  регулировании»), цели и принципы стандартизации.
 
  1. Международная и региональная стандартизация. Значение международной  стандартизации для  развития национальной стандартизации, научно-технических и торговых связей с зарубежными государствами.
 
  1. Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной  продукцией.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Сущность  стандартизации (по Закону РФ «О техническом регулировании»), цели и принципы стандартизации. 
 

   Согласно  Федеральному закону (ФЗ) «О техническом регулировании» подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции и иных объектов требованиям: а) технических регламентов; б) положениям стандартов; в) или условиям договоров.

   Стандартизация  (в соответствии с законом «О техническом регулировании») – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

   В процессе трудовой деятельности специалисту  приходится решать систематически повторяющиеся  задачи. Существуют различные варианты решения этих задач. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения. 
 
 

   Цели  стандартизации.

   Цель  стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого или многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

   [1]

   Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества и безопасности продукции, процессов и услуг.

   Обеспечение:

  • Конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
  • Научно-технического прогресса;
  • Рационального использования ресурсов;
  • Совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов);
  • Информационной совместимости;
  • Сопоставимости результатов исследований;
  • Испытаний и измерений технических и экономическо-статистических данных;
  • Сравнительного анализа характеристик продукции;
  • Государственных заказов;
  • Внедрения инноваций;
  • Подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
  • Решений арбитражных споров;
  • Судебных решений;
  • Выполнения постановлений.
 

   Повышение безопасности:

  • Жизни и здоровья граждан;
  • Имущества физических и юридических лиц;
  • Государственного и муниципального имущества;
  • В области экологии;
  • Жизни и здоровья животных и растений;
  • Объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

   Создание:

  • Систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;
  • Систем каталогизации продукции;
  • Систем обеспечения качества продукции;
  • Систем поиска и передачи данных.
 

   Содействие:

  • Соблюдению требований технических регламентов.
 

   Принципы  стандартизации. 

   Принципы  стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной  реализации и тенденции развития.

   Выделяют  следующие важнейшие принципы стандартизации:

  1. Добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании.
  2. Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда: соответствие требованиям международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требованиям климатическим и географическим особенностям РФ или техническим (технологическим) особенностям отечественного производства; Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в международной организации по стандартизации.
  3. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Иначе говоря, необходим максимальный учет законных интересов перечисленных сторон. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т.е. как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.
  4. Системность стандартизации. Системность – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы.  Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.
  5. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменения, отменой нормативных документов. Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитее обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и т.д. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД (нормативных документов) международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.
  6. Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. Руководствуясь принципом опережающей стандартизации при формировании уровня требований национального стандарта или технического регламента, следует учитывать готовность страны, организаций к выполнению повышенных требований. В противном случае введение нового документа может парализовать деятельность значительной части организаций.
  7. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.
  8. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.
  9. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.
  10. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля.
  11. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость.
  12. Обеспечение условий для единообразного применения стандартов. Этот принцип достигается путем:
  • Установления и соблюдения единых правил применения стандартов всех категорий;
  • Единообразного оформления и сопоставимого содержания стандартов (это вариант обеспечен наличием ГОСТ Р 1.5).
  1. Обоснованность разработки национальных стандартов.
  1. Открытость процессов разработки национальных стандартов.
  2. Обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей.
 

   [3] 
 
 
 

   Международная и региональная стандартизация. Значение международной стандартизации для развития национальной стандартизации, научно-технических и торговых связей с зарубежными государствами. 

   Международная стандартизация – это совокупность организаций по стандартизации и продуктов их деятельности: стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической деятельности.

   В области  международной стандартизации работают Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия  (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ).

   Неуклонное  расширение международных связей не позволяет стандартизации замыкаться в рамках отдельного государства. Для  успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран первостепенное значение имеет международная стандартизация. Необходимость разработки международных стандартов становится все более очевидной, т.к. различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на рынке, являются барьером на пути развития международной торговли, тем более что темпы роста международной торговли в 3-4 раза превышают темпы развития национальных экономик.

   По  оценкам специалистов, стандарты  влияют на 80% объема международной торговли.

   Основной  задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

   Международная организация по стандартизации (ISO) функционирует с 1947 г. Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. Органами ИСО являются Генеральная Ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат; Высший орган ИСО – Генеральная Ассамблея. Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований.

   В период между сессиями Генеральной Ассамблеи  работой организации руководит  Совет, в который входят представители  национальных организаций по стандартизации. При совете создано Бюро по техническому управлению, которое руководит техническими комитетами ИСО.

   Проекты международных стандартов разрабатываются  непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.

   Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК решают общетехнические и межотраслевые задачи.

   В зависимости  от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство может быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК.

   Острая  конкуренция на мировом рынке  стран и фирм, являющихся мировыми изготовителями конкретной продукции, начинается и проявляется на этапе разработки МС. В региональных и международных организациях по стандартизации идет постоянная борьба за лидерство, поскольку экономически развитые страны вполне справедливо видят в проекте конкретного МС соответствующий национальный стандарт и борются за отражение в этом проекте своих национальных интересов.

   Отсюда  вытекает актуальная задача заинтересованных министерств (ведомств), участвующих в работах по международной стандартизации, - обеспечить широкое представительство страны в международных организациях по стандартизации в целях занятия передовых позиций в той или иной сфере техники и экономики.

   В условиях острой конкуренции на мировом рынке  изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность  своих изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами.

   Международная электротехническая комиссия – МЭК (IEC) разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г., т.е. задолго до образования ИСО.

   Число членов МЭК (62 страны), меньше чем членов ИСО. Наша страна является членом МЭК  с 1911 года. Высший руководящий орган  МЭК – Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран – членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функционируют 174 комитета и подкомитета, часть которых разрабатывает МС общетехнического и межотраслевого характера, а другая – МС на конкретные виды продукции. Россия ведет два секретариата ТК и два секретариата ПК.

Информация о работе Сущность стандартизации