Свободные экономические зоны в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:25, реферат

Описание

В мировой практике внешнеэкономической деятельности суще¬ствуют различные модели территориально-хозяйственного управле¬ния. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяй¬ственные структуры, которые известны как свободные экономичес¬кие зоны (СЭЗ). Различные типы таких зон называют «островками» мирового хозяйства, «окнами» для притока в многочисленные регио¬ны и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков. Наконец, в СЭЗ многие экономисты видят прототип новой политики «открытых дверей» в мировую систему хозяйства.

Содержание

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ - 2
ДИНАМИЧНЫЕ «ОСТРОВКИ» МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. 2
СЭЗ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, ИХ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 2
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СЭЗ 5
КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 6
Складские и транзитные зоны (The Store and transit zones) 7
Свободные таможенные зоны (The free customs zones) 8
Зоны свободной торговли (The zones of the free trade) 10
Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) (The export-production zones) 11
Комплексные зоны (The complex zones) 12
Свободные научно-технические зоны (The free scientific-technical zones) 13
Интернациональные зоны (The international zones) 16
Приграничные (региональные) зоны (The border (regional) zones) 17
РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СЭЗ В РОССИИ. 19
СЭЗ «НАХОДКА» 20
КАЛИНИНГРАД: ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

Работа состоит из  1 файл

свободные экономические зоны.doc

— 301.50 Кб (Скачать документ)

Свободные экономические зоны в  мировой экономике

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободные экономические зоны -

динамичные «островки» мирового хозяйства.

СЭЗ как экономические категории, их сущность и основное содержание

В мировой практике внешнеэкономической  деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры, которые известны как свободные экономические зоны (СЭЗ). Различные типы таких зон называют «островками» мирового хозяйства, «окнами» для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков. Наконец, в СЭЗ многие экономисты видят прототип новой политики «открытых дверей» в мировую систему хозяйства.

СЭЗ как компактные территориальные  образования можно назвать и древними, и современными. Они своими корнями уходят в глубокую старину и в то же время обогащают свою практическую деятельность новым содержанием современной цивилизации. «Свободные экономические зоны,- по словам американских ученых М, Фразье и Р. Рэна, - одна из старейших и вместе с тем новейшая идея человечества в области экономического развития».

Еще в эпоху седой  старины древние финикийцы, египтяне и китайцы СЭЗ использовали Для  развития внешней торговли. В ту эпоху зоны выступали в форме  свободных гаваней и портов. Пер-вым  свободным портом стал Карфаген в 814 г. до н. э. В ХШ веке стали функционировать зоны свободной торговли. История запечатлела прообраз свободной зоны и на древней полоцкой земле. Она простиралась вдоль реки Западная Двина, чьи берега, согласно летописи, «серебряные, а дно - золотое». Эта великая река стала в раннем средневековье одним из важнейших торговых путей. соединивших Арабский Халифат и Хазармю с восточнославянским и скандинавским миром. Это обстоятельство сыграло огромную роль в быстром возвышении отца белорусских городов Полоцка, объединившего в XI веке под своей властью большую часть нынешней территории Беларуси и все Подвинье вплоть до Варяжского (Балтийского) моря.

Главным партнером и  конкурентом Полоцка, остававшегося  несколько веков крупнейшим городом  Великого княжества Литовского, становится в это время Рига. Многочисленные договоры между двумя городами, дошедшие до нас, позволяют достаточно полно представлять характер этого партнерства.                

Двина и сухопутные дороги вдоль нее объявлялись свободным  торговым путем. Правда, иногда случалось, что рижане не выпускали белорусских купцов в море. В таком случае незамедлительно следовал ответ: «Полоцк не позволяет конкурентам подниматься по реке выше его замков». И даже в таких случаях удавалось прийти к  согласию, и тяжело груженные двухпалубные полоцкие струги грузоподъемностью до12 тыс. пудов выходили в балтийские воды, держа Курс на Королевец (Кенигсберг), Гданьск и северонемецкие города. В торговых соглашениях неизменно подчеркивалось, что ни с ливонской ни с литовской стороны никаких таможенных границ. В зоне до мелочей расписывался порядок пользования примерами и весами. Беларусь была частью Европы. Жизнь ее 5 регулировалась Магдебургским правом.

СЭЗ, впитавшие в себя долгий путь развития своих конечно, наполнились новейшим экспортно-содержанием и деловым опытом. Их создание и становление направлено либерализацию и активную внешнеэкономическую: Экономика таких зон имеет высокую степень открытости мировому рынку, а таможенный и налоговый режимы благоприятны для национальных и зарубежных инвестиций.

Открытость мировому рынку делает СЭЗ привлекательными для транснациональных компаний, миллиардные инвестиции которых  вкладываются на всех континентах. Международные  корпораций в поисках благоприятных  условий для своей коммерческой деятельности рассматривают СЭЗ как весьма прибыльные экономические структуры, с которыми связывают важнейшие направления своей экспансии.

Свободные экономические  зоны - интернациональные экономические формирования. Они приобрели глобальный характер, охватив практически все страны мира, включая богатые и бедные. С их помощью происходит весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей.

Свободные экономические  зоны - области очень высокой концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма. Эти феноменальные формирования на исходе XX века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры», ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю.

СЭЗ на новейшей стадии своего развития исправно и мощно несут  свою эстафету в новое тысячелетие, проникая во все сферы мировой экономики. Как утверждают специалисты Запада, к началу XXI века через свободные экономические зоны будет проходить свыше 1/3 мирового товарооборота.

На этом длительном историческом пути своего развития СЭЗ не обошли и Республику Беларусь, которая создает не одну, как в древнем Полоцке, а целую систему свободных зон. В этом четко выражается своеобразная перекличка времен белорусской земли. На далекое эхо древней полоцкой свободной зоны Республика Беларусь в преддверии XXI века отвечает эхом шестикратным: это голоса СЭЗ Бреста, Минска, Гомеля, Могилева. Гродно и Витебска.

Как уже было сказано, СЭЗ относятся к древнейшим хозяйственным формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось недавно. Весной 1973 г. оно было впервые официально объявлено научному миру и деловой общественности. «Под свободной экономической зоной (или «зоной франка»), -говорится в Киотской конвенции, - понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, территория, где соблюдается принцип «таможенной экстерриториальности». Размышляя над таким определением СЭЗ, профессор К.А. Семенов заметил:

«Из этого определения  видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно заметил академик Е. Авдокущин, следовало бы именовать несвободными, а специальными экономическими зонами.»

В то же время профессор  К.А. Семенов дает свое определение  свободных экономических зон, понимая  их как «географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства»

Как видим, такое определение СЭЗ отражает территориальность, льгот, анклавность и ограниченность влияния органов государственной власти в хозяйственной деятельности этих экономических формирований. Последнее созвучное теорией М. Фридмана и требованием рынка. Дважды поясняя свое определение СЭЗ, профессор Семенов К.А. изложил его весьма лаконично, назвав «зоны обособленной частью национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства».

Авторы учебного пособия  «Свободные экономические зоны»  В. Игнатов и В. Бутов дают свое определение этих экономических  формирований: «Свободные экономические  зоны — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач».

В широком смысле определения  СЭЗ дали московские ученые-экономисты Т.П. Данько и З.М. Округ. «Под СЭЗ, - утверждают они -понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ».

Поясняя столь пространное-определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, ее территорией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ им видится как «искусственно созданное государством «вкрапление» в национальную экономическую среду и экономически значительно отличающееся от нее».         Такое определение СЭЗ воплотило в себе территориальный суверенитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный механизм регулирования. Последний не раскрывает сущностью содержание механизма управления СЭЗ. Что включает в себя этот специальный механизм регулирования?

Он, видимо, предполагает систему преференций национальным и зарубежным инвесторам, соответствующий управленческий набор где больше рынка и меньше государства и т. д. Но это не конкретизируется в определении СЭЗ. Сказано слишком общо.

В плане конкретности формулировки можно сослаться на «Большой экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных  и национальных предпринимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ. Однако это определение не полно отражает содержание механизма управления функционирования СЭЗ.

Некоторые экономисты определяют СЭЗ  как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Такая формулировка включает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. И СЭЗ определяется не как географическая территория, а как часть национального экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов, не используемых в других его частях.   Свободные экономические зоны как нам представляется, это часть национального экономического пространства, где для местных и зарубежных предпринимателей создается такая система льгот стимулов, которая на основе новейших технологий позволяет создавать приоритетные отрасли экономики, способные обеспечить производство высококачественной товарной продукции на мировой успешное развитие социально-экономической жизни регионов базирования. При этом деловая жизнь зоны управляет рыночных отношений в сочетании с частичной ререгулирующей ролью государства.

Данное определение  просто и четко отражает место, условия, цели и механизм управления СЭЗ, раскрывает сущность и назначения основных, наиболее совершенных типов СЭЗ, использующих новейшую технологию и выпускающих экспортную продукцию. Такие зоны сочетают и производство, и реализацию готовых изделий. Вырученная валюта становится источником расширенного воспроизводства, увеличения рабочих мест и укрепления экономического потенциала региона, на территории которого функционирует СЭЗ.

Приведенное в тексте определение СЭЗ отражает многовекторность  этих экономических структур.

Цели, задачи и предпосылки создания СЭЗ

Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала создавать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе, Саусантоне, Престрихе и Белфасте) с целью расширения возможностей занятости, привлечения деятельности, способной активизировать экономическую конъюнктуру на национальном уровне. Постсоциалистические страны в СЭЗ апробируют элементы рыночного механизма хозяйствования. В США, согласно закону 1934 г., зоны должны были содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты».

Как видим, достаточно и нескольких примеров, чтобы убедиться в различии целей создания СЭЗ. Однако, несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.

 

Экономические:  

    

  • более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;       
  • привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;
  • использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукций;
  • увеличение валютных поступлений в бюджет страны.
  • Социальные:
  • комплексное развитие отсталых регионов;
  • увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения:           
  • обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
  • насыщение национального рынка высококачественными товарами.

Информация о работе Свободные экономические зоны в мировой экономике