Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:19, контрольная работа

Описание

Создание свободных экономических зон может стимулировать экономический рост России и обеспечить ее развитие.
Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.

Содержание

1.Свободные экономические зоны: сущность и цели создания…………..4
2.Основные виды свободных экономических зон. Опыт функционирования……………………………………………………..….7
3.Свободные экономические зоны в России……...………………………11
4.Препятствие успеху уже действующих свободных экономических зон в России……………………………………………………………………...15
5.Заключение………………………………………………..........................17
6.Список использованной литературы………………………………….....19

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.docx

— 43.00 Кб (Скачать документ)

Содержание. 

  1. Свободные экономические зоны: сущность и цели создания…………..4
  2. Основные виды свободных экономических зон. Опыт функционирования……………………………………………………..….7
  3. Свободные экономические зоны в России……...………………………11
  4. Препятствие успеху уже действующих свободных экономических зон в России……………………………………………………………………...15
  5. Заключение………………………………………………..........................17
  6. Список использованной литературы………………………………….....19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Создание свободных  экономических зон - действенное  направление развития экономики  отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение  конкретных приоритетных экономических  задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных  экономических зонах, должна быть в  достаточной степени индивидуальна  и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.

В мировой практике существует множество разновидностей свободных экономических зон. В  зависимости от поставленных задач  они могут быть ориентированы  на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего  рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупнено их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.

Создание свободных  экономических зон может стимулировать  экономический рост России и обеспечить ее развитие.

Осуществляющиеся  в настоящее время экономические  реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных  экономических зон - создания благоприятных  условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению  дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим  результатам уже в краткосрочной  перспективе.  
 
 
 
 
 

     Свободные экономические зоны: сущность и цели создания.

     Свободная экономическая зоны (СЭЗ) – важный институт мирового хозяйства, особая форма  международной экономической интеграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальными льготами внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий. При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста – определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием благоприятствующих фактов. Это позволяет решить взаимосвязанные цели: экономическую, социальную, производственную и научно-техническую.

     Экономическая цель преследует активизацию, разрешение внешнеторговый и в целом внешнеэкономической  деятельности; привлечение иностранного и отечественного капитала; повышение  конкурентоспособности национального  производства, его экономической  эффективности; увеличение экспорта и  рационального импорта; рост валютных поступлений и бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ.

     В рамках социальной цели решаются следующие  задачи: создание новых рабочих мест, рост занятости населения; повышение  квалификационного уровня работников с учетом использования мирового опыта; формирование современных менеджерских кадров; повышение благосостояния и уровня жизни населения; ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры.

     Производственная  и научная – техническая цели включают: приток иностранной и отечественной  техники и технологий; ускорение  внедрения результатов НИОКР; концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, а также материально-финансовых ресурсов на приоритетных направлениях; более полное использование имеющихся мощностей, в частности, конверсионных; развитие производственно-транспортной инфраструктуры.

     Создание  и функционирование СЭЗ во всех их разновидностях способствует общему подъему экономики на национальном и региональном уровнях. Неслучайно в настоящий период времени в мире насчитывается порядка 2000 СЭЗ, из которых более 1000 находиться в развивающихся странах. Численность занятых в таких зонах, согласно оценкам Центра ООН по ТНК, превысила 3 млн человек, а суммарный внешнеторговый оборот достиг почти 1,2 трлн долл. Довольно быстрое распространение СЭЗ подтверждает их положительную роль как важного института мировой экономики, способствующего ускорению хозяйственного развития, повышению его устойчивости, привлечению внешних ресурсов роста.

     В условиях ограниченности, а тем более  дефицита ресурсов в ряде стран СЭЗ  выступают как реальный и достаточного эффективный инструмент включения  национальных экономик в мировое  хозяйство. Они ориентированы на активную внешнеэкономическую деятельность, большую восприимчивость к современной технике и технологиям, создание целевых производств, соответствующей инфраструктуры, применение особых методов и форм финансовой, инновационной, производственно-сбытовой, внешнеторговой деятельности. Будучи частью территории страны, СЭЗ выступают вместе с тем как практический рычаг адаптаций всей национальной экономики к мировому хозяйству, ускоряя этот процесс. В то же время необходимо подчеркнуть, что СЭЗ отделены от остальной территории страны и административно (специальным, пропускным), и экономически таможенным, налогово-финансовым режимами. Этот признак СЭЗ оговорен и в официальном их определении, данном в документах Киотской конвенции (1973).

     В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов-портов до инновационных парков и исследовательских  центров. Их роль, место и формы  серьезно изменились, они существуют и действуют во многих странах, превратившись  в неотъемлемый институт мировой  экономики. Можно говорить о нескольких основных типах СЭЗ, разграниченных по определенным признакам:

    • По уровню и кругу решаемых задач: складские, транзитные зоны, свободные порты; промышленные и экспортные; научно-технологические зоны, технополисы и технопарки, инновационные центры; технико-внедренческие комплексные, многопрофильные СЭЗ;
    • По размерам территорий: точечные (фирма, склад, терминал); территориально-масштабные (промышленно-экспортные и промышленно-производственные зоны, технопарки); особо крупные (регионы);
    • По направлениям м сферам хозяйственной специализации: предприятия отраслевые, преимущественно отраслевого профиля; векториального (добыча, обработка, услуги), функционального (банковская, коммерческая деятельность);
    • По участвующим сторонам и особенностями расположения: международные, приграничные.

  Все эти типы зон и их разновидности объединяются в понятие СЭЗ принципиальными характеристиками функционирования: использование льготного налогово-финансового, внешнеторгового и таможенного, инвестиционного, процедурного режимов. Смысл СЭЗ определяется совокупностью решаемых задач, названных выше, а не преференциальным, льготным механизмом функционирования, что нередко выдвигается как основной аргумент необходимости их создания. СЭЗ призваны способствовать экономического роста, эффективному встраиванию национальной экономики в мировое хозяйство. 

Основные  виды свободных экономических  зон. Опыт функционирования.

     Конкретные  виды зон зависят от специфических  задач и функций, особенностей условий  деятельности, ее характера и объемов. Специалисты насчитывают не менее 30 разновидностей СЭЗ. Вариант классификации  зон по основным видам приведен в  приложении 1.

     Исторически первые и логически наиболее простые  СЭЗ, предусматривающие создание благоприятных  условий для купли-продажи, транспортировки, хранения, переработки внешнеторговых грузов, - торгово-складские зоны. В  беспошлинных торгово-складских зонах (БТСЗ) импортные товары могут складироваться, покупаться и продаваться, частично перерабатываться без оплаты таможенных пошлин и налоговых сборов. На них распространяются меры государственного регулирования. Такие зоны существенно облегчают контакты с мировым рынком. Более широким кругом функций характеризуется относящиеся к этой группе зоны внешней торговли, свободные таможенные и свободные беспошлинные зоны, где наряду с коммерческими и складскими операциями допускаются улучшение и модернизация товаров, предоставление страховых и банковских услуг без уплаты пошлин и НДС, организация торгов и выставок. Оказание различных услуг по операциям в СТЗ (СБЗ) осуществляется как их структурами, так и местными предприятиями. Разновидность этого представляют зоны беспошлинной розничной торговли в крупных международных морских и аэропортах. Наконец, свободные порты – ТСЗ, где помимо названных операций осуществляются погрузка-разгрузка судов, размещение товаров и территории и биржевых складах, а также обслуживание и ремонт судов.

     Однако  свободные зоны, ориентированные  только на коммерческую, внешнеторговую деятельность, транзитные товарные операции, не получили широкого распространения из-за ограниченности возможностей – привлекательности в силу близости к международным транспортным коммуникациями и связанным с этим уменьшением транспортных затрат на перевозки внешнеторговых грузов; некоторой экономики на таможенных пошлинах и накладных расходах. По существу этот тип зон не предполагал создания и развития антиимпортного, экспортного производства, вовлечения национального и иностранного капитала, дополнительных трудовых ресурсов, не оказывал ощутимого влияния на структурные сдвиги в экономики. Возможности мирового хозяйства здесь использовались недостаточно. Неслучайно, и прежде всего в развитых и новых индустриальных странах, свободные торгово-складские зоны (СТСЗ) постепенно преобразовались в свободные промышленные (СПЗ), экспортно-производственные (СЭПЗ) и промышленно-производственные зоны (СППЗ).

     В рамках СЭПЗ можно выделить зоны совместного  предпринимательства, предпринимательские  зоны, зоны свободного предпринимательства, специальные экономические зоны, а также специальные предприятия, обслуживающие внешние рынки  и пользующиеся особыми льготами. СЭЗ этого вида отражают новый уровень взаимодействия национальной и мировой экономики, предполагающий качественные, структурные сдвиги в национальном и мировом хозяйстве, ускорение процесса интернационализации хозяйственной жизни.

     Придавая  большое значения деятельности СЭЗ, особенно более совершенных их видов, предполагающих широкое привлечение иностранного капитала, высоких технологий, страны размещения таких зон предусматривают обширную систему экономико-праврвых и социальных мер, обеспечивающих повышенную заинтересованность партнеров. Это прежде всегопоощрительная налоговая и финансовая политика, предоставление различных льгот.

     При создании СЭПЗ в развивающихся странах  и странах переходной экономикой практикуется различные дополнительные льготы:

    • Отмена таможенных пошлин и сборов на ввозимые комплектующие для предприятий реального сектора;
    • Вычеты из дохода, подлежащего налогообложению, в частности сумм затрат и НИОКР и подготовку рабочих кадров;
    • Свобода получения валютного кредита, в том числе под низкие проценты;
    • Допущение обращения иностранной валюты;
    • Ускоренная амортизации основного капитала;
    • Снижение арендной платы за землю и наем помещений;
    • Льготные транспортные тарифы.

     Часто это дополняется освобождением  от экспортных пошлин, налогов на имущество, профессию, от некоторых региональных и местных налогов.

     В ряде стран допускается освобождение работающих на предприятиях СЭЗ от подоходного налога. Все это в  целом создает благоприятный  инвестиционный и предпринимательский  климат. Тем не менее в каждой из стран в рамках экономической политики дифференцируются условия льготного привлечения ресурсов, иностранных и отечественных инвесторов в СЭЗ.

     Согласно  рекомендациям Организации ООН по промышленному развитию по условиям инвестирования в СЭЗ производства отраслей обрабатывающей промышленности разделены на три группы. Наибольшие льготы имеет первая группа – сборочные производства: радиоэлектронные, точной механики, компьютерной техники, т.е. те, которые нуждаются в новых технологиях, высококвалифицированной рабочей силе. Менее преференциальная вторая группа – текстильное, швейное производство, требующее много рабочей силы и достаточно быстро окупающееся. Наименьшие льготы у третьей группы – производства некоторых добывающих в значительных количествах местную рабочую силу, позволяющих увеличить занятость населения.

     На  производства первой и второй групп приходится основная часть предприятий СЭЗ (около 30% их числа с 55-60% занятых). Текстильные и швейные производства – 20% предприятий и 15-20% занятых в СЭЗ, что неслучайно, так как обусловлено простой технологий, излишком и дешевизной рабочей силы в развивающих странах.

     По  расчетам экспортов Института востоковедения РАН, затраты на создание 1 кв.км территории СЭЗ оцениваются в 25-50 млн долл. и требуют расходов на инфраструктуру в размере 4 долл. на  каждый вложенный доллар иностранных инвестиций. Обычно  на эти цели привлекаются займы международных кредитных институтов, в частности Всемирного банка, выдаваемые на льготных условиях.

     В последнее время все большее  распространение получают СЭЗ с  научно-технологической, исследовательской  ориентацией, призванные ускорить и  удешевить разработку и внедрение  технических новшеств, диверсифицировать  производство, создать новые рабочие  места, подготовить квалифицированных  специалистов – научно-технологические  зоны (НТЗ): технополисы, технопарки, технико-внедренческие зоны, научные парки, технологические и деловые центры.  
 

Cвободные экономические зоны в России.

Первые СЭЗ  на территории Российской Федерации  начали образовываться в конце 80-х  годов, то есть еще в эпоху Советского Союза. Основной целью их создания была активизация внешнеэкономической  деятельности предприятий и организаций  путем создания совместных предприятий.

Информация о работе Свободные экономические зоны