Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:19, контрольная работа
Создание свободных экономических зон может стимулировать экономический рост России и обеспечить ее развитие.
Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.
1.Свободные экономические зоны: сущность и цели создания…………..4
2.Основные виды свободных экономических зон. Опыт функционирования……………………………………………………..….7
3.Свободные экономические зоны в России……...………………………11
4.Препятствие успеху уже действующих свободных экономических зон в России……………………………………………………………………...15
5.Заключение………………………………………………..........................17
6.Список использованной литературы………………………………….....19
СЭЗ рассматривались,
в то время как способ стимулирования
межгосударственных экономических
отношений СССР. Предполагалось, что
первые свободные экономические
зоны возникнут на Дальнем Востоке
(то есть в регионе с развитым
научно-техническим
К сожалению, сама
идея СЭЗ с трудом укладывалась в
русло тогдашних экономических
представлений. Поэтому советская
концепция «зон совместного
Второй этап
развития свободных экономических
зон наступил уже в 1990-х годах.
После принятия парламентом и
правительством решений о создании
зон свободного предпринимательства
в стране появилось 19 экстерриториальных
экономических образований, в дальнейшем
к ним прибавилось еще
Опыт создания
свободных экономических зон
в современной России принято
считать неудачным. И неудачи
эти объясняются несколькими
факторами: неблагоприятный инвестиционный
климат страны, непродуманность
Варианты свободных
экономических зон могут быть
настолько же разнообразными, насколько
разнообразны наши регионы. Это свободные
порты и транзитные зоны (для регионов,
имеющих благоприятное
Свободные экономические зоны существуют во многих странах давно. Но в последние десятилетия подобные образования создавались в слаборазвитых странах или регионах, которые нуждались в ускоренном экономическом развитии, но которые находились в отдалении от путей международной торговли. Идеи свободной торговой зоны, свободных городов стары как мир, их история исчисляется столетиями и восходит к периоду расцвета либерализма в Европе. Так что Россия попыталась привить у себя старый европейский метод. Но опыт на российской почве оказался, на мой взгляд, неудачным. Наши экономические зоны - это сложная иерархическая пирамида различных льгот, налоговых послаблений, различных преференций. Как правило, обширные льготы давались местным властям в ущерб федеральному бюджету. Насколько дорого обошлись российской казне экономические зоны, мы сможем узнать, когда вступят в действие все основные части нового Налогового кодекса. Тогда мы увидим, сколько денег дополнительно в виде налоговых сборов должно было прийти в российскую экономику. Любая проблема имеет две стороны. При общем ущербе для экономики страны в целом экономические зоны все же позволили в условиях несовершенного налогового законодательства выжить ряду перспективных предприятий, занимающихся реальным производством, и спасти ряд регионов от разрухи и нищеты. Причем развитие получили новые предприятия, в работу которых были инвестированы иностранные капиталы. Особо позитивную роль экономическая зона играет в Калининградском регионе. Анализируя данные об этой зоне, которые поступают в наш Бюджетный комитет, можно сделать вывод, что если Калининградская экономическая зона будет свернута, то эта территория, являющаяся по сути дела анклавом Российской Федерации, будет экономически утрачена. Я считаю, что для таких специфических регионов, как Калининград, экономические зоны пока что жизненно необходимы. Что же касается экономических зон в Магадане и на Дальнем Востоке, то я бы подходила к этому вопросу крайне осторожно. Я считаю, что если опять начнется процесс роста экономических зон, то ущерба от этого будет гораздо больше, чем возможных выгод для отдельных регионов или отдельных предприятий. Я думаю, что необходимость в свободных экономических зонах будет отпадать по мере упрощения и совершенствования процесса налогообложения и ослабления административного вмешательства в сферу бизнеса. Преимущество свободной экономической зоны в том, что, кроме освобождения от налогов, она дает и «административный сервис». Руководство данного региона и ответственное лицо, отвечающее за работу экономической зоны, берут своеобразное обязательство перед предприятиями, регистрирующимися в этой зоне, что их не будут подвергать различным инспекционным проверкам и нападкам от санэпидемстанций до пожарной охраны.
Моя личная точка зрения: в России нет эффективно действующих экономических зон. Нормативные акты по Калининграду или Находке - несовершенны и не дали того результата, которого ожидали получить от экономической зоны. Продуктивность их во много раз ниже, чем, допустим, от экономических зон в соседнем Китае. Там действует пять экономических зон, и каждая из них имеет свою национальную, социальную, географическую особенность. Каждая зона имеет автономное законодательство, согласованное с общегосударственным. Россия, конечно, не Китай, у нас особенная стать. Каждый регион имеет свою специфику, свои проблемы. Проблемы Дальнего Востока резко отличаются от проблем Краснодарского края. На Дальнем Востоке ждет своего решения проблема рыбного промысла, судоремонтного производства. В Краснодарском крае нужно решать проблему Черноморского и Азовского побережья. Страна теряет ежегодно свыше трех миллиардов долларов из-за того, что в Краснодарском крае не оборудованы курортные зоны на должном уровне. Эти миллиарды уходят в Турцию, берега которой омывает все то же Черное море. Экономические зоны необходимы в Калининградской области, нужны зоны и на границе с Монголией... Везде свои локальные проблемы, своя культура... Но я не вижу никаких конкретных результатов, кроме роста экономических правонарушений. Подобные зоны иначе как рассадниками экономических правонарушений и не назовешь. Там не работает реальный сектор экономики, зарегистрированы всякие дутые компании.
Свободная экономическая зона нужна в том случае, если необходимо помочь депрессивному региону, когда нет иных средств, чтобы заставить работать экономику в регионе. К сожалению, имеющийся российский опыт экономических зон в ряде регионов показал несостоятельность этого экономического механизма. Как правило, экономические зоны становились прибежищем криминальных элементов, пытающихся нажить себе личное состояние, пользуясь всеми льготами на благо собственного кармана. В таких регионах благополучие народа не повышалось, а следственные органы выявляли десятки подставных фирм, качающих деньги в зарубежные банки за счет налоговых и других многочисленных льгот. Моя точка зрения в этом вопросе такова: экономические зоны нужны в крайнем случае, и каждая из них должна создаваться не распоряжением отдельных чиновников в келейном кругу «заинтересованных лиц», а путем принятия отдельного федерального закона по каждой экономической зоне. Все пункты этого механизма должны быть оговорены в законе, каждая копейка, пущенная в оборот, подотчетна. В принципе государство должно в целом создавать благоприятные условия - как экономические, так и социальные - для всех перспективных видов производства во всех регионах страны, а не строить капитализм в отдельно взятом субъекте Федерации...
У нас в России
есть все условия, чтобы свободные
экономические зоны начали действовать
с полной отдачей. Эти центры надо
развивать, чтобы сохранить и
приумножить атомный и
Препятствие успеху уже действующих свободных экономических зон в России
Трудности вызваны двумя основными причинами. Первая - существует представление, что у нас настолько либеральный рыночный режим, что он делает нецелесообразным развитие свободных зон. Другими словами, очаги свободного предпринимательства, к которым относятся и СЭЗ, себя оправдывают только в плановой экономике, где господствует централизованная форма управления. Потому в Китае так хорошо и развиваются СЭЗ, говорят сторонники такого подхода. Это абсолютно некорректный подход: СЭЗ всегда были и будут своеобразным “окном” в налогово-рыночной среде. “Окно” создает благоприятные условия для решения тех или иных задач по прорыву национальной экономики на какие-то передовые рубежи. Избирательность этих прорывов подчинена интересам проводимой экономической политики. Вот почему СЭЗ будут еще долго существовать во всех странах, осуществляющих разумную политику устойчивого экономического развития.
Вторая причина торможения СЭЗ в России в отсутствии налоговых льгот для участников СЭЗ. Без этого никто в СЭЗ не пойдет. Кроме налоговых льгот свободная зона требует также предварительных вложений в создание инфраструктуры. Эти деньги должно найти государство, которое у нас стеснено в своих бюджетных возможностях. Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам ведут изнурительную борьбу за каждую копейку бюджетных доходов. Поэтому проекты, дающие дивиденды в будущем, им не хочется поддерживать, а тем более выделять для них какие-то ресурсы.
Если в федеральных
органах власти не изменится отношение
к роли СЭЗ в общей стратегии
развития России, не улучшится финансовая
поддержка этих очагов свободного предпринимательства
и не ослабнет налоговый пресс
на них, Россия останется на уровне
провинциалов в этой сфере. Но рынок
все равно свое возьмет: зоны будут
прорываться усилиями лоббистов
отдельных субъектов РФ через
статус особых зон, как это произошло
в Калининграде, Ингушетии или
в Находке. России нужны СЭЗ, необходимы
федеральная программа развития
этих зон, стратегия разумного размещения
СЭЗ на Востоке, по периметру границы
с Китаем, на Тихоокеанском побережье
для развития торгово-экономических
отношений со странами АТР и, конечно,
в европейской части.
Заключение.
Придать импульс развитию свободных экономических зон может базовый федеральный закон о свободных экономических зонах. Речь, разумеется, идет не только об устранении пробела в законодательстве. Как известно, свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортного потенциала страны, увеличения объема и улучшения структуры экспорта товаров, расширения внешней торговли, увеличения поступлений в доходную часть бюджета на основе привлечения иностранных и отечественных инвестиций, новых техники и технологий, использования международного опыта управления этими структурами.
Зарубежный опыт красноречиво говорит в пользу СЭЗ. Достаточно сказать, что мировая ассоциация свободных экономических зон объединяет более 100 подобных структур. Они успешно действуют в Китае (Шанхай, Шэньчжэнь), на Кипре, в Бразилии. СЭЗ получили развитие и в странах с классическими рыночными системами, далеко продвинутых в направлении социально-ориентированных рыночных реформ, - в США, Швейцарии, Ирландии. Иными словами, логика свободной экономической зоны сохраняется во всех открытых системах, где среда формируется с участием налоговых отношений.
Один из пробелов в экономической политике России - отсутствие долговременной стратегии развития СЭЗ. Каким образом этот недостаток может быть исправлен?
Кратчайший путь
- разработка федеральной программы
создания и развития свободных экономических
зон. По поручению правительства
эту работу обязаны выполнить
соответствующие министерства и
ведомства на основе предложений
региональных администраций и органов
местного самоуправления, на территории
которых предлагается создать СЭЗ.
При утверждении этого
* основные направления политики создания и развития СЭЗ;
* анализ функционирования СЭЗ на территории страны и меры повышения эффективности их деятельности;
* перечень существующих СЭЗ, а также планируемых зон с обоснованием необходимости их создания и развития;
* материальные,
финансовые, трудовые и иные ресурсы,
необходимые для реализации