Свободные экономические зоны в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:25, реферат

Описание

В мировой практике внешнеэкономической деятельности суще¬ствуют различные модели территориально-хозяйственного управле¬ния. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяй¬ственные структуры, которые известны как свободные экономичес¬кие зоны (СЭЗ). Различные типы таких зон называют «островками» мирового хозяйства, «окнами» для притока в многочисленные регио¬ны и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков. Наконец, в СЭЗ многие экономисты видят прототип новой политики «открытых дверей» в мировую систему хозяйства.

Содержание

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ - 2
ДИНАМИЧНЫЕ «ОСТРОВКИ» МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. 2
СЭЗ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, ИХ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 2
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СЭЗ 5
КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 6
Складские и транзитные зоны (The Store and transit zones) 7
Свободные таможенные зоны (The free customs zones) 8
Зоны свободной торговли (The zones of the free trade) 10
Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) (The export-production zones) 11
Комплексные зоны (The complex zones) 12
Свободные научно-технические зоны (The free scientific-technical zones) 13
Интернациональные зоны (The international zones) 16
Приграничные (региональные) зоны (The border (regional) zones) 17
РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СЭЗ В РОССИИ. 19
СЭЗ «НАХОДКА» 20
КАЛИНИНГРАД: ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

Работа состоит из  1 файл

свободные экономические зоны.doc

— 301.50 Кб (Скачать документ)

Документом, регулирующим международные взаимоотношения  стран на региональном и локальном  уровнях, является Европейская рамочная конвенция по трансграничному сотрудничеству, принятая 21 мая 1980 года в Мадриде. В соответствии с первым параграфом этого документа, активными субъектами сотрудничества являются органы местного самоуправления и местной государственной администрации. Второй параграф его гласит: «Это сотрудничество осуществляется в рамках внутреннего законодательства, в связи с чем ни одна из стран не утрачивает своей независимости».

У еврорегионов реализована  программа их развития на 1994-1999 гг. - ЕФРР - ИНТЕРРЕГ-2. Она причастна к развитию трансграничного сотрудничества через оказание помощи районам, расположенным вдоль внутренних и внешних границ ЕС. Программа содержала большой спектр мер: разработку и внедрение новейших технологий, охрану окружающей среды, рынок труда и повышения профессиональной подготовки кадров, природопользование и др. Все это созвучно с целями и задачами новейших типов свободных экономических зон.

Высшим органом еврорегиона  является совет, в который страны-участницы приграничного сотрудничества делегируют по три человека. Они выдвигаются из представителей местных органов власти и делового мира.

Еврорегион осуществляет свою деятельность посредством значительного  количества комиссии, которые занимаются следующими вопросами

    • развитием еврорегиона (источники финансирования, инвестиции, выставки, ярмарки);
    • координацией торговой деятельности;
    • охраной окружающей среды и туризма (анализ состояния окружающей среды, разработка туристических маршрутов)
    • образованием, культурой, спортом (организация симпозиумов. конференций, фестивалей, художественных конкурсов, спортивных соревнований).

Создаются контрольно-ревизионная  комиссия еврорегиона. объединенный секретариат  и институт координаторов по вопросам деятельности еврорегиона, назначаемых членами совета от данной страны. Устав еврорегиона требует и формирования общего бюджета.

   Все органы  управления еврорегионом имеют  штаб квартиры, которые находятся  в какой-либо стране-участнице  такого Сформирования.

С 1993 г. функционирует еврорегион «Карпаты». В него входят допредельные административно-территориальные единицы Польши. Венгрии, Румынии, Словакии и Украины. Это межстрановое объединение, как полагают специалисты, в ближайшем будущем может стать основополагающей моделью организации внешнеэкономических связей стран с переходной экономикой.    В сентябре 1995 года четыре польских воеводства (Замойское, „Люблинское, Хелмское, Тарнобжечское) и Волынская область Украины подписали Соглашение о создании еврорегиона «Буг» и приняли его устав. В мае 1998 года к нему присоединились Брестская область (Беларусь) и Бялоподлясское воеводство (Польша). Евро-регион принят в Ассоциацию трансграничных еврорегионов, есть перспектива получения средств на внутреннее развитие.  -Еврорегион «Буг» с общей площадью в 82 тыс. км населением. превышающем 5 млн. чел., расположен в центре Европы, на

одном из магистральных путей Евразии. По его территории прохо-автострада Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва с ответвлением на Украину, Прибалтику и север России. Через еврорегион «Буг» проходят трансевропейские железнодорожные и водные пути.

Первая конференция участников еврорегиона «Буг», прошедшая в Люблине, предопределила:

  • развитие таможенной транспортной инфрастуктуры, упрощение механизма перехода границ и меры в области экологии;
  • создание польско-белорусско-украинского инвестиционного банка, с помощью которого инвестировать производство и обмен;
  • организацию Фонда региональной реконструкции для финансовой поддержки инноваций фирм региона;
  • развитие информационной базы. обеспечивающей новейшими достижениями науки и техники местные органы власти и производство;
  • учреждение Расчетной бартерной палаты, услугами которой интенсировать товарооборот.

Как видим, еврорегион «Буг»  есть своеобразный «треугольник», аналогичный  которому уже давно функционирует  в Азиатско-Тихоокенском регионе.

Характеризуя ряд СЭЗ. начиная от самых древних и заканчивая самыми современными, мы рассмотрели основные и наиболее типичные формирования, имеющие место в практике мирового хозяйства. Для всех анализируемых типов СЭЗ характерна практически одна и та же экономическая цель организации (привлечение национальных и зарубежных инвестиций, использование преимуществ международного разделения труда, увеличение валютных поступлений и т.д.): Общие предпосылки создания СЭЗ - выгодное географическое положение и наличие развитой инфраструктуры и т.д.

Анализируемые типы СЭЗ  далеко не исчерпали все многообразие этих экономических формирований.      

Эволюция развития, пройдя длительный исторический путь, породила множество типов СЭЗ. По данным ООН в мире в преддверии XXI века насчитывается несколько десятков тонально-экономических организационных структур с набором самых различных льгот  для привлечения национальных и зарубежных инвестиций.

Назовем некоторые из этих экономических формирований:

  • зоны свободной экономики ( me zones of the free economic);
  • зоны содействия инвестициям (The zones of the assistance to the investitions);               
  • зоны совместного предпринимательства (The zones of the consistent employment);                                    
  • зоны беспошлинного производства (The zones of the undutyal production);
  • научно-технические зоны (The scientific-technical zones);
  • -беспошлинные экспортно-промышленные зоны (The undutyal export-industrial zones);
  • зоны экономического благоприятствования (The zones of the economic prosperity);
  • зоны беспошлинной торговли (The zones of the undutyal trade);
  • внешнеторговые зоны (The foreigntrade zones);
  • зоны беспошлинного промышленного производства (The zones of the undutyal industrial production);
  • экспортные беспошлинные зоны (The export-undiityal zones);
  • экспортные промышленные зоны (The export industrial zones);
  • банковские и страховые зоны (The banking and insurance zones);
  • вольные гавани (The free havens):
  • открытые города (The open towns);
  • трансграничные зоны роста (The transborder zones of  development);
  • зоны развития импорта (The zones of the development of the import);
  • зоны внешней торговли и т.д. (The zones of the foreign trade).

Развитие и становление СЭЗ  в России.

 

Развитие свободных  экономических зон в России началось в конце 80-х годов. Тогда свободные экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешнеполитической политики и способ стимулирования межгосударственных экономических связей с иностранными партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями с высокой концентрацией предприятий и с участием иностранного капитала. Более того, предполагалось создавать такие зоны в регионах с развитым научно-техническим потенциалом, чтобы изготовлять наукоемкую продукцию на основе соединения отечественных технологий и зарубежного капитала.

По замыслу эти зоны должны были в перспективе стать  полюсами экономического роста. Напомним, что идея полюса экономического роста была обоснована французским ученым Перру в 1950 г. Позже пришли к выводу, что нововведения могут концентрироваться не только в определенных отраслях, но и на определенных ограниченных территориях.

И уже начиная с 60-х  годов идея центров роста практически  закладывалась многими странами (США, Япония. Канада и др.) в соответствующие  программы регионального развития. Теперь это в мировой практике стало тенденцией. В результате либерализации государственного контроля над определенными сферами хозяйственной деятельности или региональной экономики там усиливается власть местных органов, самоорганизуется своеобразная система регионального управления. Это подтверждает О. Крыштановскаяв статье «Регионы забирают власть». «В России, - пишет она, - сегодня происходит новый передел собственности. Центр повсеместно сдает свои позиции, московские олигархии теряют контроль над региональными «дочками»... Под видом исправления просчетов власть и собственность концентрируются в руках региональной олигархии. Ее стремление одно - получить полный контроль над территорией».

Как видим, наметившаяся в мировой практике тенденция регионального развития еще в 60-е годы, на финише века реализуется не одинаково: если на Западе государство как бы доброжелательно переносит центр тяжести в управлении Территорией с общегосударственного уровня на уровень местного самоуправления, то в странах СНГ, включая и Россию, эта тенденция реализуется снизу. Местные органы власти проявляют небывалую активность к региональному управлению. И чем слабее становится президентская власть, тем явственнее полновластие удельных князей регионального уровня. Под их давлением Москва издала ряд законов по развитию, СЭЗ. Статус СЭЗ был закреплен за-11 регионами с численностью населения 18,5 млн. чел. (13% населения всей страны).

СЭЗ «Находка»

 

Первое конкретное предложение  по созданию дальневосточных полюсов экономического роста через механизм СЭЗ высказано в проекте СЭЗ «Находка». В этом документе предлагалось создать на территории города Находки агломерацию локальных зон различного типа, объединенных в единый комплекс со статусом, льготами, близкими к модели особой экономической зоны. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. Находке и примыкающему к ней Партизанскому району был предоставлен статус свободной экономической зоны с льготным налоговым и таможенным режимом и упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций. Спустя месяц» «было принято постановление Совета Министров РСФСР         

Указанные документы  о СЭЗ «Находка» определили четкие гарантии зарубежным инвесторам от национализации и других форм принудительных изъятий их собственности, определены возможные  формы инвестиций, зафиксированы права иностранных инвесторов  в области экономической деятельности, а также установили долгосрочную аренду земли (сроком на 70 лет). СЭЗ «Находка» получила льготный налоговый режим: для предприятий с иностранными инвестициями, доля средств которых в их уставном фонде составляет 30 проц., установлен 10-процентный налог на прибыль, перечисляемый 3 в бюджет, и 10-процентный налог на прибыль, вывозимую иностранным инвестором за рубеж. В течение 5 лет после объявления прибыли иностранные инвесторы полностью освобождались от уплаты налога на прибыль, в том числе и на ту ее часть, которая вывозилась за рубеж, а также на часть прибыли, которая реинвестировалась на территории СЭЗ «Находка» в развитие социальной сферы и формирование производственной инфраструктуры.

Предусмотрены льготы и  для российских предпринимателей. осуществляющих свою деятельность в зоне. Самой;«Находке»  было дано право в составе краевого бюджета отдельной строкой выделять свой бюджет и оставлять в своем распоряжении влечение пяти-лет все выплаты предприятий зоны в вышестоящие бюджеты на условиях возврата этих средств с процентами (так называемый налоговый кредит). В распоряжении предприятий оставалась валюта, заработанная ими в зоне. за исключением 20 проц. отчислений от валютной выручки, перечисляемых в первые 5 лет функционирования СЭЗ «Находка» Находскому городскому совету и Партизанскому районному совету.

Таможенный режим СЭЗ  «Находка» предусматривал освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров, импортируемых на территорию зоны и экспортируемых из этой территории. При вывозе товаров в другие районы России таможенная пошлина взимается только стой части товаров, которая имеет иностранное происхождение. Вывоз изготовленных на территории СЭЗ «Находка» товаров освобождается от квот и лицензии. Предприятия рыбной промышленности получили право самостоятельно реализовывать на внешних рынках до 30 проц. своей продукции.

Судьба становления  и развития СЭЗ «Находка» тесно переплелась экономическими реформами России. Кризисы и обвалы экономики целой страны негативно сказывались на функционировании зоны: После создания СЭЗ «Находка» в 1990 г. государственные власти неоднркратно принимали решения, стимулируя развитие «Находки». Постановление Совмина Российской федерации «О

некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны «Находка» от 8 сентября 1994 г. было направлено на восстановление условий производственной деятельности правового и таможенного режима. Аналогичный Указ Президента РФ был издан в 1996 г. - «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной экономической зоне». На развитие «Находки» были брошены немалые суммы бюджетных средств. -  К концу 90-х годов «Находка» стала одной из наиболее успешных функционирующих зон России. Она расположена на пересечении важных морских, железнодорожных и воздушных путей сообщения. Ее порты принимают и обслуживают в год до 1200 судов из более чем 100 стран мира. На территории зоны функционируют около 500 совместных предприятий. Там апробируется идея создания «свободных точечных режимов».

СЭЗ «Находка» управляется  Административным комитетом. Она практически  реализует стратегию, разрабатываемую  Экспертным Советом. Последний активно  работает над расширением внешнеэкономических связей с зарубежными инвесторами. Из всех зарегистрированных в СЭЗ 169 фирм 31 проц. приходится на предприятия с участием иностранного капитала. Лидирует в инвестициях «Находки» Китай, оставив позади себя Японию. США занимает третье место, обогнав по этому показателю Гонконг; Южную Корею, Великобританию и Германию. Прогнозы показывают, что к началу 2000 года иностранные инвестиции в СЭЗ «Находка» удвоятся.

 

«Находка» превращается в комплексную свободную экономическую зону - конгломерат различного рода специальных зон (свободные таможенные зоны, зоны экспортного производства, зоны переработки товаров под экспортным контролем), в которых создаются благоприятные условия для привлечения иностранного капитала и менеджмента, передовых отечественных (в том числе и конверсионных) и зарубежных технологий производствах целью эффективного включения евроазиатской России в систему международного разделения труда в АТР.  

На начало 1999 г. инвестиции в развитие СЭЗ «Находка» составили 39,5 млн. долл. и 34,7 млрд. рублей, зарегистрировано 409 предприятий и компаний с иностранными инвестициями в объеме 96,5 млн. долларов. На территории СЭЗ открыты консульства Вьетнама и КНДР, 25 представительств фирм из Японии, США. Южной Кореи, Великобритании, Германии, Финляндии, Швейцарии, Китая и Гонконга. Статус индустриальных комплексов с дополнительными региональными льготами для иностранных инвесторов, включая японских, получили девять территорий СЭЗ «Находка»,

В «Находке» активную деятельность осуществляет японская компания «Сумитомо», с участием которой свободные экономические зоны функционируют во Вьетнаме и Малайзии.

Калининград: особая экономическая зона

 

Идея создания Калининградской  СЭЗ была предложена в конце 80-х  годов. Но конкретная реализация этой идеи свершилась немного позднее. В 1994 г. Совет Министров России утвердил «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области», которое закрепило правовые основы финансово-хозяйственной деятельности этой новой экономической структуры, получившей название «Янтарь». Цели создания зоны трактовались так

    • ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;
    • повышение жизненного уровня населения в области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами:
    • обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий для увеличения экспортных возможностей региона;                         
    • развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;
    • отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.      

Информация о работе Свободные экономические зоны в мировой экономике