Сущность стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 05:31, контрольная работа

Описание

Стандартизация (в соответствии с законом «О техническом регулировании») – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Содержание

Сущность стандартизации (по Закону РФ «О техническом регулировании»), цели и принципы стандартизации.

Международная и региональная стандартизация. Значение международной стандартизации для развития национальной стандартизации, научно-технических и торговых связей с зарубежными государствами.

Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.

Работа состоит из  1 файл

Готов_Стандартизация и метрология.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

   Актуальной задачей является сокращение сроков подготовки МС и ИСО, т.к. в настоящее время разработка их занимает в среднем 4-5 лет. Тенденция к сокращению сроков морального старения продукции, необходимость оперативного реагирования на запросы международной торговли в стандартах ставят задачу резкого сокращения сроков разработки МС.

   Глобализация  мирового рынка, характеризующаяся  стиранием границ на пути свободного перемещения людей, товаров, капитала и информации, требует перехода стран  на единые стандарты. Как идеал выдвинут принцип единого стандарта; единых испытаний; сертификатов, признанных повсюду.

   Международный союз электросвязи – МСЭ (ITU) – это  международная организация, координирующая деятельность государственных организаций  и коммерческих компаний по развитию сетей и услуг электросвязи в мире.

   В настоящее  время МСЭ играет лидирующую роль в области информационной безопасности, разрабатывая стандарты, которые помогают бороться с компьютерной преступностью, в т.ч. с хищением личных данных. Например, благодаря стандарту МСЭ на мультимедийное общение в реальном времени появилась телемедицина – отрасль деятельности, в рамках которой лечащие врачи, находясь в разных учреждениях, могут общаться и оказывать дистанционно медицинскую помощь.

   Соответствие  экспортной продукции требованиям международных профессиональных организаций – одно из условий допуска товара на внешний рынок. Одним из критериев уровня технического регламента является степень гармонизации его как с международными (региональными) стандартами, так и с документами профессиональных организаций.

   Одним из важнейших направлений эффективного участия нашей страны в работах  по международной стандартизации является своевременное и наиболее полное использование международных, региональных и национальных стандартов других стран в отраслях народного хозяйства.

   Применение  МС в отечественных стандартах проявляется  в деятельности, называемой гармонизацией  стандартов.

   Гармонизированные стандарты – стандарты, которые приняты занимающимися стандартизацией органами, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов  или услуг и (или) взаимное понимание результатов испытаний или информации, предоставляемой в соответствии с этими стандартами.

   Применение  в нашей стране МС обусловлено утверждением национального стандарта, представляющего собой:

  • Аутентичный текст соответствующего документа на русском языке (идентичный стандарт);
  • То же с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей национальной экономики (модифицированный стандарт).

   Обозначение идентичного стандарта формируют  из индекса ГОСТ Р (или ГОСТ), обозначения  соответствующего МС (без указания года его принятия) и отдельного от него тире года утверждения национального  стандарта.

   Необходимость скорейшего присоединения России к ВТО, продвижения отечественных товаров на мировой рынок требуют ускорения темпов гармонизации положений отечественных стандартов с международными.

   [3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией. 

   Государственный контроль  – деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований федеральных законов.

   Государственный надзор – форма оценки соответствия исключительно федеральными органами исполнительной власти.

   Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора» установил для всех органов исполнительной власти и их подразделений общий порядок и правила проведения ими мероприятий по контролю за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности предъявляемых к ним требований законодательства. В соответствии с указанным ФЗ (и другими законодательными актами), а также постановлением Правительства РФ от 16.05.2003 № 28 «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации» Госстандарт утвердил порядок государственного контроля и надзора.

   Согласно  Порядку государственный контроль и надзор (ГКиН) проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия, качества и безопасности продукции, работ и услуг. ГКиН осуществляют государственные инспектора по надзору за государственными стандартами. При проверке ГКиН проверке подлежат:

  • Продукция;
  • Техническая документация на продукцию, в том числе документация о соответствии ее обязательным требованиям согласно НД в области обязательного подтверждения соответствия;
  • Соблюдение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями требований нормативных и правовых документов, устанавливающих правила проведения обязательного подтверждения соответствия в отношении проверяемой продукции.

   Плановые мероприятия по ГКиН проводятся не более чем один раз в 2 года в отношении одного юридического лица индивидуального предпринимателя.

   Внеплановые контрольные мероприятия проводятся при получении информации об имеющихся  нарушениях, которые могут причинить вред здоровью людей, окружающей среде ввиду несоблюдения организациями, ПБОЮЛами обязательных требований. Основанием для внеплановой проверки могут послужить также и обращения с жалобами граждан, организаций по поводу нарушений их прав, связанных с невыполнением обязательных требований.

   Государственные инспектора имеют право: доступа  в служебные и производственные помещения проверяемого объекта; получения  необходимых для ГКиН документов; использования технических средств и специалистов проверяемой организации; проведения отбора проб для контроля их соответствия обязательным требованиям; получение копий документов, необходимых для проведения ГКиН. Руководство организации и (или) индивидуальный предприниматель обеспечивают госинспекторам условия для проведения ГКиН.

   При проведении ГКиН проверяется:

  • Наличие документов о проведении подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, их подлинность, срок действия, правильность оформления и регистрации либо наличие сведений о подтверждении соответствия в сопроводительной документации;
  • Идентичность проверяемой продукции наименованию, указанному в предъявленном сертификате соответствия (или его копии) или в декларации о соответствии;
  • Наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля сертифицированной продукции;
  • Правильность маркирования знаком соответствия;
  • Своевременность извещения ОС об изменениях, внесенных в техническую документацию или процесс производства сертифицированной (декларированной) продукции, а также об изменениях наименвания юридического лица или нндивидуального предпринимателя, его юридического адреса и банковских реквизитов.

   Технический осмотр производится непосредственно  госинспектором с привлечением специалистов организации.

   На  основании результатов технического осмотра, экспертизы проводится оценка соответствия продукции обязательным требованиям. По результатам мероприятий по ГКиН составляется акт проверки по установленной форме.

   По  результатам проверки госинспектор (руководитель проверки) обязан произвести запись в журнале учета мероприятий по контролю, который должны иметь все юридические лица и ПБОЮЛы. Проверяемый вправе письменно изложить свое мнение о выводах по результатам проверки, которое прилагается к акту с отметкой «Особое мнение». Действие проверяющих и принятое решение можно обжаловать вышестоящему инспектору или непосредственно в суде.

   По  результатам проверки государственные  инспектора выдают юридическим лицам  и индивидуальным предпринимателям предписания. Информация о нарушениях, выявленных в ходе мероприятий по контролю и надзору, при необходимости направляется органам исполнительной власти субъекта РФ, иным контрольно-надзорным органам, правоохранительным органам и общественным организациям потребителей.

   Для контроля и устранения выявленных нарушений обязательных требований и своевременного выполнения предписаний проводятся повторные проверки.

   Юридические и физические лица, а также федеральные  органы исполнительной власти, виновные в нарушении обязательных требований государственных стандартов, обязательных норм федеральных органов исполнительной власти (СанПиН, СНиП и пр.), правил обязательной сертификации несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.    [2] 

   Список  литературы. 
 

  1. Букин В.П., Ординарцева Н.П. Стандартизация и качество продукции: Учебное пособие / Под общей редакцией д.т.н., профессора Г.П. Шлыкова. – Пенза: ЦНТИ, 2004. – 107 с.
  2. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – 6-е изд., перераб. И доп. – М. : Юрайт-Издат, 2006. – 350 с.
  3. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебник И. М. Лифиц. -9-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт; Высшее образование. 2009.- 315 с.

Информация о работе Сущность стандартизации