Сущность управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:38, доклад

Описание

В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение
добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект
людей.
Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения
неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу.

Работа состоит из  1 файл

сущность управления.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

составе функции  гуманизации занимает деятельность по формированию и развитию

культуры фирмы, культуры управления. При этом исследуются  влияние культуры

общества на менеджмент и воздействие менеджмента на формирование корпоративной

культуры управления (деятельности, поведения, общения).            

 Американские  модели менеджмента, ориентированного  на

высокие показатели, опираются на два ключевых стимула: участие персонала в

распределении прибыли  и переход предприятия в собственность  работников. В

литературе приводятся примеры попыток применения американскими  фирмами

некоторых японских систем, например кружков качества и статистического контроля

производственного процесса, которые оказались малоуспешными из-за резких

различий в культуре американских и японских компаний.          

   Корпоратизм – это метод хозяйствования,

развития экономики  и социальных отношений сообщества, совокупность этических и

правовых норм поведения индивидуума в сообществе; это договорное сообщество, в

котором главным  фактором роста благосостояния человека является баланс личных и

корпоративных интересов.           

   Корпоративность как новая функция

менеджмента включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы,

ее социально-психологического климата, обеспечивающего решение  проблемы

удовлетворенности персонала своим трудом, общением, совместной работой с

коллегами   и непосредственным

руководителем. Предусматривается также формирование корпоративной системы

целевой

ориентации и  целевой направленности, что обеспечивается через воспитание и

убеждение, осознание  общности идей и интересов.          

 Корпоратизм  предполагает формирование корпоративной

культуры, которая призвана способствовать широкому участию персонала в  

творческих  

процессах разработки и принятия управленческих решений. Результатом

должна стать  социальная, экономическая и организационная    общность коллектива,

коллективный дух,

например, предпринимательства или настроенности на нововведения. Общинность или

коммуникабельность, патриотизм, склонность к взаимопомощи и поддержке можно

рассматривать как  традиционно свойственные российскому  менеджменту.          

   Контроль как основная функция менеджмента

объединяет виды управленческой деятельности, связанные  с формированием

информации   о состоянии   и функционировании объекта управления

(учет), изучением  информации о процессах и результатах  деятельности (анализ),

работой по диагностике  и оценке процессов развития и достижения целей,

эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании  средств и методов

управления.           

 Последняя стадия  контроля связана с уяснением  проблем и

причин их возникновения, что и является основанием для  активных действий по

корректировке отклонений от цели и плана деятельности. Следует  отметить, что

все рассмотренные  стадии функции контроля осуществляются одновременно, т.е.

контроль может  быть в процессе деятельности и после  ее завершения, а система

организации контрольной деятельности зависит от конкретной ситуации. В

значительной степени  эффективность функции контроля определяется методологией,

т.е. предварительными исследованиями и разработкой принципов, правил,

инструкций, а также  критериев оценки и показателей, измеряющих отдельные

стороны деятельности и процессы. Кроме того, необходима разработка процедур

проведения контрольных  операций, подбор и подготовка управленческого  персонала,

способного к  такой работе.          

 Выполнение  функции контроля требует высокой

профессиональной  подготовки, опыта работы с людьми. Специалист в области

контроля должен быть организованным и доброжелательным, что может дать больший

эффект, чем жесткий  контроль и жесткие санкции, хотя последнее во многом

определяется видом  работ, самостоятельностью выполнения и другими  

ситуационными факторами. Во всяком случае

менеджеры отвечают за эффективность своих решений  материально, административно,

морально, т.е. своим  престижем и карьерой.          

 Функцию контроля  исходя из ее роли в процессе управления

называют функцией обратной связи менеджмента с  объектом управления. Значение

данной функции  обусловлено природой экономической  деятельности менеджеров,

которые осуществляют процесс управления этой деятельностью  и через деятельность

людей в соответствии с объективным характером воспроизводственных процессов и с

учетом субъективных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на это

развитие.

Характеристика  основных функций управления  

  

Функция планирования. Она предполагает решение о

том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы

достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к  завтрашнему дню,

определение того, что требуется и как этого  добиться.  

План

представляет собой  сложную социально-экономическую модель будущего состояния

организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же

касается конкретных методов и стратегии, то они существенно  различаются. Обычно

организация формирует  единый план для управления ее общей  деятельностью, но в

ее рамках отдельными менеджерами применяются для  достижения конкретных целей и

задач организации  различные методы. Таким образом  составлена карта пути, по

которому должна пройти организация за конкретный период времени.  

Единого метода

планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип

планирования и  акцент, который делает менеджер в  процессе планирования, зависит

от его положения  в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования

осуществляется  соответственно уровням организации. Так, стратегическое

планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть  в долгосрочной

перспективе на основополагающие составляющие организации.  

На среднем

уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются

промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое

планирование по своей сути сходно со стратегическим.  

Планирование

осуществляется  и на нижнем уровне организации. Оно  называется оперативным

планированием. Это - основа основ планирования.  

Все три типа

планов составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим,

планом, или бизнес-планом функционирования организации.  

Планирование

предполагает использование  всех методов, тактик и процедур, которые  менеджеры

используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий.   Все

виды техники  планирования варьируются от

таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных -

моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории

игр и проектов сценариев. Использование такой  техники планирования позволяет

уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам

отслеживать или  анализировать факторы, влияние  на план.  

С помощью

функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в

организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с

неопределенностью и более эффективно на нее реагировать. Поэтому следует

помнить, что неопределенность - это одна из основных причин, по которой

планирование может помочь организации лучше управлять в условиях

неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.

Функция организации.   Она

состоит в установлении   постоянных и

временных взаимоотношений  между всеми подразделениями организации, определение

порядка и условии  ее функционирования. Это - процесс  объединения людей и

средств для достижения поставленных организацией целей.  

Цель

планирования - это  разрешить неопределенность. Тем  не менее сколь бы важным ни

было планирование - это только начало. Организация, имеющая большое количество

разных планов и не имеющая цельной схемы  структуры претворения их в жизнь,

обречена на неуспех. Дело в том, что функции планирования и организации тесно

связаны между  собой. В некотором смысле планирование и организация

объединяются. Планирование готовит сцену для того, чтобы  реализовать   цели  

организации, а  организация как функция управления создает рабочую

структуру, главным  компонентом  

которой   выступают люди.  

Поскольку

концепция организации    состоит   в сведении воедино всех специалистов   фирмы,

задача состоит  в том, чтобы

определить миссию, роль, ответственность, подотчетность  для каждого из них.  

Процесс

организации структурирует  работу и формирует подразделения  исходя из размера

предприятия, ее целей, технология и персонала.  

Существует ряд  элементов, который необходимо структурировать, чтобы

организация смогла выполнить свои планы и тем  самым достичь свои цели.  

Как видно, в

независимости от типов и масштабов деятельности каждая фирма должна быть

некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует

руководствоваться в процессе выполнения функций организации:  

1)    определение    и детализации целей фирмы, которые были

выявлены в ходе планирования;  

2)    определение

видов деятельности по достижении этих целей;  

3)    поручение

различных задач  индивидуумам и объединение  

их в управляемые  рабочие группы или подразделения;  

4)    координация    различных видов деятельности, порученных

Информация о работе Сущность управления