Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:19, контрольная работа

Описание

Создание свободных экономических зон может стимулировать экономический рост России и обеспечить ее развитие.
Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.

Содержание

1.Свободные экономические зоны: сущность и цели создания…………..4
2.Основные виды свободных экономических зон. Опыт функционирования……………………………………………………..….7
3.Свободные экономические зоны в России……...………………………11
4.Препятствие успеху уже действующих свободных экономических зон в России……………………………………………………………………...15
5.Заключение………………………………………………..........................17
6.Список использованной литературы………………………………….....19

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.docx

— 43.00 Кб (Скачать документ)

СЭЗ рассматривались, в то время как способ стимулирования межгосударственных экономических  отношений СССР. Предполагалось, что  первые свободные экономические  зоны возникнут на Дальнем Востоке (то есть в регионе с развитым научно-техническим потенциалом) и  будут способствовать росту производства наукоемкой продукции на базе действовавших  национальных технологий и иностранного капитала.

К сожалению, сама идея СЭЗ с трудом укладывалась в  русло тогдашних экономических  представлений. Поэтому советская  концепция «зон совместного предпринимательства» изначально была половинчатой и в конце концов так и осталась нереализованной. Они не представляли большого интереса ни для потенциальных иностранных инвесторов (из-за ограниченности возможностей освоения российского рынка через механизмы этих зон), ни для российских предприятий (из-за отсутствия стимулов для образования СП в этих зонах и возможностей реализации эффективных проектов).

Второй этап развития свободных экономических  зон наступил уже в 1990-х годах. После принятия парламентом и  правительством решений о создании зон свободного предпринимательства  в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько.

Опыт создания свободных экономических зон  в современной России принято  считать неудачным. И неудачи  эти объясняются несколькими  факторами: неблагоприятный инвестиционный климат страны, непродуманность организационной структуры управления, отсутствие жесткого контроля за исполнением бюджетных субсидий и деятельностью хозяйствующих субъектов СЭЗ. То есть факторы эти, главным образом, субъективные и отнюдь не позволяют говорить о том, что сама идея свободных экономических зон неприемлема для России. Напротив, для большинства экономистов очевидно, что с помощью механизма СЭЗ может быть решена проблема экономических взаимоотношений федерального центра и субъектов РФ. Достаточно принять ряд законов и подзаконных актов, разграничивающих права и полномочия центра и субъектов, определяющих статус стратегически важных регионов, порядок бюджетных взаиморасчетов.

Варианты свободных  экономических зон могут быть настолько же разнообразными, насколько  разнообразны наши регионы. Это свободные  порты и транзитные зоны (для регионов, имеющих благоприятное геополитическое  положение), зоны развития с налоговыми льготами для отдельных отраслей или предприятий (для депрессивных регионов), особые экономические зоны (для стратегически важных регионов), точечные зоны (для отдельных хозяйствующих  субъектов в регионах), международные  зоны (для приграничных районов).

Свободные экономические  зоны существуют во многих странах  давно. Но в последние десятилетия  подобные образования создавались  в слаборазвитых странах или  регионах, которые нуждались в  ускоренном экономическом развитии, но которые находились в отдалении  от путей международной торговли. Идеи свободной торговой зоны, свободных  городов стары как мир, их история  исчисляется столетиями и восходит к периоду расцвета либерализма  в Европе. Так что Россия попыталась привить у себя старый европейский  метод. Но опыт на российской почве  оказался, на мой взгляд, неудачным. Наши экономические зоны - это сложная иерархическая пирамида различных льгот, налоговых послаблений, различных преференций. Как правило, обширные льготы давались местным властям в ущерб федеральному бюджету. Насколько дорого обошлись российской казне экономические зоны, мы сможем узнать, когда вступят в действие все основные части нового Налогового кодекса. Тогда мы увидим, сколько денег дополнительно в виде налоговых сборов должно было прийти в российскую экономику. Любая проблема имеет две стороны. При общем ущербе для экономики страны в целом экономические зоны все же позволили в условиях несовершенного налогового законодательства выжить ряду перспективных предприятий, занимающихся реальным производством, и спасти ряд регионов от разрухи и нищеты. Причем развитие получили новые предприятия, в работу которых были инвестированы иностранные капиталы. Особо позитивную роль экономическая зона играет в Калининградском регионе. Анализируя данные об этой зоне, которые поступают в наш Бюджетный комитет, можно сделать вывод, что если Калининградская экономическая зона будет свернута, то эта территория, являющаяся по сути дела анклавом Российской Федерации, будет экономически утрачена. Я считаю, что для таких специфических регионов, как Калининград, экономические зоны пока что жизненно необходимы. Что же касается экономических зон в Магадане и на Дальнем Востоке, то я бы подходила к этому вопросу крайне осторожно. Я считаю, что если опять начнется процесс роста экономических зон, то ущерба от этого будет гораздо больше, чем возможных выгод для отдельных регионов или отдельных предприятий. Я думаю, что необходимость в свободных экономических зонах будет отпадать по мере упрощения и совершенствования процесса налогообложения и ослабления административного вмешательства в сферу бизнеса. Преимущество свободной экономической зоны в том, что, кроме освобождения от налогов, она дает и «административный сервис». Руководство данного региона и ответственное лицо, отвечающее за работу экономической зоны, берут своеобразное обязательство перед предприятиями, регистрирующимися в этой зоне, что их не будут подвергать различным инспекционным проверкам и нападкам от санэпидемстанций до пожарной охраны.

Моя личная точка  зрения: в России нет эффективно действующих экономических зон. Нормативные акты по Калининграду или Находке - несовершенны и не дали того результата, которого ожидали получить от экономической зоны. Продуктивность их во много раз ниже, чем, допустим, от экономических зон в соседнем Китае. Там действует пять экономических зон, и каждая из них имеет свою национальную, социальную, географическую особенность. Каждая зона имеет автономное законодательство, согласованное с общегосударственным. Россия, конечно, не Китай, у нас особенная стать. Каждый регион имеет свою специфику, свои проблемы. Проблемы Дальнего Востока резко отличаются от проблем Краснодарского края. На Дальнем Востоке ждет своего решения проблема рыбного промысла, судоремонтного производства. В Краснодарском крае нужно решать проблему Черноморского и Азовского побережья. Страна теряет ежегодно свыше трех миллиардов долларов из-за того, что в Краснодарском крае не оборудованы курортные зоны на должном уровне. Эти миллиарды уходят в Турцию, берега которой омывает все то же Черное море. Экономические зоны необходимы в Калининградской области, нужны зоны и на границе с Монголией... Везде свои локальные проблемы, своя культура... Но я не вижу никаких конкретных результатов, кроме роста экономических правонарушений. Подобные зоны иначе как рассадниками экономических правонарушений и не назовешь. Там не работает реальный сектор экономики, зарегистрированы всякие дутые компании.

Свободная экономическая  зона нужна в том случае, если необходимо помочь депрессивному региону, когда нет иных средств, чтобы  заставить работать экономику в  регионе. К сожалению, имеющийся  российский опыт экономических зон  в ряде регионов показал несостоятельность  этого экономического механизма. Как  правило, экономические зоны становились  прибежищем криминальных элементов, пытающихся нажить себе личное состояние, пользуясь всеми льготами на благо собственного кармана. В таких регионах благополучие народа не повышалось, а следственные органы выявляли десятки подставных фирм, качающих деньги в зарубежные банки за счет налоговых и других многочисленных льгот. Моя точка зрения в этом вопросе такова: экономические зоны нужны в крайнем случае, и каждая из них должна создаваться не распоряжением отдельных чиновников в келейном кругу «заинтересованных лиц», а путем принятия отдельного федерального закона по каждой экономической зоне. Все пункты этого механизма должны быть оговорены в законе, каждая копейка, пущенная в оборот, подотчетна. В принципе государство должно в целом создавать благоприятные условия - как экономические, так и социальные - для всех перспективных видов производства во всех регионах страны, а не строить капитализм в отдельно взятом субъекте Федерации...

У нас в России есть все условия, чтобы свободные  экономические зоны начали действовать  с полной отдачей. Эти центры надо развивать, чтобы сохранить и  приумножить атомный и оборонный  потенциал. Это очевидно. Этот экономический механизм нужен, он уже создан, и его надо развивать. Таково мое мнение...

Препятствие успеху уже действующих свободных экономических зон в России

Трудности вызваны  двумя основными причинами. Первая - существует представление, что у нас настолько либеральный рыночный режим, что он делает нецелесообразным развитие свободных зон. Другими словами, очаги свободного предпринимательства, к которым относятся и СЭЗ, себя оправдывают только в плановой экономике, где господствует централизованная форма управления. Потому в Китае так хорошо и развиваются СЭЗ, говорят сторонники такого подхода. Это абсолютно некорректный подход: СЭЗ всегда были и будут своеобразным “окном” в налогово-рыночной среде. “Окно” создает благоприятные условия для решения тех или иных задач по прорыву национальной экономики на какие-то передовые рубежи. Избирательность этих прорывов подчинена интересам проводимой экономической политики. Вот почему СЭЗ будут еще долго существовать во всех странах, осуществляющих разумную политику устойчивого экономического развития.

Вторая причина торможения СЭЗ в России в отсутствии налоговых льгот для участников СЭЗ. Без этого никто в СЭЗ не пойдет. Кроме налоговых льгот свободная зона требует также предварительных вложений в создание инфраструктуры. Эти деньги должно найти государство, которое у нас стеснено в своих бюджетных возможностях. Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам ведут изнурительную борьбу за каждую копейку бюджетных доходов. Поэтому проекты, дающие дивиденды в будущем, им не хочется поддерживать, а тем более выделять для них какие-то ресурсы.

Если в федеральных  органах власти не изменится отношение  к роли СЭЗ в общей стратегии  развития России, не улучшится финансовая поддержка этих очагов свободного предпринимательства  и не ослабнет налоговый пресс  на них, Россия останется на уровне провинциалов в этой сфере. Но рынок  все равно свое возьмет: зоны будут  прорываться усилиями лоббистов  отдельных субъектов РФ через  статус особых зон, как это произошло  в Калининграде, Ингушетии или  в Находке. России нужны СЭЗ, необходимы федеральная программа развития этих зон, стратегия разумного размещения СЭЗ на Востоке, по периметру границы  с Китаем, на Тихоокеанском побережье  для развития торгово-экономических  отношений со странами АТР и, конечно, в европейской части. 
 

Заключение.

Придать импульс  развитию свободных экономических  зон может базовый федеральный закон о свободных экономических зонах. Речь, разумеется, идет не только об устранении пробела в законодательстве. Как известно, свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортного потенциала страны, увеличения объема и улучшения структуры экспорта товаров, расширения внешней торговли, увеличения поступлений в доходную часть бюджета на основе привлечения иностранных и отечественных инвестиций, новых техники и технологий, использования международного опыта управления этими структурами.

Зарубежный опыт красноречиво говорит в пользу СЭЗ. Достаточно сказать, что мировая  ассоциация свободных экономических  зон объединяет более 100 подобных структур. Они успешно действуют в Китае (Шанхай, Шэньчжэнь), на Кипре, в Бразилии. СЭЗ получили развитие и в странах с классическими рыночными системами, далеко продвинутых в направлении социально-ориентированных рыночных реформ, - в США, Швейцарии, Ирландии. Иными словами, логика свободной экономической зоны сохраняется во всех открытых системах, где среда формируется с участием налоговых отношений.

Один из пробелов в экономической политике России - отсутствие долговременной стратегии  развития СЭЗ. Каким образом этот недостаток может быть исправлен?

Кратчайший путь - разработка федеральной программы  создания и развития свободных экономических  зон. По поручению правительства  эту работу обязаны выполнить  соответствующие министерства и  ведомства на основе предложений  региональных администраций и органов  местного самоуправления, на территории которых предлагается создать СЭЗ. При утверждении этого документа  в правительстве указываются  источники финансирования затрат на создание объектов инфраструктуры, зданий и сооружений административного назначения. Представляется, что федеральная программа должна включать такие разделы:

* основные направления  политики создания и развития  СЭЗ;

* анализ функционирования  СЭЗ на территории страны и  меры повышения эффективности  их деятельности;

* перечень существующих  СЭЗ, а также планируемых зон  с обоснованием необходимости  их создания и развития;

* материальные, финансовые, трудовые и иные ресурсы,  необходимые для реализации федеральной  программы, в том числе за  счет средств федерального бюджета,  с распределением ресурсов по  свободным зонам.

Информация о работе Свободные экономические зоны