Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:16, курсовая работа
Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Рынок труда — это социально-экономическая система, включающая в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы; это также экономическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками. Рынок труда можно рассматривать широко — как совокупный рынок труда, охватывающий все совокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос (общую потребность экономики в рабочей силе). В узком смысле принято говорить о текущем рынке труда как составной части совокупного рынка труда, основными характеристиками которого являются предложение рабочей силы, т.е. контингент незанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие места, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности экономики в кадрах.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие занятости. Виды и формы обеспечения занятости……………………………………………………………………......6
Глава 2. Анализ деятельности службы занятости населения области «Карпинский центр занятости» по городскому округу Карпинск и Волчанскому городскому округу……………………………………………..19
Рекомендации…………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….….…28
занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
В соответствии с Законом о занятости можно выделить три признака занятости:
a) наличие трудовой и
общественно полезной
б) законность этой деятельности;
в) как правило, наличие дохода, хотя дохода может и не быть, например, у студента вуза, обучающегося по дневной форме обучения. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду, поэтому занятость может быть выражена в различных видах деятельности.
Виды занятости показывают, где занят гражданин, то есть указывают на форму применения труда граждан.
Согласно закону о занятости занятыми считаются граждане:
1) работающие по трудовому
договору, в том числе выполняющие
работу за вознаграждение на
условиях полного либо
2) занимающиеся предпринимательской деятельностью, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя;
3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
4) выполняющие работы
по договорам гражданско-
5) являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
6) избранные, назначенные
или утвержденные на
7) проходящие военную
службу, альтернативную гражданскую
службу, а также службу в органах
внутренних дел, учреждениях и
органах уголовно-
8) проходящие очный курс
обучения в
9) временно отсутствующие
на рабочем месте в связи
с нетрудоспособностью,
10) являющиеся учредителями
(участниками) организаций, за
исключением учредителей (
Исходя из этого можно выделить два вида занятости:
1) занятость как трудовую деятельность;
2) занятость как общественно полезную деятельность.
Под трудовой деятельностью
понимается работа по трудовому договору,
по гражданско-правовому договору,
деятельность по авторским договорам,
сюда же можно отнести
Форма обеспечения занятости показывает, при помощи каких средств государственная служба занятости способствует тому, чтобы безработный гражданин приобрел статус занятого.
Основными формами обеспечения занятости являются:
1. Информирование о рынке
труда, то есть каждому
2. Бесплатное подыскание подходящей работы.
3. Предоставление возможности
повышения квалификации, переобучения
либо получения новой
4. Занятость в отъезд,
то есть предоставление
5. Молодежная практика, то
есть трудоустройство
6. Проведение ярмарок
вакансий в целях обеспечения
временной занятости
7. Привлечение к общественным работам.
8. Квотирование рабочих
мест, то есть установление нормы
обязательного приема на
9. Поддержка предпринимательства
и самостоятельной занятости
граждан — органы службы
10. Поддержка рабочих мест,
то есть работодатель может
заключить со службой
В зависимости от содержания основных
направлений государственной
1) активную государственную
2) пассивную государственную
Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.
Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В качестве заработка не учитывается
выплата выходного пособия и
сохраняемого среднего заработка гражданам,
уволенным из организаций либо с
военной службы в связи с ликвидацией,
сокращением численности и
Безработными не могут быть признаны граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Женщина, ухаживающая за ребенком до 3-х лет, не может быть признана безработной, если она находится в отпуске по уходу за ребенком, так как состоит в трудовых отношениях и может выйти на работу в любое время.
Безработными могут быть признаны только те граждане, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина
безработным принимается
Государственная служба занятости. Ее
сущность и функции. В Екатеринбурге
создана Государственная служба
занятости. Систему государственной
службы занятости населения образуют
Комитет по занятости населения
, а также подчиненные ему управления областных
служб занятости региональные, городские,
районные центры занятости, районные отделения
городских центров занятости, информационные
центры, центры профессиональной подготовки,
повышения квалификации и переподготовки
безработных и их филиалы и отделения.
Государственная политика в области занятости
основывается на принципах обеспечения
равных возможностей всем трудоспособным
гражданам в реализации права на труд,
предоставлении социальных гарантий и
компенсаций безработным, обеспечении
мер, направленных на предотвращение безработицы
и т.д. Она должна решать две основные задачи:
удержание безработицы на докритическом
уровне; разработка и осуществление мероприятий
по социальной защите безработных граждан.
Для реализации политики занятости и обеспечения
гражданам соответствующих гарантий в
Екатеринбурге создана государственная
служба занятости, основными задачами
которой являются: учет граждан, обращающихся
по вопросам трудоустройства, оказание
им помощи в поиске и предложении подходящей
работы; регистрация безработных и оказание
им материальной помощи, включая выплату
пособий по безработице; организация профессионального
обучения и переобучения безработных;
регулирование процессов трудовой миграции
Так как государственная служба занятости
является посредником между безработными
и работодателями, то правоотношения по
трудоустройству устанавливаются между
государственной службой занятости и
безработным; между государственной службой
занятости и работодателем; между работодателем
и безработным, который имеет направление
службы занятости. Основанием возникновения
правоотношений между государственной
службой занятости и безработным является
решение службы занятости о признании
гражданина безработным. В обязанности
службы занятости по отношению к безработному
входит: регистрация его в качестве безработного
при наличии на то оснований; оказание
бесплатного посредничества в подборе
подходящей работы; помощь в выборе такой
работы, в профессиональной ориентации
и трудоустройстве, а также выплата в необходимых
случаях пособий и стипендий, оказание
материальной помощи. к правам государственной
службы занятости в отношении лица, признанного
безработным, относится право требовать
от него исполнения обязанностей безработного,
предусмотренных Законом о занятости.
Государственная служба занятости обладает
следующими правами в отношении работодателей:
требовать предоставления информации
о предстоящих массовых увольнениях, о
вакантных рабочих местах на предприятии,
перечисления в Государственный фонд
содействия занятости необходимых денежных
сумм; требовать принятия на работу граждан,
направляемых государственной службой
занятости в счет брони, установленной
ст. 6 Закона о занятости; взыскания с работодателя
средств на обучение высвобожденного
работника, если в течение двух лет, предшествовавших
высвобождению, работник (за исключением
отдельных случаев) по последнему месту
работы не прошел профессиональной подготовки,
повышения квалификации или переподготовки
Главной целью деятельности государственной
службы занятости является аккумуляция
сведений о вакантных рабочих местах и
предложение безработным подходящей им
работы. Важное значение имеет четкое
определение понятие подходящей работы,
ибо с наличием или отсутствием подходящей
работы законодатель связывает определенные
правовые последствия для безработного.
Так, например, если безработный дважды
отказался от предложенной ему центром
занятости подходящей работы, то выплата
ему пособия может быть приостановлена
на срок до трех месяцев либо размер пособия
может быть сокращен Подходящей считается
работа, соответствующая профессиональной
подготовке безработного, учитывающая
его возраст, состояние здоровья, трудовой
стаж и опыт работы по прежней специальности,
транспортную доступность нового места
работы. Подходящей не может считаться
работа, если: Она предоставляется в другом
населенном пункте по административно-
Глава 2. Анализ деятельности службы занятости населения Свердловской области «Карпинский центр занятости» по городскому округу Карпинск и Волчанскому городскому округу
занятость работник наемный безработный
Основными направлениями деятельности государственной службы занятости Свердловской области являлось содействие трудоустройству граждан, ищущих работу, поддержка незанятого населения и безработных, материальная помощь социально слабозащищенным категориям незанятого населения. По состоянию на 01.09.2012 г. численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составила в городском округе Карпинск 17100 человек, в Волчанском городском округе 5800 человек.
Самый высокий уровень безработицы составил 2,88% в Волчанском округе, тогда как , в г. Карпинск он составил 2,27%. Для снижения уровня безработицы центрами занятости населения проводятся мероприятия по обеспечению занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, повышение качества и доступности государственных услуг.
Структурный состав безработных во всех центрах занятости различен.
Наибольшее число женщин зарегистрировано в Карпинском округе 19,2%, в Волчанском 14,4%.
Число лиц пред пенсионного возраста в Волчанском округе 2,0%, в Карпинском 1,5%.
Из лиц, обратившихся в центры занятости, инвалиды составляют в Карпинском 1%, в Волчанском 1,1%, по этому показателю можно судить, в каком из районом более здоровых жителей.
Для расширения возможностей
трудоустройства граждан, ищущих работу,
и оказанию услуг работодателям
по подбору необходимых работников
центры занятости информируют
Во всех округах проводится работа по реализации активной политики занятости на рынке труда, включая проведения мероприятий по организации общественных работ, проф обучения, временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте 14 - 18 лет.
Общественные работы позволили обеспечить занятость в Карпинском округе - 133 человека, в Волчанском - 101 человек.
Обеспечение временной занятости
несовершеннолетних граждан влияет
на сокращение уровня подростковой преступности
и позволяет оказать